![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическая напряженность -см. Напряженность. 7 страница
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА — влияние цвета на психику человека и протекание у него психических процессов. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) вызывают психологическое ощущение тепла; стимулируют деятельность вегетативной нервной системы, внимание, оказывают возбуждающее действие, приводят к кратковременному повышению производительности труда; больше всего подходят к помещению, где физическая нагрузка на человека не велика и где пребывание его относительно непродолжительно. Холодные цвета (синий, голубой, сине-зеленый) вызывают психологическое ощущение холода; подавляют деятельность вегетативной нервной системы, успокаивают, облегчают напряжение глаз, способствуют сосредоточенности внимания; подходят для помещений с высокой температурой воздуха, а также там, где физическое напряжение человека велико и период пребыва-
кой деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда. В настоящее время исследования по П. т. проводятся в различных отраслях производства, культуры и науки. В рамках П. т. сложились промышленная психология, транспортная психология, авиационная психология, космическая психология и т. п.. большое значение приобретают исследования в сфере управления и обслуживания. Зарождение зарубежной П. т. связывают с созданием системы Тейлора. В России рабочие движения человека, физиологические критерии установления продолжительности рабочего дня и др. впервые стал изучать И. М. Сеченов. Дальнейшие исследования в данном направлении стали проводиться в рамках психотехники. Однако окончательное признание П. т. получила лишь в середине 50-х годов. В современной П. т. можно выделить следующие направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности человека, пути формирования профессиональной пригодности, воспитание положительной профессиональной мотивации, оптимизация отношений в трудовых коллективах, пси-холого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения, формирование мастерства, психологические вопросы профессиональной ориентации и консультации и др. Методы П. т. —эксперимент (естественный и лабораторный), наблюдение, интервью, анкетные обследования, трудовой метод изучения профессий и др. Дальнейшая разработка методов П. т. предполагает проведение исследований по совершенствованию способов регистрации изучаемых параметров. П. т. органически связана с другими отраслями психологии (социальной, педагогической, инженерной и др.), основывается на общих сними принципах, использует их достижения и методы. П. т. координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой, а также с техническими дисциплинами. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ —см. Экстремальная психология. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача П. у. — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой П. у. выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. Так, на совещаниях руководитель изучает состояние управляемого объекта по докладам подчиненных, формирует на этой основе новые программы действий или уточняет прежние, дает указания по выполнению принятого решения. В личности руководителя П. у. различаются: 1) его управленческие потребности и способности; 2) его индивидуальная управленческая концепция. Управляющая подсистема обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. П. у. изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность. Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах — как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений П. у. — изучение психологических условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления. Поскольку предмет управленческой деятельности — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности управленческой деятельности в условиях АСУ и задачи П. у. непосредственно смыкаются с задачами инженерной психологии (см. также Психологическое обеспечение АСУ). ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ КРИВАЯ -кривая зависимости вероятности обнару-
нанные ощущения, но и другие ответные реакции организма (моторные, кожно-гальванические реакции, вызванные потенциалы и др.). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. Принято различать классическую и современную П. В области учения о порогах современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение сигнала на фоне таких шумов, в то время как классическая П. считает единственным источником возбуждения сенсорной системы действие раздражителя. Отсюда у них разное отношение к реакциям ложной тревоги. Есть отличия между ними и в области измерения вышепороговых ощущений. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизи-ологическим субстратом (мозгом), т. е. рассматривает соотношение мозга и психики. Первоначально термин использовался наряду с понятием физиологическая психология, сейчас он имеет вполне самостоятельное значение. Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций и др.) в П. широко применяются электрофизиологические методы, а также математические методы обработки экспериментальных данных. П. включает несколько направлений исследования. П. ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах. П. речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. П. эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. П. внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания и тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса и второй сигнальной системы. Дифференциальная П. изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга. Достижения П. используются в психологии труда и инженерной психологии при решении задач профессионального отбора, контроля состояния операторов, производственного обучения и др. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМ ТРУДА — обеспечение при разработке норм труда нормального уровня интенсивности и определенной содержательности труда, позволяющих исключить монотонность и чрезмерное утомление в процессе работы и тем самым сохранить высокую работоспособность человека в течение рабочего дня (недели, месяца). При нормировании операторского труда необходимо учитывать его специфические особенности. ПУЛЬСОМЕТРИЯ —измерение частоты пульса. Ее изменение интегрально отражает различные стороны психофизиологического напряжения: мышечного, терморегулятор» юго, нервно-эмоционального и др. Поэтому частота пульса при осуществлении той или иной деятельности может использоваться для оценки степени сложности выполняемых трудовых операций. Увеличение частоты пульса отмечается при мышечной работе, эмоциональном возбуждении и в меньшей степени — при напряженной умственной деятельности. В моменты выраженного напряжения частота пульса (частота сердечных сокращений) может достичь 150—180 ударов/мин. Чаще всего в экспериментах при оценке функциональных состояний с использованием П. из всей информации, содержащейся в записях, учитываются частота и длительность сердечных циклов (преимущественно расстояние между высоко амплитудными зубцами). Показателями, используемыми для оценки функциональных состояний, являются средняя частота сердцебиений и коэффициент вариативности длительности сердечных циклов. ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ - 1) организованная в систему совокупность органов
Р РАБОТА — применение человеком своего труда, осуществление какой-либо деятельности. По своему характеру Р. может быть физической (мышечной) и умственной. Физическая Р. в свою очередь подразделяется на динамическую, при которой мышцы разных групп попеременно растягиваются и сокращаются, т.е. ритмично напрягаются и расслабляются и статическую, при которой мышцы не движутся (напр., когда человек держит груз на вытянутой руке или работает на корточках, согнувшись). При статической Р. напряжение примерно в пять раз превышает напряжение, вызываемое динамической Р При статической В требуется в 3—4 раза больше времени на восстановление энергии, чем при динамической Р. Понятие Р. зачастую употребляется как синоним понятия деятельность, напр. Р. (деятельность) органов чувств, Р. (деятельность) в режиме информационного поиска и т. д. Однако несмотря на общее сходство этих двух понятий, между ними имеется определенное различие с психологической точки зрения (см. Деятельность). РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче разли чают максимальную, оптимальную и пониженную Р Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р, описываемое с помощью кривой Р, показывающей зависимость результативности деятельности от времени ее выполнения. При этом выделяют следующие стадии Р: врабатывание, оптимальная Р., утомление, конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р могут варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий Р — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности. РАБОЧАЯ ПОВЕРХНОСТЬ - элемент оборудования рабочего места, на котором человек выполняет свою деятельность. Ее конструктивные особенности определяются спецификой деятельности, характером решаемых задач, технологическими требованиями, положением тела, антропометрическими данными и размерами предметов и средств труда. Р. п. следует отличать от обрабатываемой поверхности, поверхностей приводных элементов, инструментов, машин и механизмов. Для Р. п. рассчитываются габаритные границы, досягаемые по высоте, ширине, глубине, размеры пространства для ног, стоп, размеры подходов к каждой из них, а также оптимальная обзорность. Для оптимальной организации рабочего места необходимо учитывать размерные соотношения параметров В п. с параметрами других элементов рабочего места, из которых наиболее существенными являются соотношение по высоте между рабочей и опорной поверхностями при работе стоя и сидя (сиденье, подставка для ног, пол); расстояние между передним краем сидения и краем Р. п. и соотношение ширины Р. п. и подставки для ног. Высота Р. п. определяется антропометрическими данными работающего, характером выполняемой работы, степенью ее тяжести и точностью. При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается путем установления правильного соотношения высоты Р п. и рабочего сидения. Площадь Р. п. должна быть достаточной для расположения предметов труда, орудий и средств труда, выполнения письменных работ. Р п. должна обеспечивать возможность быстрой и легкой уборки. Если часть тела работающего соприкасается с Р п., последнюю следует изготавливать из материала, обладающего низкой теплопроводностью. Покрытие Р п, должно обеспечивать оптимальный цветовой и яркостный контраст с предметом труда и не давать бликов. РАБОЧАЯ ПОЗА — см. Поза. РАБОЧАЯ СРЕДА — совокупность физических (электромагнитные факторы, физические свойства воздушной среды, механические факторы: шумы, вибрации, ускорения), химических (естественный газовый состав воздуха, вредные примеси в