Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вписывающихся в культуру организации.
Принципы найма на работу новых членов — это то, из чего исходит организация и ее руководство при наборе и назначении вновь принятых работников на ту или иную должность. Каждая организация при этом руководствуется определенными принципами (например, сочетание выдвижения работников из своей организации и набор работников со стороны, учет ситуации, необходимость привлечения с рынка труда квалифицированных специалистов, соответствие работника культуре организации и т.п.). В процессе отбора персонала одновременно решаются две задачи. С одной стороны, кандидаты на вакантные должности оценивают свое соответствие требованиям организации, с другой — организация имеет возможность «отсеять» тех, которые впоследствии могут негативным образом воздействовать на ее ключевые ценности. В экономической литературе на этот счет можно встретить много рекомендаций, а также анкет, которые должны заполнять кандидаты на вакантную должность в организации. Важно, чтобы по ответам работников, желающих поступить на работу в данную организацию, можно было сделать вывод не только о его профессиональных знаниях, умениях и навыках, но и о тех ценностях, которые этот работник разделяет, а какие вообще не приемлет. Социализация вновь принятых в организацию работников. Социализация — это процесс введения человека в организацию при помо- щи общения с другими членами коллектива, менеджерами и усвоение им ценностей, норм и правил поведения, присущих данному коллективу; это процесс, в ходе которого человек учится в новой социальной среде проявлять такой стиль поведения и усваивать только те ценности, представления и потребности, которые соответствуют принятой в этой среде социальной системе ценностей [5, с. 321]. Социализация — это непрерывный процесс передачи ключевых элементов культуры организации ее сотрудникам, включающим как официальные действия по ознакомлению новых сотрудников с основами организационной культуры (миссией, ценностями, нормами и правилами), так и дальнейшие официальные и неофициальные действия, направленные на формирование желаемого поведения работников. Социализация необходима для всех категорий работников и должна применяться во всех организациях. Объекты и предметы внимания, оценки и контроля со стороны менеджеров. По утверждению многих ученых, это один из наиболее сильных методов поддержания организационной культуры. В данном случае менеджер дает понять вновь принятым в организацию работникам что является наиболее важным в их поведении и что он ожидает от них. В этих целях он выделяет и удерживает в центре внимания то, что считает важным, и доводит это до подчиненных. Моделирование ролей и обучение. Роль — это совокупность требований и ожиданий определенных действий от лица, занимающего ту или иную должность, со стороны других членов общества. Фактическое поведение работника, назначенного на определенную должность, может не совпадать с ожиданиями руководства. Поэтому необходимо показывать «новичкам», как они должны исполнять свою роль. В этих целях могут использоваться, например, такие широко известные методы, как наставничество, программы обучения на рабочем месте. При этом менеджер сам может показывать пример внимательного отношения к клиенту, содержать в чистоте свое рабочее место и т.п. При таком подходе элементы организационной культуры лучше усваиваются работниками. Система наград, привилегий, продвижения по службе и наказаний. Культура организации может прививаться вновь принятым сотрудникам через систему наград, если к ней «привязаны» определенные образцы поведения, которые указывают на ценности, имеющие большое значение для организации. Аналогично действует и система привилегий. Например, хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п. указывают на роли и поведение, более ценимые организацией. Созданный в организации и наглядно демонстрируемый работникам порядок продвижения по службе также способствует поддержанию ценностей, норм и правил поведения, декларируемых и разделяемых большинством работников организации. В разработанных в организации коллективном договоре, правилах трудового распорядка и т.п. и принятых в соответствии с действующими в стране законами и другими нормативными документами должно быть четко прописано, какое поведение работника неприемлемо для организации, за которое он может быть наказан. Организационные обряды и ритуалы. Ряд ценностей организации лучше всего усваиваются новыми работниками через различные обряды, ритуалы и традиции. Обряд — это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые по тому или иному поводу для понимания работниками отдельных элементов организационной культуры и оказания влияния на их поведение. В организациях обычно используются следующие обряды: • обряд единения (празднование нового года, проведение юбилейных мероприятий и т.п.); • обряд усиления (проведение конкурсов, соревнований и т.п.); • обряд продвижения (торжественное вручение дипломов, удостоверений о прохождении переподготовки и т.п.); • обряд разрешения конфликта (объявление на собрании или конференции о состоявшихся переговорах между конфликтующими сторонами и их результатах); • обряд обновления (развитие социальных отношений в коллективе за счет изменения стиля руководства на основе передачи полномочий на низшие уровни управления и т.п.). Ритуалы представляют собой систему обрядов. Как показывает практика управления, соблюдение ритуалов усиливает влияние на изменение организационного поведения вновь принятых работников в соответствии с действующей организационной культурой. Увольнение членов организации, отклоняющихся от ее культуры. В данном случае речь идет о сотрудниках, которые отвергают ценности, которых хочет достичь организация. Среди них наиболее неприемлемыми для организации являются следующие виды оппозиции основной культуре: • ценностям, принимаемым большей частью членов организации; • стилю управления организацией; • образцам отношений, поддерживаемых доминирующей культурой. Увольнение работников, не «вписывающихся» в культуру организации, — это крайняя мера воздействия на работника. Эта мера применяется тогда, когда методы социализации работника в культуру данной организации, изложенные выше, не дали ощутимых результатов, а поведение работника не соответствует нормам и правилам, принятым в организации. Увольнение работника должно производиться в соответствии с законодательством о труде, действующим в организации коллективным договором и, как правило, по окончании трудового договора (контракта) с работником.
|