Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выявление наиболее значимых факторов, повлиявших на различия организационных культур организаций
Сравните организационные культуры двух известных вам компаний или учреждений. Различия между ними можно установить по признакам, указанным в табл. 1.4. Используя теоретический материал этой главы, определите факторы, оказавшие наибольшее влияние на различия организационных культур этих компаний или учреждений. Рекомендуемая литература 1. Балашов АЛ. Теория организации [Текст]: учеб. пособие / А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 2. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. 3. Менеджмент [Текст]: учебник для бакалавров; под общ. ред. А.Л. Гапо-ненко. — М.: ЮРАЙТ, 2014. 4. Менеджмент [Текст]: учебник для бакалавров; под ред. А.Н. Петрова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2014. Глава 5 КОММУНИКАЦИИ — ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ Как отмечалось ранее, коммуникации являются важнейшим элементом организационной культуры. Они также служат связующим элементом в управленческой деятельности. Например, многие менеджеры тратят на эти цели до 90% своего рабочего времени. Поэтому эффективное функционирование организации зависит от качества коммуникаций. В научной литературе термин «коммуникации» появился в начале XX в. Сущность этого понятия раскрывается в следующих определениях. Особенностью культуры конкретной организации является соотношение формальных и неформальных коммуникаций. Формальные организационные коммуникации — это коммуникации, которые определяются уставом организации или официальными правилами. Формальные коммуникации определяются существующими регламентами (организационная структура управления, положение об отделах и службах, содержащее раздел «Взаимосвязи между подразделениями», и т.п.). Формальные коммуникации широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления. Они служат необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, так как позволяют получать необходимую информацию на всех уровнях управления. В организации также присутствуют и неформальные коммуникации, которые возникают из-за желания работников знать ту информацию, которую они не получают по формальным каналам. Неформальная коммуникация — это информация, передаваемая по каналам распространения слухов. Например, это может быть информация о предстоящем сокращении, наказаниях за опоздания, об изменениях в структуре организации, о конфликтах в организации и т.п. (проще говоря — это слухи, передаваемые по неформальным каналам). Слухи, как правило, возникают вследствие недостатка информации. Большой объем сведений, распространяемый с помощью слухов, свидетельствует не только о недостатках формальных коммуникаций или их неэффективности, но главное — указывает на низкий уровень развития организационной культуры. В зависимости от пространства (среды) движения информации коммуникации подразделяются на: • внутренние; • внешние. Внутренние коммуникации — это информационный обмен внутри организации. Внешние коммуникации — это обмен информацией между организацией и ее внешней средой. Для повышения уровня развития организационной культуры важны как внутренние коммуникации, объединяющие отдельных сотрудников и подразделения, так и коммуникации с внешней средой (поставщиками, покупателями, банками и т.п.). В зависимости от направления циркуляции информации различают следующие коммуникации: • вертикальные; • горизонтальные; • диагональные. Вертикальные коммуникации — передача информации с высших уровней руководства на низшие, и, наоборот, с низших на высшие. Коммуникации высших звеньев управления с низшими (сверху вниз) получили название нисходящих. Коммуникации от подчиненных к руководителям (снизу вверх) называют восходящими. С помощью нисходящих коммуникаций работникам организации сообщают о конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т.п. С помощью восходящей коммуникации руководство узнает о реальном положении дел в организации, об исполнении принятых решений, о возникающих трудностях, проблемах и предположениях по их разрешению. Горизонтальные коммуникации — обмен информацией между равноправными элементами организации (например, между отделами, группами, работниками и т.п.). Их отличие от вертикальных заключается в том, что горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации. Диагональные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между работниками подразделений различных уровней иерархии (например, деловой разговор между начальником финансового от- дела и специалистом отдела маркетинга и т.п.). Они используются в случаях, если коммуникации работников организации другими способами неэффективны. По форме общения различают вербальные и невербальные коммуникации. Вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи. Вербальные символы (слова) — основное средство для кодирования информации и решений, предназначенных к передаче. Однако в коммуникациях используются и другие символы. Невербальные (несловесные) коммуникации — это коммуникации, осуществляемые на основе жестов, интонаций и т.п. По мнению некоторых ученых, эффект большинства указаний руководителя создается невербальной коммуникацией (тональностью голоса, выражением лица и т.п.). Основные типы невербальной коммуникации: • движение тела (например, жесты, выражение лица, движение глаз, прикосновения, позы и т.п.); • речь (например, качество голоса, засоренность речи, смех, зевание и т.п.); • использование среды (например, манеры помещения себя в среде, чувство своей и чужой территории, близость в общении и т.п.); • физическая среда (например, дизайн помещения, мебели, чистота и опрятность, освещенность и т.п.); • время (например, опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать и т.п.); • личные физические качества (например, строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи и т.п.). Невербальные коммуникации часто носят бессознательную основу и свидетельствуют об эмоциях участника коммуникационного процесса. Жесты, позы, выражения лица сотрудников организации в процессе их коммуникаций отражают особенности ее организационной культуры. В последние годы существенный прогресс в совершенствовании обмена информацией внутри организации и вне ее достигнут на основе информационных технологий. Во многих организациях информационно-управленческие системы функционируют на базе современной техники, программного обеспечения и информационных технологий передачи сообщений (например, внутрифирменная компьютерная сеть, веб-сайт, глобальная сеть «Интернет» и т.п.). Все это создает хорошие предпосылки для совершенствования коммуникаций и повышения уровня развития организационной культуры.
|