Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объем и структура сделок с земельными участками в Российской Федерации
Продолжение
В 1999 г. в России было осуществлено 5, 2 млн сделок с земельными участками общей площадью 72, 1 млн га, большую часть из которых занимает аренда государственных и муниципальных земель. Доля операций по купле-продаже земельных участков гражданами и юридическими лицами составила всего 5, 6 % (291, 8 тыс. сделок на площади 45, 4тыс. га). Как только земля включается в товарный оборот, а земельные участки становятся товаром, они приобретают цену, диктуемую рынком. Данные о средних ценах на земельные участки при продаже их местными органами власти в 1996—1997 гг. приведены в табл. 6. 6. Средние цены на земельные участки в Российской Федерации, руб. за 1 м2 1996 г. 1997 г.
Вид реализации участков местными органами власти Вне населенных пунктов В сельских населенных пунктах В городах и поселках Вне населенных пунктов В сельских населенных пунктах В городах и поселках Гражданам для индивиду- 0, 9 2, 1 3, 6 1, 9 3, 2 5, 1 ального жилищного строительства, личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и животноводства Гражданам и их объедине- 2, 9 3, 6 6, 9 2, 1 6, 1 52, 5 ниям для предпринимательской деятельности Приватизированным пред- 0, 4 0, 9 5, 0 1, приятиям 0, 6 6, 9
Крестьянским хозяйствам 0, 7 15, 7 5, 7 0, 06 0, 6 7, 1 и другим сельскохозяйственным предприятиям Продолжение Вид реализации участков местными органами власти Вне населенных пунктов 1998 г. В сельских населенных пунктах В городах и поселках Вне населенных пунктов 1999 г. В сельских населенных пунктах В городах и поселках
Гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и животноводства Гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности Приватизированным предприятиям Крестьянским хозяйствам и другим сельскохозяйственным предприятиям 11, 7 2, 1 17, 4 10, 4 4, 78 18, 5 17, 7 95, 7 1, 11 13, 0 0, 07 0, 56 В 1999 г. средняя цена на земельные участки в городах и поселках России при продаже их для предпринимательской деятельности составляла 95, 7 руб. за 1 м2 (около 4 долл.). В Центральном административном округе г. Москвы средняя цена продажи (выкупа) права аренды доходила до 4700 руб. за 1 м2 (около 190 долл.). В этом же году в 26 субъектах Российской Федерации были проведены торги (конкурсы и аукционы) по продаже гражданам и юридическим лицам незастроенных земельных участков. Органами государственной власти и местного самоуправления на торгах было реализовано 347 участков общей площадью 1693, 4 га (1, 6% площади всех проданных государственных и муниципальных земель), в том числе на конкурсах—108 (22, 2га), на аукционах — 239 (1671, 2 га). Общая сумма средств, полученная от продажи земли на конкурсах и аукционах в России, составила в 1999 г. около 18, 1 млн руб., а всего'от продажи государственных и муниципальных земель было выручено 682, 5 млн руб. Анализируя роль земли с социально-экономических позиций, можно выделить следующие ее особенности. 1. Земля — самый надежный объект вложений в недвижимость. С течением времени при рациональном использовании она не изнашивается, как другие объекты недвижимости; напротив, ее цена, как правило, постоянно возрастает. 2. Земля — базовый элемент имущественных отношений, главная составляющая рынка недвижимости. Поскольку земля является пространственным базисом для размещения всех других объектов недвижимости, которые с ней прочно связаны, имущественный оборот (купля-продажа, залог и т. п.) зданий, сооружений, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаждений практически невозможен без проведения соответствующих операций с земельными участками, на которых эти объекты расположены. 3. Земля — объект всеобщих земельно-имущественных интересов и В стадии производства земля через свои ценовые параметры входит в затратную составляющую, определяя величину общественно необходимых и индивидуальных издержек. Изъятие земельной ренты через механизм земельных платежей (налога, аренды) включает земельный фактор в сферу распределения. Пространственные (территориальные) и производительные свойства земельных участков оказывают влияние на направление, интенсивность и скорость движения созданного продукта, что определяет участие данного фактора в сфере обращения и потребления. Таким образом, земля входит во все составляющие части воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление) и представляет всеобщий экономический интерес. 4. Земля — один из основных факторов интенсификации инвестиционных процессов в условиях рыночной экономики. Она обладает способностью не только генерировать доход в сфере производства за счет роста плодородия и других производительных свойств, но и наращивать цену в сфере товарного обращения. Поэтому земля является надежной и эффективной сферой вложения и оборота капитала. 