Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление наиболее значимых факторов, повлиявших на различия организационных культур организаций






Сравните организационные культуры двух известных вам компа­ний или учреждений. Различия между ними можно установить по признакам, указанным в табл. 1.4.


Используя теоретический материал этой главы, определите фак­торы, оказавшие наибольшее влияние на различия организационных культур этих компаний или учреждений.

Рекомендуемая литература

1. Балашов АЛ. Теория организации [Текст]: учеб. пособие / А.П. Бала­шов. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.

2. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Нау­мов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.

3. Менеджмент [Текст]: учебник для бакалавров; под общ. ред. А.Л. Гапо-ненко. — М.: ЮРАЙТ, 2014.

4. Менеджмент [Текст]: учебник для бакалавров; под ред. А.Н. Петрова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2014.


Глава 5 КОММУНИКАЦИИ — ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ

Как отмечалось ранее, коммуникации являются важнейшим эле­ментом организационной культуры. Они также служат связующим элементом в управленческой деятельности. Например, многие ме­неджеры тратят на эти цели до 90% своего рабочего времени. Поэто­му эффективное функционирование организации зависит от каче­ства коммуникаций. В научной литературе термин «коммуникации» появился в начале XX в. Сущность этого понятия раскрывается в следующих определениях.

Особенностью культуры конкретной организации является соот­ношение формальных и неформальных коммуникаций.

Формальные организационные коммуникации — это коммуника­ции, которые определяются уставом организации или официальны­ми правилами. Формальные коммуникации определяются сущест­вующими регламентами (организационная структура управления, положение об отделах и службах, содержащее раздел «Взаимосвязи между подразделениями», и т.п.).

Формальные коммуникации широко используются в организа­циях, имеющих иерархическую структуру управления. Они служат необходимым инструментом в координации деятельности подразде­лений организации, так как позволяют получать необходимую ин­формацию на всех уровнях управления.

В организации также присутствуют и неформальные коммуника­ции, которые возникают из-за желания работников знать ту инфор­мацию, которую они не получают по формальным каналам.

Неформальная коммуникация — это информация, передаваемая по каналам распространения слухов. Например, это может быть ин­формация о предстоящем сокращении, наказаниях за опоздания, об изменениях в структуре организации, о конфликтах в организации


и т.п. (проще говоря — это слухи, передаваемые по неформальным каналам).

Слухи, как правило, возникают вследствие недостатка информа­ции. Большой объем сведений, распространяемый с помощью слу­хов, свидетельствует не только о недостатках формальных коммуни­каций или их неэффективности, но главное — указывает на низкий уровень развития организационной культуры.

В зависимости от пространства (среды) движения информации коммуникации подразделяются на:

• внутренние;

• внешние.

Внутренние коммуникации — это информационный обмен внутри организации.

Внешние коммуникации — это обмен информацией между органи­зацией и ее внешней средой.

Для повышения уровня развития организационной культуры важ­ны как внутренние коммуникации, объединяющие отдельных со­трудников и подразделения, так и коммуникации с внешней средой (поставщиками, покупателями, банками и т.п.).

В зависимости от направления циркуляции информации разли­чают следующие коммуникации:

• вертикальные;

• горизонтальные;

• диагональные.

Вертикальные коммуникации — передача информации с высших уровней руководства на низшие, и, наоборот, с низших на высшие. Коммуникации высших звеньев управления с низшими (сверху вниз) получили название нисходящих. Коммуникации от подчи­ненных к руководителям (снизу вверх) называют восходящими. С помощью нисходящих коммуникаций работникам организации сообщают о конкретных заданиях на определенный период, изме­нении правил, инструкций, стандартов деятельности и т.п. С помо­щью восходящей коммуникации руководство узнает о реальном положении дел в организации, об исполнении принятых решений, о возникающих трудностях, проблемах и предположениях по их разрешению.

Горизонтальные коммуникации — обмен информацией между рав­ноправными элементами организации (например, между отделами, группами, работниками и т.п.). Их отличие от вертикальных заклю­чается в том, что горизонтальные информационные обмены связы­вают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.

Диагональные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между работниками подразделений различных уровней иерархии (например, деловой разговор между начальником финансового от-


дела и специалистом отдела маркетинга и т.п.). Они используются в случаях, если коммуникации работников организации другими спо­собами неэффективны.

По форме общения различают вербальные и невербальные ком­муникации.

Вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи.

Вербальные символы (слова) — основное средство для кодирова­ния информации и решений, предназначенных к передаче. Однако в коммуникациях используются и другие символы.

Невербальные (несловесные) коммуникации — это коммуникации, осуществляемые на основе жестов, интонаций и т.п. По мнению не­которых ученых, эффект большинства указаний руководителя созда­ется невербальной коммуникацией (тональностью голоса, выраже­нием лица и т.п.).

Основные типы невербальной коммуникации:

• движение тела (например, жесты, выражение лица, движение глаз, прикосновения, позы и т.п.);

• речь (например, качество голоса, засоренность речи, смех, зева­ние и т.п.);

• использование среды (например, манеры помещения себя в сре­де, чувство своей и чужой территории, близость в общении и т.п.);

• физическая среда (например, дизайн помещения, мебели, чисто­та и опрятность, освещенность и т.п.);

• время (например, опоздания, ранний приход, склонность застав­лять себя ждать и т.п.);

• личные физические качества (например, строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи и т.п.).

Невербальные коммуникации часто носят бессознательную осно­ву и свидетельствуют об эмоциях участника коммуникационного процесса. Жесты, позы, выражения лица сотрудников организации в процессе их коммуникаций отражают особенности ее организаци­онной культуры.

В последние годы существенный прогресс в совершенствова­нии обмена информацией внутри организации и вне ее достигнут на основе информационных технологий. Во многих организаци­ях информационно-управленческие системы функционируют на базе современной техники, программного обеспечения и инфор­мационных технологий передачи сообщений (например, внутри­фирменная компьютерная сеть, веб-сайт, глобальная сеть «Интернет» и т.п.). Все это создает хорошие предпосылки для со­вершенствования коммуникаций и повышения уровня развития организационной культуры.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал