![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическая напряженность -см. Напряженность. 4 страница
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуется обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (напр., предприятия). Задачи, решаемые при внедрении НОТ можно условно разделить на три группы: экономические, направленные на достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования рабочей силы и вещественных элементов производства; психофизиологические, состоящие в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводстве рабочей силы; социальные, заключающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности работников.
О ОКУЛОГРАФИЯ — см. Электроокулография. ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ВОСПРИЯТИЯ (оперативная единица информации) — компактное, семантически целостное образование, формирующееся в результате перцептивного действия и создающее возможность практически одномоментного (симультанного) целостного восприятия объектов и ситуаций, независимо от числа содержащихся в ней признаков. Конкретно О. е. в. выступает как содержание единичного акта перцепции (восприятия). Развитие восприятия связано со сменой О. е. в., которая выражается в преобразовании групп случайных, частных признаков в структурные, целостные. О. е. в. в своем развитии трансформируется в перцептивные и мнемические схемы, а также в оперативные единицы памяти. Содержание О. е. в. может меняться в процессе обучения, в результате чего происходит формирование новых, более крупных единиц. Напр., человек, приступивший к изучению телеграфного кода, воспринимает на слух каждую отдельную точку или тире как самостоятельную О. е. в. По мере обучения человека О. е. в. становятся короткие последовательности этих звуков, образующие буквы, а затем и более длинные последовательности, составляющие слова и даже словосочетания. Формирование О. е. в., основанное на объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов с учетом смысловых связей между ними, дает выигрыш в скорости восприятия, разгружает оперативную память человека.
ОПЕРАТИВНАЯ НАСТРОЙКА — программирование ведущих параметров, характеристик деятельности, определяющих эффективность достижения цели в заданных условиях: точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ, стиль деятельности. Для психологии центральным является изучение путей и условий собственно психической настройки, в первую очередь настройка осознанной, произвольной, характеризующей человека как субъекта деятельности, который сознательно программирует и регулирует свое поведение. Вместе с тем под О. н. подразумевается явление целостной психофизиологической подготовленности человека к деятельности, к работе. Так, О. н. проявляется не только в сознательном, волевом намерении выполнить деятельность, но и в создании определенного функционального уровня нейродинамических систем организма, в создании и поддержке необходимых биохимических предпосылок этой деятельности и др. О. н. всегда конкретна: изменение цели или условий деятельности приводит к изменению О. н. Неопределенность, неконкретность цели деятельности, недостаточное знание условий ее осуществления препятствуют формированию О. н. Чем большим опытом выполнения данной работы в определенных условиях обладает человек, тем адекватнее его О. н. Будучи предпосылкой достижения и поддержки заданных характеристик деятельности. О. н. во многом определяет эффективность деятельности в целом. По своему содержанию понятие О. н. в ряде случаев довольно близко к таким понятиям, как готовность к действию, психологическая готовность. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которая поступает и перерабатывается по ходу выполнения действия и необходима только для достижения цели данного конкретного действия. О. п. часто отождествляют с кратковременной памятью. Однако при внешней схожести этих двух видов памяти между ними есть существенное различие. В основу выделения кратковременной памяти как отдельного вида памяти лежат временные параметры (время предъявления и сохранения информации — и в этом отношении О. п. часто является и кратковременной), в основе же О. п. лежит не столько временной, сколько «деловой» характер. О. п. обслуживает текущее действие человека, и после его выполнения она теряет свою актуальность. Поскольку выполняемые оператором действия, как правило, составляют десятки и даже единицы секунд, то процессы О. п. являются кратковременными. В этом проявляется ее сходство (но не тождество) с кратковременной памятью. При оценке качества работы О. п. измеряют ее объем, точность, скорость запоминания и длительность сохранения, анализируют характер ее оперативных единиц. Объем О. п. есть показатель количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала. Он измеряет количество оперативных единиц, с которыми одновременно может работать оператор. Точность является показателем идентичности воспроизводимого и предъявлявшегося материала. Она измеряется по воспроизведению в процессе решения задач тех элементов, которые необходимы для достижения цели действия. Скорость заполнения характеризует то время или число повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для решения задачи информации, а длительность сохранения определяется тем максимальным временем, в течение которого предъявленный материал сохраняется без появления искажений, препятствующих решению оперативной задачи. При оценке длительности сохранения, в отличие от кратковременной памяти, где наибольший интерес представляют абсолютные показатели времени, в О. п. важно соответствие длительности сохранения материала общей продолжительности действия. Поэтому при изучении временных характеристик О. п. основная проблема заключается в поиске условий, при которых возможно обеспечение длительности сохранения информации от ее предъявления до осуществления цели действия без увеличения времени оперативного запоминания. Оптимальным же вариантом длительности времени оперативного запоминания считаются случаи, когда последнее совмещено с перцептивными и мыслительными операциями. На продуктивность работы О, п. существенное влияние оказывают объективные параметры предъявляемого материала и условия деятельности. Эти параметры делятся на четыре группы: информационные (количество предъявляемой информации, информативность стимулов, способ кодирования), структурно-пространственные (степень компактности, характер группировки), по признаку модальности (зрительные, слуховые), временные (длительность и характер экспозиции). Наибольший удельный вес (до 48 %) по степени влияния имеют информационные параметры. Избыточность информации (в отличие от памяти ЭВМ) приводит к увеличению объема памяти, количеству усвоенной информации, увеличению скорости запоминания и пропускной способности памяти. Вместе с тем следует отличать избыточную информацию от иррелевантной (не относящейся к ситуации). Последняя ухудшает продуктивность О. п. Продуктивность памяти зависит также от информативности стимулов (см. Количество информации), которая определяется вероятностью их появлений. Установлено, что лучше всего запоминаются символы, появляющиеся с наименьшей и наибольшей вероятностью. Это явление связано с общей способностью живых организмов откликаться на более информативные (маловероятные, неожиданные) или хорошо известные (ожидаемые) раздражители. К структурно-пространственным параметрам относится способ организации материала. Более эффективным оказывается такой способ, который в большей степени позволяет использовать правила мнемотехники. На качество запоминания оказывает также влияние место, занимаемое тем или иным символом в предъявляемой последовательности. Установлено, что символы, находящиеся в начале и конце сообщения, запоминаются лучше, чем те, которые расположены в середине последовательности. Это необходимо учитывать при организации предъявления информации оператору: наиболее важная информация должна находиться в начале или конце предъявляемой последовательности стимулов. В общем случае продуктивность зрительной памяти выше, чем слуховой. Это обусловлено тем, что по зрительному каналу возможно параллельное предъявление информации, а по слуховому — только последовательное. Последнее ограничивает возможности слуховой памяти. Из временных параметров на продуктивность О. п. наибольшее влияние оказывают время экспозиции и ее характер (последовательное или параллельное предъявление сигналов). Увеличение времени экспозиции улучшает продуктивность О. п., а параллельное предъявление сигналов оказывается более предпочтительным, чем последовательное при их одинаковой длине. ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - деятельность по решению практических задач в быстроменяющихся условиях, которая осуществляется на основе моделирования человеком состояний объектов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуации схем (плана) действий по управлению реальными объектами и процессами. Понятие «оперативное» употребляется, по крайней мере, в трех смыслах: протекающее быстро и эффективно; непосредственно включенное в трудовую деятельность человека (от лат. орега — труд); состоящее из операций. Каждый из этих смыслов находит свое выражение и в термине «О. м.». Оно протекает в специфических условиях, связанных с особым характером задач управления: в условиях динамичности ситуаций решения задач (быстрая смена обстановки), наличия большого числа взаимосвязанных, в т. ч. конфликтных, факторов, высокой ответственности за результат решения, ограниченности времени на его поиск, необходимости выдвижения и проверки гипотез в самом процессе действия и др. Решение, являющееся результатом О. м., должно быть конструктивным, конкретным и наилучшим в данных условиях. Можно выделить три основные функции О. м.: решение задач, планирование, декодирование. Необходимость в решении задач возникает при непредвиденных отклонениях управляемого процесса от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для приведения системы в требуемое состояние. При этом возможны три случая: 1) способ регулирования выбирается оператором из ряда известных (в том числе и маловероятных); 2) комбинируются некоторые известные способы; 3) создаются новые способы регулирования. Осуществление функции планирования обусловлено необходимостью временного упорядочения, организации действий по управлению объектом в нормальных условиях работы. Деятельность планирования состоит в подыскании совокупности способов, средств и определенных сроков реализации поставленной цели. Важнейшей особенностью планирования является