![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическая напряженность -см. Напряженность. 2 страница
1*1=соп51. Эта зависимость называется законом временной суммации и означает, что интенсивность светового сигнала обратно пропорциональна времени его воздействия. Данный закон соблюдается для времени ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек—машина». Возникновение и развитие И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческого фактор при проектировании и эксплуатации техники. Основными методологическими принципом отечественной И. п. является тезис о человеке как субъекте трудовой деятельности и принцип гуманизации техники. И. п. возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука И. п. изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку Как техническая наука И. п. изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора. Благодаря этому решается обратная задача — приспособление человека к технике и условиям труда. Научные и прикладные исследования в И. п. ведутся по четырем основным направлениям. 1. Методологическое: определение предмета и задач И. п., разработка методов исследования деятельности человека-оператора, определение взаимосвязи с другими науками, разработка концепций построения систем «человек—машина» и др. 2. Психофизиологическое: анализ процесса приема, переработки, хранения информации человеком, принятия им решения, реализации принятого решения (осуществления управляющих воздействий), изучение функциональных состояний человека в процессе труда, определение характеристик выполнения оператором отдельных действий (скорости, точности и надежности) и т. п. 3. Системотехническое: разработка инженерно-психологических принципов построения технических устройств (индикаторов, органов и пультов управления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов) с учетом возможностей и ограничений человека; инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ и т.д. 4. Эксплуатационное: профессиональный отбор и обучение операторов, организация групповой деятельности, разработка режимов труда и отдыха операторов, организация контроля функционального состояния и результатов работы операторов, психологическое обеспечение безопасности труда и др. При проведении перечисленных исследований И. п. широко использует методы: - психологические (беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.), - физиологические (электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и т. п.), - математические (теория информации, теория массового обслуживания, теория автоматического управления и т.д.), - имитационные (моделирование деятельности оператора на ЭВМ). При применении этих методов используется как специальная аппаратура для психологических, физиологических, санитарно-гигиенических исследований, так и ЭВМ специального назначения. И. п. тесно связана с другими отраслями психологии, прежде всего с общей, экспериментальной, социальной, дифференциальной, педагогической, психологией труда, психофизиологией. И. п. также связана с эргономикой математикой, кибернетикой, экономикой, технической эстетикой. Связь между И. п. и перечисленными науками взаимная. Как самостоятельная наука И. п. начала формироваться в конце 40-х годов нашего века. Ее развитие как науки прошло ряд этапов — от накопления и анализа данных о человеческом факторе для оптимизации отдельных технических средств контроля и управления до системного подхода к проектированию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов, какими являются современные производственные объекты. ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА — проверка соответствия СЧМ (ее подсистем, звеньев, элементов) инженерно-психологическим требованиям. ИПО заключается в определении основных показателей деятельности оператора, рабочего места (его отдельных элементов), системы «человек—машина» в целом. Объектами ИПО являются показатели функционирования СЧМ, организация взаимодействия между человеком и машиной, рабочие места операторов, оперативные пункты управления алгоритмы деятельности оператора, степень его профессиональной подготовленности, факторы рабочей среды и т. д. ИПО проводится на всех этапах жизненного цикла СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. При проектировании СЧМ оценка проводится в целях проверки соответствия выполненного проекта заданным требованиям; сравнения нескольких вариантов проекта и выбора наиболее приемлемого из них; уточнения полученных на предыдущих стадиях проектирования инженерно-психологических характеристик и показателей. ИПО при производстве СЧМ заключается в проверке соответствия компонентов производства заданным инженерно-психологическим требованиям. Оценке при этом подлежат: соответствие уровня подготовки и квалификации работающих характеру выполняемой работы, инженерно-психологические характеристики применяемого оборудования, социально-психологические факторы производства, условия производства