![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическая напряженность -см. Напряженность. 8 страница
РЕОБАЗА (от греч. — течение, — основание) — нижний абсолютный порог возбуждения. Чаще всего термин Р. относится к раздражению живых тканей электротоком и обозначает минимальную величину силы (или напряжения) тока, способную при неопределенно долгом воздействии вызывать возбуждение ткани (напр., сокращение мышцы). Кроме того, термин «Г» применяется к любому физическому стимулу; способному раздражать живую ткань или рецепторы (оптическая, акустическая, химическая Р) РЕСУРСЫ ОРГАНИЗМА (от франц.) — возможности, источники активности человеческого организма. Базовыми являются энергетические Р. о. (Р. базовых физиологических функций), под которыми понимаются все возможные источники обеспечения обменных процессов. Они обеспечивают расходование и поддержание на должном уровне всех остальных Р. о. К ним относятся: 1) Р. двигательной активности, которые поддерживают выполнение необходимых мышечных усилий; 2) Р периферийных отделов системы переработки информации, к которым относятся Р. внимания, Р. памяти, Р. восприятия и др.; они поддерживают на необходимом уровне активность информационных процессов; 3) Р центральных механизмов процесса переработки информации, к ним относятся Р сознательно-волевых процессов, будительного процесса в мышце, характеризуемого его биоэлектрическим потенциалом; 4) движущейся системы — динамического напряжения в мышце, общего силового поля на периферии и результирующего движения. Р. к. определяет работу сервомеханизма мотори-ки, оно впервые было подробно изучено Н. А. Бернштейном. РЕЦЕПТОР (отлат. гесер1ог —принимающий) — периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой только определенный вид энергии трансформируется в процесс нервного возбуждения. По месту своего расположения Р. классифицируются наэксте-рорецепторы, интерорецепторы и про-приорецепторы. К экстерорецепторам относятся дистантные Р., получающие информацию на некотором удалении от источника раздражения (обонятельные, слуховые, зрительные, вкусовые), интерорецепторы сигнализируют о раздражителях внутренней среды организма, а про-приорецепторы — о состоянии двигательной системы организма. Отдельные Р. анатомически связаны друг с другом и образуют рецептивные поля, способные перекрываться. В зависимости от характера раздражителя различают механо-, термо-, фото-, хемо- и электрорецепторы. Самую обширную группу составляют Р., воспринимающие механические раздражения. К ним относятся механорецепторы кожи, реагирующие на прикосновение и давление; Р. внутреннего уха, воспринимающие звуковые раздражения; К вестибулярного аппарата, реагирующие на изменение ускорения движения нашего тела, и, наконец, механорецепторы сосудов и внутренних органов. Терморецепторы реагируют на изменение температуры внешней и внутренней среды организма; они разделяются на тепловые и холодовые. Световые раздражения воспринимают фоторецепторы, расположенные в сетчатке глаза. К хеморецепторам относятся Р. вкуса и обоняния, а также интерорецепторы внутренних органов. Все Р. отличаются высокой чувствительностью к адекватным раздражениям, характеризующейся величиной абсолютного порога раздражения или минимальной силой стимула, способного привести Р. в состояние возбуждения. Однако чувствительность разных Е неодинакова. Так, палочки более чувствительны, чем колбочки; фазные механорецепторы, реагирующие на активную деформацию, более чувствительны, чем статические, реагирующие на постоянную деформацию, и т. д. Трансформация в Р энергии внешнего мира в нервный процесс распространяющегося возбуждения, несущий нервным центрам информацию о действии раздражителя, называется рецепцией. Процессы рецепции подчинены основному психофизическому закону, а функции Е находятся под регулирующим контролем со стороны ц. н. с. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (от лат. — делаю общим, общаюсь) — взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспечения гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухстороннего обмена информацией; 3. В напряженных ситуациях по время работы (напр., при возникновении опасности ошибочного опознания неречевого кода). 4. При сигнализации о характере возникшей аварийной ситуации (напр., в виде специально организованной подсказки). Р к. может осуществляться как непосредственно голосом, так и с помощью специальных технических устройств (микрофонов, усилителей, громкоговорителей и др.). При разработке системы Р к. следует обеспечить в соответствии с требованиями, предъявленными к качеству работы человека, необходимый уровень разборчивости речи и качества звучания. Это должно осуществляться с учетом окружающих условий, в которых будет работать данная система Р к. (характеристика шума, реверберация, индивидуальные характеристики диктора и аудитора, расстояние между ними). Качество звучания и разборчивость речи во многом определяются также ее динамическим диапазоном, который зависит и от характеристик используемых средств. Для обеспечения качественной Р к, он должен составлять 60—45дБ. При определении динамического диапазона необходимо учитывать динамические характеристики речи (см. Речь). В условиях воздействия шума на речевую связь для обеспечения приемле- С САККАДИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ - быстрые, скачкообразные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений. Амплитуда С. д. определяется локализацией объекта и стоящей перед субъектом задачей. Минимальная их величина равна десяткам угловых минут, а максимальная достигает 40—60. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объекта и сопровождаются движениями головы и корпуса. Скорость С. д. увеличивается при увеличении их амплитуды и может достигать 800 градус/с. Латентный период С. д. составляет около 200 мс. Параметры С. д. определяются примерно за 4—50 мс до начала скачка, поэтому изменение положения цели внутри этого временного интервала приводит к тому, что скачок сначала осуществляется на старое и лишь затем на новое место цели. Незадолго до начала и во время С. д. происходит повышение зрительных порогов (снижение чувствительности зрительной системы). Этот феномен, названный сак-кадическим торможением (саккадическим подавлением), свидетельствует о том, что прием зрительной информации осуществляется главным образом в промежуток между С. д., когда глаз фиксирует ту или иную деталь объекта. САМОКОНТРОЛЬ — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. С. является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности независимо от ее конкретного содержания и условий осуществления, поскольку выполнение действия, направленного на достижение конкретной цели, всегда требует сравнения полученного результата с запланированным. Таким образом, С. выступает в качестве обязательного звена структуры деятельности, но этим его функции по обеспечению адекватности поведения внешним условиям не исчерпываются. Человек является сложным субъектом и объектом саморегуляции и самоуправления, протекание которых в принципе невозможно без С. Общее функциональное назначение С. независимо от того, в какую деятельность он включен и в какой сфере психических процессов реализуется, состоит в установлении и оценке рассогласования между эталоном и контролируемой переменой. В инженерной психологии С. рассматривается как фундаментальный психологический механизм, прямо по своей сути направленный на обеспечение надежности человека-оператора. Правильная и своевременная реализация С. позволяет оператору предотвращать возможные и исправлять уже допущенные ошибки на каждом из основных этапов его деятельности: при приеме информации, ее переработке, осуществлении управляющего воздействия. Кроме того, С. в операторской деятельности выполняет такую важную функцию, как сопоставление значений параметров текущего состояния с заданными и установление соответствующих сигналов рассогласования, являющихся исходной информацией для последующего управления. Велика также роль С. в процессе обучения операторов. С. в деятельности оператора м. б. инструментальным и неинструментальным. В первом случае он проводится с применением специальных технических средств, во втором — путем визуальной или мысленной проверки правильности выполняемых действий. Однако в обоих случаях важной задачей является приучить оператора к проведению С., к включению его в качестве обязательного этапа в структуру деятельности. Для того чтобы С. был эффективным, оператору необходимо в «полном времени деятельности» выделить некоторый резерв времени для контроля собственных действий. Выделение такого резерва должно быть предусмотрено при проектировании деятельности оператора. Эффективность С. зависит от степени его полноты. САМОРЕГУЛЯЦИЯ (от лат. - приводить в порядок, налаживать) — в общем случае воздействие на систему, осуществляемое с целью выдерживания требуемых показателей ее работы, но реализуемое посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой в соответствии с законами ее организации. Простейшим случаем С. является такой, когда система отвечает на внешние изменения детерминированной программой действий. Такой тип С. реализуется в технических системах (напр., автопилот), а также в инстинктивном поведении животных. В человеческом же организме С. осуществляется по принципу самоорганизующихся систем, т. е. с учетом научения, приобретенного в прошлом опыте. Поэтому здесь существенную роль играет механизм памяти, который выполняет функции как хранения наследственных кодов С., так и накопления, обобщения и систематизации опыта, приобретенного в процессе развития. Причиной, порождающей С. в организме человека, является его функциональная направленность. Такой причиной может быть цель, подкрепленная соответствующими мотивами и стимулами и порождающая направленное поведение человека под контролем сознания. Побудителем направленного реагирования могут служить также отклонения физиологических показателей организма от нормы или отклонения от сложившихся в процессе деятельности психических установок, вызывающих неосознанную С. Указанная направленность С. в организме человека обеспечивается благодаря антиэнтропийному (уменьшающему энтропию) характеру ее процессов, позволяющему воспроизводить необходимые для ее сохранения маловероятные состояния организма. Важнейшим элементом С. является обратная связь. Благодаря способности человека к опережающему отражению в основе С. лежит не только модель уже свершившегося, но и модель потребного и ожидаемого будущего. Причем вероятностный характер последней побуждает человека к активному приспособлению к среде с целью поиска и извлечения из нее дополнительной информации, необходимой для поддержания и развития процессов