![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные элементы организации территории сельскохозяйственного предприятия
Пашня Основные и вспомогательные Севообороты полевые дороги Поля Лесополосы Рабочие участки Направляющие линии Полевые станы обработки — границы полей и Источники полевого водоснаб- рабочих участков жения Внесевооборотные участки Продолжение
насаждения Пастбища Сенокосы Хозяйство в целом виноградников Лесополосы Дороги (магистральные, окружные, межквартальные, межклеточные) Границы кварталов, клеток, бригадных участков Скотопрогоны Изгороди Границы гуртовых и отарных участков, загонов очередного стравливания, пастбищеобо- ротов Дороги Границы сенокосооборотов, бригадных участков Магистральные внутрихозяйственные дороги Инженерные сети Границы земельных массивов производственных подразделений саждений, пород и сортов Кварталы Клетки Участки бригад Подсобные хозяйственные центры Водоисточники Участки питомников Гуртовые и отарные участки Пастбищеобороты Загоны очередного стравливания Летние лагеря Водоисточники и водопойные пункты Сенокосообороты Бригадные участки Подсобные хозяйственные центры Земельные массивы производственных подразделений (отделений, цехов, бригад, производственных участков) Хозяйственные центры (участки под фермами, дворами) Трансформируемые и мелиорируемые участки Инженерные сооружения и объекты Без размещения элементов организации территории, ее рационального устройства нельзя представить себе организацию и ведение хозяйства. Так, например, севооборот не может функционировать без размещения полей под разные культуры, подъездных дорог и т. д. В районах орошаемого земледелия надо размещать оросительную сеть (каналы, коллекторы, выводные и поливные борозды и т. п.). Элементы организации территории образуют своего рода каркас хозяйства, в координатах которого осуществляется вся производственная, природоохранная или любая иная деятельность. Чем лучше, чем удобнее размещены указанные элементы, тем эффективнее хозяйство. Каждой форме землепользования, каждому хозяйству присуща своя уникальная форма организации территории, учитывающая множество факторов и условий (природных, экономических, организационно-хозяйственных, технологических и др.). Контрольные вопросы и задания 1. Что является объектом земельных отношений? 2. Дайте определение земельного строя общества. 3. Перечислите основные элементы земельного строя. 4. Что включает земельная политика? 5. Каковы основные задачи земельной реформы в России? 6. Дайте определение понятий землевладения и землепользования. 7. По каким признакам классифицируют землепользование. 8. Перечислите основные элементы организации территории. На какие группы они делятся? 9. В чем заключается взаимосвязь форм землепользования и организации территории? Глава 3 ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 1. ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ Земля в пределах государственных границ (включая занятую водой) составляет территориальную основу суверенитета государства и образует его земельный фонд. Этот фонд делится на земли различного целевого назначения, распределяется по землевладельцам и землепользователям. В соответствии с земельным законодательством РФ все земли страны по основному целевому назначению делятся на 7 категорий, каждая из которых имеет определенный правовой режим использования и охраны: сельскохозяйственного назначения; поселений (населенных пунктов); промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, связи, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда; запаса. Данные о распределении земельного фонда РФ по категориям приведены в табл. 8. 8. Земельный фонд Российской Федерации, млн га
Земли сельскохозяйственного назначения — это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Это основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, органического сырья. Такие земли подлежат охране с целью сохранения их площади, предотвращения негативных процессов и повышения плодородия почв и занимают важнейшее место в составе земельного фонда страны. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Кроме того, их выделяют родовым общинам, семьям коренных малочисленных народов, казачьим обществам. Земли поселений — это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Главное назначение таких земель — обслуживание нужд населенных пунктов; они находятся в ведении соответствующих администраций. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми- ческой деятельности, земли обороны, безопасности и иного назначения предоставляют предприятиям промышленности (нефтяной, газовой, угольной, металлургической), предприятиям энергетики, под транспортные артерии (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, речной, морской, воздушный транспорт), для обеспечения обороноспособности страны, под объекты связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. Эти земли расположены за чертой населенных пунктов. Их плодородие не имеет существенного значения,, важны лишь их геологические и архитектурно-планировочные качества. Земли особо охраняемых территорий и объектов включают участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с законодательством полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Земли лесного фонда — это лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Лесные насаждения менее требовательны к условиям произрастания, чем сельскохозяйственные культуры; для