и его соответствия возможностям человека. При эксплуатации СЧМ проведение ИПО направлено на обеспечение заданного качества эксплуатации системы. Оценке при этом подлежит степень профессиональной подготовки операторов, а также организация их труда. В общем случае ИПО должна проводиться по следующим основным направлениям: 1) оценка соответствия техники инженерно-психологическим требованиям; 2) определение выходных показателей (быстродействия, надежности и др.) качества функционирования СЧМ; оценка и диагностика функционального состояния оператора при выполнении той или иной работы; 4) оценка экономической целесообразности и возможности реализации принимаемых инженерно-психологических решений. В результате реализации первых двух направлений является определение достигнутых результатов, последних двух — той «цены» (стоимостной и психофизиологической), которой эти результаты достигнуты. Рассмотренная схема является одной из возможных реализаций системного подхода к проведению ИПО. ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — количественная мера, характеризующая человека-оператора как звено СЧМ, организацию трудового процесса, технические элементы СЧМ, систему «человек—машина» в целом. К показателям человека-оператора относятся: характеристики анализаторов (абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги, чувствительность, избирательность и др.), характеристики памяти и оперативного мышления (объем памяти, длительность сохранения информации, время принятия решения и др.), характеристики управляющих движений (силовые, пространственные, скоростные), антропометрические показатели (размеры тела и отдельных частей), показатели функционального состояния (психологические, физиологические, поведенческие. субъективные и т. п.), показатели деятельности оператора в СЧ М (показатели надежности: вероятность безошибочной работы, интенсивность ошибок, время исправления ошибок и др.; показатели скорости работы: время решения задачи, пропускная способность, производительность труда и т. д.; показатели точности: математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение величины рассогласования). Рассмотренная группа показателей позволяет оценить оператора как звено СЧМ, т. е. получить «выходные» характеристики деятельности оператора, определить степень отклонения фактических характеристик от максимально возможных для данной деятельности оператора, определить степень отклонения фактических характеристик от максимально возможных для данной деятельности (степень пригодности оператора для данного вида деятельности), а также определить, какой «ценой» достигается достижение этих показателей. Другой группой И. п. п. являются характеристики трудового процесса: показатели алгоритма трудовой деятельности (коэффициенты логической сложности, стереотипности и эмоциональной напряженности), информационные характеристики (скорость поступления информации, плотность потока задач), показатели сложности деятельности (коэффициент загруженности оператора, период занятости, коэффициент и длина очереди и др.). Необходимо отметить, что первые две группы характеристик оценивают трудовой процесс как таковой, вне зависимости от результатов деятельности оператора. Характеристики сложности работы оценивают трудовой процесс с учетом результатов работы оператора, поэтому они дают оценку процессу взаимодействия оператора и техники. К показателям технических элементов СЧМ относятся характеристики индикаторов (их размеры, яркость и контраст изображения, цвет свечения и др.), органов управления (размеры, угол перемещения, прилагаемые усилия и т. д.), рабочих мест (степень упорядоченности расположения элементов, размеры зоны видимости и досягаемости и др.). Показатели СЧ М делятся на три группы: показатели качества функционирования СЧМ (показатели надежности, быстродействия, эффективности), показатели приспособленности техники к человеку (показатели освояемости, управляемости, обслуживаемости, эргономичности), показатели организации СЧМ (коэффициент автоматизации, коэффициент механизации, коэффициент творческой активности человека). Первая из этих групп показателей определяет «выходные» характеристики СЧМ. вторая группа позволяет оценить. насколько приспособлена техника для работы с ней обслуживающего и оперативного персонала, третья группа позволяет оценить степень участия человека в решении задач, стоящих перед СЧМ, те. организацию СЧМ с точки зрения включения в нее человеческого звена. ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — одна из составных частей комплексного проектирования СЧМ, заключающаяся в решении всех вопросов, связанных с включением человека в проектируемую систему Отличительной чертой ИПП является создание проекта деятельности человека аналогично тому, как задачей технического проектирования является создание проекта технической части системы. Кроме этого в задачу ИПП входит согласование, «стыковка» технического и человеческого проектов и создание на основе этого обобщенного проекта СЧМ. Внедрение ИПП позволяет решать задачи, связанные не с оптимизацией отдельных действий человека, как это было до недавнего времени, а с повышением эффективности целостной деятельности. Процесс ИПП включает в себя несколько этапов. Проектирование начинается с анализа задач, стоящих перед системой. На основании этого проводится распределение функций между человеком и машиной по решению этих задач. Распределение функций ведется с учетом преимущественных возможностей человека и техники по отношению друг к другу и в целях оптимизации выбранного показателя эффективности СЧМ. Следующим этапом является распределение функций между отдельными операторами, в результате чего решаются следующие задачи: определяются типы и количество рабочих мест, решаемые на каждом из них задачи, необходимые информационные связи между операторами. После этого для каждого из рабочих мест решается задача проектирования деятельности оператора: определяются структура и алгоритмы деятельности оператора в различных режимах работы СЧМ, способы выполнения этой деятельности, требования к психофизиологическим характеристикам оператора (к объему памяти и внимания, скорости реакции, эмоциональной устойчивости и др.), проводится проверка выполнения предельно допустимых норм деятельности оператора. На основании этого на следующем этапе осуществляется разработка средств отображения информации и органов управления, производится общая компоновка рабочего места, т. е. решается задача проектирования внешних средств деятельности оператора. На завершающем этапе ИПП проводится инженерно-психологическая оценка и сравнение полученных результатов с техническим заданием на систему В случае какого-либо несоответствия разработанный проект уточняется на следующих стадиях проектирования. Из этого следует, что ИПП не является одноразовым мероприятием. Все перечисленные задачи в той или иной степени должны решаться на всех стадиях проектирования СЧМ (при разработке технического задания и предложения, эскизном и техническом проектировании, разработке рабочей документации, разного рода испытаниях и т.д.). Наряду с понятием «ИПП» применяется практически равноценное ему понятие «эргономическое проектирование». В последние годы все большее внимание уделяется автоматизации ИПП. ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - требования к СЧМ (ее подсистемам, звеньям, элементам), определяемые характеристиками человека-оператора и устанавливаемые для оптимизации его деятельности. ИПТ учитываются в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ и предъявляются к различным ее элементам и к системе в целом. Различают общие и частные ИПТ. Общие требования предъявляются для групп (класса) СЧМ, частные обусловлены назначением и особенностями эксплуатации конкретной СЧМ. Учет ИПТ необходим для обеспечения рационального распределения функций в СЧМ; рациональной организации рабочего места на основе учета в конструкции оборудования психологических и других возможностей и свойств человека; соответствия технических средств возможностям человека по приему и переработке информации и осуществлению управляющих воздействий; оптимальных для работоспособности и жизнедеятельности человека показателей производственной среды. ИПТ классифицируют по ряду признаков. Основными из них являются предметно-функциональный и признак по различным уровням и видам свойств человека. По первому признаку ИПТ делятся на: 1) требования к организации СЧМ (распределению функций между человеком и техникой, численности и квалификации оперативного и обслуживающего персонала СЧМ и др.); 2) требования к организации деятельности (структуре и алгоритму деятельности, информационным моделям, кодированию информации, организации режимов труда и отдыха, организации профотбора, предупреждению гипокинезии, организации групповой деятельности, обучения, тренировок и т.д.); 3) требования к рабочим местам и техническим средствам деятельности (органам управления и индикации, системам отображения и ввода информации, эксплуатационной документации, рабочим местам, пультам и пунктам управления и т. п.); 4) требования к факторам обитаемости (функциональным помещениям и рабочей среде). По второму признаку ИПТ делятся на: 1) гигиенические требования, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека и обусловливают роль среды в СЧМ; эти требования обеспечивают соблюдение норм микроклимата и ограничивают воздействие вредных и опасных факторов среды; 2) антропометрические требования, которые обусловливаются антропометрическими характеристиками и свойствами человека: размером, формой и весом человеческого тела и его отдельных частей; 3) физиологические требования, учитывающие энергетические возможности мышечного аппарата человека при эксплуатации техники; они определяют силу, быстроту; выносливость и другие физические свойства человека; 4) психологические и психофизиологические требования, определяющие соответствие СЧМ и ее элементов психологическим возможностям человека. К ним относятся особенности восприятия, памяти, мышления человека и закрепления им вновь приобретенных навыков. Психологические требования учитывают возможности участия человека в информационном взаимодействии человека и техники в СЧМ, влияние на легкость и быстроту формирования навыков человека, а также на объем и скорость переработки информации человеком. Важнейшим условием эффективности внедрения ИПТ при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ является их стандартизация. Наряду с термином «ИПТ» широко используется термин «эргономические требования», имеющий практически тот же смысл. ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ - количественная характеристика ощущения, определяемая интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор. Определение конкретного вида функциональной зависимости И. о. от интенсивности раздражителя осуществляется в психофизике с помощью специальных процедур шкалирования. Наиболее известными видами этой зависимости являются логарифмическая зависимость (см. Закон Фехнера) и степенная зависимость (см. Закон Стивенса). И. о. зависит также от целого ряда других факторов, в частности от функционального состояния анализатора, его адаптации к окружающим условиям. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРУДА - увеличение напряженности, повышение действенности, производительности труда. Необходимо отличать И. т. от экстенсификации, которая, в противоположность И. т., означает не качественное, а количественное увеличение, расширение, распространение. Например, И. производства на тех же площадях и при том же числе рабочих за счет роста производительности труда можно противопоставить экстенсивное производство той же продукции, но на больших площадях и (или) с привлечением большего числа работающих. Важное значение имеет И. умственного труда, характеризующаяся повышением его действенности и производительности за счет применения более эффективных средств организационной и информационной техники и ЭВМ, использования методов научной организации управленческого труда, моральных и материальных стимулов. Интенсивность труда оценивается количеством труда, выполняемого человеком в единицу времени; она характеризуется количеством действий, их сложностью, быстротой выполнения, энергозатратами и определяет напряженность трудовой деятельности. ИНТЕНЦИЯ (от лат. 1п1ет1о — намерение, стремление) —любая устремленность к активной деятельности; все явления и механизмы, побуждающие к деятельности, направляющие ее на достижение цели. В основе интенционального компонента деятельности человека лежит его потребностно-мотивационная сфера, т е. потребности и мотивы. Эта сфера представляет собой иерархически построенную систему побуждений. Потребности и мотивы в этой системе находятся в различных отношениях между собой: синергичности (однонаправленности); антагонизма (конфликта) взаимоусиливают или ослабляют друг друга. При этом мотивы не всегда осознаются человеком. Более того, высказываемые людьми мотивировки своих поступков не всегда соответствуют истинным побуждениям. При изучении интенционального компонента деятельности человека применяется классификация внутренних факторов, побуждающих человека к активному поведению, в основе которой лежит уровень конкретизации направленности этого поведения: а) состояние бодрствования — совокупность уровней неспецифической мотивации организма, психики, создающих стремление к любой деятельности; б) потребности, которые могут быть векторными и функциональными; первые являются наиболее дифференцированными по актуализируемому предмету деятельности (как вещественному, так и мысленному, идеальному) и способам удовлетворения потребностей; в) функциональные потребности — стремление к напряженной К КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (КГР) — показатель электропроводности кожи, оцениваемый величиной электрического сопротивления кожи либо разностью электрических потенциалов между двумя точками кожи. Наиболее выраженной КГР бывает при ее регистрации с кончиков пальцев, ладоней и тыльной поверхности кистей рук, а также с подошвы стопы. КГР имеет фазическую и тоническую формы. В первом случае КГР — один из компонентов ориентировочного рефлекса, возникающего в ответ на новый стимул и угасающего с его повторением. В отличие от фазических кратковременных КГР тоническая форма характеризует медленные изменения электрокожного сопротивления. Его величина может служить показателем функционального состояния человека. Во сне, при потере бдительности величина сопротивления становится больше, а при высоком уровне активации организма (напр., в состоянии эмоционального напряжения) — понижается. Фазические колебания электрокожных потенциалов, спонтанно возникающие при отсутствии внешних раздражителей, также отражают состояния человека, связанные с тревогой, напряжением, внутренней