![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическая напряженность -см. Напряженность. 3 страница
Таким образом, К. в. объясняет принципы организации целостной деятельности функциональных информационных механизмов мозга и позволяет рассматривать механизм приема и переработки информации человеком как иерархическую многоканальную систему, в которой каждый новый сигнал, новое действие не блокируются на «входе» оператора, а ведут к гибкой перестройке информационного процесса в мозгу человека. КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИИ — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделяются шесть этапов, на которых происходят эти изменения. Л М МЕТОД ТРУДА — способ осуществления конкретного трудового процесса, характеризуется совокупностью приемов и определенной последовательностью их выполнения. М. т. зависит от вида и характера трудового процесса. Составляющими элементами трудового процесса являются трудовые движения, трудовые действия и трудовые приемы. Трудовое движение представляет собой однократное перемещение рабочего органа (пальцев, руки, корпуса, ноги и т.п.), осуществляемое работником в процессе работы (напр., «протянуть руку», «наклониться» и пр.). Трудовое действие состоит из нескольких выполняемых без перерыва трудовых движений работающего — его корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев, для того чтобы взять или переместить какой-либо предмет (напр., «протянуть руку и взять ключ», «вытянуть ногу и нажать на педаль» и т. п.). Трудовой прием состоит из трудовых действий и представляет законченную совокупность действий работника, имеющих целевое назначение (напр., «установить деталь в патроне», «выполнить вязку узла» и т. п.). По своему назначению трудовые приемы могут быть основными (технологическими), если они непосредственно направлены на осуществление данного технологического процесса по изменению предмета труда, и вспомогательными, если они направлены на обеспечение условий выполнения основного приема. По характеру деятельности работника различают приемы двигательного и приемы наблюдательного, расчетно-аналитического характера. Рациональные М. т. должны предусматривать научно обоснованные, высокопроизводительные способы выполнения трудовых приемов отдельным работником или группой совместно действующих работников. Они выбираются на основе тщательного анализа операций, проводимого с целью выявления наиболее удачного и легкого способа выполнения производственного задания.
МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ (от греч. — путь исследования, познания, —учение) — это те позиции, которые определяют назначение, направление и содержание всех ее исследований. Разработка М. и. п. позволяет определить объект и предмет исследования, цель и методы их изучения, выявить направления и задачи исследований, обосновать принципы раскрытия закономерностей в исследуемой области явлений, установить характер и место данного знания в системе наук. Объектом изучения в инженерной психологии является система «человек — машина», функционирующая в определенных условиях внешней среды. Более сложным является вопрос определения предмета инженерной психологии. В общем случае предмет определяет, какие стороны закономерности объекта изучает данная наука. Это обусловлено тем, что у одного и того же объекта могут быть различные предметы исследования. Напр., такой объект, как человек, изучают разные науки: медицина, психология, биология и др. Каждая из этих наук, изучая различные стороны своего объекта, имеет свои предметы исследования. Для определения предмета необходимо ответить по крайней мере натри вопроса: 1) какие закономерности изучает наука? 2) почему возникает необходимость их изучения и какова готовность науки к этому изучению? 3) насколько специфичны эти закономерности и не изучаются ли они в других науках? Ответ на первый вопрос позволяет выявить вообще наличие предмета исследования, без этого никакая область знаний вообще не может считаться наукой. Ответ на второй вопрос показывает практическую потребность общества в данной науке, возможность и необходимость применения ее результатов в практической и теоретической деятельности людей. Ответ на третий вопрос необходим для выделения данной области знаний в самостоятельную науку. В противном случае эта область знаний будет всего лишь составной частью какой-либо другой науки. Анализ возможных ответов на данные вопросы позволяет сделать заключение о том, что предметом инженерной психологии является изучение закономерностей процессов информационного взаимодействия человека-оператора с современной техникой в рамках целостной системы «человек—машина». Учет этих закономерностей необходим в практике проектирования (см. Инженерно-психологическое проектирование), производства и эксплуатации СЧМ. Конечной целью инженерно-психологических исследований является повышение эффективности СЧМ на основе рационального использования возможностей человека и техники. Из приведенного определения