них пригодность подстилающих пород важнее плодородия почвы. Так, бедные и малопригодные для сельского хозяйства песчаные почвы могут использоваться для выращивания ценных хвойных пород деревьев. Земли водного фонда — это земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов. Земли запаса — это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения. В Российской Федерации предусмотрено создание фондов перераспределения земель. Они формируются из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд, при добровольном отказе от земельного участка; если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; при принудительном изъятии земельного участка. Земельное законодательство учитывает интересы малочисленных народов и этнических групп; в местах их проживания и хозяйственной деятельности могут выделяться территории особого правового режима, включающие земли различных категорий. Распределение земель по перечисленным категориям постоянно меняется в связи с развитием народного хозяйства, необходимостью решать экономические, социальные и экологические проблемы. Наиболее часто перераспределение затрагивает земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и запаса. Формирование категорий земель и последующие изменения их площади происходят путем создания новых или реорганизации существующих землевладений и землепользовании. Практически площадь каждой категории формируется «снизу вверх»: от землевладений и землепользовании к территориальной базе отрасли и затем к категориям земель. Последние, как правило, включают земли нескольких отраслей. Процедура перераспределения земель включает в себя действия по предоставлению и изъятию земельных участков. Эти действия осуществляются на основе специальных проектов землеустройства, имеющих межхозяйственный (межотраслевой) характер и утверждаемых администрациями различного уровня. В результате предоставления земли для ведения той или иной деятельности образуются землевладения и землепользования. В сумме они составляют земельно-ресурсную базу соответствующих отраслей народного хозяйства, земельный фонд страны. Россия хорошо обеспечена землей и другими природными ресурсами (табл. 9). 9. Обеспеченность Российской Федерации природными ресурсами (1997 г.)*
Площадь суши млн га 13048, 3 1688, 8 12, 9 Площадь сельскохозяйст- млн га 4810 221, 5 4, 6 Площадь пашни млн га 1339 127, 8 9, 5 Площадь естественных лугов млн га 3366 89, 2 2, 6 Площадь под лесами млн га 4177 867, 2 20, 8 Производство твердого Пдж** 102356 7120 7, 0 Продолжение
*Составлено по данным Госкомзема РФ (1998 г.) и отдела статистики ООН. ** 1 Пдж (петаджоуль) равен 163 400 стандартным баррелям или 34 140 стандартным тоннам угля (ООН). При межотраслевом перераспределении земель учитывается фактор их освоения, вовлечения в оборот природных ресурсов. Преимущество отдается предприятиям, которые наиболее полно используют биоклиматический потенциал и плодородие земель. Такой отраслью прежде всего является сельское хозяйство, поэтому законодательством предусмотрено первоочередное предоставление плодородных земель для сельскохозяйственных целей. Земля здесь выдолняет функцию главного средства производства, а применяемые технологии характеризуются высокой потребностью в ней (землеемкостью). Если объем выпуска промышленной продукции сравнительно слабо связан с занимаемой предприятием земельной площадью, то в сельском хозяйстве он прямо зависит от площади угодий и их качества. Для лучшего учета этого обстоятельства земельный фонд страны делится на отдельные угодья (пашни, пастбища, сенокосы, леса, болота и др.; табл. 10). 10. Распределение земельного фонда Российской Федерации по угодьям*
Общая площадь земель 1709, 8 100 1709, 8 100 Площадь сельскохозяйственных 222, 1 13, 0 221, 1 12, 9 угодий — всего Продолжение
В том числе: пашня 132, 3 7, 7 125.0 7, 3 залежь 0, 3 0, 02 3, 4 0, 2 многолетние насаждения 1, 5 0, 1 1, 8 0, 1 кормовые угодья 88, 0 5, 1 90, 0 5, 3 Площадь несельскохозяйственных 1487, 7 87, 0 1489, 6 87, 1 угодий — всего В том числе: леса и кустарники 785, 9 46, 0 887, 3 51, 9 земли под поверхностными вод- 70, 9 4, 1 70, 9 4, 1 ными объектами Из несельскохозяйственных угодий 322, 6 18, 9 282, 1 16, 5 используется под оленьи пастбища *Составлено по данным Госкомстата РФ (Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2000 г. — М., 2000. — С. 5) и Росземкадастра. Земельные угодья — это участки земли, систематически используемые или пригодные к использованию для определенных хозяйственных целей и различающиеся по своим естественно-историческим признакам. Земельные угодья делятся на различные категории, прежде всего на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, залежь, многолетние продуктивные насаждения (сады, виноградники, ягодники, тутовники и т. п.), сенокосы и пастбища. Это земли, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции. Несельскохозяйственные угодья используются для иных целей. В отдельную их группу выделяют угодья, где земля выступает как предмет труда (места добычи торфа, песка, глины, камня, гравия и т. п.). Большую часть земельного фонда России занимают несельскохозяйственные угодья — 87, 1 %; площадь сельскохозяйственных угодий составляет всего 221, 1 млн га, или 12, 9 % территории страны. Одни и те же территории могут использоваться как для основных, так и для побочных целей; при отнесении угодий к той или иной категории имеется в виду их основное целевое