мыслительной деятельностью. В общей и инженерной психологии КГР широко используется в качестве средства для контроля и диагностики функционального состояния человека, а также в исследованиях интеллектуальной деятельности, особенностей эмоциональной и волевой сферы человека. На основе анализа КГР построен и такой прибор, как детектор лжи (см. также Электрическая активность кожи). КОЖНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — тактильные, температурные, болевые ощущения, вызываемые воздействием механических, термических, химических раздражителей на поверхность кожи. Совокупность кожных и двигательных ощущений при ощупывании предмета составляет осязание. КОЖНЫЙ АНАЛИЗАТОР - совокупность анатомофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и синтез механических, термических, химических и др. раздражителей, поступающих из внешней среды. К. а. состоит из рецепторов, проводящих путей, передающих информацию в ц. н. с., и высших нервных центров в коре головного мозга. К. а. включает разные виды кожной чувствительности: тактильную, болевую, температурную. КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ - численная мера информации, определяемая величиной уменьшения энтропии после получения человеком каких-либо сведений (см. также Неопределенность ситуации). В общем случае К. и. рассчитывается по формуле: Н-£ Р^, Р,, где Р — вероятность появления 1-го сигнала (нахождения системы в 1-ом состоянии), п — общее число различных сигналов (состояний системы). В случае если все сигналы равновероятны (Р=]/п), то К. и. достигает приданном п своего максимального значения, равного Н=1о§^п. Приведенные выражения представляют собой наиболее общие формы для расчета К. и. Однако оператор в своей деятельности выполняет различные действия (поиск сигнала, считывание показаний с приборов, производство вычислений, управляющие действия и т. п.). Для каждого из этих действий могут быть получены частные формулы для определения К. и. Для их получения необходимо пользоваться двумя основными правилами. 1. К. и. характеризует сложность выбора одного состояния из п возможных. Поэтому в любом частном случае определения К. и. прежде всего необходимо определить общее число возможных состояний и их вероятности, а затем применить одну из приведенных выше формул в зависимости от характера распределения вероятностей. 2. К величине информации применимо правило адаптивности. Применительно к деятельности оператора это означает, что для определения общего К. и., используемой человеком, вначале необходимо определить К. и. при выполнении каждого действия, а затем найденные значения просуммировать. Единицей измерения К. и. является бит или двоичная единица информации, которая характеризует выбор одного из двух равновероятных состояний.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ (от лат — с, вместе, — центр, средоточие) — интенсивность сосредоточения внимания на определенном объекте или стороне деятельности. Умение концентрировать внимание имеет значение для операторов-наблюдателей, многих видов управленческой деятельности. Способность к К. в. тесно связана с силой нервных процессов по возбуждению. КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения. К. н. п. является механизмом различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций. Противоположным понятию К. II. п. является иррадиация. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - совокупность представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта управления и системы «человек—машина» в целом, о целях и способах реализации своей деятельности. Образы и представления, включенные в содержание К. м., не являются только отображением обстановки в СЧМ, они играют роль обобщенных схем, используемых при принятии решения и осуществлении исполнительных действий. Различают постоянные и оперативные К, м. Первые характеризуются большой избыточностью и включают общие представления оператора о времени и пространстве, стратегических целях деятельности, систему ценностей и оценок, представление о возможных способах реагирования на ситуацию. Такое понимание К. м. близко к понятию образа-цели. В оперативных К. м. актуализируются и осознаются в данный момент времени лишь образы и схемы действий, связанные с непосредственно решаемыми задачами. В таком понимании понятие К. м. близко по своему содержанию к понятию оперативного образа. К. м. имеет сложный полимодальный характер и может содержать зрительные, слуховые, тактильные и другие составляющие. Значительное влияние на К. м. оказывает индивидуальный сенсорно-перцептивный опыт оператора, а также усвоенная им семиотическая система, характерная для данной культуры. Несмотря на структурную сложность, К. м. представляет собой целостное отражение действительности, обладающее тенденцией к совершенствованию. Формирование и совершенствование К. м. оператора являются одной из ключевых проблем инженерной психологии. КОНЦЕПЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СЧМ — основные методологические положения, положенные в основу определения и расчета показателей надежности. Необходимость введения в рассмотрение определенного набора концепций связана с тем, что при решении частных задач иногда удобно учитывать неполный набор свойств и пользоваться более простыми показателями, четко оговаривая, какие свойства при этом учитываются. Каждая концепция с более высоким номером включает в себя все предыдущие. При разработке концепций учитывается, что СЧМ может работать в трех режимах: дежурства, подготовки и применения (Ю.