предмета инженерной психологии можно сделать выводы, что названные закономерности в других науках не изучаются, инженерная психология готова к их изучению, потребность общества в этом велика. Это дает основание считать инженерную психологию самостоятельной синтетической наукой, которая ассимилирует в себе данные как технических, так и психологических наук. Можно спорить о том, насколько удачен термин «инженерная психология», насколько точно он отражает предмет исследования, однако отнесение инженерной психологии только к психологическим или только к техническим наукам существенно сужает область ее исследований. Сформулированное определение предмета инженерной психологии позволяет определить направления ее исследований: методологическое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (см. Инженерная психология). Решаемые при этом задачи могут быть теоретическими и практическими. Теоретические задачи связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе профессиональной деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с техникой. В инженерно-психологических исследованиях уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии. Практические задачи касаются согласования человека и техники как единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и техническими устройствами в системе «человек—машина». Для решения перечисленных теоретических и практических задач инженерная психология использует широкий арсенал психологических, физиологических и математических методов (см. Методы инженерной психологии). Основными методологическими принципами инженерной психологии являются принципы гуманизации труда, активного оператора, проектирования деятельности, последовательности, комплексности. Основой для практической реализации этих принципов является применение системного подхода. Частным проявлением системного подхода в инженерной психологии является равнокомпонентный (равноэлементный) подход к исследованию процессов информационного взаимодействия человека и техники в СЧМ. Его отличительной чертой является то, что человек и машина рассматриваются как равноправные компоненты системы, подлежащие исследованию, анализу и проектированию; предпочтение одного из этих компонентов в ущерб другому нарушает принцип системности и не может гарантировать выполнение конечной цели инженерной психологии, достижение максимальной эффективности СЧМ.
МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — основные пути и приемы познания закономерностей взаимодействия человека и техники. Поскольку для инженерной психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений, в ней используется широкий ассортимент методов (и конкретных методик), сложившихся в психологии и других науках (в кибернетике, математике, физиологии и т.д.). Эти методы используются как в фундаментальных исследованиях, направленных на выявление закономерностей информационных процессов в СЧМ и деятельности оператора, так и при инженерно-психологических испытаниях новых образцов техники, проводимых с целью оценки их соответствия свойствам и возможностям человека (см. Инженерно-психологическая оценка). В зависимости от способов получения данных о деятельности оператора М. и. п. можно разделить на психологические, физиологические и математические. С помощью психологических методов осуществляется анализ деятельности оператора (или ее отдельных сторон) в реальных или лабораторных условиях, проводится оценка влияния различного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты. Применение их в инженерной психологии осуществляется по двум основным направлениям: в целях исследований или в целях испытаний. В результате исследований (наблюдение, эксперимент, опрос и др.) устанавливаются определенные факты и закономерности, раскрываются механизмы деятельности оператора, проводится психологический анализ деятельности. В результате испытаний, проводимых обычно с помощью тестов, у человека определяется наличный уровень тех или иных психологических качеств и характеристик. Физиологические методы применяются в инженерной психологии для изучения функционального состояния оператора в процессе трудовой деятельности, для определения реакции различных систем организма на выполнение данной деятельности. Анализ физиологических характеристик человека позволяет оценить, какими средствами, какой «ценой» достигается выполнение задач оператором. Использование математических методов в инженерной психологии осуществляется при математической (статистической) обработке результатов наблюдений, при построении математических моделей деятельности оператора, при проведении инженерно-психологических измерений. Разновидностью математического моделирования является имитационное моделирование. Суть его сводится к моделированию деятельности оператора с помощью ЭВМ методом статистических испытаний. Эффективное изучение деятельности оператора может быть проведено при разумном сочетании различных методов. Так, при решении такой задачи, как проектирование деятельности