Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутренняя интеграция организации
Внутренняя интеграция — это конструктивное влияние на организационное поведение персонала на основе реализации тех или иных направлений развития организационных переменных (организационная структура, делегирование полномочий, система контроля, отношения «руководитель — подчиненный», «сотрудник организации — клиент» и т.п.); это формирование единой команды из отдельных работников организации в процессе совместного решения стоящих перед ними задач, достижения общих целей, разрешения основных внутренних проблем. В процессе внутренней интеграции вырабатываются язык и концептуальные понятия, распределяются полномочия, разрабатываются нормы и правила отношений в коллективе, определяются методы и порядок применения поощрения, наказания и т.п. (табл. 6.2). 31 Составлена автором на основе: Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ.; под ред. В.А. Спивака. — СПб.: Питер, 2002. — С. 80. Процессы, обеспечивающие внутреннюю интеграцию организации, являются отражением ее внутренних проблем, с которыми сталкивается любая организация. Решающую роль в формировании организационной культуры играет руководитель организации (учредитель, председатель совета директоров, или директор). Кто-то из них обычно является лидером вновь созданной организации. При этом лидером становится тот, кто не только имеет оригинальную идею, но и собственное видение того, как она должна быть реализована. Выдвигая идею, лидер организации привлекает к ее реализации группу единомышленников, обладающих схожими взглядами на ситуацию, цели, способы их достижения. Эта группа постепенно вырабатывает и реализует собственное представление об организации, о правилах ее деятельности и развития. В результате этих действий и совместного решения сотрудниками проблем для достижения общей цели, вырабатываются собственные ценности организации, критерии достижения общих целей, правила и нормы поведения, формы взаимодействия с внешней средой и т.п. Из исследований Э. Шейна вытекают следующие выводы: 1) необходимым условием формирования организационной культуры является совместная деятельность людей и наличие общей цели; 2) две организации, имеющие примерно одну и ту же структуру производства и схожие условия хозяйствования, могут сформировать разные культуры. Аналогичные выводы сделаны и другими учеными [2]. Это происходит потому, что руководитель и члены организации могут выбрать разные направления формирования организационной культуры. Альтернативные направления формирования организационной культуры одной и той же организацией могут быть рассмотрены на основе табл. 6.3.
Из таблицы 6.3 видно, что если две организации выберут разные векторы развития по тем или иным организационным переменным, то при прочих равных условиях у них будут сформированы отличные друг от друга культуры. Формирование организационной культуры должно осуществляться на основе следующих принципов (табл. 6.4). 32 Составлена автором с использованием [2, с. 434]. В экономической литературе можно встретить и другие принципы формирования организационной культуры. Однако наиболее важными, на наш взгляд, являются приведенные выше принципы. В целях формирования в сознании сотрудников организации единых стандартов общения с партнерами, конкурентами, коллегами на этом этапе необходимо подготовить и принять Кодекс корпоративной культуры или Положение о корпоративной культуре. Как уже отмечалось, это равноценные документы. При разработке Положения по своей организации можно воспользоваться шаблоном. При этом некоторые разделы можно опустить, если они не представляют интереса для вашей организации (см. приложение 4). Для малых предприятий и организаций принятие такого детализированного Положения нецелесообразно. В данном случае можно подготовить более краткое и более доступное для понимания сотруд- никами Положение (см. приложения 2 и 3). Соблюдение принципов и норм поведения сотрудников, прописанных в Положении, будет способствовать формированию также положительного имиджа организации. Эффективный внешний имидж создается на основе высокого качества продукции, соблюдения финансовых обязательств перед клиентами и поставщиками, рекламы, общественной деятельности организации, связи с общественностью и средствами массовой информации, отношения персонала к клиентам, внешнего вида офиса и работников организации и т.п. Эффективный внутренний имидж формируется на основе традиций, грамотной кадровой политики организации, адаптации и повышения квалификации сотрудников, понятной системы материального и морального поощрения, соблюдения законодательства о труде, социальной ответственности перед обществом и т.п. Он также во многом зависит от личности руководителя организации. Создание положительного имиджа организации у внешних клиентов и персонала — это довольно сложный процесс, в котором должно быть все спланировано, тщательно и настойчиво поэтапно реализовано.
|