![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды землеустроительной документации 1 страница
Название документа Объект землеустройства Расчетный срок, лет Уровень детализации проектных решений
Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации Схема землеустройства территории субъекта РФ Территория РФ (земельный фонд страны) Территория субъекта РФ (земельный фонд субъекта РФ) 15—20 Федеральные округа, субъекты Федерации, экономические районы 15—20 Административные районы Этап прогнозирования и планирования
Генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов страны (Генеральная схема землеустройства территории РФ) I Федеральная программа использования и охраны земель
Схема землеустройства территории субъекта Федерации Региональная программа использования и охраны земель
тныи этап
межхозяйственного землеустройства Проект внутрихозяйственного землеустройства Рабочий проект, связанный с использованием и охраной земель
ния проектов Материалы авторского надзора за осуществлением проектов Рис. 40. Взаимосвязь видов землеустроительных работ Продолжение Название документа Объект землеустройства Расчетный срок, лет Уровень детализации проектных решений
Схема землеустройства административного района Проект межхозяйственного землеустройства Проект внутрихозяйственного землеустройства Рабочий проект улучшения, устройства, охраны земель Территория административного района Массив освоения или группа землевладений нескольких предприятий Территория сельскохозяйственного предприятия, общины, родового хозяйства Земельный участок сельскохозяйственного или иного предприятия 12—15 Сельские округа (волости, сельсоветы), землевладения и землепользования
Сельскохозяйственные и иные предприятия Внутрихозяйствен-5—8 ные подразделения и производственно-территориальные участки (поля, рабочие участки и т.д.) 1—2 Производственно-территориальные участки В связи с тем что во всех указанных документах переплетаются вопросы, связанные с территориальной организацией и размещением производства, а также организацией рационального использования и охраны земель, методологической основой их разработки являются теория и методы землеустроительного проектирования. 2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ (СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ) СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В системе землеустройства на верхнем уровне находится Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации1. Эта схема имеет долговременный предплановый характер с расчетным периодом осуществления до 20 лет и разбивкой по очередям. Материалы схемы предназначены для обеспечения органов государственной исполнительной власти и управления достоверной информацией общегосударственного значения о приоритетных направлениях развития землепользования и землеустройства в стране на перспективу. Процесс составления Генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов страны разделяют на несколько этапов: подготовка научно-технической концепции, в которой излагаются задачи и основные пути реорганизации землевладений и 1 Ранее роль этой схемы выполняла Генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов Российской Федерации. землепользования на перспективу с учетом принятых программ научно-технического прогресса и земельной политики государства; непосредственная разработка генеральной схемы, ведущаяся одновременно в центре и регионах и завершающаяся примерно за 2—2, 5 года до начала ее реализации (возможно предварительное определение основных показателей, направлений использования и охраны земельных ресурсов); оформление основных положений генеральной схемы для передачи органам управления и землеустройства с целью практического их использования. В генеральной схеме находят отражение следующие вопросы: тенденции и направления использования земельных ресурсов и их охраны, определяемые характером и темпами развития производительных сил в Российской Федерации и ее федеральных округах; перераспределение земельного фонда по отраслям народного хозяйства и категориям земель (динамика и пропорции перераспределения должны быть подчинены развитию производительных сил и их совершенствованию); определение возможностей увеличения площади сельскохозяйственных угодий для использования в агропромышленном комплексе, повышения эффективности использования земель в сельскохозяйственном производстве; внедрение новых организационно-хозяйственных и территориально пространственных форм использования земель в агропромышленном комплексе; производство по секторам сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения и промышленности в сырье; потребность в капитальных вложениях для обеспечения эффективного использования земель. В генеральной схеме выделяют следующие составные части: анализ и оценка существующего состояния и использования земель; организация использования земельных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства; охрана и улучшение земель; порядок реализации и эффективность рекомендуемых мероприятий. Помимо текстовых и расчетных материалов в генеральную схему включают