оператора на ранних этапах целесообразно применять математическое моделирование, С его помощью можно оценить в общем виде место оператора с СЧМ, рассчитать основные показатели его деятельности, предъявить требования к техническим устройствам СЧМ. В дальнейшем по мере детализации проекта и получения необходимых исходных данных появляется возможность более полного исследования деятельности оператора с помощью имитационной модели. Однако при этом может возникнуть необходимость получения некоторых исходных данных. Тогда проводится аналитический лабораторный эксперимент. На более поздних этапах проектирования возможно проведение синтетического (комплексного) лабораторного эксперимента, дополненного замерами физиологических показателей оператора, их опросом о характере выполняемой деятельности, некоторыми математическими расчетами, измерениями инженерно-психологических показателей рабочего места. В ходе испытаний и эксплуатации СЧМ эти исследования могут проводиться в еще более полном объеме. Во многих случаях реализация рассмотренных методов производится с применением ЭВМ.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СЧМ — основные пути и приемы получения количественных показателей надежности системы «человек—машина». Оценка надежности СЧМ может проводиться различными способами: экспериментально-статистическими, аналитическими (расчетными) или имитационными, т. е. путем моделирования на ЭВМ. Наибольшее применение нашли расчетные методы, основными из которых являются: обобщенный структурный, концептуальный, операционно-психофизиологический, системотехнический. В обобщенном структурном методе деятельность оператора разлагается на иерархический ряд уровней, каждый из которых представляется в виде определенной структуры. Высшим является оперативный уровень, который представляется в виде структуры взаимодействия решаемых задач. Далее следуют уровни отдельных задач, блока операций, оперативных единиц деятельности. Вычисление надежности производится последовательно, начиная с того нижнего уровня, для которого известны справочные данные по надежности человека. Затем производится «свертывание» полученных структур к обобщенным структурам более высоких уровней с эквивалентными временными и надежностными характеристиками. Для упрощения операций «свертывания» предложен перечень типовых структур и формул для их получения. Результирующим показателем надежности на каждом уровне является вероятность выполнения задачи (А. И. Губинский). Концептуальный метод основан на использовании целого ряда концепций анализа надежности СЧМ. Целесообразность использования конкретной концепции определяется видом решаемой задачи и необходимостью учета тех или иных свойств оператора и техники и режимов работы СЧМ. При этом каждая последующая концепция учитывает более полный набор свойств и дает более точные оценки надежности СЧМ. Для каждой концепции разработаны формулы для ее определения. Сложность деятельности оператора (учет влияния различных факторов) учитывается с помощью поправочных коэффициентов, степень детализации которых зависит от вида учитываемых факторов сложности (подробнее см. Концепции определения надежности). В основе операционно-психофизиологического метода лежит расчленение деятельности оператора на отдельные действия (операции), для которых известны. исходные данные по времени, точности и надежности их выполнения, а также значения психофизиологической напряженности. На основании этого осуществляется синтез структуры деятельности и получение интегральных характеристик надежности СЧМ, При этом учитываются закономерности изменения характеристик в различных условиях деятельности и закономерности интеграции отдельных действий в единый процесс. Предлагаются перечень и числовые значения исходных показателей надежности типовых действий человека, которые входят в состав любого вида деятельности. Существенной особенностью метода является учет таких психофизиологических факторов, как влияние специфической напряженности и взаимовлияние совмещенных (параллельных и последовательных) действий (П М, Зараковский). При использовании системотехнического метода вводят четыре типа условных СЧМ: с некомпенсируемыми ошибками операторов и отказами техники, с компенсацией ошибок операторов, с компенсацией последствий отказов технических средств, с компенсацией последствий отказов технических средств и ошибок операторов. Для каждого типа СЧМ определены условия, приводящие к отказу системы «человек—машина». На основании этого получены расчетные формулы для определения надежности СЧМ. Небольшим недостатком метода является трудность получения аналитических оценок, поэтому реализация метода возможна лишь путем имитационного моделирования (Г П Маньшин). В отдельных случаях определение надежности СЧМ возможно с помощью статистической теории процессов выполнения работы. МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ — выделяемые в реальном масштабе фазы актуального становления зрительного образа объекта (см. Фазность восприятия). Восприятие развивается от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей. Последовательность фаз, реализующих М. в,, может быть достаточно лабильной. Н НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ — действие, включающее различного рода манипуляции с образами-представлениями (см. Манипулирование образом), активно выполняемые в сфере сознания. Это и сукциссивное (развернутое во времени) восприятие, и всякого рода измерительные операции, и мысленные «вращения», перестройки образов. В деятельности оператора весьма часто встречаются действия по манипулированию наглядными образами. Такие манипуляции осуществляются, напр., при отождествлении объектов, расположенных под разными ракурсами и отображенных в разных системах координат и масштабах, при мысленном структурировании информационного поля. Установлено, что параметры таких Н.-о. п. определяются несколькими переменными, основными из которых, являются характеристики пространственной организации внешнего информационного поля и свойства памяти оператора. При этом манипулирование образами значительно облегчается, если существует внешняя динамическая модель объекта. Этот принцип используется, в частности, при создании пособий по начертательной геометрии, а также при разработке навигационных планшетов с направляемой ориентацией и масштабами. Однако не следует думать, что наглядная внешняя опора для манипуляций с образами всегда полезна. Хороший докладчик отличается от плохого тем, что не привязан к тексту. аналогично хороший специалист, напр. диспетчер, контролирующий движение самолетов в аэродромной зоне, часто работает, представляя всю картину воздушного пространства в уме. Это дает ему возможность быстро преобразовывать эту картину, «проигрывать» различные возможные ситуации. Разумеется, источник информации для построения образа воздушной обстановки должен существовать, и его целесообразно создавать с учетом закономерностей действий как перекодирования, так и Н.-о. п. НАДЕЖНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ — воспроизводимость результатов измерения, повторяемого при различных условиях. Количественная оценка Н. и. осуществляется при помощи корреляции результатов повторных измерений. Н. и. определяется объективностью самого наблюдателя (эксперимента), постоянством характеристик измерительной аппаратуры и физической неизменностью измеряемых свойств. Обеспечение Н. и. представляет важную задачу общей и прикладной психологии. В то же время требование Н. и. занимает подчиненное положение по отношению и требованию валидности. НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» — свойство системы сохранять работоспособное состояние (выполнять заданные функции) в течение определенного времени приданных условиях эксплуатации. Работоспособным состоянием системы называется такое, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения выходных параметров в заданных пределах. Это состояние СЧМ определяется работоспособностью оператора, аппаратуры и используемых ею информационных массивов. Являясь общим свойством системы, Н. СЧМ определяется совокупностью более частных свойств: безотказности, готовности, ремонтопригодности и долговечности (для технических средств) и безошибочности, готовности, своевременности и восстанавливаемости (для оператора). Н. СЧМ зависит от условий и режимов работы операторов, их подготовленности, выполняемых функций, конструкции режимов и особенностей функционирования техники. При определении Н. СЧМ необходимо учитывать следующие положения. 1. Показатели надежности должны быть едиными для всех звеньев СЧМ. При этом они должны по возможности включать в себя в явном виде показатели надежности человека и техники. 2. При определении Н. СЧМ с методической точки зрения целесообразно представить человека-оператора в качестве одного из звеньев СЧМ. Однако при этом следует помнить, что человек является специфическим звеном с присущими только ему особыми свойствами. 3. При определении Н.СЧМ необходимо максимально использовать показатели, математический аппарат, методы расчета, разработанные в теории надежности технических устройств. Соблюдение этого условия позволяет не заново создавать новую теорию, а требует лишь дальнейшего развития и совершенствования уже существующей теории. Это касается учета специфических свойств человека как звена СЧМ. Принципиальным для определения показателя Н. СЧМ является понятие отказа. Отказы СЧ М заключаются в ее полной или частичной утрате работоспособности. Они вызываются отказами технических устройств, сбоями в информационных массивах, отказами, ошибками и несвоевременными действиями человека. С учетом этого, основным показателем Н. СЧМ принимается вероятность безотказного, безошибочного и своевременного функционирования СЧМ в течение заданного промежутка времени. Определение Н.