С. Эта активность организма усиливается возможностями полифинального (множественного) выбора, требующего от человека непрерывного индивидуального опыта и обогащения его общественным опытом. Из проведенного рассмотрения следует, что в организме человека протекают разнообразные процессы С. как на физиологическом, так и на психическом уровне. Каждому из них присущи свои качественно специфические энергетические и информационные проявления, которые находятся в сложной и неразрывной взаимосвязи. Процессы С. протекают также в тесном единстве с процессами самоконтроля и являются одним из механизмов высокой надежности деятельности человека. О С. часто говорят и в связи со способностями человека сознательно изменять свое состояние. К числу основных методов С. в этом плане относятся: нервно-мышечная релаксация, Аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, самогипноз. В качестве дополнительных приемов, способствующих овладению методами С., используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздей- С.320. 3) исследование структуры теорий систем и различных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данные системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей системы на др., координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в С. п. придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью С. п. является то, что не только объект, но и сам процесс исследования рассматривается как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях научно-технической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. п. — детальное раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем, С. п. является теоретической и методологической основой системного анализа. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ - совокупность положений, разработанных Б. Ф. Ломовым на основании общих принципов системного подхода к изучению деятельности оператора и системы «человек — машина» в целом. Применение С. п. в и. п. обусловлено тем, что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними. Основные черты системного подхода применительно к инженерно-психологическим явлениям сводятся к следующему. Во-первых, с позиций системного подхода психические явления следует рассматривать как многомерную и многоуровневую систему Многомерность проявляется в том, что при изучении психических явлений необходимо в совокупности рассматривать их различные характеристики: информационные, операционные, мотивационные и др., причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на разных уровнях их изучения. Напр., процесс принятия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психическом отношении творческий процесс, и как социально-психологическое образование со своими параметрами. При этом механизмы и структура принятия решения будут различными на разных уровнях психической регуляции действительности. Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множественность тех отношений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной задачей является определение того, какие свойства человека, в каких случаях и каким образом нужно учитывать при проектировании и эксплуатации СЧМ. Для этого нужна разработка многомерной классификации свойств человека. Природные свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности —все это свойства разного порядка и учитывать их следует по-разному при решении различных задач оптимизации СЧМ. Напр., при определении надежности оператора в одних случаях нужно учитывать уровень тренированности операторов, в других — индивидуальные различия между ними, в третьих — способность работать в условиях помех и т. д. Таким образом, в зависимости от обстоятельств приходится принимать во внимание различные свойства человека. В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Системный подход требует рассматривать психику человека в развитии. Определяя, напр., требования к системе отображения информации, конструктор может исходить из некоторой конкретной экспериментально проверенной схемы, характеризующей структуру операции приема информации человеком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения профессионального опыта эта структура может измениться. Поэтому то, что было сделано на основе первоначальных рекомендаций, может оказаться впоследствии уже не лучшим вариантом. Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, причем таких, в которых адаптация осуществляется с помощью технических устройств. В-четвертых, из системного подхода вытекает необходимость нового подхода к пониманию детерминизма (причиной обусловленности) психических явлений. Очень часто при их анализе причины и следствия представляются в виде одномерной линейной цепочки, что мало пригодно для инженерной психологии. Как отмечал Л. С. Рубинштейн, то или иное воздействие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно, а он опосредуется внутренними условиями, всем психическим складом человеческой личности. В этом плане важное значение при анализе психических процессов имеет введенное П. К. Анохиным понятие системообразующего фактора, который организует всю систему процессов, включенных в тот или иной акт человеческой деятельности. Так, в деятельности оператора таким системообразующим фактором является цель, организующая всю систему психических процессов и состояний, включенных в эту деятельность. На основании этих положений В. Ф. Рубахиным сформулированы требования системного подхода к изучению СЧМ в целом. Суть их сводится к следующему. 