Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речевое общение
Воспитателю следует выступать инициатором игр и занятий, быть приятным, заинтересованным собеседником, источником познавательной информации. Развивать и обогащать понимание детьми причинно-следственных отношений на основе расширения сенсорного, эмоционального, предметно-действенного опыта. Придавать общению с детьми личностный характер: обсуждать нравственные проблемы, темы связанные с понятием о том, что такое хорошо и что такое плохо (вообще и в конкретной ситуации). Развивать умение определять функциональные, личностные и социальные качества объектов и явлений, употреблять в речи осознанные и разнообразные понятия, имеющие основу в виде чувственного и опосредованного познания окружающего мира; способствовать наполнению вербальных характеристик людей, предметов, явлений конкретным содержанием. Учить детей использовать невербальные средства общения: жесты, мимику, интонацию (игры «Угадай позу», «Покажи такую же», «Игры в масках», «Молчанка», «Найди спрятанное», «Угадай, что это и др.» Отрабатывать навыки соотнесения всех элементов невербального общения и умения по их восприятию и пониманию использовать в процессе свободной коммуникации. Формировать интерес к процессу взаимодействия со сверстниками, которое перерастает в дружбу между детьми. Учить способам диалогического взаимодействия: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению обосновать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером. Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения детей со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно печатных играх, беседах, коллективных видах деятельности (труд, конструирование, рисование). Создавать проблемные ситуации, ставить перед детьми поисковые вопросы, требующие коллективного обсуждения и разрешения (Как удобнее расположить в группе новый строитель? Из чего лучше сделать кормушку для птиц?, Как помочь заболевшему растению? и т.д.) Развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения; в форме пересказа. В описательных рассказах о предметах и явлениях природы учить точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать их иерархию, определять и воспроизводить логику описательного рассказа, использовать разнообразные средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения). Учить составлять сюжетный рассказ по картине, серии картин, из личного опыта в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина событий), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения) и развязка (окончание). Создавать условия для развития творческих речевых умений, использовать разнообразные виды творческих рассказов: придумать продолжение и завершение рассказа, сочинить сказку на тему, предложенную воспитателем, на свободно выбранную тему, составить рассказ по «кляксографии», по пословицам и т.д. Поддерживать инициативу и самостоятельность детей, бережно относиться к результатам творческой речевой деятельности: записывать детские рассказы, оформлять книжки сочиненных детьми сказок, альбомы загадок; удачные образцы детского речевого творчества помещать в родительский уголок. Продолжать осваивать объяснительную форму речи, речь- доказательство (логично рассуждать, обосновывать свою точку зрения, находить аргументы в споре), формировать умение самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.
|