5. Земля — особый объект имущественных отношений и специфический вид товара. Земельный участок, как и любой объект недвижимости, нельзя «физически изъять» и перенести в другое место, использовать и амортизировать без остатка, переработать и растворить в другом виде продукции (товара). В связи с этим необходимо обеспечить должный контроль за использованием земли. Например, перед арендаторами необходимо поставить условие, чтобы использование земельных участков не приводило к хищническому их использованию и чтобы в конце срока аренды их плодородие было не ниже исходного. Особенности земли как главного средства производства, ее пространственная ограниченность и незаменимость предполагают: формирование земельной собственности (определение границ, местоположения, площади, ограничений в использовании, обременении земельных участков); осуществление юридически грамотных, технически правильных и экономически эффективных мер по перераспределению земельной собственности, разделению и объединению земель, ликвидации недостатков в их использовании; создание специальных земельных фондов для поддержки зе- мельного оборота (продажа земельных участков государственными и муниципальными органами власти и управления, организация конкурсов и аукционов и т. п.); организацию действенного контроля за использованием земли, проведением земельно-имущественных операций, земельным товарооборотом; реализацию системы мер по предотвращению незаконного оборота земли, ее деградации в процессе хозяйственного использования. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите основные функции земли в природе и обществе. 2. В чем состоит значение земли как природного ресурса? 3. В каких случаях земля является предметом труда? Средством труда? Всеобщим средством производства? 4. Почему земля — главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве? 5. Какова роль земли в различных отраслях народного хозяйства? 6. Чем отличается земля от других средств производства? 7. Что относится к средствам производства, неразрывно связанным с землей? 8. Какое определение понятия «земля» принято в землеустройстве? 9. Назовите особенности земли как объекта имущественных отношений. 10. Какие действия необходимы для организации рационального использова Г л а в а 2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ Как уже отмечалось ранее, в любом обществе земля кому-то принадлежит. Она может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности, во владении или пользовании, в обороте и т. п. В различных сферах хозяйственной деятельности земля является пространственным базисом, необходимым условием процесса производства. В сельском и лесном хозяйстве она также служит главным средством производства. Конкретные участки земли используются по-разному в зависимости от их качества, местоположения и других свойств. Поэтому между различными субъектами (физическими и юридическими лицами, государственными органами) неизбежно устанавливаются определенные взаимоотношения по поводу использования земли. Участки регистрируются, покупаются, арендуются, дарятся, делятся, укрупняются, передаются по наследству, за них уплачивается земельный налог и т. д. Земельные отношения — это общественные отношения, связанные с присвоением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, пред- приятиями, государственными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулированные законом, они приобретают форму земельных правоотношений, непосредственным объектом которых являются земельные участки разной площади, местоположения, качества и назначения. Земельные отношения являются составной частью общественных отношений и по своей природе относятся к экономическому базису общества. Следовательно, они находятся под влиянием объективно действующих экономических законов и закономерностей. Например, закон стоимости в определенной степени влияет на спрос и предложение земельных участков на рынке недвижимого имущества, уровень платежей за землю и цены на нее. Вместе с тем в любой общественно-экономической формации земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется соответствующий механизм их правового и экономического регулирования, а также государственные организации, приводящие в действие этот механизм, образующий земельный строй общества. Земельным строем называется система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией их регулирования. Другими словами, земельный строй — это определенный государственный порядок использования земли. Например, до 1917 г. в России существовал земельный строй, основанный на многообразии форм собственности на землю. В стране существовали: общинное землепользование, помещичье и крестьянское частное землевладение, церковное и монастырское землевладение, казенное (государственное) землепользование и др. В результате революции 1917 г. произошел переход к новому земельному строю, базирующемуся на исключительной государственной собственности на землю, колхозном и совхозном землепользовании. После 1991 г. ситуация вновь радикально меняется. Таким образом, земельный строй общества со временем может изменяться как путем эволюции (постепенных поэтапных преобразований), так и революционными методами. Так, известный Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов в октябре 1917 г., устанавливал, что вся земля — государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т. д. — отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. Помещичьи, удельные, монастырские и другие нетрудовые земли подлежали конфискации и переходили со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Право пользования землей получали все граждане без различия пола, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. Землепользование устанавливалось уравнительное. Земля распределялась между трудящимися в зависимости от