СЧМ производится в следующих целях: при проектировании для прогноза ожидаемого уровня надежности СЧМ (проектная оценка надежности); при внедрении и эксплуатации — для определения фактически достигнутого уровня надежности (фактическая оценка). Определение Н. СЧМ может проводиться различными методами, аналитическими (расчетными), экспериментальными или имитационными (т е. путем моделирования на ЭВМ). Они базируются на знании статистических данных о надежности и скорости выполнения человеком тех или иных действий, надежности технических средств, влияния различных факторов на Н. СЧМ. взаимном влиянии оператора и техники друг на друга, частотах наступления различных состояний СЧМ. НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — один из критериев качества теста, характеризующий постоянство, устойчивость результатов, полученных с его помощью. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерений. Поэтому Н. т. определяет степень точности, с которой он измеряет определенное свойство личности; это характеристика точности его как измерительного инструмента, его устойчивости к действию помех (как внешних, так и внутренних). Эмпирическое определение Н. т. является обязательным условием допуска для использования его в практической деятельности, напр. в целях профессионального отбора. Для определения Н. т. используют следующие методы. 1. Метод повторного тестирования (метод тест— ретест). Для оценки надежности тест предъявляется дважды одной и той же группе испытуемых через какое-то время. Длительность временного промежутка определяется содержанием характера или задач теста. Мерой Н. т. служит коэффициент корреляции и результатов, полученных при первичном и вторичном применении теста. 2. Метод тестирования параллельной, или эквивалентной, формой теста. При применении метода испытуемых разбирают на две равночисленные группы. Затем первой группе предъявляют основную форму, второй группе — эквивалентную форму Через некоторое время формы меняют между группами испытуемых и снова проводят испытания. После этого для всей выборки испытуемых вычисляются результаты для каждой из форм, для которых затем определяется коэффициент корреляции, по величине которого и судят о Н. т. 3. Метод расчленения теста на части (напр., четные и нечетные) с последующим сопоставлением результатов частей. Достоинством этого метода по сравнению с предыдущими является большая точность, поскольку он предполагает проведение лишь однократного тестирования. НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА — свойство человека безотказно выполнять деятельность в течение определенного времени при заданных условиях. Определение Н. ч.-о. тесно связано с понятием отказа. Понятие Н. ч.-о. было введено по аналогии с понятием надежности технических средств, однако, оно по своему содержанию неизмеримо сложнее последнего. Это обусловлено тем, что общая Н. ч.-о. включает в себя, по крайней мере, две составляющие: биологическую надежность, учитывающую устойчивые отказы человека, причинами которых могут быть болезнь, сон, утомление и т.д., и психологическую надежность, учитывающую ошибки в работе оператора. При работе оператора в особых условиях (см. Психология труда в особых условиях) необходимо учитывать обе составляющие Н. ч.-о., при работе в обычных условиях ограничиваются обычно рассмотрением лишь психологической надежности. Н. ч.-о. характеризуется показателями безошибочности (вероятность безошибочной работы, интенсивность ошибок), готовности (коэффициент готовности), восстанавливаемости (вероятность исправления ошибки) и своевременности (вероятность своевременного выполнения работы). Н. ч.-о. обычно не является постоянной величиной, а меняется с течением времени. Это обусловлено как изменениями условий деятельности, так и колебаниями состояния оператора. Поэтому при определении Н. ч.-о. в каждом конкретном случае необходимо учитывать те или иные факторы, наиболее характерные для данного вида деятельности. С каждым из этих факторов связывается определенное состояние СЧМ и для каждого из этих состояний определяется конкретное значение изучаемого показателя Н. ч.-о. При такой постановке он представляет собой дискретную случайную величину, неявным образом зависящую от времени через выбранные условия деятельности. Для определения показателей Н. ч.-о. используются справочные данные по времени и вероятности безошибочного выполнения отдельных действий. Эти данные приводятся для двух видов деятельности оператора: при работе с установкой на точность или установкой на скорость работы. Повышению Н. ч.