Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние факторов прямого воздействия






—-=------------------------ 1 \ч • факторы, которые непосредственно

Факторы прямого \ вл ИЯЮт на операции организации и

воздействия / F

1------------ —------------ 1 / организационную культуру


Среди факторов внешней среды прямого воздействия на органи­зационную культуру многие авторы выделяют следующие:

• трудовые ресурсы в сфере деятельности организации (рынок тру­да);

• собственников организации (акционеров, участников и т.п.);

• потребителей;

• банки и другие финансовые институты;

• конкурентов;

• поставщиков;

• профсоюзы;

• законодательные и нормативные акты государственных, регио­нальных и муниципальных органов.

Рассмотрим более подробно, как те или иные факторы внешней микросреды влияют на организационную культуру.

Трудовые ресурсы (рынок труда). Так, если в зоне деятельности организации ощущается недостаток трудовых ресурсов, то органи­зация вынуждена уделять большое внимание управлению персона­лом, подготовке, повышению их квалификации, мотивации и т.п., т.е. будет больше внимания уделяться и повышению уровня органи­зационной культуры. Наоборот, при избытке на рынке трудовых ре­сурсов руководство организации будет нацелено в большей мере на задачи в ущерб налаживанию нормального морального психологи­ческого климата в организации.

Следовательно, на организационную культуру влияет как недо­статок, так и избыток трудовых ресурсов в регионе или зоне ее дея­тельности. В одном случае это оказывает положительное влияние на развитие культуры, в другом — негативное.

Собственники организации (акционеры, участники и т.п.). Высшим органом управления в организации является общее собрание ее соб­ственников. В акционерном обществе — это собрание акционеров, в обществе с ограниченной ответственностью — это общее собрание участников, в производственном кооперативе — общее собрание членов кооператива. У собственников свои, зачастую отличные от работников организации, интересы и взгляды на перспективу ее раз-пития. Круг полномочий этого органа довольно широкий. Именно он принимает все наиболее важные решения (в том числе миссию, цели, стратегию и т.п.), которые непосредственно влияют на ее ор­ганизационную культуру.

Поставщики. Поставщики — это предприятия, обеспечивающие организации материально-техническими и энергетическими ресур­сами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Особенности и специфика ведения бизнеса в современных усло-ииях диктует необходимость формировать новую культуру взаимоот­ношений с поставщиками сырья, оборудования и комплектующих,


основанную на доверии и положительной репутации. Это связано с необходимостью точных и своевременных поставок в нужных для бесперебойного производства объемах, снижения издержек на сырье и материалы.

Потребители. Потребители — это те, кто покупает товары (услу­ги). Чтобы превзойти самые смелые ожидания потребителей, необ­ходимо: знать их запросы; ориентировать производство на потре­бителей; постоянно увеличивать круг потребителей; заботиться о высоком качестве своих товаров; рассматривать затраты на потре­бителей как долгосрочные и высокорентабельные капитало­вложения.

Современный потребитель диктует свои условия на рынке. Чтобы привлечь потребителя, организация должна обслуживать его лучше, чем конкуренты. В этих условиях приобретают значимость не только качество товара, но и послепродажное обслуживание, а также фор­мирование фирменного имиджа, стиля, собственной торговой марки и другие способы привлечения потребителей.

Конкуренты. Конкуренты — это лица, фирмы, предприятия, со­перничающие в достижении идентичных целей или стремящиеся обладать теми же ресурсами, доминировать на рынке. Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции и реализации ее потребителям необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику, стремиться превзойти их во всех сферах деятельности, в том числе в отношениях с потребителями продукции.

Современные экономические условия формируют и новые спо­собы конкуренции. Если раньше можно было достичь значительных конкурентных преимуществ за счет совершенствования производст­венного процесса и повышения качества продукции, то в настоящее время это достигается за счет широко известной торговой марки, фирменного стиля, высокой степени доверия со стороны потреби­телей.

Если культура обслуживания не удовлетворяет потребителей, то они «уйдут» к конкуренту и предприятие может обанкротиться.

Профсоюзы. Профсоюзы — это общественные организации, при­званные защищать интересы работников. Поэтому менеджеры при принятии решений по кадрам должны соблюдать трудовое законо­дательство, а также учитывать права не только работников, но и про­фсоюзных органов.