местных условий по трудовой или потребительской норме. Формы землепользования выбирались совершенно свободно — подворная, хуторская, общинная, артельная — по усмотрению самих крестьян. Это типичный пример революционного преобразования земельного строя страны. Государство, так или иначе воздействуя на земельный строй, осуществляет земельную политику. Так называется деятельность по регулированию земельного строя, отношений между классами, социальными группами, отдельными землевладельцами и землепользователями по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения землей. Земельная политика всегда проводится в интересах господствующих групп общества лицами, стоящими у власти. При этом используются различные меры: правовые, экономические, организационные. Правовые меры содержат в себе моменты обязательности, властного принуждения. Они регулируют земельные отношения на основе земельного законодательства, гражданского, административного и других отраслей права. Экономические меры стимулируют развитие земельных отношений, используя инструменты налогообложения, кредитования, целевого финансирования и субсидирования, влияя на экономические интересы землевладельцев и землепользователей. Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путем организации переселения в районы нового освоения, создания различного рода кооперативов и товариществ, подготовки квалифицированных кадров и т. д. Земельная политика государства может осуществляться различными органами законодательной и исполнительной власти, судебными, финансовыми, банковскими службами, различными комитетами. Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специальных землеустроительных органов, относящихся к политической надстройке общества и решающих в первую очередь задачи проведения в жизнь земельной политики государства. Землеустроительные органы, а также другие государственные службы осуществляют управление земельными ресурсами — целенаправленное воздействие на систему использования и охраны земель в интересах развития народного хозяйства страны. В России управление земельными ресурсами осуществляется на государственном (федеральном, субъекта Федерации) и муниципальном уровнях. Управлять земельными ресурсами в пределах своих владений могут также отдельные юридические и физические лица. Основные функции любого управления — планирование, учет, организация и контроль. Соответственно главными функциями государственного управления земельными ресурсами являются: информационное обеспечение управления земельными ресурсами, включая инвентаризацию земель, земельный кадастр, мониторинг и оценку земель; регистрация прав на земельные участки; прогнозирование и планирование использования и охраны земель; зонирование территории для целей управления; организация рационального использования и охраны земель в системе землеустройства; создание правового, экономического и организационно-хозяйственного механизмов регулирования земельных отношений; контроль за использованием и охраной земель. Земельные реформы, проводимые государством, являются наиболее кардинальными формами управления земельными ресурсами. Земельная реформа — это осуществляемое государством, законодательно оформленное изменение земельного строя, как правило, включающее преобразование форм собственности на землю, передачу земли от одних собственников и пользователей другим, изменение форм устройства территории в соответствии с изменившимся земельным законодательством. Такая реформа предполагает осуществление комплекса правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования. Например, нынешняя земельная реформа в Российской Федерации начиналась в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» (1990 г.); постановлением Совета Министров РСФСР №30 от 18 января 1991г., утвердившим Республиканскую программу проведения земельной реформы; Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В ходе данной земельной реформы решались следующие задачи: ликвидация монополии государственной собственности на землю и переход к многообразию форм земельной собственности; реализация прав каждого гражданина на получение земли; переход к платному землепользованию; перенос центра тяжести управления земельными ресурсами на местные органы власти (децентрализация); обеспечение свободного развития всех разрешенных законом форм землевладения и землепользования; развитие земельного оборота; соблюдение важнейших приоритетов в области охраны земельных ресурсов. Денежные средства, необходимые для осуществления земельной реформы, формировались за счет: прямых поступлений из бюджета при осуществлении утвержденных программ земельной реформы; платы за землю (земельного налога и арендной платы); компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей; отчислений от продажи земли и иной недвижимости; отчислений, связанных с регистрацией земельных участков в различных реестрах; целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприятий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию рационального использования и охрану земли; других источников (пени, штрафы, международная помощь и т.