![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономические условия 2 страница
Хозрасчетный (коммерческий) эффект определяется в основном при разработке проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов. Он отражает влияние реорганизации территории на выполнение трудовыми коллективами (хозяйства, производственного подразделения, арендного коллектива и т.д.) производственной программы, доходы работников и прибыль предприятия. Практика показывает, что сельскохозяйственные предприятия с осуществленными проектами внутрихозяйственного землеустройства получают продукции в расчете на среднегодового работника в среднем на 20 % больше, чем незем-леустроенные. Вместе с тем уровень реализации этих проектов пока остается низким. Это объясняется частыми изменениями специализации хозяйств, нестабильностью границ производ- ственных подразделений, обезличкой в использовании земли, нарушениями введенных севооборотов, а иногда и земельного законодательства. Землеустроительные решения должны давать хозяйству реальную экономическую выгоду; информацию, содержащуюся в проектах, нужно максимально использовать для планирования, при переходе на аренду и образовании крестьянских хозяйств, для организации рационального использования и охраны земельных ресурсов. Все решения, включаемые в проект, должны быть обоснованными. Поскольку землеустройство носит комплексный характер, затрагивая технические, технологические, экономические и социальные аспекты деятельности хозяйств, экономическое обоснование содержит технико-экономический, агроэкономический и социально-экономический разделы. Технико-экономическое обоснование внутрихозяйственного землеустройства служит главным образом для оценки предлагаемых в проекте пространственных решений по организации территории и характеристики технологических свойств земли (рельеф, механический состав почв, крупность контуров и др.). При этом используются научно обоснованные нормативы (допустимый уклон в направлении движения агрегатов, предельная ширина межполосных участков, рекомендуемые размеры земельных массивов производственных подразделений, оптимальные площади севооборотов, полей, рабочих участков, допустимые расстояния перегона скота и др.). Технические показатели проекта позволяют судить о том, как выдерживаются нормы землеустроительного проектирования, насколько улучшаются пространственные условия землевладения и землепользования по сравнению с существующими, каковы недостатки и преимущества возможных вариантов развития хозяйства. Вместе с тем они являются информационной базой для расчетов социально-экономического и агроэкономического характера (обоснование внутрихозяйственной специализации с учетом природных свойств отдельных частей территории, определение уровня урожайности сельскохозяйственных культур с учетом качества земли, оценка направлений, объемов и очередности мер по трансформации и улучшению угодий), а также для осуществления мероприятий по рациональному использованию земли и нормированию полевых механизированных работ в зависимости от длины гона, уклонов, механического состава почв и других условий. Лгроэкономическое обоснование показывает соответствие предлагаемой организации территории требованиям развития производства. Этот раздел затрагивает в основном организационно-хозяйственную сторону проекта и в конечном счете сводится к системе различного рода балансов — рабочей силы, кормов, удобрений, зеленого конвейера, производства и распределения сельскохозяй- ственной продукции. Кроме того, в нем содержится обоснование размещения производства: его отраслей, организационно-производственной структуры хозяйства и севооборотов. Технико-экономические и агроэкономические показатели проектов землеустройства выражаются, как правило, в натуральных единицах измерения. При обосновании проекта выявляется наилучший вариант организации территории, определяется эффективность намечаемых в проекте решений по сравнению с существующими и рассчитываются соответствующие стоимостные показатели. Они характеризуют рост объемов производства, прибыли и других экономических параметров хозяйства после осуществления предлагаемых в проекте мероприятий в сопоставлении с затратами на них. Социально-экономическое обоснование содержит оценку проектных решений с точки зрения развития земельных отношений, удовлетворения материальных потребностей работников, улучшения условий труда, жизни, культурно-бытового обслуживания населения. Методика обоснования проектов землеустройства более подробно освещается в курсе «Землеустроительное проектирование». Повышение обоснованности проектов и эффективности землеустройства в целом в условиях земельной реформы имеет особенно большое значение для успешного развития агропромышленного комплекса. Контрольные вопросы и задания 1. Что понимают в землеустроительной науке под экономическими и социальными условиями? 2. Какие экономические условия учитывают при землеустройстве и каким образом? 3. Какие социальные условия учитывают при землеустройстве? 4. Покажите связь землеустройства с планами экономического и социального развития. 5. Из чего складывается эффективность землеустройства? 6. Как осуществляется экономическое обоснование проектов землеустройства? Глава 23 СИСТЕМА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Для организации рационального использования и охраны земли, претворения в жизнь земельной политики государства, осуществления земельной реформы нужна целостная государственная система землеустройства, охватывающая весь земельный фонд страны — от федерального уровня до конкретного хозяйственного участка. Такая система землеустройства в России уже сложилась. Она способна предложить обоснованные землеустроительные решения на уровне как всего народного хозяйства, так и отдельных отраслей, предприятий, учреждений и организаций, индивидуальных землевладельцев и землепользователей. Система землеустройства в Российской Федерации включает: нормативно-правовое регулирование землеустройства и законодательно определенные землеустроительные действия; установленный законом землеустроительный процесс (порядок) с соответствующей процедурой; утвержденный перечень (виды) землеустроительной документации; специально созданные органы (службы), осуществляющие землеустроительную деятельность и действия; участников землеустройства; организацию и финансирование землеустройства; отлаженную систему управления и государственного контроля за землеустройством; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; организацию научных исследований в области землеустройства, лицензирования и государственной экспертизы землеустроительной документации. Система землеустройства — составная часть единой системы государственного управления земельными ресурсами, главное звено государственного управления земельными отношениями и организации рационального использования земли. 