![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды землеустроительной документации 2 страница
С этого времени Константиновская землемерная школа, родоначальница Государственного университета по землеустройству и МГУГиК, стала основным и единственным специальным межевым учебным заведением в России. По первому штату Константиновской землемерной школы, утвержденному императором Павлом I, предусматривалось иметь 100 учеников с жалованьем по 30 руб. в год, «при них быть учителю из землемеров, знающему совершенно должность свою, с окладным жалованьем, кроме рационов, 500 рублей в год и при нем двум помощникам с жалованьем каждому по 200 рублей в год, а всего на всю школу 3900 рублей». Большую роль для межевого образования сыграли открытые в 1798 г. военно-сиротские отделения при военных училищах для обучения солдатских детей. Выпускники этих отделений получали звание инженерных кондукторов или просто кондукторов, иногда чин унтер-офицера и именовались кантонистами. Они умели пользоваться следующими инженерными инструментами: мензулой, квадрантом, ватерпасом, буссолью, секстантом, зрительной трубой. В 1819 г. Константиновская землемерная школа решением Государственного совета от 10 декабря (Поли. собр. законов Российской империи, № 28024) переименована в Константиновское землемерное училище с увеличением числа учеников со 100 до 200 человек. В 1810 г. было основано Московское учебное заведение для колонновожатых (МУЗК), получившее официальный статус в 1816 г. Это первое высшее учебное геодезическое заведение, выпускавшее офицеров (прапорщиков) для Генерального штаба и квартирмейстерской части. Оно существовало за счет частных средств. Из школы вышли Л. А. Перовский, М. Н. Муравьев (возглавлял Межевой корпус), А. П. Болотов (выдающийся геодезист, автор первых учебников по геодезии), П. А. Тучков (начальник Корпуса военных топографов). МУЗК заложило основы земельной Школы топографов при Корпусе военных топографов. 16 января 1819 г. в школу колонновожатых были направлены 20 кантонистов, обучавшихся топографическим съемкам и рисованию планов. В 1821 г. 18 человек были переведены в топографы 1-го и 2-го разрядов. Для них были организованы специальные классы. Эти топографы и составили первый выпуск Школы топографов при УВТ. Среди них был Мамонтов, впоследствии ставший полковником и преподавателем высшей геодезии и черчения Константиновского межевого института. В 1832 г. была организована школа межевщиков при Лесном институте, которая впоследствии готовила топографов. К середине 30-х годов XIX в. работы по генеральному и специальному межеванию земель в России замедлились из-за нехватки землемеров, особенно высокой квалификации. Выпускники Константиновского землемерного училища, которое находилось в ведении Межевой канцелярии, сразу же включались в работы по межеванию земель, однако профессиональных знаний им явно не хватало. Поэтому 10 мая 1835 г. был подписан Высочайший указ, по которому училище было преобразовано в Константиновский межевой институт (КМИ) — первое межевое учебное заведение России. Институт находился в ведении Министерства юстиции и непосредственно подчинялся попечителю, являющемуся одновременно заведующим Межевой частью России в звании сенатора. По штату институт имел 200 воспитанников, в том числе обучающихся за государственный счет — 150 и за свой счет — 50, а также директора, инспектора, 8 надзирателей, 15 учителей, эконома, письмоводителя. Подробнее об истории и деятельности Константиновского межевого института можно прочитать в книге «О землемерной школы до университета. Очерки истории Государственного университета по землеустройству за 1779—1999 гг.» (Под ред. С. Н. Волкова. - М.: Колос, 1999). Для ускорения подготовки специалистов (чертежников и землемерных помощников) в 1835 г. Межевому ведомству также была предоставлена возможность истребовать в течение 5 лет из военного ведомства 200 кантонистов, имеющих успехи в математике, черчении и чистописании. Для подготовки к межевой службе было разрешено также привлечь желающих воспитанников гим- назий Киевского учебного округа. Из привлеченных кантонистов при Московской межевой канцелярии сформировалась Школа чертежников, преобразованная после многих перемен в Школу межевых топографов. В это же время землемерам было разрешено брать вольных учеников, которые после специального государственного экзамена могли назначаться на должности землемерных помощников. Помимо Межевого корпуса с 1838 г. в России был учрежден Корпус гражданских топографов (Геодезия и картография. — 1995. — № 3. — С. 58). Позднее, в 1843 г., в 15 губерниях России при уездных училищах были учреждены дополнительные классы элементарного землемерия. Марьинский сиротский дом в Петербурге, воспитывавший детей дворянского сословия, был преобразован в Марьинское межевое училище, образовано Московское межевое училище, существующее за счет частных средств. В 1846 г. организуется Школа кавказских межевщиков в Тифлисе. В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного высшего учебного заведения и с этого года до 1867 г. имел статус военного, так же как и Межевое ведомство. В 1858 г. число учеников в Константиновском межевом институте увеличилось до 260, а школа межевых топографов состояла тогда из 240 человек. К 1861 г. состав школы межевых топографов увеличился еще на 80 человек — пансионеров Министерства государственных имуществ, предназначенных для службы по этому ведомству. Еще с середины XVIII в. в России велись дискуссии о квалификации и профессиональных способностях землемеров. Одни считали, что приоритет в их подготовке должен отдаваться правовой (юридической) стороне и умению проводить межевание (составлять проект, разрешать земельные споры, приводить проект в исполнение); другие отдавали предпочтение технической стороне, умению составлять топографические планы, осуществлять геодезические измерения на местности. Поэтому не случайно появление в середине XIX в. двух школ: Константиновского межевого института, ведущего подготовку, ориентированную на осуществление генерального и специального межевания в России, то есть землеустройство, и Школы межевых топографов, специализировавшейся на технико-геодезической подготовке. Ряд ученых и специалистов считают, что такая специализация обоснованна, она стала прообразом создания в настоящее время двух университетов: Государственного университета по землеустройству и Московского государственного университета геодезии и картографии, вышедших из Константиновского межевого института. В то время восьмилетние учебные курсы института и школы были практически параллельными. Они отличались только тем, что воспитанники из 8-го класса школы выпускались на службу прапорщиками межевых топографов, а из института выходили подпоручики и пра- порщики межевых инженеров, старшие и младшие землемерные помощники. В 1858 г. Межевая канцелярия приобрела Дом Демидовых (Гороховский пер., д. 4) для Школы межевых топографов. Это здание принадлежало с 1873 г. КМИ, а ныне — Московскому государственному университету геодезии и картографии. Потребность в землемерах еще более возросла в ходе крестьянской реформы после 1861 г. Для проведения землемерных действий в короткий срок и на крупных площадях требовалось большое число специалистов-землемеров. Между тем они в основном находились на службе в Межевом ведомстве и Министерстве государственных имуществ, число их было невелико и штаты не заполнены. Так, по Межевому ведомству был предусмотрен штат в 1233 человека, а фактически работало 1065. Все же было решено временно отпускать штатных специалистов для выполнения частных работ на землях помещиков на срок от 6 мес до 1 года. Кроме того, офицерам Военного министерства разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. Число учащихся в Школе межевых топографов увеличилось до 320 человек. В 1858 г. по приказу попечителя Константиновского межевого института был составлен Проект положения о классах для подготовки частных землемеров и таксаторов. Проект появился в связи с необходимостью подготовки частных землемеров и оценщиков земли для осуществления землеустроительных работ по освобождению крестьян от крепостной зависимости. За докладом министра государственных имуществ и управляющего Межевым корпусом М. Н. Муравьева 15 декабря 1858 г. последовал указ об открытии с января 1859 г. при Константиновском межевом и Горигорецком земледельческом институтах (ныне Белорусская государственная сельскохозяйственная академия) особых классов для подготовки частных землемеров и таксаторов, в которые принимались «вольно приходящие» ученики из всех свободных сословий. Но эти мероприятия не позволили обеспечить подготовку необходимого числа специалистов. Поэтому в 1860— 1861 гг. в 38 губерниях при гимназиях открылись дополнительные классы землемерии и таксации, в которых обучались примерно 900 человек. Землемерам Межевого ведовства было поручено обучать мальчиков из помещичьих крестьян практическому землемерию. Чтобы увеличить выпуск специалистов для осуществления реформы 1861 г., в Константиновском межевом институте в 1861 — 1865 гг. были проведены некоторые преобразования учебного процесса, сущность которых заключалась в следующем: временно закрывался младший подготовительный класс, за счет чего срок обучения сокращался на один год; преподавание в землемерных классах (4, 5 и 6-м) предполагалось вести таким образом, чтобы наиболее способные воспитан- ники могли быть переведены в инженерные классы (7-й и 8-й) и затем в офицерский (9-й), а остальные, закончив 6-й класс, — поступить на службу в Межевое ведомство; разрешался прием в институт экстерном на любой курс с целью перепрофилировать наиболее способных молодых людей и отправить их на службу в Межевой корпус для осуществления земельных преобразований; 7-й и 8-й классы Константиновского межевого института и Школы межевых топографов объединялись в одно инженерное отделение при институте для того, чтобы школа часть своих выпускников также отправляла на производство. В 1873 г. в связи с необходимостью подготовки кадров землемеров для регионов было решено: закрыть Школу межевых топографов; за счет средств, отпускаемых ранее на содержание школы, открыть первые 4 землемерных училища, что и было сделано правительством в 1874—1877 гг. Так, в 1874 г. было открыто Псковское, в 1875 г. — Пензенское, в 1876 г. — Курское, в 1877 г. — Оренбургское землемерные училища. Последнее в 1879 г. было переведено в Уфу. В 1889 г. было открыто также землемерное училище в Тифлисе. Из архивных материалов (ЦГИА, ф. 1408, оп. 4, ч. II, л. 524) известно, что в 1894/95 учебном году в 5 землемерных училищах обучалось всего 294 ученика, из них