д.). Основная тяжесть работ по реализации земельных реформ всегда ложится на уполномоченные государством землеустроительные органы. Они могут действовать в составе правительства, как это имело место в Российской Федерации, Китае, Швеции, или же носить негосударственный характер (как, например, в Дании, ряде штатов США), работая по схеме государственного заказа. Практика многих стран (в частности, Швеции, Германии, США) показывает, что эффективный экономический механизм регулирования земельных отношений нуждается в соответствующей инфраструктуре. Например, земельные суды существуют для разрешения земельных споров, земельные банки и службы оценки недвижимости — для обслуживания земельного оборота, залога земли и проведения других финансовых операций, земельные инспекции — для осуществления контроля за использованием и охраной земли. Более подробно опыт проведения земельных реформ в различных странах и экономический механизм регулирования земельных отношений рассматриваются в курсе «Экономика землеустройства» (см. т. V настоящего издания). 2. ПОНЯТИЕ О ЗЕМЛЕВЛАДЕНИИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ Право на землю реализуется в различных юридических формах — земельной собственности, землевладения и землепользования. Эти понятия имеют помимо правового организационно-хозяйственное содержание. С правовой точки зрения землевладение — это право определенного субъекта владеть земельным участком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если владельцем земли является ее собственник, он может свободно осуществлять все свои права — владеть, распоряжаться и пользоваться земельным участком или его частью, дарить его, заложить или передать по наследству и т. п. Он также может его использовать для различных целей, например выращивать сельскохозяйственные культуры, строить здания и сооружения, добывать полезные ископаемые, то есть реализовать свое право пользования в рамках действующего законодательства. В некоторых странах, в том числе и в России, существует также право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В этом случае землевладелец может пользоваться им всю жизнь, завещать участок, но не может его продать, подарить, заложить или обменять. Землепользование с правовой точки зрения — это право использовать земельный участок для конкретных целей (например, для сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства и т. д.). Оно может быть бессрочным или временным (долго- или краткосрочным). Одна из форм землепользования — аренда участка на договорных условиях. Право землевладения и землепользования могут не совпадать. Так, собственник земли может не быть землепользователем, а передать это право арендатору. Земельная собственность всегда характеризует властные функции собственника и владельца по отношению к пользователю. Землевладение в практическом смысле предполагает и землепользование, поскольку опирается на определенный порядок пользования землей. Законодательные и исполнительные органы, регулируя земельные отношения, устанавливают порядок, формы, сроки, цели и виды владения и пользования землей. Поэтому для характеристики правового обеспечения использования земли в землеустройстве применяют оба понятия — как землевладения, так и землепользования. Для землеустройства, однако, более важно не юридическое, а организационно-хозяйственное понимание землевладения и землепользования. С этих позиций землевладением называется участок, имеющий определенный правовой статус, площадь, местоположение и отграниченный на местности. Что касается землепользования, то в землеустроительной науке этот термин имеет двоякое содержание. С одной стороны, землепользование — это определенный участок земли, который находится в хозяйственном распоряжении или в собственности отдельных лиц, коллективов, организаций, предприятий либо государства в целом. С другой стороны, землепользование в более широком смысле слова означает регламентиро- ванное хозяйственными и правовыми нормами пользование землей как всеобщим условием труда во всех сферах человеческой деятельности и основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. Другими словами, это использование земли, включая правовые формы и способы хозяйственной эксплуатации земли как ресурса. Совокупность земельных участков, имеющих определенный правовой статус, площадь, местоположение и границы, образует систему землевладений и землепользовании. В землеустроительной науке имеются различные классификации землевладений и землепользовании (Троицкий В. П., ВолковС. Н., Гендельман М. А., Носов С. И. Научные основы землеустройства/Под ред. В. П. Троицкого. — М.: Колос, 1995. — С. 41). Землевладения различаются по признакам собственности, индивидуальной или коллективной деятельности, возмездности и срочности. Они могут быть частными, коллективно-долевыми или совместными; пожизненно наследуемыми для граждан, постоянными для предприятий, учреждений и организаций; временными (при аренде), платными или бесплатными; по назначению и целям — сельскохозяйственными, лесохозяйственными, смешанными. Землепользования также имеют несколько признаков классификации. По форме организации использования земли они делятся на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся землепользования предприятий, учреждений и организаций, к индивидуальным — участки граждан. По назначению и целям различают землепользования промышленности, транспорта, обороны, водного хозяйства, охраны природы, градостроительства и т.