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Правовое регулирование землеустройства осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, Закона «О землеустройстве», других нормативных правовых актов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Нормативные правовые акты в этой области подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон — это нормативный правовой акт, принятый высшим органом законодательной власти в стране или путем непосредственного волеизъявления граждан (референдум) и регулирующий наиболее важные общественные (в том числе земельные) отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам, что выражается в следующем: все подзаконные нормативные акты (указы, постановления, распоряжения, приказы и др.) должны строго соответствовать существующим законам; закон может быть отменен только высшим законодательным органом (принятый на референдуме — только референдумом), а любой другой правовой акт может быть изменен законом; деятельность всех органов по регулированию земельных отношений, реализация прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой сфере осуществляются в соответствии с законами страны. Подзаконный акт — это нормативный правовой документ, изданный на основании и во исполнение действующих законов другими государственными органами. К ним относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, указания, положения, инструкции, письма министерств и ведомств, местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Все нормативные правовые документы, определяющие правовые основы и осуществляющие регулирование в области землеустройства, условно можно разделить на пять групп: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральные законы Российской Федерации. 3. Указы Президента и постановления Правительства РФ. 4. Ведомственные нормативные акты. 5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Важнейшие положения, фиксирующие основы земельного строя государства, содержатся в Конституции Российской Федерации. Применительно к землеустройству Конституция РФ определяет компетенцию органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в организации законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне, в субъектах Федерации, на местах. Из других законов для землеустройства первостепенное значение имеет Земельный кодекс. Земельный кодекс — основной земельный закон. В Российской Федерации он вступил в действие с 30 октября 2001 г. Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в нашей стране как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В ст. 68, 69 кодекса дается понятие землеустройства, порядок его организации и проведения. 18 июня 2001 г. вступил в действие Федеральный закон «О землеустройстве», который устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Отдельные землеустроительные действия регламентируются рядом других федеральных законов: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.) — определен порядок формирования земельного фонда, намечено его почвенное и агрохимическое обследование; «О плате за землю» (1991 г.) с дополнениями и изменениями в 1992—1995 и 1997—1999 гг., ст. 5, 15 — предусмотрено оформление документов, удостоверяющих право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком с целью определения налога на землю, а также качественного состояния земельных угодий; «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 г.) — установлено правовое и землеустроительное обеспечение передачи земельных участков; «О беженцах» (1993 г.) и «О вынужденных переселенцах» (1993 г.)— предусмотрено формирование целевого земельного фонда, позволяющего предоставлять земельные участки беженцам и переселенцам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства; «О статусе военнослужащих» (1993 г.)— регламентируется порядок предоставления земельных участков; «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), ст. 2, 26 — предусмотрены разработка территориальных комплексных схем, схем землеустройства, реагирование земельных участков, которые предполагаются объявить особо охраняемыми природными территориями, установление границ территорий памятников природы; «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998 г.), ст. 12, 14, 15, 32 — разработаны схемы зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, порядок выбора земельных участков для этих целей, установления их границ, вынесения проекта организации и застройки в натуру. Кроме того, при решении вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением землей как объектом собственности (недвижимого имущества), а также с ее недрами, водными и другими ресурсами, городскими и особо охраняемыми природными территориями, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного, Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, Федерального закона «О недрах», «Особо охраняемых природных территориях» и др. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты свои нормативные правовые акты, в которых имеются статьи, связанные с осуществлением землеустройства. В ряде регионов, в том числе в Воронежской области, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, принят и действует Закон «О землеустройстве». Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Федеральные законы дополняются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ. Например, в Указе Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996 г.), пп. 5, 8, 10, регулируются землеустроительные работы по передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам, обосновывается необходимость компактного размещения земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, иных сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств для их добровольного кооперирования в области производства, дается право содействовать и оказывать помощь при землеустройстве в оформлении договоров, устанавливающих взаимоотношения собственников земельных долей с их пользователями. Большое значение в сфере правового регулирования землеустройства имеют федеральные целевые программы, утверждаемые постановлениями Правительства РФ. Например, 26 июня 1999 г. постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 гг.», в которой имеется раздел «Комплекс работ по землеустроительному обеспечению земельных преобразований». Программы служат основанием для финансирования, организации и проведения землеустройства и его ресурсного обеспечения. Во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации и в их развитие федеральными органами исполнительной власти (и в первую очередь федеральным органом по государственному управлению земельными ресурсами) принимаются подзаконные (ведомственные) нормативные правовые акты, к которым относятся правила, регламентирующие положения, инструкции, указания и др. Они устанавливают порядок организации и проведения землеустроительных работ, технические требования к ним, нормы, правила, нормативы и другие условия их выполнения. Указанные акты разрабатываются и утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Например, письмо Роскомзема от 27 февраля 1992 г. «О выполнении землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов» определяло порядок, состав и содержание землеустройства на этих территориях. Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации, используемых при выполнении комплекса землеустроительных работ, принятых с 1990 по 2000 г., приведен в приложении. Нормативные правовые акты обязательны для исполнения и использования участниками отношений, возникающих при проведении землеустройства, и являются основой для государственной землеустроительной экспертизы, осуществления государственного контроля за проведением землеустройства и землеустроительными мероприятиями по рациональному использованию и охране земель. Землеустроительные действия — это законодательно определенные виды землеустроительных работ, которые выполняются в целях реализации земельной политики государства и отражаются в соответствующей землеустроительной документации. В гл. III Закона «О землеустройстве» предусматриваются следующие землеустроительные действия. 1. Изучение состояния земель, включающее геодезические и картографические работы; почвенные геоботанические и другие обследования и изыскания; оценку качества земель; инвентаризацию земель. 2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны, включающее следующие основные виды работ: разработку предложений о рациональном использовании земель и их охране; природно-сельскохозяйственное районирование земель; определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки; выделение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды; определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации. 3. Территориальное землеустройство, при котором осуществляются образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и межевание объектов землеустройства. 4. Внутрихозяйственное землеустройство, при котором выполняются следующие виды работ: организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни; разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозий, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. В зависимости от задач государства в области землеустройства состав землеустроительных действий может изменяться. 3. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В земельном праве имеются не только материальные земельно-правовые нормы, напрямую регламентирующие землеустройство, но и процессуальные нормы, регулирующие и устанавливающие землеустроительный процесс. Процессуальная норма — это установленное или санкционированное государством правило поведения государственных органов и иных организаций, а также граждан при участии их в юридической процедуре, имеющей целью достижение определенного правового результата при применении норм материального права. Землеустроительный процесс — это определенный правообразу-ющий акт, законодательно закрепленный порядок производства землеустроительного дела (работы). В любом государстве данный процесс включает следующие основные этапы: возбуждение землеустроительного дела; подготовку землеустроительной документации (подготовительные работы, составление проекта, предъявление его участникам землеустройства); утверждение проекта и приведение его в исполнение (установление на местности пограничных межевых знаков, перенесение основных проектных решений в натуру и т. д.); оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации; авторский надзор за выполнением проектов землеустройства. Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы (заявления, протоколы, справки, акты, данные экспертизы, накладные и т.д.). Оно формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Землеустроительный процесс в нашей стране состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами. 4. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Землеустроительная документация — это документы (прогнозы, схемы, проекты, технико-экономические расчеты и обоснования, другие материалы), полученные в результате проведения землеустройства и отражающие выполнение различных землеустроительных действий, а также обеспечивающие в ходе осуществления намеченных мероприятий организацию рационального использования и охраны земли на территории страны, субъектов Федерации, муниципальных и иных административно-территориальных образований, конкретных землевладений, землепользовании и земельных участков. Виды землеустроительной документации устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Состав, содержание, правила оформления определяются соответствующими нормативно-техническими документами по проведению землеустройства. В соответствии с Законом «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления; иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель. Введенная Законом «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства — это документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. В связи с осуществлением в Российской Федерации земельной реформы, неодинаковым содержанием землеустройства на различных этапах социально-экономического развития страны, существенным расширением земельных преобразований в последнее время, а также в связи с современными задачами землеустройства землеустроительные предприятия кроме указанной выше имеют следующую землеустроительную документацию: прогнозы, федеральные и региональные программы использования и охраны земельных ресурсов, а также другие материалы прогнозирования и планирования использования и охраны земель; материалы природно-сельскохозяйственного, эколого-хозяй-ственного, агроэкономического, ландшафтно-экологического и других видов районирования (зонирования, микрозонирования и т.д.); схемы и проекты перераспределения земель, а также материалы других видов землеустроительных работ, проводимых в ходе реорганизации колхозов и совхозов; схемы и проекты осуществления противоэрозионных и других природоохранных мероприятий; планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков, определяющие основные направления использования не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель в черте города и поселка, а также земель, переданных в их владение для развития личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокосов и выпаса скота граждан, проживающих на их территориях; материалы инвентаризации всех земель, дающие необходимую информацию об их фактическом состоянии и целевом использовании земель гражданами и юридическими лицами; землеустроительные дела по отводам земельных участков для юридических и физических лиц, предоставлению и изъятию земель, осуществлению земельного оборота; материалы по определению и организации территории земельных участков, предоставляемых для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан; документы по размещению и устройству территорий особо охраняемых земель; земель, предоставляемых беженцам, вынужденным переселенцам, а также военнослужащим, уволенным в запас; традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока; материалы по систематическому выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель, служащие основой для подготовки решений о зачислении этих земель в специальный фонд для последующего перераспределения; материалы по выявлению и установлению в натуре (на местности) границ административно-территориальных образований и земельных участков, предоставленных в собственность или пользо- вание, являющиеся основой для изготовления документов, удостоверяющих право на землю граждан и юридических лиц; материалы кадастровых съемок, дежурные карты ограничений и обременении в использовании земель, земельно-кадастровые карты, данные которых являются исходной информацией для землеустроительного проектирования, планирования и прогнозирования; материалы земельно-оценочных работ, обеспечивающие получение показателей оценки каждого земельного участка, экономически обосновывающие землеустроительные проектные решения и уточняющие ставки земельного налога, платежи на землю; документы по осуществлению мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель; материалы межевания земель. Землеустроительная документация оформляется, рассматривается, согласовывается, утверждается, выдается заказчикам и хранится в установленном нормативными правовыми актами порядке. Она хранится в архивах федерального и территориальных органов исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, на которые возлагаются функции землеустройства, а также федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций, находящихся в ведении землеустроительной службы, других архивах негосударственных организаций, имеющих лицензии на выполнение землеустроительных работ. Во многих странах мира имеются специальные государственные фонды данных, полученных в результате проведения.землеустрой-ства. Они формируются на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения соответствующей документированной информации. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также их использования определяется соответствующими законами или решениями правительства. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных РФ, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Граждане и юридические лица, осуществляющие землеустройство, обязаны бесплатно передать экземпляр созданной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных. 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Для осуществления землеустройства и других функций, связанных с управлением земельными ресурсами, государство создает специальные землеустроительные органы (государственную землеустроительную службу). Государственные землеустроительные органы (службы) — это система федеральных и территориальных органов исполнительной власти, а также подведомственных или федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций, обеспечивающих выполнение всего объема землеустроительных, земельно-кадастровых, земельно-оценочных, съемочных и изыскательских работ, контроль за использованием и охраной земель (включая мониторинг земель), а также организацию работ по планированию и прогнозированию использования земель и их охране, разработке государственных и региональных программ, связанных с использованием и охраной земель. В их составе землеустроительная служба, проектные и научно-исследовательские институты по землеустройству и их филиалы (предприятия), научные, информационные и другие учреждения. Землеустроительная служба — это административно-управленческая структура землеустройства. Ее возглавляет федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. На 1 сентября 2001 г. таким органом являлась Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр). Эта служба осуществляет в соответствии с положением, утвержденным 29 декабря 2000 г., специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу и государственному контролю за использованием и охраной земель.
|