карты современного состояния и использования земельных ресурсов, их перспективного использования, улучшения и охраны. Данные генеральной схемы используются: при решении вопросов развития и размещения народного хозяйства и отдельных, особенно землеемких его отраслей (сельско- го, водного, лесного хозяйства), организации рационального природопользования; для разработки направлений и перспектив экономического и социального развития; при составлении схем землеустройства территории субъектов Федерации и других регионов; при разработке федеральных и региональных программ использования и охраны земель. Реализация предложений, содержащихся в генеральной схеме, позволяет повысить эффективность использования земельных ресурсов в комплексе со всем природным и экономическим потенциалом страны, оптимизировать межотраслевое и межрегиональное распределение земельных угодий, территориальную организацию производства, особенно сельскохозяйственного, лучше спланировать мероприятия по охране земель. Схемы землеустройства на областном уровне в России начали составляться с конца 60-х годов в связи с необходимостью упорядочения землепользования, рационального размещения элементов инфраструктуры, охраны природной среды. Нужны были новые методы дифференциации мероприятий по отдельным территориальным единицам с учетом их природно-экономического потенциала (прежде всего количества и качества земель), совершенствования систем землепользования, выбора эффективных направлений улучшения, использования и охраны земельных ресурсов. В настоящее время роль схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации в связи с большими земельными преобразованиями, происшедшими в нашей стране в 1991 — 2000 гг., существенно повысилась. Их разрабатывают параллельно или в развитии генеральной схемы. Они также являются долговременными, носят предплановый характер и имеют расчетный период осуществления 15—20 лет. Их содержание аналогично генеральной схеме, но степень детализации проработок выше с доведением до отдельных административных районов. Главной составной частью схемы землеустройства территории субъекта Федерации является система мероприятий, направленных на формирование устойчивого землепользования, межотраслевого распределения земель по категориям, угодьям и формам собственности, обоснованного размещения в соответствии с экологическими и экономическими требованиями компактных и оптимальных по площади землепользовании, создание благоприятных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной и иной хозяйственной деятельности, устойчивого развития городов и других поселений в соответствии с градостроительной документацией, а также размещение специальных фондов земель. При разработке данной схемы особое значение придается охра- не земель. В схеме должны найти отражение общие направления и основные задачи государственной политики, которые включают систему правовых, организационных, экологических, технологических и других мероприятий, направляемых на рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также восстановление продуктивных земель. При этом при решении вопросов планирования использования и охраны земель экологические условия превалируют над экономическими. В схемах землеустройства территорий субъектов Федерации решаются также вопросы развития и территориальной организации областного агропромышленного комплекса (АПК), размещения объектов капитального строительства, мелиоративных систем, дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры, намечаются мероприятия по охране природных ресурсов. Схема включает текстовую и графическую части. Текстовая часть состоит из пояснительной записки с необходимыми расчетами и обоснованиями. В пояснительной записке в обязательном порядке приводится экспликация земель по категориям землепользователей, в которой представляется перераспределение земельного фонда по годам (периодам) между категориями землепользователей. В графической части содержатся обзорные карты субъекта Российской Федерации (существующее состояние и перспективы землеустройства). Масштаб карт определяет заказчик, он указывается в задании на составление схемы. Схемы разрабатываются по заданиям федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов страны согласовывается со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Схемы землеустройства территории субъектов Федерации согласовываются с государственными учреждениями, ведомствами и комитетами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после чего представляются на государственную экологическую экспертизу. Согласованная в установленном порядке генеральная схема рассматривается и утверждается Правительством Российской Федерации, схема землеустройства — органом исполнительной власти субъекта Федерации. Землеустроительные предприятия (учреждение и иные организации) разрабатывают также региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов (схемы землеустройства территории регионов). Их объектом могут быть не только единицы административно-территориального деления РФ, как, например, федераль- ные округа, но и большие территории, связанные единством экономических отношений, природными и социально-экономическими условиями. Это могут быть схемы землеустройства различных территориально-производственных комплексов (ТПК), экономических районов, регионов Крайнего Севера, опустынивания и т. д. Содержание таких схем определяется конкретными задачами, которые ставит заказчик. 3. СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ, ДРУГИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Административный район — основное муниципальное образование в нашей стране. В компетенции руководителей района — принимать устав, определяющий порядок владения, пользования и распоряжения земельной и иной собственностью на его территории. Последняя включает в себя все земли района независимо от форм собственности и целевого назначения. Как и прежде, административный район остается основной территориальной единицей ведения земельного кадастра, регистрации земли и иной недвижимости, хозяйственного развития и природопользования. В ведение районной администрации переданы управление земельным фондом района, полномочия по изъятию, предоставлению земельных участков гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, осуществлению землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, взиманию платы за землю и др. Приоритет административных районов распространяется на распоряжение землями специальных фондов перераспределения земель, организацию оборота земельных и имущественных долей, создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Это требует единого подхода к землеустройству в рамках данной территории, что обусловливает необходимость разработки схем землеустройства района. Схема землеустройства административного района — основной предпроектный и предплановый документ, определяющий наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов на перспективу (не менее 12—15 лет) в увязке с основными путями развития землевладения, землепользования, агропромышленного комплекса и других отраслей административного района. Первая очередь схемы (этап) имеет, как правило, предпроектный характер и разрабатывается на 5-летний срок. Схема землеустройства административного района предполагает решение следующих вопросов: эколого-хозяйственное зонирование территории района; проведение анализа состояния и использования земель в районе; выявление или уточнение площадей земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, неиспользуемых земель, формирование и корректировка площадей фонда земель, подлежащего перераспределению; выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения, мелиорации и улучшения, обоснование включения этих земель в фонд перераспределения и очередности вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот; уточнение границ территорий (земель) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; выделение земель с различными режимами использования, а также ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц; уточнение границ городов и поселков городского типа, а также анализ состояния и использования земель, находящихся в ведении сельских администраций; обоснование потребности в земельных ресурсах для развития отраслей различных форм хозяйствования в районе, определение потребности в земле граждан, кооперативов, ассоциаций, предприятий, организаций и учреждений для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей; межотраслевое перераспределение земель; разработка рекомендаций по перераспределению земель сельскохозяйственного назначения с учетом устранения существующих недостатков в использовании земельных участков; образованию новых и упорядочению существующих землевладений и землепользовании сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, по расширению личного подсобного хозяйства, развитию коллективного огородничества, садоводства и животноводства, подсобного сельского хозяйства предприятий, организаций и учреждений; использованию земель специального фонда перераспределения; обоснование потребности в земельных ресурсах для различных отраслей промышленности, транспорта, сельского, лесного, водного хозяйства и др., размещения всех отраслей районного агропромышленного комплекса и их кооперирования, объектов его производственной и социальной инфраструктуры, включая размещение поселений, хозяйственных и производственных центров, дорожной сети и других коммуникаций; разработка предложений по совершенствованию специализации и объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом перераспределения земель и их качественного состояния; разработка мероприятий по защите земель от различных форм деградации и загрязнения, сохранению, восстановлению и по- вышению плодородия почв, улучшению природных ландшафтов, охране окружающей природной среды с учетом образования и упорядочения существующих землевладений и землепользования; определение потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий, разработка предложений по финансированию и осуществлению мероприятий, намеченных в схеме землеустройства района, за счет средств госбюджета, поступлений от земельного налога