![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условный рефлекс - СМ. Рефлекс.
УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др. При оценке У. д. следует учитывать также физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональной задачи. У, д. тесно связана с интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферой личности, она зависит также от индивидуальных психофизиологических качеств. Подбор критериев У д. осуществляется на основании ее изучения и последующего психофизиологического анализа. В общем случае выделяются два вида оценочных критериев — прямые и косвенные. С помощью прямых критериев можно непосредственно оценить результаты деятельности. К ним относятся точность и скорость выполнения трудовых приемов и операций, составляющих структуру профессиональной деятельности; ошибки в работе; производительность труда. Прямые показатели У д. оцениваются с использованием трех групп методик — элементарных, операционных и интегральных. С помощью элементарных методик проводится оценка одного законченного, но наиболее простого элемента операции. Применение операционных методик связано с оценкой участка алгоритма работы специалиста, характеризующего выполнение комплекса элементарных операций. Интегральные методики оценивают законченный алгоритм работы. При этом полностью сохраняются мотивы, определяющие реальную трудовую деятельность. У некоторых видов деятельности отсутствуют прямые показатели ее успешности. К ним, напр., относятся многие виды операторской деятельности. При оценке У. д. в этих случаях используются косвенные показатели. К ним относятся т. н. рабочие тесты, т. е. стандартизованные задания, которые являются элементами трудовых операций: аппаратные методы исследования с использованием специальных средств (тренажеров, макетов и т. п.), моделирующих ту или иную профессиональную деятельность; оценки по специальной подготовке, стандартизованные характеристики, дающие исчерпывающую информацию об уровне профессиональной подготовленности оператора (теоретические знания, практические навыки), его общем развитии, дисциплине и т. д. с количественной оценкой соответствующих качеств. УСТАЛОСТЬ — комплекс субъективных переживаний, способствующих развитию утомления: его субъективное ощущение. У характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущениями физического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. У. может возникнуть и при длительном выполнении однообразной деятельности. Однако возможна и парадоксальная У, не связанная с утомлением, как и отсутствие У. у объективно утомленного человека. УСТАНОВКА — готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации. Различают актуальную и фиксированную У Актуальная У прекращает действовать сразу после завершения регулируемого действия, и ее сменяет другая. Фиксированная У возникает на основе потребности, многократно реализующейся в одной и той же ситуации. После окончания действия такая У. не исчезает, а переходит в «потенциальное состояние» готовности действовать таким же образом при условии возникновения того же сочетания потребности и ситуации. В зависимости от потребности, на базе которой формируется У, выделяются элементарные (психофизические) неосознаваемые У, формирующиеся на основе потребностей жизнеобеспечения и реализуемые в простейших предметных ситуациях, и социальные У, возникающие под воздействием внешних (социальных) потребностей и сложных социальных ситуаций и направленные на социально значимые объекты. Функции У, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У (мотив, цель, условия деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции дея- Ф
ФАЗНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (фазный характер восприятия) — изменение степени условий восприятия (их ухудшением или улучшением). Единая трактовка возможных фаз: 1) грубое различие общих пропорций предмета и его положения; 2) «мерцание» формы предмета; 3) различение резких перепадов контуров (грубое различение основных деталей); 4) глобально-адекватное различение формы; 5) оптимальное восприятие; образ становится дифференцированным, контур отражается в полноте его деталей. Конкретные характеристики каждой фазы зависят от сложности контура и условий восприятия (см. также Микрогенез восприятия). ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ - функциональное состояние, при котором соотношение между стимулом и реакцией характеризуется нарушением правил силовых отношений. Различаются четыре вида Ф. с., или фаз: 1) уравнительная — отсутствие различий в выраженности ответа на слабый и сильный раздражители; 2) тормозная — возникновение реакции только на сильный раздражитель; 3) парадоксальная — возникновение ответа только на слабый раздражитель, тогда как сильный вызывает торможение в центральных звеньях рефлекторной дуги; 4) ультрапарадоксальная — положительный условный сигнал вызывает торможение, а тормозной — возбуждение. ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ - см. Работоспособность. ФАКТОР РИСКА — психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующийся наличием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживания человеком экстремальных ситуаций. На этапе стартового психического напряжения появляется психическая напряженность, которая объективизируется в мимике, речевой активности, глубине сна, изменениях регистрируемых физиологических функций. В происхождении и развитии стартового напряжения при наличии Ф, р. четко прослеживается, с одной стороны, неуверенность в надежности технических систем, с другой — «проигрывание» в умственном плане вероятности возможных аварийных ситуаций. У людей, попадающих в измененные условия впервые, сразу же после преодоления психологического барьера психическая напряженность сменяется повышенным настроением, доходящим до эйфории и психомоторного возбуждения. В генезе смены эмоционального лежат как психологическое снятие информационной неопределенности, так и физиологические (эмоциональное разрежение) механизмы. На этапе неустойчивой психической деятельности в условиях аварийных ситуаций могут возникать необычные психические состояния, проявляющиеся в форме ажитации (чрезмерно сильного возбуждения) и кратковременного ступора (резкой угнетенности, выражающейся в неподвижности и молчании). В генезе развития аффективных состояний прослеживаются неподготовленность человека к деятельности в условиях угрозы для жизни, астенизация нервной системы, а также неожиданность возникновения аварийной ситуации. На этапе глубоких психических изменений развиваются аффективные неврозы в виде страха, выраженных двигательных возбуждений и длительного ступора, которые могут приводить к неадекватным реакциям. Следствием этого является увеличение вероятности неблагоприятного исхода, в частности катастроф и аварий. ФАКТОР СЛОЖНОСТИ (операторской деятельности) (от лат. — делающий, производящий) — существенное обстоятельство, причина, влияющая на сложность осуществления деятельности. Ф. с. могут быть внешними и внутренними. Обычно при исследовании деятельности оператора рассматривают внешние Ф. с. (см. Сложность деятельности оператора), для этого разработаны различные классификации внешних факторов, влияющих на деятельность оператора (А. И. Прохоров, Ю. Г Фокина и др.). Составленные ими и другими авторами классификации содержат до 2 тыс. наименований Ф. с. Их перебор и рассмотрение при проектировании деятельности оператора получили название «задачи учета большого числа факторов» и являются трудно осуществимыми. Выделение из них лишь самых главных, основных вольно или невольно ведет к упрощению задачи, потери части информации, необходимой при исследовании деятельности оператора. Более эффективным, как показал В. Ф. Венда, является не перебор большого числа независимых внешних Ф. с., а выделение системообразующих внутренних психологических факторов, отражающих структуру деятельности, влияние на нее всей совокупности внешних условий. Переход от исследования внешних, технических и средовых Ф, с. к психологическим позволяет отбирать ограниченное число действительно релевантных факторов, тесно связанных с теми критериями, которые отражают эффективность, надежность и эффективность деятельности. Психологические Ф. с. представляют собой системную свертку большого числа внешних Ф. с. Выбираемое число психологических Ф. с. зависит от заданной тесноты их статистических связей с критериями сложности (эффективности, надежности и т. п.). Психологические Ф. с. (а их число обычно относительно невелико) отражает единую связанную систему — деятельность оператора (или группы) и этим также отличается от внешних Ф. с., которые не зависят друг от друга. Психологические Ф. с. имеют двоякую роль при исследовании деятельности оператора: 1) их значения отражают уровень сложности деятельности; 2) оптимальные значения психологических Ф. с. могут служить основой конструирования решения оператора, превращения ранее трудноразрешимой задачи в тривиальную. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ (от лат. -действующий, производящий и греч. — разложение, расчленение) — метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Созданный в начале века для нужд психологии (Ч. Спирмен), Ф. а. впоследствии получил большое распространение в экономике, медицине, социологии и др. науках, располагающих большим количеством переменных, из которых обычно необходимо выделить ведущие. С помощью Ф. а. не просто устанавливается связь изменения одной переменной с изменениями другой переменной, а определяется мера этой связи и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений. Ф. а. особенно продуктивен на начальных этапах научных исследований, когда необходимо выделить какие-либо предварительные закономерности в исследуемой области. Это позволяет последующий эксперимент сделать более совершенным по сравнению с экспериментом на переменных, выбранных произвольно или случайно. Как метод Ф. а. имеет определенные слабые стороны, в частности отсутствует однозначное математическое решение проблемы факторных нагрузок, т. е. влияния отдельных факторов на изменение различных переменных.
|