-о. способствует самоконтроль им своих действий, необходимый уровень обученности, наличие у оператора профессионально важных для данной деятельности психологических качеств, правильной организации его труда, соответствие техники инженерно-психологическим требованиям. НАПРЯЖЕНИЕ — величина усилия, направленного на выполнение профессиональных функций. Виды Н. могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими процессами, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность. Интеллектуальное Н. вызывается частым обращением к интеллектуальным процессам в процессе решения задач и принятия решения, оно обусловлено высокой плотностью потока проблемных ситуаций, требующих решения. Сенсорное Н. вызывается неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем либо преимущественным функционированием этих систем в процессе деятельности. Физическое Н. вызывается повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. Эмоциональное Н. вызывается конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации либо длительным Н. прочих видов. Н. ожидания вызывается необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности (см. Оперативный покой). Совокупность неблагоприятных факторов, вызывающих Н., может быть разбита на следующие группы: физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитаемости нормативным требованиям; биологический страх, дефицит времени на решение задачи, повышенная трудность задачи, повышенная значимость ошибочных действий, наличие релевантных помех, неуспех вследствие объективных обстоятельств, оборонительная реакция на неожиданные сигналы, недогрузка или перегрузка информацией, дефицит информации для принятия решения, вынужденная рабочая поза. Длительное или одновременное воздействие всех или части этих факторов приводит к особой форме Н., называемой стрессом. НАПРЯЖЕННОСТЬ - широко распространенный в инженерной психологии и эргономике термин, имеющий полифункциональное значение. Он используется как для характеристики самого процесса трудовой деятельности, так и для обозначения специфических состояний, возникающих в ходе ее выполнения. Н. деятельности непосредственно определяется структурой процесса труда, в частности видом рабочей нагрузки, ее интенсивностью, продолжительностью воздействия и характером распределения во времени. В этом контексте понятие Н. соотносится с требованиями, предъявляемыми конкретными видами деятельности к человеку. Н. деятельности может косвенно характеризоваться со стороны психологических и физиологических затрат (цены деятельности), необходимых для достижения трудовой цели. В этом случае под Н. понимается величина усилий, прилагаемых человеком для выполнения поставленной перед ним задачи. Внутри этого общего понятия выделяются два основных класса Н.: специфическая Н., определяющая динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения специальных трудовых навыков, и неспецифическая Н., характеризующая общие психофизиологические ресурсы человека и обеспечивающая уровень выполнения деятельности в целом. Использование данного определения Н., хотя оно и основывается на характеристике реализуемых и потенциальных возможностей человека, направлено прежде всего на качественную и количественную оценку самого трудового процесса. С содержанием понятия неспецифической Н. согласуется традиционное для психофизиологических исследований понимание Н. как спектра деятельностных состояний организма, характеризующихся повышенным уровнем функционирования различных психофизиологических систем по сравнению с состоянием покоя. В русле этого подхода разрабатывается понятие Н, как ведущего функционального состояния, сопровождающего любую целенаправленную деятельность и характеризующую степень соответствия условий деятельности возможностям человека. На основании критерия оптимальности соответствия затрачиваемых человеком усилий требованиям деятельности выделяется продуктивная и непродуктивная Н. В более узком смысле термин «Н.» обозначает ряд состояний человека-оператора, определяемых фактором интенсивности и структуры информационной нагрузки. Поэтому с этих позиций состояние Н. понимается как реакция индивида на информационную структуру нагрузки, которая определяется главным образом режимом предъявления информации. Одним из главных критериев степени Н. является адекватность реакции индивида на изменения в информационной структуре стимуляции. В некоторых случаях с помощью понятия Н. характеризуется одна из фаз утомления, связанная с поддержанием высокого уровня работоспособности в результате волевых усилий. Нередко термином «Н.» обозначается круг состояний человека, возникающих в усложненных условиях деятельности. Среди многообразных вариантов понятия Н. наиболее разработано понятие психической Н., характеризующее особенности психической деятельности человека в стрессогенных ситуациях. По типу характера влияние этих состояний на эффективность деятельности выделяют состояния операционной Н. и эмоциональной Н. Операционная Н., в основе которой лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности, оказывает мобилизующее влияние на индивида и способствует сохранению высокого уровня работоспособности. Развитие состояний эмоциональной Н. приводит к падению эффективности и дезорганизации деятельности. При рассмотрении приведенного перечня определений Н. обнаруживаются многочисленные точки пересечения между содержанием отдельных понятий. Это делает разрешимой задачу преодоления терминологической неоднозначности на основе соотношения различных содержаний понятия Н. в рамках единой концепции.
|