Законодательные и нормативные акты государственных и муници­пальных органов. В России и ее субъектах принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации. Законодатель­ные акты прямо или косвенно регламентируют определенные поло­жения организационной культуры. Например, в области требований к организации труда, обеспечения питания и мест отдыха, требова-


пий к внешнему виду и т.п. Поэтому менеджерам, в особенности выс­шего уровня, необходимо отслеживать изменения в законодательстве и оперативно реагировать на них. Необходимо также устанавливать хорошие отношения с государственными и муниципальными органа­ми, уметь отстаивать в этих органах интересы и ценности своей орга­низации, формировать в этих органах привлекательный образ своей организации.

Банки и другие финансовые институты. Для успешного функцио­нирования в рыночных условиях необходимо поддерживать совре­менную культуру отношений с банками и другими финансовыми инструментами. Для получения кредита, страхования сделок, прове­дения расчетов с поставщиками и потребителями организация долж­на формировать положительный имидж и репутацию надежного партнера.

По мнению многих ученых, на организационную культуру ока­зывают влияние те же факторы, что и в целом на организацию. К факторам косвенного воздействия обычно относят:

• состояние экономики в стране;

• политические факторы;

• научно-технический прогресс;

• социальные факторы;

• международное окружение, в частности сотрудничество с зару­бежными компаниями;

• национальную культуру.

Состояние экономики в стране. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад производства валового внутреннего про­дукта (ВВП), уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно других валют, система налогообложения и кредитова­ния, спрос и предложение на рынке, уровень и динамика цен, пла­тежеспособность предприятий, безработица и др. Экономическая ситуация в стране определяет специфику условий функционирова­ния организации, уровень жизни и, соответственно, культуру насе­ления, а, следовательно, и культуру конкретной организации.

Политические факторы. На производственной и социальной дея­тельности организации определенно сказываются события, проис-


ходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Политическая ситуация оказывает влияние на организационную культуру путем формирования общих направ­лений и тенденций развития экономики (например, глобализация, информатизация и т.п.). Государственными органами управления даются основные установки, сказывающиеся на экономической по­литике отдельной организации. Все это оказывает влияние на орга­низационную культуру путем формирования ценностных ориента­ции, норм и правил функционирования организации.

Научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс иг­рает главную роль в развитии и интенсификации производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные и прикладные исследования, конструкторско-технологические разра­ботки, создание образцов новой техники, ее освоение и внедрение в производство. В современных условиях научно-технический про­гресс развивается на основе генной инженерии, биотехнологий, ин­формационных и телекоммуникационных технологий. Это вынужда­ет организации также смещать акцент в своей производственно-хо­зяйственной деятельности. В частности, отказываться не только от использования таких объективных элементов культуры, как физиче­ски и морально устаревшего оборудования, но и от субъективных элементов культуры (морально устаревших методов организации производства и управления персоналом).

Социальные факторы. Эти факторы оказывают влияние на куль­туру конкретной организации через установленный государством уровень ответственности организации перед коллективом, общест­вом в целом, других социальных нормах. В соответствии с этими требованиями организация должна поддерживать на надлежащем уровне условия труда и жизни трудового коллектива, создавать соб­ственную социальную инфраструктуру (столовые, лечебно-оздоро­вительные и детские дошкольные учреждения и т.п.).

Являясь составной частью внешнего окружения, организация обязана постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но уделять внимание вопросам общегосударственного значения.

Международное окружение. К международным факторам можно отнести интернационализацию и глобализацию мировой экономики, изменение курса валют на мировом рынке, становление междуна­родной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др. Особенно заметное влияние эти факторы оказывают на предприя­тия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Национальная культура. Культура любой организации находится под воздействием национального фактора. Учитывая важность этого вопро-


са, влияние национальной культуры на организационную культуру кон­кретной компании будет рассмотрено в §4.3.

Схематически влияние факторов внешней среды на организаци­онную культуру можно представить в следующем виде (рис. 4.1).

Среди множества факторов внутренней и внешней среды органи­зации, оказывающих наибольшее влияние на ее организационную культуру, многие ученые выделяют:

• личность руководителя организации (директора или председате­ля совета директоров);

• размер организации;

• сферу деятельности;

• этапы жизненного цикла организации;

• уровень образования и квалификации работников;

• национальную культуру.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал