Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование организационной культуры
Организационная культура формируется как стихийно, так и благодаря целенаправленным управленческим воздействиям. Следовательно, она должна быть объектом современного управления. Для более полного раскрытия данного утверждения необходимо рассмотреть три взаимосвязанных между собой процесса управления организационной культурой: 1) формирование, 2) поддержание, 3) изменение. Данный параграф будет посвящен методам управления процессами формирования организационной культуры. В этих целях вначале необходимо уточнить сущность термина «формирование». В энциклопедических словарях его сущность раскрывается следующим образом: 1) чьи-то действия, создающие нужные характеристики объекта или процесса, 2) придание определенной формы кому или чему-либо. Исходя из такого понимания данного термина, можно сформулировать следующие определения понятия «формирование организационной культуры». Следовательно, формирование организационной культуры представляет собой специфический процесс, которым можно управлять наряду с производством, сбытом и т.п. ш Процесс формирования организационной культуры в российских компаниях изучен недостаточно. Модели формирования и развития организационной культуры разработаны зарубежными авторами. Среди них в России пользуется популярностью модель Э. Шейна, так как она является более обоснованной и приемлемой для практического применения [5]. Согласно модели Э. Шейна на этапе становления организации ее культура формируется в результате совместного преодоления работниками трудностей процессов внешней адаптации и внутренней интеграции. Адаптация организации к внешней среде Внешняя адаптация — это реакция организации на требования внешней среды; это выживание организации на рынке, нахождение ею своей рыночной ниши, формирование отношений с деловыми партнерами, потребителями, другими участниками рынка. В процессе внешней адаптации определяется миссия, устанавливаются цели, разрабатывается стратегия организации и другие средства достижения целей, определяются критерии оценки результатов деятельности персонала и т.п. Отдельные аспекты или проблемы внешней адаптации и выживания определяют особенности цикла приспособления, который должен совершаться любой организацией. Основные элеменьты этого цикла представлены ниже (табл. 6.1). Хотя отдельные элементы цикла адаптации организации к внешней среде расположены в табл. 6.1.1 последовательно, любая конкретная организация может реализовывать их одновременно.
|