Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическая напряженность -см. Напряженность. 5 страница
Принцип непрерывности (последовательности). Согласно этому принципу, выполнение инженерно-психологических требований должно быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства, эксплуатации. Выполнение этих требований есть не одноразовое мероприятие, а непрерывный процесс оптимизации основных характеристик СЧМ. Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности оператора должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМ проектируются технические свойства, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами эти устройства (средства отображения информации, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.) должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека. К техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека (см. также Инженерно-психологическое проектирование, Проектирование деятельности). Рассмотренные принципы инженерной психологии носят общий характер, их реализация должна осуществляться при решении всех задач инженерной психологии. Выполнение этих принципов является проявлением системного подхода в инженерной психологии. Однако кроме них используется и целый ряд частных принципов. К. ним относятся принципы взаимного расположения индикаторов и органов управления, распределения функций между человеком и машиной, моделирование деятельности оператора, экономии движений, оценки надежности СЧМ и другие. Эти принципы непосредственно вытекают из общих и применяются при решении частных задач.
ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИИ ДВИЖЕНИЙ — система правил, основанная на учете физиологических и биологических особенностей двигательного аппарата человека и способствующая уменьшению утомляемости и повышению производительности труда. Основными из принципов экономии движений являются следующие: принцип непрерывности, в соответствии с которым каждое последующее движение должно быть естественным продолжением предыдущего; принцип параллельности, заключающийся в обеспечении одновременности движений обеих рук, а также рук и ног работающего; принцип благоприятных траекторий, предусматривающий возможность симметричных, плавных, круговых, непрерывных движений вместо несимметричных, зигзагообразных, прямолинейных; принцип оптимальной интенсивности, обеспечивающий высокую производительность труда при оптимальных значениях физического и нервного напряжения; принцип ритмичности, заключающийся в регулярной повторяемости движений через определенные (равные) промежутки времени (наиболее благоприятным является естественный ритм); принцип привычности движений, обеспечивающий автоматическое их выполнение, что достигается их тренировкой, в результате которых вырабатываются динамические стереотипы действий. Одна из первых практических попыток научного использования принципов экономии движений в промышленном производстве заложена в широко известной системе Тейлора. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - волевой акт последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в состоянии неопределенности. Процесс П. р. является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности. Основные этапы П. р. решения включают информационную подготовку решения и собственно процедуру П. р. — формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Структуру П. р. образуют цель, результаты, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора. Структура и механизмы П. р. не являются стабильно универсальными на разных условиях психического отражения. При переходе на более высокий уровень механизм перебора и выбора альтернатив сменяется механизмом построения концептуальных моделей. П. р. может выступать и как особая форма мыслительной деятельности (управленческое поведение), и как один из этапов мыслительного действия при решении любых задач. Область применения понятия «П. р.» весьма широка. Кроме общей психологии она охватывает социальную психологию (групповое П. р.), психологию управления, психофизику (выбор критериев П. р. при изменении порогов ощущения и построения психофизических шкал), теорию игр и ряд других дисциплин. В инженерной психологии П. р. рассматривается как основной процесс в деятельности оператора, а оптимизация процесса П. р. по заданным критериям — как главная задача. ПРИПОМИНАНИЕ —умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. П. выступает как произвольная форма воспоминания и требует от человека усилий и специальных умений. Наиболее продуктивными приемами П. являются составление плана воспроизводимого материала и намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к воспроизведению необходимого материала. ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (от лат. — раньше, — действующий) — интегральный нервный процесс, замедляющий научение (приобретение индивидуального опыта) и затрудняющий запоминание материала под влиянием предшествующей деятельности. Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей деятельности сходства с последующим процессом научения или запоминания. Противоположным П. т. является ретроактивное торможение. Их совместным действием объясняется, напр., более быстрое забывание середины заучиваемого материала (в случае его обширности и однородности по содержанию), чем начала и конца, т. е. средние части материала испытывают на себе тормозящее влияние предшествующих и последующих его частей (так называемый эффект края). ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ — установление согласия выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными предположениями о ее характеристиках (математическое ожидание, дисперсия и др.) или распределения в целом. При этом формируются проверяемое предположение (нулевая гипотеза) и альтернативное ему, а все множество возможных выборок разбивается по определенному правилу (критерию) на две части, одна из которых объявляется критической для проверяемой гипотезы. Если наблюдаемая выборка попадает в критическую область, проверяемая гипотеза отвергается. Для П. с, г. разработаны и широко применяются на практике (в том числе и в инженерной психологии) различные критерии согласия. ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. рго]ес1о5 — брошенный вперед) — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, процесса. Традиционными объектами П. являются П. техники, технологическое П., архитектурно-строительное П. и др. В последнее время появились новые виды П., такие, как П. систем «человек—машина», трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное П. и др. Наряду с дифференциацией П. идет процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности. Характерной тенденцией всех видов современного П. является его автоматизация на основе создания автоматизированных систем проектирования (АСП). Автоматизация П. позволяет повысить качество конструкторской документации (КД), существенно сократить сроки П. и передачи КД в производство, эффективнее использовать технологическое оборудование. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — важнейший и основной этап инженерно-психологического проектирования. Основная его задача — комплексное проектирование внешних средств деятельности (средств отображения информации, органов управления и др.) и формирования соответствующих интериоризированных средств ее выполнения (концептуальных моделей, программ, схем поведения и навыков оператора и т. п.). Однако на современном этапе развития инженерной психологии пока еще нет возможности сформулировать систему четких принципов и рекомендаций к проектированию деятельности, подобно той, которая имеется у разработчиков техники и технологических процессов. Однако при этом необходимо отметить, что проектировщики, создавая новую технику и технологические процессы, осознанно или нет, но определяют условия деятельности людей, которые будут этой техникой управлять и обслуживать ее. Таким образом, создается проект будущей деятельности человека. И если техника окажется неудобной (будет создавать большие нагрузки на восприятие, память, внимание, вызывать при работе большое нервно-психическое напряжение у оператора; вызывать у него необходимость переработки больших потоков информации; затруднять принятие решения оператором и т. д.), то реальная эффективность ее применения окажется низкой. Поэтому техника и технологические процессы должны создаваться с учетом структуры деятельности и обеспечивать для человека возможность наиболее эффективного протекания психологических и других процессов, обеспечивающих качественное выполнение данной деятельности. В общем случае решение задачи проектирования деятельности предполагает получение ответа на следующие вопросы: где будет находиться человек? что и в какой последовательности он будет делать? как и какими средствами он будет выполнять свои функции? какими психическими и иными качествами он должен обладать для успешного выполнения своих функций? Для ответа на эти вопросы прежде всего необходимо обосновать требуемую степень автоматизации системы, т. е. провести распределение функций между человеком и техническим устройством. Для решения этой задачи используют специальные методы качественного и количественного характера. На основании этого определяется круг задач, поручаемых оператору. Однако П. д. только к определению перечня задач не сводится. Важными задачами являются также описание психологических «составляющих» и определение в проектируемой СЧМ условий формирования образа-цели, концептуальной модели, предвидения хода событий, формирования гипотез их решения, планирования и сигналов обратной связи. На этой основе определяются состав действий, которые предстоит выполнить человеку; их виды и способы выполнения. В этой связи решаются также вопросы о том, какие из них следует довести до уровня навыка, а в отношении каких это нецелесообразно. Соответственно намечается программа обучения и тренировок операторов. Особенно важно выделить в деятельности те участки, которые требуют творческих решений. Проект должен также предусмотреть пути формирования у человека умения планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль и управление собственными резервами, предусмотреть пути проведения психологической подготовки. На основе решения этих и ряда других вопросов можно приступить к решению вопроса о выборе технических средств деятельности оператора. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку К ним нужно всегда подходить только как к средствам сознательной деятельности человека. При этом нужно иметь в виду, что окончательный вариант построения технических средств получается не сразу. Первоначальные варианты могут несколько раз уточняться в ходе проектирования по мере получения более точных характеристик деятельности оператора. Рассмотренная схема отражает лишь общий порядок проектирования деятельности и в каждом конкретном случае может претерпевать те или иные изменения. Среди методов П. д. ведущая роль принадлежит моделированию деятельности оператора. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЧМ - процесс создания проекта системы «человек-машина». Наиболее характерным при П. СЧМ является комплексный, системный подход. Суть его заключается в том, что объектом проектирования является не просто техническое устройство, а единая система «человек—машина». Человек рассматривается как один из составных элементов этой системы, а при ее создании, не только работа технических устройств, но и особенности деятельности человека-оператора. Естественно, что представление человека в качестве одного из элементов системы является методическим приемом, позволяющим осуществить учет человеческого фактора при проектировании. На самом деле роль и значение человека в системе гораздо сложнее, его наличие придает СЧМ особые, специфические свойства. П. СЧМ при комплексном подходе состоит из трех основных частей: технического, художественного и инженерно-психологического проектирования. Техническое проектирование заключается в разработке технической части схемы. Этот вид проектирования является традиционным и применяется уже длительное время. Художественное проектирование (художественное конструирование) необходимо для обеспечения потребительских свойств систем: красоты, привлекательности, удобства и др. Его целью является отражение свойств эмоционально-мотивационной сферы человека, создание у него определенного эстетического отношения к продукту проектирования. Инженерно-психологическое проектирование заключается в решении всех вопросов, связанных с включением человека в проектируемую схему. Такое разделение видов труда является чисто условным. Большинство вопросов, относящихся к их компетенции, решаются в тесном единстве друг с другом. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА - понятие, характеризующее эффективность затрат труда в материальном производстве и определяемое количеством продукции в единицу времени или затратами труда на единицу продукции. Различают производительность живого и производительность совокупного (общественного) труда. Первая определяется затратами рабочего времени в данном производстве, вторая — затратами живого и овеществленного труда. По мере технического прогресса доля затрат овеществленного труда увеличивается, но абсолютная величина затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции сокращается. В этом и состоит сущность повышения производительности общественного труда. Поскольку основной продукцией оператора является перерабатываемая им информация, то в инженерной психологии под П. т. оператора иногда понимают количество информации, перерабатываемое им в единицу времени. Это фактически совпадает с понятием скорости переработки информации человеком. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — разновидность естественного эксперимента, проводимого в обычных для исследуемого работника условиях труда (на рабочем месте, в цехе, кабине самолета, пункте управления и т.д.) и направленного на проверку лежащей в его основе психологической гипотезы. При проведении П. и. процессытрудапо своим техническим характеристикам не изменяются, но в условия и способы выполнения работы вносятся те или иные изменения, необходимые для целей исследования. Часто испытываемый не знает о П. и. и его поведение ничем не отличается от обычного. В других случаях (напр., при изменении структуры трудовой деятельности или организации рабочего места) испытываемый становится активным участником эксперимента. Распространенным видом П. и. является формулирующий эксперимент, проводимый в виде экспериментального обучения в реальных условиях труда. П. и. должен отвечать требованиям, предъявляемым к любому научному эксперименту: нацеленность на проверку определенной гипотезы, точность дозировки и регистрации изучаемых явлений, создание сравнительных условий, устранение побочных факторов. Особенностью П. и. является присутствие неконтролируемых факторов, т. е. факторов, причина которых не может быть установлена или количественно определена. Данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе и интерпретации результатов П. и. Разновидностью П. и. является ситуационный эксперимент. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - запоминание какого-либо материала, когда оно ставится в качестве цели. Продуктивность П. з. зависит от использования ряда приемов: составление плана заучиваемого материала, повторение, сравнение, классификация, систематизация материала. Противоположным понятием является непроизвольное запоминание (см. Непроизвольная память). ПРОМАХ — разновидность ошибки, являющейся результатом низкой квалификации оператора, производящего измерение или количественное определение какого-либо показателя (напр., отсчет показаний на шкале стрелочного прибора, определение координат радиолокационной станции, измерение расстояний и т. п.), его небрежности или неожиданных сильных воздействий на измерения. П. приводят обычно к очень большим значениям абсолютной величины ошибки. Необходимо, чтобы при выполнении измерений возможность П. была полностью исключена. Часто советуют совокупности измерений распознавать измерения, являющиеся следствием П., по большому их отклонению от других измерений той же совокупности и исключать их из обработки. Однако этой рекомендации нужно следовать с большой осторожностью. Недостаточно обоснованное исключение из обработки измерений, показывающих заметное отклонения от других измерений, иногда приводит к переоценке точности измерений, а не к исключению П. (Т А. Агекян). Однако выявление П. — не простая задача, она требует достаточно глубокого понимания особенностей поведения
Профессиография (от лат. professio – род занятий и grapho – пишу) – изучение и описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и психологических и других особенностей профессии [С. 255. ]. По результатам профессиографического изучения деятельности составляется профессиограмма - сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку [С. 255. ].