и других источников финансирования; подготовка информации, показателей и нормативов по регулированию рыночных земельных отношений в части стоимости земли и платы за нее, ценообразования, налоговых, кредитных ставок, среднерайонных норм бесплатной передачи или продажи земли, возмещения землевладельцам и землепользователям убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель и др.; расчет технико-экономических показателей, социальной, экологической и экономической эффективности мероприятий, намеченных в схеме. В схеме землеустройства административного района определяют границы, местоположение и площади следующих земель: поселковых и сельских администраций; сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств всех организационно-правовых форм и форм собственности; земельных фондов специального назначения (для расселения беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас, казачьих обществ и т. д.); фонда перераспределения и участков сельскохозяйственных организаций, передаваемых в аренду; подсобных сельских хозяйств промышленных и других предприятий, участков, предусмотренных для индивидуального жилищного и дачного строительства; территорий для коллективного садоводства и огородничества, массивов для организации крестьянских хозяйств собственниками земельных долей; сельскохозяйственного освоения, мелиорации и улучшения земель; несельскохозяйственного использования. Состав и содержание схемы могут уточняться с учетом конкретных природных и экономических условий, характера решаемых задач. Схему землеустройства района составляют в следующем порядке: разработка задания на составление схемы землеустройства; проведение подготовительных работ; разработка мероприятий по рациональному использованию и охране земель; оформление, согласование и утверждение схемы землеустройства; изготовление и выдача материалов. Схема землеустройства разрабатывается по инициативе и заданию органа местного самоуправления, а также уполномоченного органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами. Документация по составлению схем землеустройства административных районов включает в себя комплекс текстовых и графических материалов. Разработанные схемы подлежат государственной экспертизе. Схема землеустройства административного района утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) к муниципальным образованиям отнесены сельские округа (волости, сельсоветы). Территорию таких муниципальных образований составляют земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Общая структурная модель схемы землеустройства такого муниципального образования аналогична модели схемы землеустройства административного района. Она может разрабатываться самостоятельно или в составе общей схемы землеустройства административного района. Контрольные вопросы и задания 1. На какие этапы можно подразделить землеустроительные работы? 2. Каково назначение схем землеустройства и зачем они разрабатываются? 3. Опишите содержание и порядок разработки генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации и схемы землеустройства территорий субъекта Федерации. 4. Чем отличаются схемы землеустройства административных районов от вышеприведенных схем? Глава 25 ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (ДО 1917 г.) Первоначально землемерное дело и землемерное образование были семейными. В период удельных княжеств и во времена Московского государства, судя по сохранившимся сведениям, межевые работы осуществляли представители известных княжеских и боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было наследственным. В связи с тем что в стране специальных земельных школ не было, землемерные знания, навыки и умения передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. По свидетельству известного историка межевого дела в России И. Е. Германа, фамилии некоторых межевщиков, участвовавших «в государевом писцовом и земляном деле», например Вельяминовых, Беклемишевых, Загряжских, князей Звенигородских и Пушкиных, Плещеевых, Шаховских, Жеребцовых, Заболотских и др., повторяются нередко на протяжении 100—150 лет. Первые землемеры должны были обязательно знать грамоту, межевые законы и владеть элементарными приемами геодезических измерений. К середине XV в. на Руси существовало до двухсот монастырей, которые являлись основными центрами обучения грамотности. В городах с появлением книгопечатания начали образовываться первые школы. В княжеской среде начальное образование было домашним, учителя, как правило, были из духовного сословия. Уже с конца XVI в. в России начинает складываться система профессионального образования. Наиболее важными государственными учреждениями того времени были приказы, ведавшие дипломатическими, торговыми, военными, земельными и другими делами. Для подготовки людей, способных служить в них, при приказах создавались школы, дававшие в основном среднее специальное образование. В школах обучались дети приказных, посольских, подьячих, землемеров, стрельцов, лекарей. Наиболее образованные дьяки и подьячие (основные должностные лица в государственных учреждениях XVI—XVII