назначение. Например, сенокос после уборки может использоваться для пастьбы скота, но он при этом не становится пастбищем. Классификация угодий зависит от характера функционирования земли в той или иной отрасли. Например, в промышленности территория используется для размещения зданий, транспортировки продукции, создания защитных зеленых зон и т. п. В сельском хозяйстве, где земля выступает как главное средство производства, формы ее использования более дифференцированы. Здесь земля может использоваться, как и в других отраслях, под постройки, сооружения, дороги и т. п., но также непосредственно для производства продукции (пашня, многолетние продуктивные насаждения, сенокос, пастбище). На форму использования земли определенное влияние оказывают природные факторы и свойства земли. Так, под пашню отводят территории, имеющие незначительные уклоны местности, под многолетние насаждения — участки с определенной экспозицией склона и соответствующим залеганием грунтовых вод. Климатические условия обусловливают зональность размещения культур и структуры угодий; поэтому различают не только их виды, но и подвиды. В основу выделения подвидов принимают главным образом природные признаки, характеризующие фактическое состояние того или иного угодья. Отражая качественное состояние земли, эти признаки в какой-то мере влияют на продуктивность. Например, в составе сенокосов выделяются суходольные, заливные, заболоченные участки, в составе пастбищ — суходольные и заболоченные. В состав землепользования кроме используемых земель могут входить и неиспользуемые (ямы, овраги, болота и др.). Каждое угодье состоит из отдельных контуров — участков этого угодья, имеющих замкнутую внешнюю границу. Чем больше контуры сельскохозяйственных угодий, тем они удобнее для использования техники. Мелкоконтурность создает неудобства при ее эксплуатации, вызывает дополнительные затраты труда и материальных ресурсов. Внутри угодья могут выделяться почвенные контуры, то есть его части, отличающиеся по почвенным условиям. В районах орошаемого земледелия, кроме того, выделяют поливные участки. Мелиорированные угодья, имеющие более высокую ценность, подразделяются на орошаемые и осушенные; в свою очередь, они делятся по видам и мелиоративному состоянию. Учет количества земель по угодьям проводят по их фактической площади и качественному состоянию, опираясь на определенную классификацию (например, пашня орошаемая, сенокос осушенный и т.д.). Эта классификация должна соответствовать требованиям земельного кадастра. Необходим также учет качества земель; для этого используют такие характеристики, как почва, рельеф, климат, подстилающие породы. Учитывают и другие природные факторы, а также хозяйственную деятельность человека. В составе сельскохозяйственных угодий выделяют специальные категории, зональные типы, классы, разряды и виды земель (Оценка земельных ресурсов /Под ред. В. П. Антонова, П. Ф. Лой-ко. — Владимир: Ин-т оценки природных ресурсов, 1999. — С. 78-79). - Категории пригодности земель — это обособляемые части при-родно-сельскохозяйственных зон и горных областей, выделяемые по возможности целесообразного использования под основные виды угодий, предпочтительно для сельскохозяйственного производства. Существует три категории пригодности земель сельскохозяйственного использования: пригодные под любое сельскохозяйственное использование, в том числе под полевые культуры (пашня, многолетние насаждения); малопригодные под полевые культуры, но пригодные под кормовые угодья (сенокосы, пастбища); непригодные для использования в сельском хозяйстве без коренной мелиорации (болота, нарушенные земли и т. п.). Классы земель — части категорий пригодности, обособляемые по различию почв, их механического состава и почвообразующих пород, а также по условиям рельефа и увлажнению. Тем самым класс земель выступает в качестве классификационной единицы и представляет земли с близкими природными и хозяйственными качествами, с характерной общностью использования, направлениями окультуривания, повышения продуктивности и охраны. Всего выделено 11 классов: 1—5 для первой категории земель, 6—8 для второй и 9—11 для третьей категории. Качество земель убывает от первого к последующим классам. Участки различных классов, разрядов и видов земель выделяют на основе всестороннего учета не только свойств почв, но и других экологических условий, которые предопределяют качественное состояние земель, их наиболее целесообразное хозяйственное использование, пути достижения наивысшей продуктивности с учетом требований охраны окружающей среды. При учете земель в зависимости от их фактического состояния угодья подразделяются на чистые, закустаренные, залесенные, эродированные и т. п. В настоящее время данная классификация принята для учета и характеристики качества земельных угодий в общей системе земельного кадастра. Виды земель — конкретное выражение классов и подклассов в том или ином зональном типе с соответствующими особенностями использования (в земледелии, луговодстве, садоводстве, лесном хозяйстве и т. д.) и способами улучшения. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и соб- ственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации. В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации. Земли субъектов Российской Федерации — это земли, находящиеся в их административно-территориальных границах, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель. В собственности субъекта РФ находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, науки и другими объектами, находящимися в его собственности. В его собственность могут переходить также земли передаваемых объектов федеральной собственности и приобретаемые у частных собственников. Муниципальные земли не считаются ни государственными, ни частными; они принадлежат органам местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным образованиям относятся города, районы, поселки, сельские населенные пункты и другие образования, имеющие органы местного самоуправления. Таким образом, муниципальная собственность на землю — это собственность городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Муниципальные образования являются субъектами права, они могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, в том числе и права на земельные участки. В муниципальной собственности городов, районов, сельских поселений и других муниципальных образований находятся земли в пределах их административно-территориальной черты, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут также передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые в соответствии с решением местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в порядке, установленном законодательством, на основе дарения и отказов от земельных участков. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами муниципальных образований на основе законодательства Российской Федерации, субъектов РФ и уставов муниципальных образований. Частная собственность на землю может быть следующих видов: личной собственностью граждан; общей собственностью граждан (совместной или долевой); собственностью юридических лиц. По действующему законодательству в России существует два основных способа приобретения права собственности на землю: первый — когда граждане и их объединения приобретают в собственность земельные участки за плату или безвозмездно из земель государственной или муниципальной собственности; второй — путем совершения гражданско-правовых сделок с землей, когда граждане или юридические лица покупают, наследуют, получают в дар земельный участок. Общая собственность на землю (которая также относится к частной собственности) делится на два подвида: долевую (земельный участок находится в общей собственности с определением доли каждого из собственников) и совместную (без определения таких долей). Если размер долей участников долевой собственности на земельный участок не определен на основании закона или соглашением всех ее участников, эти доли признаются равными. Соглашением участников может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в приобретение и освоение земельного участка. Каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налоговых платежей по общему земельному участку, а также в издержках по его содержанию. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению всех участников права собственности. При продаже земельной доли в праве общей собственности на земельный участок другим лицам остальные участники общей долевой собственности имеют преимущественное право купить ее по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях (кроме случаев продажи с аукциона). Собственность юридических лиц на земельные участки наряду с собственностью граждан приравнивается к частной собственности. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» иметь и приобретать земельные участки на праве собственности разрешено любым юридическим лицам. Вместе с тем земельным законодательством РФ предусмотрены ограничения права собственности на земельные участки в отношении иностранных юридических лиц и международных организаций. По данным государственного земельного учета, на 1 января 2000 г. в государственной и муниципальной собственности находилось 1578, 7 млн га — 92, 4 % земельного фонда РФ. В отсутствие закона о разграничении земель, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, в полной мере учесть их раздельно пока не представляется возможным. По состоянию на 1 января 2000 г. в собственности граждан, их объединений и юридических лиц было 129, 6 млн га, или 7, 6 % земельного фонда страны. В собственность граждан и юридических лиц были переданы земли, как правило, находящиеся в наиболее благоприятных с точки зрения почвенно-климатических условий районах страны. По сравнению с 1998 г. площадь земель, находящихся в частной собственности, в 1999 г. сократилась на 0, 4 млн га, что связано с отказами собственников от земельных участков, ликвидацией предприятий и хозяйств. Этот процесс имел место почти во всех субъектах РФ. Из всех земель, находящихся в частной собственности, на долю граждан и их объединений приходится 105, 7 млн га (6, 2 % земельного фонда России), а в собственности юридических лиц — 23, 9 млн га (1, 4%). Количество земель, находящихся в собственности граждан, возросло по сравнению с 1998 г. на 4 млн га, а у юридических лиц уменьшилось на 4, 4 млн га. В структуре частной собственности на землю доля граждан на 1 января 2000 г. составляла 81, 6%. Как правило, частными собственниками были владельцы земельных долей, входивших в состав землевладений реорганизованных сельскохозяйственных предприятий. Как видно из табл. 11, во владении юридических и физических лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством, доля государственной и муниципальной собственности составляет 80, 1 %, частной— 19, 9, в том числе в собственности граждан — 16, 2 %.
|