Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей.⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Игра имеет большое значение для формирования физического и психического развития детей со зрительной патологией, для становления индивидуальности и умения жить сообща. Она позволяет расширить познавательные интересы ребенка, приобрести различные практические умения; активизировать все сохранные анализаторы. В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, приобщаются к жизни окружающих взрослых. В игре имеется возможность влияния на черты характера ребенка, воспитания нравственных чувств и привычек. В процессе игры развиваются воображение, изобретательность, творческие способности. Одной из предпосылок развития игровой деятельности является знание детьми окружающей действительности, конкретных событий, ситуаций, действий, поступков людей. Содержание игры зависит от богатства индивидуального опыта ребенка. У детей с нарушением зрения визуальная информация ограничена. Трудности зрительного подражания, малая подвижность и меньшая активность детей, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, бедность личного опыта приводят к тому, что игровая деятельность дошкольников с нарушением зрения часто отстает в развитии по сравнению с нормально видящими детьми. Наблюдается ограниченность сюжетов творческих игр, незнание детьми игровых способов и действий, неумение контактировать с партнерами в игре. Без специальной работы педагога дети с тяжелой патологией зрения не могут обучаться играть самостоятельно. Необходимым условием возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая помощь ребенку. Обучая ребенка с нарушением зрения игре, необходимо основываться на природной любознательности, в основе которой лежит ориентировочная деятельность; на звуковом, двигательном и зрительном (при наличии зрения) подражании. Для преодоления отставания в развитии игровой деятельности должны предусматриваться специальные пропедевтические (подготавливающие) индивидуальные и подгрупповые занятия по обучению детей игре: знакомство с предметами и объектами, которые будут использованы в содержании игры; формирование действий с предметами и игрушками, использование предметов в их условном значении; наблюдение за окружающей жизнью, за деятельностью взрослых; проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет. Специальной задачей в развитии игры детей с нарушением зрения является обогащение чувственной основы игры. Для этого проводятся специальные экскурсии и наблюдения, в процессе которых осуществляется слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни. В программу включены разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, игры-драматизации. Музыкально-дидактические игры включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание». Сюжетно-ролевая игра является наиболее ранним видом игровой деятельности дошкольников. Воспитатель должен участвовать в игре, руководя и направляя, обеспечивая развитие игры наглядно-действенным показом, советом, учитывая индивидуальные особенности детей. Существенное место должно отводиться работе по обогащению, формированию сюжета ролевых игр путем наблюдения за жизнью взрослых, чтению художественной литературы, разыгрыванию инсценировок по сказкам, наблюдениям за жизненными, трудовыми действиями взрослых. Важная роль отводится дидактическим играм как средству развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей; умственного, нравственного воспитания дошкольников. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, классифицирует предметы по разным признакам, делает простейшие обобщения. У детей развиваются память, смекалка, находчивость, сообразительность. Дидактическая игра является и средством коррекции нарушенных зрительных функций детей: в ходе игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Пособия и материалы, предлагаемые детям, должны учитывать особенности нарушения зрительного анализатора каждого ребенка. Подвижные игры разделяются по характеру движений, содержанию, способам организации детей и правилам. К ним относятся сюжетные, игры на соревнование, игровые упражнения. Подвижные игры являются эффективным средством воздействия на всестороннее развитие детей. Вместе с тем они имеют большое коррекционное значение в развитии зрения и зрительного восприятия дошкольников, коррекции двигательных нарушений. При организации и проведении подвижных игр различного характера необходимо учитывать особенности зрительных и двигательных нарушений у детей, что обеспечит эффективность влияния игр на развитие каждого ребенка. Игры организуются воспитателем один-два раза в день для всех детей одновременно или по подгруппам. Ежедневно дети должны играть самостоятельно на прогулке, в свободное от занятий время – в игровой комнате. Подвижные игры организуются в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна детей, на физкультурных занятиях.
|