1. По возможности более полное и точное определение системы, ее целей и задач. Это требует, в свою очередь, анализа состава и значимости отдельных целей, подцелей и задач; определения возможности их осуществления и требуемых для этого средств и ресурсов; определение показателей эффективности и целевой функции СЧМ. 2. Исследование структуры системы и прежде всего состава входящих в нее компонентов, характера межкомпонентных связей и связей системы с внешней средой, пространственно-временной организации системы и их связей, границ системы, ее изменчивости и особенностей на различных стадиях существования (жизненного цикла). 3. Последовательное изучение характера функционирования системы, в т. ч. всей системы в целом, отдельных подсистем в пределах целого, изменчивости функций и их особенностей на разных стадиях существования системы. 4. Рассмотрение системы в развитии, т. е. на различных этапах ее жизненного цикла: при проектировании, производстве и эксплуатации. СИСТЕМОГЕНЕЗ (от греч. — целое, составленное из частей; — происхождение, род) — процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели. В психологии труда и инженерной психологии вопросы С. профессиональной деятельности наиболее детально проработаны В. Д. Шадриковым. Им показано, что психологическая система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов профессиональной деятельности, ее целей, программы деятельности, информационной основы деятельности, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств. Все блоки этой системы тесно связаны между собой, и выделение их в качестве отдельных элементов является довольно условным. Психологическая система деятельности формируется на основе индивидуальных качеств субъекта путем их реорганизации, переструктуирования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий. С позиций С. процесс научения рассматривается как процесс формирования системы деятельности. При этом в качестве основных принципов формирования системы выступает одновременно закладка основных блоков, а в дальнейшем гетерохронность, неравномерность и достаточность их развития…
ного торможения или ускорения операций (ответственность, опасность, несовместимость в группе, дефицит информации, неупорядоченность выполняемых функций и др.). Рассмотренные виды сложности количественно оцениваются с помощью соответствующих показателей С. о.д. СЛУХ — способность живого организма воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора, который связан с другими анализаторами и эфференными системами. Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С., были звуки и шумы живой и неживой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд других культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые не привели, однако, к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности. Как и для любой другой сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае — звукового. Статический звуковой образ содержит три параметра, определенным образом связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и для звуков сложного состава тембр, или «окраска» (соответствует структуре звукового спектра). Однако для звуков сложного состава их спектр является носителем информации не только о тембре, но и о высоте и громкости. Реальные звуки практически никогда не имеют статической структуры, поэтому для звукового образа весьма характерна его динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени. На средних уровнях интенсивности стимулов для С., как и для других сенсорных систем, характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений). СЛУХОВАЯ АДАПТАЦИЯ - см. Адаптация слуха. СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ — одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением, воспроизведением слуховых образов. С. п. может выступать также в качестве индивидуальной особенности памяти человека. У отдельных людей слуховые представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с другими представлениями. Экспериментально установлено, что С. п. часто является необходимым условием сохранения и воспроизведения информации, предъявляемой зрительно. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР - совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие звуковых колебаний. С. а. состоит из рецептора (уха), слухового нерва и сложной системы нервных связей и центров мозга. С. а. человека улавливает форму звуковой волны, частотный спектр чистых тонов и шумов, осуществляет в определенных пределах анализ и синтез частотных компонент звуковых раздражений, обнаруживает и опознает звуки в большом диапазоне интенсивности и частот. С. а. позволяет дифференцировать звуковые раздражения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Слуховой аппарат человека воспринимает как слышимый звук колебания с частотой от 16 Гц до 20 кГц, ухо наиболее чувствительно к колебаниям в области средних частот — от 1000 до 4000 Гц. Физически звук характеризуется интенсивностью, частотой и формой звуковой волны. В слуховых ощущениях они отражаются соответственно как громкость, высота и тембр звука. Основными количественными характеристиками С. а. являются абсолютные (нижний и верхний) и дифференциальные пороги. Нижний абсолютный порог соответствует звуковому давлению 2·10-5 Па (силе звука 10-9 эрг/см2); верхний абсолютный порог соответствует интенсивности звука, вызывающей болевые ощущения; для большинства частот она равна 120...130 дБ. Дифференциальный порог С. а. по интенсивности зависит как от интенсивности, так и частоты звуковых колебаний. Однако в пределах среднего участка диапазона изменения звука по частоте и интенсивности величина энергетического дифференциального порога примерно постоянна и составляет около 0, 1 от исходной интенсивности звука. Различение звуков по частоте у человека более совершенно, чем различение по интенсивности: оно происходит при относительном изменении частоты на 0, 002 от исходного значения. Временной порог С. а., т.