Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органами внутреннего финансового контроля
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы проводят контрольные мероприятия в соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092. Согласно этому документу контрольные мероприятия осуществляются путем проведения плановых и внеплановых проверок, плановых и внеплановых ревизий и обследований. Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждается Росфиннадзором по согласованию с Министром финансов Российской Федерации. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения руководителя Росфиннадзора, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций. К процедурам осуществления контрольного мероприятия относятся: - назначение контрольного мероприятия; - проведение контрольного мероприятия; - реализация результатов проведения контрольного мероприятия. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа руководителя Росфиннадзора (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период, тема контрольного мероприятия, основание его проведения, срок проведения и состав должностных лиц, уполномоченных на его проведение, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия. Обследования могут проводиться как в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий), так и как отдельное контрольное мероприятие. При проведении обследования осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля, определенной приказом руководителя Росфиннадзора (его территориального органа). По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается проводившим контрольное мероприятие должностным лицом не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается представителю объекта контроля. По итогам рассмотрения заключения, руководитель Росфиннадзора (его территориального органа) может назначить проведение выездной проверки (ревизии). Камеральная проверка проводится по месту нахождения Росфиннадзора (его территориального органа) и заключается в исследовании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по запросам уполномоченных на проведение проверки должностных лиц. По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки. Акт камеральной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания направляется представителю объекта контроля. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения объекта контроля проверки приобщаются к материалам проверки. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля. Срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора составляет не более 40 рабочих дней, его территориальными органами – не более 30 рабочих дней. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 10 рабочих дней, а руководитель (заместитель руководителя) Росфиннадзора – не более чем на 20 рабочих дней. В ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля. Документальное изучение проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных лиц объекта контроля и осуществления других действий. Фактическое изучение проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), составляются акты. В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы имеет право изъять необходимые документы и материалы с составлением акта изъятия. В случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатываются кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы также с составлением соответствующего акта. По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий. Акт в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается представителю объекта контроля. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии). По результатам рассмотрения акта и иных материалов проверки руководитель Росфиннадзора (его территориального органа) принимает решение: а) о применении мер принуждения, предусматривающих направление: - представления, - предписания, - уведомления о применении бюджетных мер принуждения; б) об отсутствии оснований для применения мер принуждения; в) о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии). В случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства Российской Федерации, соответствующий иск направляется в суд. При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений составляется протокол об административных правонарушениях. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ежегодно составляет отчет о своей деятельности и направляет его в Министерство финансов Российской Федерации до 1 марта года, следующего за отчетным. Результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальных сайтах Росфиннадзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Контрольные мероприятия федеральных органов исполнительной власти, а также иных органов и организаций, являющихся главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, проводятся на основании распорядительных документов (приказов), регулирующих правила и процедуры осуществления внутреннего контроля в этих подразделениях и подведомственных организациях. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый рассматриваемыми органами, направлен на: - недопущение (пресечение) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; - повышение экономности и результативности использования бюджетных средств. Контрольные мероприятия осуществляются в отношении структурных подразделений главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, соответствующих распорядителей и администраторов, получателей бюджетных средств. Контроль охватывает все бюджетные процедуры, включая составление документов, их исполнение, ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель главного администратора средств федерального бюджета может принимать решение о необходимости устранения нарушений, применении к виновным должностным лицам материальной и дисциплинарной ответственности. В органах, являющихся главными администраторами средств федерального бюджета, осуществляется внутренний финансовый аудит, целями которого являются: - оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности; - подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; - подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Подразделение или должностное лицо, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно руководителю главного администратора средств федерального бюджета.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, основываясь на требованиях законодательства, разрабатывают и утверждают правила проведения контрольных мероприятий в своих подразделениях и подведомственных организациях, а также административные регламенты исполнения государственных функций органами внутреннего финансового контроля. Так, в Свердловской области контрольные мероприятия проводятся в соответствии с Правилами осуществления Министерством финансов Свердловской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 № 1684-ПП. Контрольные мероприятия проводятся Управлением финансового контроля Министерства финансов Свердловской области в соответствии с утвержденными процедурами[11]. Контрольные мероприятия могут быть плановые и внеплановые. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом, который утверждается министром финансов Свердловской области. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения министра финансов Свердловской области, принятого в связи с поручениями Губернатора или председателя Правительства Свердловской области, обращений Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций. Контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения ревизий, проверок и обследований. Проверки могут быть выездные и камеральные, а также встречные, проводимые в рамках выездных и камеральных проверок. Контрольному мероприятию предшествуют составление его программы и назначение контрольного мероприятия. Программа проверки готовится специалистом отдела, ответственного за проведение контрольного мероприятия, по поручению начальника этого отдела и утверждается министром финансов или его заместителем. Назначение контрольного мероприятия производится приказом Министерства финансов Свердловской области на основании плана контрольных мероприятий. Выездная проверка проводится по месту нахождения объекта контроля. Срок проведения проверки не может превышать 40 рабочих дней. Он может быть продлен министром финансов Свердловской области или его заместителем на срок не более 20 рабочих дней. На основании обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы министром финансов Свердловской области или его заместителем может быть принято решение о проведении обследования или встречной проверки. По результатам обследования составляется заключение, по результатам встречной проверки – акт встречной проверки. В ходе проверки могут быть составлены акты по фактам непредосталения или несвоевременного предоставления должностными лицами объектов контроля запрошенной информации, а также в случае изъятия документов при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений, в случае опечатывания касс, служебных помещений, складов и архивов. При проведении контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контрольного мероприятия в проверяемом периоде. В ходе проверки изучаются: - учредительные, регистрационные, плановые, отчетные, бухгалтерские и другие документы в целях установления правомерности и правильности произведенных операций; - полнота, своевременность и правильность отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности; - фактическое наличие, сохранность и правильность использования материальных ценностей, находящихся в собственности Свердловской области, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов; - постановка и состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности у объекта контрольного мероприятия; - состояние системы внутреннего финансового контроля у объекта контрольного мероприятия; - принятые меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки; - иные вопросы программы проверки. Результаты контрольного мероприятия оформляются актом. К акту прикладываются документы (или их копии, заверенные руководителем объекта контрольного мероприятия и печатью), акты встречных проверок, заключения по результатам обследований, объяснительные записки должностных лиц и иные документы. В актах плановой и внеплановой проверок содержатся следующие сведения: - основания для проведения контрольного мероприятия; - тема контрольного мероприятия; - проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия; - Ф.И.О. специалистов Министерства финансов, проводивших проверку; - перечень вопросов, которые проверены на данном объекте в соответствии с программой проверки; - срок проведения контрольного мероприятия на данном объекте; - краткая характеристика объекта контрольного мероприятия; - результаты контрольных действий; - выводы специалистов Министерства финансов по результатам контрольного мероприятия. В течение 15 рабочих дней после завершения проверки составляется в двух экземплярах акт, который подписывается проверяющими и вручается должностному лицу объекта контрольного мероприятия для подписания и изложения возражений. На это ему отводится 5 рабочих дней. Министр финансов или его заместитель в срок до 30 календарных дней со дня подписания акта рассматривает материалы проверки и принимает решение: - о направлении объектам контроля представления или предписания; - о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным эти меры применять; - об отсутствии оснований для применения бюджетных мер принуждения; - о выдаче предписания о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; - о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии). Камеральная проверка проводится по месту нахождения Министерства финансов Свердловской области в течение 30 рабочих дней. В ходе проверки исследуется бюджетная (бухгалтерская) отчетность и иные документы, представленные по запросам должностных лиц, организующих проверку. Оформление и рассмотрение результатов камеральной проверки аналогично тому, что применяется при выездной проверке. Обследование представляет собой анализ и оценку состояния сферы деятельности объекта контроля. Заключение по результатам обследования подписывается должностным лицом, проводившим обследование, и в течение 3 дней вручается представителю объекта контроля. В течение 30 календарных дней заключение рассматривается министром финансов или его заместителем, по итогам его рассмотрения ими может быть назначено проведение выездной проверки (ревизии). По итогам контрольных мероприятий могут направляться представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, составляться протоколы об административных нарушениях, исковые заявления в суд о возмещении причиненного ущерба. Схематично порядок проведения контрольного мероприятия изображен на рисунке 18.
Рис. 18. Порядок проведения контрольного мероприятия Управлением финансового контроля Министерства финансов Свердловской области.
Данная схема проведения контрольного мероприятия характерна для всех органов внутреннего финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля в органах и организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется в соответствии с приказами руководителей этих органов и организаций, составленных с учетом требований, установленных высшими исполнительными (исполнительно-распорядительными) органами.
Контрольные мероприятия, проводимые органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, имеют большое значение. Они позволяют органам государственной власти и местного самоуправления получить информацию о недостатках и нарушениях, допущенных в процессе управления государственными (муниципальными) ресурсами, принять меры по обеспечению более эффективного и законного использования бюджетных средств, применить к нарушителям бюджетные меры принуждения, а также санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Задания: 1. Сформулируйте несколько тем контрольных мероприятий для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обоснуйте правильность формулировок. 2. Составьте программу контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета на содержание органов местного самоуправления в 2013 году». 3. Составьте порядок проведения контрольного мероприятия «Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в областной бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации «Облводоканал» за 2013 год». 4. Проанализируйте состав документов, составляемых в ходе и по окончании контрольного мероприятия, проводимого органами внешнего и внутреннего финансового контроля, укажите сходства и различия.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое контрольное мероприятие, каковы этапы его проведения? 2. Каковы обязательные элементы формулировки темы контрольного мероприятия? 3. Что такое программа контрольного мероприятия? Чем она отличается от календарного плана проведения контрольного мероприятия? 4. Каковы полномочия контрольно-счетных органов при осуществлении контроля за доходами бюджетов? 5. Что является предметом и объектом проверки порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом? 6. Каковы полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля за бюджетами муниципальных образований? 7. Каковы действия контрольно-счетного органа на этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия? 8. Каковы права должностных лиц контрольно-счетных органов при проведении контрольного мероприятия? 9. Какие документы составляются в ходе и по окончании контрольного мероприятия, проводимого контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации? 10. Какие документы составляются в ходе и по окончании контрольного мероприятия, проводимого территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора? 11. Какие контрольные мероприятия проводят органы внутреннего государственного финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации? 12. Какие документы составляются по окончании контрольных мероприятий, проводимых органами внутреннего государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации?
|