воздухе), биологических (микроорганизмы, макроорганизмы), социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора. Внешняя среда рабо чего места может определяться следующими факторами: 1) метеорологическими условиями (температура, влажность воздуха, давление, микроклимат, газовый состав воздуха и т. п.); 2) работой машин и производственного оборудования (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, вредные примеси воздуха и др.). При нормировании факторов Р с. различают следующие четыре уровня: 1) комфортная Р. с., обеспечивающая оптимальную динамику работоспособности человека, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья; 2) относительно дискомфортная Р. с., воздействие которой обеспечивает заданную работоспособность, но вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы; 3) экстремальная Р с., приводящая к снижению работоспособности человека и вызывающая функциональные изменения, не имеющие патологического характера; 4) сверхэкстремальная Р с., под влиянием которой в организме происходят патологические изменения и (или) создается невозможность выполнения работы. Изменения функционального состояния оператора в условиях 1 и 2 носят, как правило, характер адекватной мобилизации, в условиях 3 и 4— динамического рассогласования. При проектировании? с. необходимо учитывать следующие положения: 1) факторы Р с. при их комплексном воздействии не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье человека в течение длительного времени (годы); 2) допустимые параметры неблагоприятных факторов не должны вызывать существенного снижения работоспособности в течение рабочего дня. РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНИКА — понятие, заимствованное психофизикой из теории обнаружения сигнала; означает зависимость вероятности правильного положительного ответа от вероятности ложной тревоги. Современная психофизика (в отличие от классической) считает, что увеличение числа ложных тревог приводит к возрастанию числа обнаруженных сигналов и наоборот. Каждой точке критерия принятия решений на оси сенсорных состояний соответствует своя вероятность правильно-
ром решаемых задач, технологическими требованиями, положением тела, антропометрическими данными и размерами предметов и средств труда. Р. п. следует отличать от обрабатываемой поверхности, поверхностей приводных элементов, инструментов, машин и механизмов. Для Р. п. рассчитываются габаритные границы, досягаемые по высоте, ширине, глубине, размеры пространства для ног, стоп, размеры подходов к каждой из них, а также оптимальная обзорность. Для оптимальной организации рабочего места необходимо учитывать размерные соотношения параметров Г п. с параметрами других элементов рабочего места, из которых наиболее существенными являются соотношение по высоте между рабочей и опорной поверхностями при работе стоя и сидя (сиденье, подставка для ног, пол); расстояние между передним краем сидения и краем Р. п. и соотношение ширины Р. п. и подставки для нок Высота К п. определяется антропометрическими данными работающего, характером выполняемой работы, степенью ее тяжести и точностью. При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается путем установления правильного соотношения высоты Р. п. и рабочего сидения. Площадь К п. должна быть достаточной для расположения предметов труда, орудий и средств труда, выполнения письменных работ. К п. должна обеспечивать возможность быстрой и легкой уборки. Если часть тела работающего соприкасается с Р. п., последнюю следует изготавливать из материала, обладающего низкой теплопроводностью. Покрытие Р. п. должно обеспечивать оптимальный цветовой и яркостный контраст с предметом труда и не давать бликов. РАБОЧАЯ ПОЗА — см. Поза. РАБОЧАЯ СРЕДА — совокупность физических (электромагнитные факторы, физические свойства воздушной среды, механические факторы: шумы, вибрации, ускорения), химических (естественный газовый состав воздуха, вредные примеси в воздухе), биологических (микроорганизмы, макроорганизмы), социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора. Внешняя среда рабочего места может определяться следующими факторами: 1) метеорологическими условиями (температура, влажность воздуха, давление, микроклимат, газовый состав воздуха и т. п.); 2) работой машин и производственного оборудования (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, вредные примеси воздуха и др.). При нормировании факторов Р. с. различают следующие четыре уровня: 1) комфортная В с., обеспечивающая оптимальную динамику работоспособности человека, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья; 2) относительно дискомфортная Р. с., воздействие которой обеспечивает заданную работоспособность, но вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы; 3) экстремальная Р. с., приводящая к снижению работоспособности человека и вызывающая функциональные изменения, не имеющие патологического характера; 4) сверхэкстремальная Р. с., под влиянием которой в организме происходят патологические изменения и (или) создается невозможность выполнения работы. Изменения функционального состояния оператора в условиях 1 и 2 носят, как правило, характер адекватной мобилизации, в условиях 3 и 4— динамического рассогласования. При проектировании Г с. необходимо учитывать следующие положения: 1) факторы К с. при их комплексном воздействии не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье человека в течение длительного