предвидение возможных отклонений в работе управляемого объекта. Особую форму планирования составляет оптимальное планирование — сравнительная оценка возможных в данных условиях вариантов регулирования и выбор наиболее оптимального. С точки зрения современной теории принятия решений реализация обеих рассмотренных функций О. м. есть принятие решения о действии, которое является результатом процесса выбора способа действия. Декодирование информации об объекте управления как функция О. м. состоит в переводе образа сигналов в образ управляемого объекта. Собственно интеллектуальными компонентами декодирования являются ассоциативные и реконструктивные процессы — актуализация содержания знания, относящегося к данным сигналам, развертывание, реконструкция и интерпретация этого знания об объекте управления. Исходя из сказанного, следует, что О. м. является по преимуществу образным, т. е. мыслительная деятельность оператора в большинстве случаев неразрывно связана с образами управляемых объектов. Прежде чем отреагировать на ту или иную ситуацию (оперативный образ), необходимо проверить адекватность образа реальной обстановке и только на основе созданного образа принять решение по управлению. Распространенными типами задач О. м. являются диагностические, т. е. задачи на установление причинно-следственных отношений между состояниями объекта (напр., установление причин сбоев). Здесь значителен удельный вес логических компонентов О. м. Другую большую группу задач составляют задачи по управлению перемещением объектов в пространстве (транспортные системы). При решении этих задач особенно велик удельный вес образных компонентов О. м., что требует определенного развития пространственных представлений и «временного» воображения оператора. ОПЕРАТИВНОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ - зона. характеризующая пространственные пределы возможности получения зрительной информации в условиях одной фикции, т. е. при не перемещающемся глазе. Объем О. п. з. является динамичным. Он определяется структурой фиксируемых объектов, их плотностью в поле зрения, сложностью задач, решаемых наблюдателем. В ряде случаев, напр. при определении времени информационного поиска, считают, что объем О. п. з. ограничен, с одной стороны, объемом восприятия (4—6 элементов), а с другой стороны, пространственными характеристиками зрения (размерами зоны ясного видения). Однако следует иметь в виду, что при отсутствии вынужденной фикции величин О. п. з. уменьшается и составляет при поиске около 10 градусов. В итоге под объемом О. п. з. в данном случае следует считать то количество предметов (но не более 4—6), которые одновременно попадает в зону, ограниченную углом в 10 градусов в горизонтальной и вертикальной плоскостях. ОПЕРАТИВНЫЙ ОБРАЗ - отражение в сознании человека объекта действия (предмета, процесса), складывающееся по ходу выполнения действия и подчиненное его задачам. О. о. — более или менее устоявшийся информационный комплекс, обслуживающий действие. В отличие от когнитивного образа, в котором организована вся потенциально потребная информация об объекте, О. о. содержит только ту информацию, которая необходима для правильного совершения данного действия. Отсюда лаконичность и надежность О. о. Он обеспечивает успешное выполнение задач в оптимальных (нормальных) и затруднительных условиях, В О. о. объект функционально деформируется, в нем концентрируются характеристики объекта, особенно существенные для выполнения данного действия. В зависимости от функции в регуляции действий О. о. делятся на глобальные, участвующие в преобразовании информации на протяжении всего действия (образ — инвариант конечного заданного состояния объекта, образ строения объекта), и этапные. Последние делятся на афферентные, служащие основой для оценки текущих состояний объекта (прием сигналов, сличение текущего состояния объекта с заданным, диагноз), и эффекторные, опосредствующие процессы программирования целесообразных воздействий на объект. О. о. формируется на основе «ели деятельности и концептуальной модели, как бы преодолевая «рассогласование» между ними. С каждым действием, направленным на достижение конечной цели, О. о. динамически изменяется. Формируясь в процессе приема и переработки текущей информации, он вместе с тем выступает как фактор, влияющий на их течение и организацию. Важная роль в формировании О. о. принадлежит сигналам обратной связи. Эти сигналы включаются в О. о., корректируют и уточняют его. Выполнив то или иное действие, оператор изменяет состояние управляемого объекта. Возникающий при этом сигнал не только несет информацию о новом (изменившемся) состоянии объекта, но и является для оператора сигналом о результате его действия. Он несет информацию о том, решена ли задача (достигнута ли цель). Образ этого сигнала сличается с образом-целью. Близким к О. о. является понятие концептуальной модели. Однако последняя является более общим, более широким понятием, чем О. о. О. о. обслуживает текущее действие, поэтому он более динамичен и представляет концептуальную модель при выполнении текущего действия, в динамике достижения поставленной цели. Важная роль в формировании О. о. принадлежит такой форме психического отражения, как представления, в форме которых этот образ и существует.