д., по срокам использования — постоянные и временные, краткосрочные и долгосрочные. По правовому положению выделяют первичное (когда земля предоставляется местной администрацией) и вторичное землепользование (участок предоставляется собственником, первичным владельцем и пользователем). Для уяснения понятия и содержания землеустройства большое значение имеет взаимосвязь форм землепользования с соответствующими формами организации территории. 3. ФОРМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ Говоря о хозяйственной эксплуатации земли, выделяют различные формы ее использования. Эти формы определяются уровнем развития общественного производства; исторически они менялись — от примитивных к более развитым. К примитивным формам землепользования относятся кочевая, полукочевая и очагово-оседлая (заимочная). Им соответствуют незначительная плотность населения, существования родовых групп, отсутствие (как правило) классового расслоения в обществе, преимущественно пастушеское или охотничье хозяйство, экстремальные природные условия. До сих пор из-за сложных природных условий, опустынивания, преобладания сезонных пастбищ кочевое и полукочевое землепользование встречается в ряде стран: в условиях Крайнего Севера (Россия, Канада, США), в Монголии, Киргизии, Закавказье на сезонных пастбищах, в малообжитых районах Сибири и Дальнего Востока, где население занимается главным образом охотничьим промыслом и рыболовством. С развитием производительных сил и производственных отношений, появлением классов и усложнением социальной структуры общества, возникновением отношений собственности на землю и другие средства производства возникают общинные и индивидуальные формы землепользования и свойственные им системы хозяйства. Через общинное землепользование прошли многие страны Западной Европы, Латинской Америки, Россия. В историческом прошлом оно существовало практически у всех народов. Однако с течением времени, с появлением частной собственности на землю, эта форма была заменена индивидуальными типами землепользования, свойственными капиталистическому производству. Для общинного землепользования характерны коллективная собственность на землю и подворное ее использование. Например, в России в XIX в. пашня в общине регулярно (примерно через каждые 10—12 лет) перераспределялась между дворами. При переделах, чтобы соблюсти уравнительные принципы, стремились, чтобы в каждом поле и на каждой почвенной разности крестьянский дврр получил не один, а несколько участков, что создавало одинаковые условия для дворов по дальности переездов, но приводило к чересполосице, дальноземелью, узкополосице и другим недостаткам в использовании земли. Пастбища и луга также могли перераспределяться, но чаще преобладала совместная (общая) пастьба скота. Несельскохозяйственные угодья (леса, дороги, прогоны) находились в собственности всей общины. С разложением общины появляются индивидуальные формы землепользования: хуторская и отрубная. Хутором называется земельный участок, находящийся в собственности землевладельца, который расположен, как правило, в одном месте. На этом участке сосредоточены все необходимые для ведения хозяйства земельные угодья: пашня, пастбища, сенокосы, лес, обязательно присутствуют усадьба и водный источник. Отруб — участок земли, который размещается на некотором расстоянии от усадьбы. При отрубной форме землепользования крестьянский надел также сводился к одному месту взамен пре- жних чересполосных участков. В отличие от хуторов отруба не имели на своей территории хозяйственных построек и водоисточников. Хуторская форма землепользования характерна для многих стран и поныне. Она распространена в странах Балтии, Скандинавии, на значительной части Германии и в других странах Западной Европы. Отруба возникали прежде всего при крупнопоселковом расселении, типичном для степных и лесостепных районов России и Украины. До настоящего времени во многих странах сочетаются общинные и индивидуальные формы землепользования; в этом случае обычно продуктивные земли находятся в собственности индивидуальных землевладельцев, а несельскохозяйственные (леса, болота, дороги, воды) или общие мелиорированные участки — в общественной собственности (коммун, общин, муниципалитетов). Во многих странах научно-технический прогресс в земледелии, складывающиеся земельные отношения способствовали появлению коллективных форм землепользования. К ним относятся землевладения и землепользования коммун, сельскохозяйственных артелей и кооперативов, колхозов, совхозов, различных товариществ, акционерных обществ и т. п. Все они базируются на государственной, коллективной совместной или коллективно-долевой собственности. Формы землепользования существенно различаются по ряду параметров, таких, как: размер хозяйства; его расположение, конфигурация, компактность, удаленность от хозяйственных центров; производственное направление, система ведения хозяйства, состав и структура отраслей; виды земельных угодий, их состав и структура; система расселения на территории хозяйства; тип использования земель (система севооборотов, организация сенокосов и пастбищ, устройство многолетних насаждений и т.д.). Поэтому каждая форма землепользования имеет свойственную только ей форму организации территории или, иными словами, форму устройства земель (землеустройство). Она складывается из совокупности элементов организации территории, которые размещаются с учетом соответствующих требований.
|