времени (годы); 2) допустимые параметры неблагоприятных факторов не должны вызывать существенного снижения работоспособности в течение рабочего дня. РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНИКА — понятие, заимствованное психофизикой из теории обнаружения сигнала; означает зависимость вероятности правильного положительного ответа от вероятности ложной тревоги. Современная психофизика (в отличие от классической) считает, что увеличение числа ложных тревог приводит к возрастанию числа обнаруженных сигналов и наоборот. Каждой точке критерия принятия решений на оси сенсорных состояний соответствует своя вероятность правильного положительного ответа и ложной тревоги. Перемещая критерий из одной точки в другую, можно получить достаточно полную форму кривой Р х. п. РАБОЧЕЕ МЕСТО — зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Организация Р* м. предполагает проведение системы мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. По уровню механизации Р. м. делятся на автоматизированные, механизированные и Р. м., где выполняются ручные работы. К м. подразделяются на индивидуальные и групповые. В зависимости от специализации Р. м. оператора понимается место в системе «человек—машина», оснащенное средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием, где осуществляется трудовая деятельность оператора. Основу автоматизированного Р. м. оператора составляет, как правило, пульт управления. Р м. должно быть приспособлено для конкретного вида труда и для работников определенной квалификации с учетом их физических и психических возможностей и особенностей. При проектировании Р. м. необходимо исходить из конкретного анализа трудового процесса человека на данном оборудовании и учитывать антропометрические данные, физиологические и психологические характеристики трудового процесса, санитарно-гигиенические условия работы. РАБОЧЕЕ СИДЕНЬЕ — приспособление, обеспечивающее поддержание рабочей позы для выполнения работы в положении «сидя». К. Н с. относятся кресла, стулья, табуреты различных типов, откидные сиденья, сиденья-опоры. Р. с. классифицируются по степени стабилизации рабочей позы, по набору элементов Р. с., по типу конструкции, по степени подвижности, мягкости, по обеспечению виброгашения и т. д. Выбор типа Р. с. определяется характером и условиями трудовой деятельности. Различают К с. для длительного и кратковременного пользования. Конструкция Р. с., предназначенного для длительной работы в положении «сидя», должна обеспечивать поддержание основной рабочей позы, не затруднять рабочих движений, смену позы и положения, обеспечивать условия для отдыха. В наиболее полной степени этим требованиям удовлетворяют полумягкие стулья и кресла (см. Кресло оператора). Для кратковременного пользования (10— 15 мин) рекомендуется использовать жесткие стулья и табуреты. Кроме того, могут быть использованы сиденья-опоры, представляющие собой высокие табуреты с уменьшенной горизонтальной поверхностью. Они используются в тех случаях, когда работающий не имеет возможности присесть на короткое время, но может опереться на сиденье-опору; снизив тем самым напряжение мышц. РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ - психомоторные действия (см. Психомоторика), входящие в трудовой процесс как его составной элемент. Посредством Р. д. оператор осуществляет воздействие на объект управления, их конкретные характеристики определяются особенностями той операции, которые выполняются системой «рука+орудие». Р д. составляют основу управляющих действий человека. В каждом Р д. различают три его стороны: биомеханическую, физиологическую и психологическую. Последняя играет важнейшую роль при анализе трудовых процессов, однако ее понимание должно опираться на понимание первых двух. Биохимическая характеристика Р д. определяется траекторией (формой, направлением и объемом) движения, его скоростью, силой и темпом. Физиологическая характеристика Р д. заключается прежде всего в выяснении механизмов координации движения и роли в ней акцептора действий. Для психологического анализа Р д. важно знать цель, которая достигается в результате их выполнения. При этом необходимо помнить, что одним и тем же движением можно достичь разных целей и одна и та же трудовая цель может быть достигнута разными движениями. С этой точки зрения различают Р. д. основные и лишние, ошибочные и правильные, экономные и неэкономные, плавные и резкие, быстрые и медленные и др. Учет их особенностей и психологический анализ позволяют наметить возможные пути рационализации Р. д. Одна из первых попыток рационализации Р. д. была предпринята в системе Тейлора. Она в конечном итоге включала два момента: 1) отсеивание лишних, ненужных движений; 2) выбор из всех возможных наиболее экономичного движения. Эти принципы широко используются при решении задач научной организации труда и обычно дают хорошие результаты. Однако их применение в инженерной психологии в чистом виде не всегда правомерно, что обусловлено психологическими особенностями деятельности оператора и прежде всего закономерностями психической регуляции движений. Это проявляется в том, что внешне Р. д. оператора кажутся крайне простыми и не требуют сами по себе специального обучения. Однако вся сложность их выполнения падает на центральные механизмы психической регуляции. Поэтому при конструировании органов управления необходимо исходить прежде всего из особенностей структуры и механизмов двигательного акта: 1) отношения органов управления, а следовательно, и моторных компонентов действия к соответствующим индикаторам; 2) способов преобразования выходных параметров Р. д. в выходные величины всей системы; 3) знания оператором результатов всех действий, т.