тесно связано с проблематикой сознания и самосознания личности, механизма рефлексии, самооценки, самоконтороля и т. п. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИПОКИНЕЗИЯ — разновидность гипокинезии, возникающей в процессе профессиональной деятельности и являющейся ее следствием. Малая двигательная активность в течение многих лет трудовой деятельности снижает физическую трудоспособность и ухудшает здоровье людей. Особенно страдает при этом сердечно-сосудистая система. Отрицательное воздействие П. п (см. Гипокинезия). на здоровье человека усугубляется, если недостаток рабочих движений не компенсируется в нерабочее время выполнением физических упражнений или мышечной деятельности при бытовых нагрузках. Когда такие компенсации имеются, влияние П. г (см. Гипокинезия). может быть существенно снижено. Одним из показателей неблагоприятного влияния П. г (см. Гипокинезия). является накопление признаков физической детренированности на протяжении ряда лет трудовой деятельности. Критериями наличия П. г (см. Гипокинезия) являются: 1) затраты энергии на мышечную работу в процессе труда менее 0, 5—1, 0 ккал/мин (4—7 Вт) в среднем за смену; 2) выполнение трудовых действий только предплечьем и кистями рук при фиксированной позе сидя в течение более 75% рабочего времени; 3) простота, однообразие и стереотипность трудовой деятельности, включающей не более 5—7 различных элементов в исполнительской деятельности. Указанные признаки являются характерными для многих видов операторской деятельности, поэтому при ее организации следует предусмотреть меры по снижению неблагоприятного влияния П. г (см. Гипокинезия). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ — возможность успешного выполнения деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более высокого развития других качеств. Явление П. к. следует обязательно учитывать в практической деятельности. Человек может компенсировать отдельные качества личности, причем с тем большей вероятностью, чем более упорно и настойчиво он к этому стремится. Результатом этого является выработка человеком индивидуального стиля деятельности. Возможности П. к. реализуются по двум основным направлениям. Во-первых, это компенсация недостаточного развития психических функций другими, более выраженными (см. Компенсация функции). Такая компенсация, имея важнейшее значение в клинической практике, может быть использована и практически здоровыми людьми в их деятельности. Например, низкая подвижность нервных процессов, а следовательно и скорость реакции в ряде случаев могут компенсироваться умением заранее планировать свою деятельность и уделять больше внимания прогнозированию нежелательных ситуаций, требующих экстренных действий. Это позволяет в ряде случаев предупредить возникновение таких ситуаций или заранее подготовиться к ним. В других случаях (напр., в профессии разметчика) низкий уровень такого качества, как глазомер, с успехом может быть компенсирован за счет более высокого развития свойства внимания (его объем, концентрация, переключение). Перечень подобных примеров можно продолжить и дальше. Во-вторых, наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способностей или заменять его. Однако возможности П. к. далеко не безграничны. Есть целый ряд профессий, где низкий уровень того или иного профессионального качества не может быть компенсирован ни другими качествами, ни упорной тренировкой. В таких случаях необходим профессиональный отбор. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРА — сложный целенаправленный процесс, включающий профессиональную ориентацию и отбор, обучение, дальнейшее совершенствование профессионального мастерства с учетом психологических особенностей личности, ее мотивов и интересов (тренировка), а также формирование производственных коллективов для их совместной деятельности. Предварительным этапом профессиональной подготовки операторов является профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку людей к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание им помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Следующим этапом П. п. о. является профессиональный отбор — допуск людей к определенному виду деятельности на основе диагностики их профессиональных способностей. Профессиональный отбор носит преимущественно статистический характер, т. е. речь может идти о большей или меньшей вероятности совпадения прогноза, сделанного при отборе, с фактическими показателями обучения и качеством работы по специальности. Проведение профотбора позволяет допустить к дальнейшему обучению лишь тех лиц, у которых имеются наилучшие предпосылки для овладения специальностью. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система у оператора, зависит от его профиля, т. е. содержание обучения определяется последующей операторской деятельностью. Однако эффективность операторской деятельности определяется не только характеристиками отдельных операторов, но и слаженностью коллектива, умением операторов взаимодействовать между собой, психологической совместимостью в группе. Поэтому организация групповой деятельности, формирование производственных коллективов также является одной из составляющих П. п. о. Важное место в системе П. п. о. занимают также тренировки. Их проведение связано с необходимостью поддержания на заданном уровне приобретенных в процессе обучения умений и навыков. Основным средством проведения тренировок являются тренажеры. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА — свойство человека-оператора, определяемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков, обуславливающих его способность выполнять определенную деятельность с определенным качеством. П. п. ч.-о. является результатом его профессиональной подготовки и составным элементом готовности к действию. П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ —совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы П. п., т е, некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности: 1) способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими (см. Физические качества оператора) или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными (значимыми) качествами. 2) Знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т. е. необходимая профессиональная подготовленность. 3) Склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.). Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной деятельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требованиям), соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки П. п. носят объективный характер. Помимо них еще выделяют и субъективные признаки: самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.). П. п. не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако возможности формирования П. п. не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными. Поэтому выделяют два типа П. п. — абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных индивидуальных черт), и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). В заключение необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная П. п. оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, ею установки и ценностные ориентации. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ (ЗНАЧИМЫЕ) КАЧЕСТВА (П. в. к.) - отдельные динамические качества личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. П. в. (з.) к. являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности. Определение и оценка П. в. (з.) к. имеют большое психодиагностическое значение, они оказывают существенное влияние на результаты деятельности, поэтому их обязательно следует учитывать при профессиональном отборе. По изменению уровня П. в. (з.) к. можно судить о функциональном состоянии оператора, поэтому они являются одним из его показателей. При изучении П. в. (з.) к. следует учитывать, что некоторые из них могут быть природными и относительно стабильными (напр., типологические свойства нервной системы), другие наоборот, подлежат развитию и тренировке (многие психические качества). Поэтому специально направленное формирование и совершенствование таких П. в. (з.) к. и их коррегирование (коррегирующая тренировка) могут активно проводиться при подготовке к будущей деятельности. Целесообразность проведения такой тренировки особенно возрастает в тех случаях, когда достаточно высокая мотивация к овладению профессиональной деятельностью противостоит низкому развитию П. в. (з.) к. В ряде других случаев низкий уровень П. в. (з.) к. может быть нейтрализован путем производственной компенсации. Однако часто бывают случаи, когда недостаточно выраженные П. в. (з.) к. не подлежат ни тренировке, ни компенсации. Тогда нужно вести речь о непригодности данного человека к дан ному виду деятельности, хотя на другой работе он может быть хорошим специалистом. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков: осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией (см. Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у чело-века потребности в выборе профессиональной деятель» гости, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.
|