вв.) работали в Посольском, Поместном, Тайных дел приказах и Приказе печатного дела. Необходимость уточнить границы государства, состав и ценность российских территорий, земель землевладельцев и землепользователей, другие земельно-учетные данные повлекла за собой развитие межевого дела и землемерного (землеустроительного) образования. Первая специальная землемерная школа в России возникла при Поместном приказе. Школа существовала с 70-х годов XVII в.; в разные годы в ней обучались от 35 до 100 человек. Учащиеся были разделены между столами (отделами) приказа и прикреплены к стоявшим во главе их опытным подьячим. Обучение продолжалось от двух до трех лет в зависимости от уровня предыдущей подготовки. В школе изучались математика, грамматика, сошное письмо (включавшее землемерное дело, технику оценки качества земель, расчет площадей), черчение, картография. Имеются также данные об открытии в 1698 г. в Москве при Пушкарском приказе школы «цифири и землемерия», где также изучалось землемерное дело. Во втором десятилетии XVIII в. Поместный приказ был упразднен и главным межевым учреждением в России стала Вотчинная коллегия, занимавшаяся производством межеваний и оформлением дел по передаче недвижимости по указаниям Сената. Главным образовательным учреждением в России, где можно было получить профессиональную землемерную подготовку, стала учрежденная Петром I в 1701 г. в Москве Школа математических и навигационных наук. Она располагалась в Сухаревой башне. Первоначально это была морская школа, связанная с новыми потребностями государства и предназначавшаяся для обучения офицеров армии и флота. Одновременно с обучением офицеров Школа математических и навигационных наук решала общеобразовательные задачи. Ее выпускники становились дипломатами, учителями, строителями, землемерами, геодезистами, инженерами. Петр I скоро убедился, что «не только к морскому делу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству». Курс обучения состоял из трех ступеней (классов или школ). В начальной, так называемой русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и арифметики. В цифровой (арифметической) школе на второй ступени изучали арифметику, геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию. В высших навигаторских классах преподавались математическая география, основы астрономии, черчение, геодезия, навигация и др. Выпускники школы в качестве геодезистов-картографов, землемеров-чертежников, навигаторов принимали активное участие во всех экспедициях XVIII в. по обследованию территории обширного Российского государства, созданию первых географических карт (называвшихся в то время ландкартами), а также межеванию Ингерманландии (так называлась местность между Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями — прибалтийские земли). После закрытия Школы математических и навигационных наук в Москве на базе навигаторских классов в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия и землемерное и геодезическое образование стало развиваться в Адмиралтействе и Морской академии. Имеются также сведения о том, что в гимназиях при Московском университете в 1756 г., а также чуть ранее в гимназии при Петербургском университете изучалось практическое землемерие, поэтому гимназистов иногда использовали на межевых работах. Работы по генеральному межеванию в России, начавшиеся с середины 60-х годов XVIII в., вызвали очевидную нехватку землеустроительных кадров. При отсутствии в то время специальных межевых учебных заведений забота о подготовке землеустроителей легла на межевые учреждения — Межевую экспедицию Правительствующего сената и Межевую канцелярию. К началу правления Екатерины II положение с регулированием земельных отношений обострялось в связи с отсутствием пла- нов земельных наделов и долговечных межевых знаков, которые стали применять с 1673 г., так как при поместном межевании составлялись только чертежи и только на спорные земли. Это требовало привлечения к межевым работам большого числа специалистов. Именным указом Сената от 8 октября 1765 г. и последовавшими указами Межевой экспедиции от 7 апреля 1768 г. было объявлено, чтобы все умеющие осуществлять землемерные действия («имеющие сведения в снятии дач на планы») и желающие поступить в землемеры заявили об этом Межевой экспедиции или Межевой канцелярии. Землемерам Межевой канцелярии вменялось в обязанность обучать межевому делу учеников, определенных на службу из гарнизонных школ. Указом № 439 от 1779 г. Межевая экспедиция, обратив внимание на плохое обучение землемерных учеников, предписала Межевой канцелярии: «дабы все определенные при сей канцелярии ученики, из коих... до тридцати пяти человек ни копировать, ни писать не умеют, доведены были в том до совершенства, к чему и принять сей канцелярии надлежащие средства по собственному ее изобретению». Этот указ, полученный Межевой канцелярией 3 мая 1779 г., и послужил основанием к учреждению специальной землемерной школы. Она была открыта 25 мая 1779 г. (14 мая по старому стилю) и названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II цесаревича Константина.
|