ОПТИМИЗАЦИЯ СЧМ - в наиболее общем виде определение совокупности частных показателей, при которых достигается экстремум некоторой целевой функции, характеризующейся эффективностью СЧМ. С математической точки зрения О. может быть условной, когда на искомые показатели накладываются некоторые ограничения, либо безусловной, когда этих ограничений нет. В первом случае ищется условный экстремум, во втором — безусловный. Кроме того, О. может вестись по одному показателю или нескольким показателям одновременно, в последнем случае речь идет о многопараметрической (векторной) О. Поскольку СЧМ является сложным динамическим объектом, работа которого обычно протекает в рамках определенных ограничений, а качество функционирования зависит от большого числа факторов, то для нее наиболее характерным является случай многопараметрической условной О. В математическом плане такая задача является наиболее сложной. С формальной точки зрения задача О. СЧМ формулируется следующим образом. Есть некоторая целевая функция: Э = Г(х,, х,... х,; у„ у,... у^ 2,, 2^... 2,), Где х^(1=1.«), у.0=1,»1), 2^=1, /) —частные показатели деятельности оператора, работы машины и условий внешней среды. Требуется определить значения этих показателей, при которых функция Э достигает максимума. При этом на их значения накладываются некоторые ограничены ^ х„„„, У, е у„„„, 2, е 2^„, где х^„, у^, 2^^ — области допустимых значений соответствующих показателей В общем случае решение рассмотренной задачи О. СЧМ представляет определенные трудности, поэтому обычно стараются провести возможные упрощения (сокращение числа искомых показателей, сокращение числа ограничивающих условий и др.). В зависимости от возможной степени упрощения для решения задачи О. СЧМ могут использоваться методы математического программирования, наискорейшего спуска, множителей Лагранжа и др. Необходимо отметить, что термин «О,» используется в инженерной психологии довольно часто. Напр., говорят об О. деятельности оператора, О. рабочего места, О. условий труда и т. д. Однако в большинстве случаев этот термин употребляется не в строгом смысле, а речь идет лишь о некотором улучшении того или иного параметра. ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА — комплекс мероприятий по созданию наилучших условий деятельности оператора. При О. у т о. обеспечивается оптимальное состояние работающих систем организма человека, достигается максимальная трудоспособность, повышается надежность деятельности оператора. О.у.т.о. осуществляется на основе учета данных общей и инженерной психологии, эргономики, технической эстетики, физиологии и гигиены труда. ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ СЧМ - элемент рабочего места человека-оператора, предназначенный для передачи управляющих воздействий от оператора к машине. В современных СЧМ используются главным образом О. у, рассчитанные на алфавиты двигательных актов, осуществляемых руками и ногами. Ручные О. у (манипуляторы) рассчитываются исходя из многообразия движений, которые могут быть произвольно выполнены человеком пальцами, кистями и руками в целом. Ручные О. у достаточно разнообразны по характеру движений: нажимные, линейные, вращательные (в горизонтальной и вертикальной плоскостях); выполняются в виде кнопок, тумблеров, рукояток, маховиков, штурвалов и др. Ножные О. у (педали) рассчитаны на возможности движения стопы человека и по характеру движения — нажимные. Оптимизация О. у. имеет целью обеспечение необходимой быстроты и точности движений и экономичности энергозатрат, что достигается определенными характеристиками О. у., учитывающими анатомические особенности строения и мышечную силу органов движения человека, а также возможность сенсомоторных координаций в процессе выполнения рабочих действий. Кроме того, большое значение имеет размещение О. у. с учетом зон досягаемости. Оценку О. у. СЧМ рекомендуется давать исходя из сопротивления при действии; направления и характера движения (прямолинейное, круговое, плавное, ступенчатое); размера и формы, обеспечивающих удобство действия и легкость распознания; длительности, точности и быстроты выполняемых движений соответствия движения О. у. перемещениям указателя соответствующего индикатора. При установке О. у необходимо учитывать привычные для человека стереотипы движений. Положениям «Пуск», «Включено», «Увеличение», «Подъем», «Открытие» или движениям «Вперед», «Вправо», «Вверх» должны соответствовать перемещения рычагов вверх, от себя, вправо, повороты маховиков или рукояток по часовой стрелке, а