е. способов получения сигналов обратной связи (напр., тактильных и кинестетических); 4) закономерностей взаимодействия Р. д. с другими видами управляющих движений (гностическими и приспособительными). РАБОЧИЙ РИТМ —чередование во времени отдельных циклов производственного процесса. При достаточно длительных циклах Р. р. способствует развитию устойчивой оптимальной работоспособности, быстрому и точному выполнению рабочих операций, выработке рациональных навыков, что физиологически соответствует развитию динамического стереотипа. Нарушения Р. р. ведут к постоянной перестройке режимов труда и повышению его психической и энергетической стоимости. При очень коротких стереотипных циклах Р. р. довольно быстро приводит к состоянию монотонии и утомления. В этих случаях рекомендуется использовать неравномерный Р р. — чередование периодов работы с разной скоростью и интенсивностью. РАБОЧИЙ ТЕМП —скорость выполнения последовательных рабочих операций в течение определенного времени. Как замедленный, так и слишком быстрый Р т. приводит к развитию утомления. Оптимальный Р т. зависит от тяжести труда и содержания трудового процесса, должен учитывать динамику работоспособности. При быстром Р т требуется дополнительное число перерывов и пауз в работе или сокращение длительности рабочего дня (смены). В деятельности оператора Р т. определяется темпом (скоростью) поступления информации. Как перегрузка, так и недогрузка (сенсорный голод) оператора информацией приведет к ухудшению качества его деятельности, сдвигам в функциональном состоянии, нарушениям в работе системы «человек — машина». В большинстве случаев оптимальная скорость поступления информации оператору лежит в пределах от 2 до 4 дв. ед. в секунду РАДИОТЕЛЕМЕТРИЯ (от лат. гайю — излучаю, греч. 1ё1е—вдаль, далеко, те1-гёо — измеряю) — измерение физических величин на расстоянии с передачей результатов измерения по каналам радиосвязи. Совокупность устройств, расположенных на объекте наблюдения и в пункте приема телеметрической информации, образует радиотелеметрическую систему На передающей стороне системы (на объекте) размещаются датчики, аналого-цифровые преобразователи, кодирующие устройства, радиопередатчики; на приемной стороне (в пункте приема) устанавливаются радиоприемники, декорирующие устройства, аппаратура обработки и регистрации данных. Для передачи информации используются многоканальные линии радиосвязи; требуемые точность и помехоустойчивость передачи данных обеспечиваются применением цифровых методов передачи и обработки информации, а также методов зашиты информации от ошибок. Методы Р. широко используются в инженерной, космической, авиационной психологии для дистанционного контроля функционального состояния и результатов работы оператора. фильности). Необходимо иметь в виду, что параметры эффективности деятельности тесно взаимосвязаны. РЕЙТИНГ (от англ. — оценка, порядок, классификация) — субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью Р осуществляется первичная классификация оцениваемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. В психологических науках Р. служит основой для построения многообразных шкал оценок (т н. Р-шкалирование), в частности при оценке различных лиц, престижности профессий и пр. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал (см. Шкалирование). В инженерной психологии Р. используют при вычислении коэффициента ранговой корреляции (см. Корреляционный анализ), при выставлении экспертных оценок. РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. ге1аха1ю —уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Р. может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные вида активности (см. Аутогенная тренировка). Эффективным методом обучения В является установление обратной связи с помощью приборов, фиксирующих уровень биоэлектрической активности и делающих его доступным обучаемому. Р. — один из вспомогательных приемов спортивной тренировки, аутогенной тренировки и др. В операторской деятельности Р. используется как один из методов психологической поддержки, управления состоянием оператора, саморегуляции, РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (от англ. — существенный) — существенная, полезная, нужная информация. Противоположное понятие — иррелевантная информация. РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ (от франц. — восстановление) — свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и устранению их путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Показателями Р. являются вероятность и среднее время восстановления работоспособного состояния. В характеризует как конструктивные свойства изделия, позволяющие легко, быстро и надежно обнаружить и устранить отказ, так и требования к уровню профессиональной подготовленности и личным качествам обслуживающего персонала. Р изделия обеспечивается при его проектировании и изготовлении (конструктивными мерами, в т. ч. и инженерно-психологического характера: маркировка, контрольные точки, обеспечение доступа к аппаратуре и др.). В процессе эксплуатации Р. поддерживается рациональной системой технического обслуживания и ремонта, а также обучением обслуживающего персонала.
|