Г Фокин). Сущность концепции сводится к следующему: 1. Концепция безотказности применяемой аппаратуры обеспечивает учет только отказов технических средств в режиме применения. 2. Концепция аппаратурной безотказности учитывает лишь возможность возникновения отказов техники во всех режимах. Деятельность операторов в этих концепциях не учитывается. 3. Концепция восстанавливающего оператора предполагает, что обслуживающий персонал влияет на состояние технических средств только путем ремонта в случае их отказа. 4. Концепция обслуживающего оператора предполагает, что персонал влияет на надежность и функционирование технических средств только путем проведения профилактических работ (в режиме дежурства и применения и восстановления работоспособности технических средств). 5. Концепция подготавливающего оператора дополнительно к предыдущему предполагает учет действий персонала в режиме подготовки техники к применению. 6. Концепция управляющего оператора дополнительно учитывает возникновение ошибок оператора при управлении техническими средствами в режиме применения. 7. Концепция дежурного оператора дополнительно учитывает процессы, влияющие на работоспособность и готовность обслуживающего персонала при долговременном дежурстве операторов в системе. 8. Концепция биологически надежного оператора дополнительно учитывает возможность выхода оператора из строя вследствие биологических отказов и катастрофических ошибок операторов. Такая концепция необходима для анализа надежности систем, функционирующих в условиях полной автономии, в которых осуществить быстрый заслон вышедшего из строя оператора невозможно или затруднительно. В последнее время количество концепций было расширено до двенадцати, что позволяет учесть дополнительно ряд свойств СЧМ (информационную безотказность технических устройств, биологическую восстанавливаемость персонала и др.). Целесообразность использования конкретной концепции определяется видом конкретной задачи. При обеспечении аппаратурной безотказности достаточно использовать две первые концепции. В процессе обеспечения ремонтопригодности оборудования необходимо использовать третью концепцию, для определения общих эксплуатационных показателей автоматических средств — пятую, а для неавтоматических средств — шестую. При этом системные показатели выражают вероятность своевременного, безотказного и безошибочного применения технических средств системы. Более высокие концепции обеспечивают расчет этой вероятности для всей системы «человек—машина». Использование перечисленных концепций позволяет упорядочить учет разнообразных свойств, влияющих на надежность СЧМ. Индекс системного показателя надежности однозначно определяет набор свойств, которые были учтены при расчете. КОНЦЕПЦИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ - методологические положения, выдвинутые А. А. Крыловым и объясняющие принципы организации целостной деятельности функциональных механизмов мозга, предназначенных для обработки поступающей информации. К. в. исходит из предположения (впоследствии доказанного экспериментально) о приспособленности информационной системы мозга принимать новые сигналы в процессе текущей деятельности. Новый сигнал может означать такие изменения во внешней среде, при которых ранее начатая деятельность может быть бесполезной или даже вредной. Отсюда возникает необходимость немедленного прекращения осуществляющейся деятельности, а затем корректировки или полного отказа от ее продолжения в зависимости от конкретно сложившихся условий. Кроме того, может возникнуть необходимость одновременной обработки информации, относящейся к уже начатой деятельности, и вновь поступивших сигналов. Новая деятельность может органически включаться в предыдущую или протекать в известной мере изолированно. Следовательно, во всех случаях вновь поступившие сигналы так или иначе включаются в процесс обработки информации. Это включение может осуществляться либо путем преобразования действовавшей (функциональной системы, либо образованием новой системы, предназначенной для информационных преобразований в новой деятельности. В дальнейшем в ходе тренировки, если аналогичные ситуации возникают многократно, принцип включения все более реализуется в плане преодоления устойчивости частных функциональных систем и образования единой функциональной системы текущей деятельности.
|