для кнопок — нажатие верхних, передних или правых кнопок. Для органов ножного управления установлены следующие соответствия: при нажатии педали — «Включено», «Увеличение», при отпускании педали — «Выключено», «Уменьшение». При проектировании О. у следует предусмотреть меры по исключению случайного или несвоевременного срабатывания тех органов, которые связаны с возможностью возникновения аварийной ситуации. Такие О. у должны обеспечиваться блокировкой или сигнализацией, включаемой при запрещении работы с ними. В последнее время интенсивно ведутся исследования по созданию речевых О. у., обеспечивающих передачу команд машине непосредственно голосом (см. Речевой ввод информации). ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО СООБЩЕНИЯ — построение речевого сообщения в форме, наиболее пригодной для восприятия его оператором. При О. р. с. необходимо учитывать, что речь обладает не только акустическими, но и другими специфическими характеристиками. Так, слово имеет определенный фонетический, фонематический, слоговой, морфологический состав, является определенной частью речи, несет определенную смысловую нагрузку. Важным фактором, влияющим на опознание слов, является их частная характеристика. Чем чаще встречается слово, тем при более низком отношении речи к шуму оно опознается. В условиях шума точность опознания зависит также от длины слова. Более длинное слово обладает большим числом опознавательных признаков, что и обеспечивает его лучшее восприятие. Хуже всего опознаются односложные слова. Определяющее значение имеет место ударного слога. Если ударение находится в конце слова, то все слово опознается значительно лучше. При восприятии фраз (словосочетаний) довольно отчетливо начинает проявляться влияние синтаксических закономерностей. Слушатель улавливает синтаксическую связь между словами, которая помогает ему восстановить сообщение, разрушенное шумом: он легче всего улавливает согласование, затем управление и, наконец, примыкание. Стереотипные словосочетания, фразеологизмы, опознаются значительно хуже, чем можно было бы ожидать исходя из вероятностей модели восприятия. При переходе от восприятия отдельных слов к фразам слушатель начинает ориентироваться уже не на отдельные элементы предложения, а на весь его сложный грамматический каркас. Восприятие сообщений, которые включают фразы, допускающие неоднозначную интерпретацию («семантический шум»), часто оказывается затруднительным. Длина фразы не имеет для слушателя особого значения до тех пор, пока она не превышает 11 слов. С увеличением глубины, если даже длина фразы остается неизменной, точность аудирования снижается. Критической является глубина фразы, ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - процесс его упорядочения, налаживания, приведения в определенную систему для более эффективного достижения конкретных
П
С. 247 каниям раздражителя. Поэтому на крайних участках П. п. целесообразно размещать индикаторы, выдающие информацию подобного типа, адресованную периферическому зрению. Обычно используют плоские П. п. Однако при больших размерах панели более выгодно располагать приборы на внутренней стороне сферической поверхности, ибо тогда перевод взгляда с одного прибора на другой не потребует конвергентной установки зрения (см. Конвергенция глаз) и время отсчета показаний приборов оказывается меньшим. При компоновке индикаторов на П. п. следует учитывать также уровень приоритета индикаторов. Основными критериями при выборке приоритета являются: роль индикатора в достижении цели деятельности, цена ошибки оператора при использовании индикатора, частота использования индикатора, степень срочности использования выдаваемых им данных, надежность работы индикатора. При необходимости уменьшения размеров П. п. следует использовать сменные и интегральные индикаторы, организующие выдачу информации по запросу оператора и т. п. ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ — совокупность психических процессов, с помощью которых осуществляется отражение человеком сигналов внешнего мира. В инженерной психологии принято выделять четыре основных режима работы оператора при приеме информации: 1) поиск, обнаружение сигналов и выделение их на фоне шумов; 2) различение сигналов; 3) идентификация (установка тождества сигналов); 4) опознание — соотношение поступающих сигналов с заданной системой эталонов или признаков с последующим декодированием сигналов. Проблемы приема информации рассматриваются с учетом оценки предельной пропускной способности или разрешающей способности сенсорных и перцептивных систем человека-оператора, а также качественного и количественного анализа сенсорно-перцептивных процессов, реализующих П. и. В первом случае определяются главным образом предельные, пороговые параметры сенсорно-перцептивных систем человека-оператора и временные характеристики П. и.. Здесь оцениваются, напр., максимальная пропускная способность при П. и., пороги приема информации при решении разных задач, общая эффективность работы и т д. Во втором случае П. и. связан с психологическим анализом и попытками построения моделей сенсорно-перцептивных процессов. П. и. в реальной операторской деятельности лежит в составе информационной подготовки решения. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ — основополагающий принцип, необходимое условие развития всей системы психологических наук. Общественная практика существенно определяет проблематику психологии, подходы к ее разработке и используемые методы. Психологическая теория развивается на базе тех данных, которые накапливаются в экспериментальных и прикладных исследованиях. Являясь для теории неиссякаемым источником информации, они служат и средством проверки ее истинности. Вместе с тем развивающаяся теория направляет поиски решения задач, возникающих в эксперименте и практике. Диалектическое единство теории, эксперимента и практики — это важнейший принцип перспективного планирования развития психологической науки и профессиональной деятельности психологов.
ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — основные исходные положения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии являются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии способствует повышению эффективности инженерно-психологических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие. Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой природой, тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое личное отношение к выполненным действиям, активно стремится к цели. Поэтому, согласно данному принципу, при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Это обусловлено тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы при этом может оказаться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизические затраты оказываются меньшими. Поэтому уже на стадии проектирования СЧМ необходимо определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора. Принцип гуманизации труда. При решении важнейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффективности, отечественная инженерная психология исходит прежде всего из требований, предъявляемых человеком к технике и организации труда, его возможностей и особенностей деятельности. Этот принцип подчеркивает также ведущую, творческую роль в процессе труда. Принцип равенства критериев. Согласно этому принципу, деятельность человека и работа машины должны, по возможности, оцениваться с помощью одних и тех же показателей: надежности, быстродействия и др. Только при таком подходе возможно проведение анализа и оптимизации СЧМ. Это, безусловно, не отрицает возможности использования специфических для человека или машины показателей и критериев при частном анализе каждого из этих звеньев в отдельности. Принцип комплексности. Данный принцип рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, согласно ему, конечным объектом оптимизации при решении задач инженерной психологии являются не характеристики человека или машины в отдельности, а характеристики (показатели) СЧМ в целом. Только создание благоприятных условий для деятельности человека или работы машины без учета того, каким путем это достигается, насколько это возможно или целесообразно с экономической и других точек зрения, является нарушением данного принципа. Однако выполнение данного принципа предполагает безусловное обеспечение допустимых норм деятельности оператора или работы машины. С другой стороны, реализация принципа комплексности означает необходимость развития междисциплинарных связей инженерной психологии, взаимодействия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи о комплексном изучении человека и человеческого фактора в технике. Подчеркивая ведущее, первостепенное значение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпываются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает необходимость тщательного изучения не только информационного взаимодействия (см. Предмет инженерной психологии), но и других аспектов функционирования СЧМ, в частности антропометрических, гигиенических, физиологических и т. п.
|