е. длительность звукового раздражителя, необходимая для возникновения ощущений, также не является постоянной величиной. С увеличением как интенсивности, так и частоты звука он сокращается. Минимальная длительность звука, при которой оценивается его качество, равна 20...50 мс. При длительности 2—3 мс человек отмечает лишь его наличие и воспринимает любой звук, как щелчок. С. а. позволяет определять положение источника звука в пространстве: расстояние до него и направление относительно субъекта. Короткие дистанции (1—2 м) оценивается грубо, с точностью до десятков сантиметров. Расстояние до движущегося объекта определяется на слух точнее, чем до неподвижного. Точность распознавания направления звука различно по отношению к волнам различной длины. Для низких частот (до 800 Гц) порог различения в горизонтальной плоскости равен примерно 10°, с увеличением частоты он возрастает, достигая 20—22° в районе 3000 Гц, а затем вновь уменьшается. Направления в горизонтальной плоскости в дифференцируются точнее, чем в вертикальной. Решающую роль восприятия направлений играет бинауральный эффект (парность С. а.). СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ — получение нового цвета из двух или более цветов, которые качественно отличаются как друг от друга, так и от полученного цвета. Исследование этого явления привело к выводу, что, смешивая цвета по определенным правилам, можно получить все цвета с помощью минимального числа исходных. С. ц., при котором новый цвет является результатом оптического вычитания исходных из белого, называется субстрактным. Напр., «вычтя» из белого цвета красный (с помощью светофильтра), получим сине-зеленый цвет Если же новый цвет получен в результате оптического сложения исходных цветов с черным, то говорят об оптическом или аддитивном С. ц. Этот эффект получается при одновременном освещении темного поля лучами разного цвета. С. ц. можно получить не только при одновременном, но и при быстром последовательном предъявлении цветов. Такое С. ц. называется временным. Если на сетчатку одного глаза подается один цвет, а на сетчатку второго глаза — другой, то можно получать бинокулярное С. ц. СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУППЫ - см. Психологическая совместимость. СОВМЕСТННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — разновидность деятельности оператора, возникающая в ситуации, когда ему приходится решать две и более одновременно возникающие задачи. Выполняемые в С. д. действия разделяют на два класса: связанные и несвязанные. К. первому из них относят, напр., действия по управлению такими параметрами динамики самолета, как крен и тангаж, ко второму — пилотирование в сочетании с радиообменом. В процессе тренировки отдельные действия, относящиеся к классу связанных, сливаются в «полное совмещенное действие». В общем виде под связанными действиями понимаются такие, которые направлены на достижение одной общей для обоих действий цели. Наличие лишь одной цели позволяет сформировать единый перцептивный или моторно-перцептивный образ. Класс несвязанных действий есть как раз то, что обычно и называют С. д. Ее отличительным признаком является одновременное наличие двух и более целей. Важным вопросом при изучении С. д. является выяснение того, в каких случаях выполнение различных действий, направленных на достижение различных целей, происходит параллельно, а в каких случаях осуществляется последовательно путем переключения внимания. Экспериментально установлено, что при совмещении действий происходят разные процессы в зависимости от условий их
С.336. мности СЖО затрудняют обеспечение их надежности и ее предварительную (на стадии проектирования) и окончательную (в процессе испытаний) оценку Для СЖО длительного функционирования целесообразно предусмотреть возможность их обслуживания и восстановление силами операторов в случае отказа. Автономность системы предполагает, что СЖО не дадут необратимого отказа за время их эксплуатации в автономном режиме. Надежность СЖО зависит не только от надежности работы технических устройств, но и от надежности работы операторов, обслуживающих СЖО, необходимого резерва расходуемых материалов и запасных элементов, от степени изученности системы, а также от соответствующих резервов времени операторов при отказах. В вопросах обеспечения надежности СЖО возрастает роль исследований с использованием математических (включая имитационное моделирование), физических(включаядлительные комплексные эксперименты с участием людей) и психологических моделей. Некоторые методы исследования целесообразно применять не только в лабораторных, но и в реальных условиях.
|