было выпущено на службу 59 человек. В 1873 г. Константиновский межевой институт переехал в освободившееся здание Школы межевых топографов, которое было переоборудовано из расчета обучения в нем 420 человек. В среднем за период с 1873 по 1905 г. в институте обучались 300 воспитанников. Всего за период с 1836 г. Константиновский межевой институт выпустил 1172 человека, с 1879 по 1897 г. — 455. Столыпинская аграрная реформа (1906—1911 гг.) послужила мощным толчком для развития землеустроительного образования в России. Специальность «землемер» все чаще стала вытесняться и заменяться специальностью «землеустроитель». Термин «землеустройство» прочно вошел в законодательную, нормативно-правовую и исполнительную деятельность. Получило дальнейшее развитие землеустроительное образование в Константи-новском межевом институте. За период с 1907 по 1915 г. общее число воспитанников возросло с 327 в 1907 г. до 590 в 1915 г. Прием студентов в институт достигал 206 человек в год (1910 г.). Общее число преподавателей в институте увеличилось с 35 до 50 человек. 26 декабря 1916 г. Константиновскому межевому институту было присвоено звание Императорского, что свидетельствовало о значимости этого высшего учебного заведения в осуществлении земельной реформы. Число землемерных училищ к этому году достигло 14. В 1909 г. были открыты Полтавское и Красноярское, в 1910 г.— Читинское, в 1911 г. — Костромское, Новочеркасское, Омское, в 1912 г. — Екатеринославское, Житомирское, Сибирское землемерные училища. В них обучались уже 2093 человека, в том числе в самом маленьком Читинском— 122, а в самом большом Житомирском — 199, в среднем по 174 учащихся в училище. Кроме государственных накануне революции существовало 3 частных землемерных училища: в Петрограде, Москве и Киеве. Для подготовки специалистов низшего звена — землемерных техников были организованы курсы: с марта 1908 г. при Констан-тиновском межевом институте обучались 300 человек, при землемерных училищах —по 100 и при 26 губернских чертежных —по 50, всего примерно 2 тыс. в год. Подготовка специалистов успешно велась вплоть до первой мировой войны. Межевых инженеров, как и раньше, готовили лишь в одном учебном заведении — Константиновском межевом институте. Выпускники поступали на работу в различные учреждения Межевого ведомства: определялись в штат Межевой канцелярии, уезжали преподавать в землемерные училища, служили при губернских и областных чертежных, объединявших губернских и уездных землемеров. Сравнительно малую долю питомцы Межевого института составляли в больших коллективах губернских землеустроительных комиссий, где преобладали землемеры среднего и низшего звена и люди, не имевшие специального образования. Следует заметить, что в 1914 г. технический персонал по землеустройству и межеванию в России насчитывал 7200 человек. Кроме того, по государственным земельным имуществам, Переселенческому управлению и Удельному ведомству, а также занимающихся частным землемерным трудом числилось еще около 4000 человек. Таким образом, общий состав землеустроительного персонала был равен примерно 11 тыс. Не было ни одного земельного училища, где бы ни преподавали выпускники Межевого института. В некоторых училищах, например Полтавском и Житомирском (ЦГАДА, ф. 1295, оп. 4, л. 756, 1916 г.), питомцы Межевого института составляли значительную часть преподавателей. Большинство начальников училищ заканчивали кроме института курсы при университете. Из сведений о чиновниках губернских и областных чертежных известно, что к 1916 г. питомцев Межевого института в штате 24 чертежных было более половины. Всего же в штате всех 53 чертежных их было 45 % (151 из 336). При этом выпускниками Межевого института полностью были укомплектованы штат Московской (18), Казанской (6), Тверской (4), Минской (3), Астраханской (2) губернских чертежных. Не было их лишь в маленьких Амурской, Терской областных и Лифляндской губернской чертежных. Столыпинская аграрная реформа в соответствии с новыми задачами землеустройства потребовала внесения существенных изменений в учебный процесс Константиновского межевого института, его материально-техническое оснащение. Если в XIX в. основное внимание уделялось подготовке межевых инженеров по геодезическим и математическим дисциплинам, то в начале XX в. стали придавать большее значение юридическим наукам, в учебный план ввели государственное, гражданское, межевое право, политическую экономию и другие предметы. После 1906 г. увеличились часы занятий химией, ботаникой, почвоведением, земледелием, лесной таксацией, а также по культуртехнике, обводнению, осушению, проложению дорог, сельскому строительному искусству (включавшему планировку селений). 2. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1917—1990 гг.) Октябрьская социалистическая революция в России (1917 г.) внесла существенные поправки в организацию землеустроительной службы и кардинально изменила содержание землеустроительного образования. В связи с предпринятой Советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью постановлением Народного комиссариата юстиции от 11 декабря 1917 г. было передано в ведение Народного комиссариата земледелия, созданного на базе бывшего Министерства земледелия. Вместе с Управлением межевой частью в состав Наркомзема поступили и подчиненные управлению местные межевые учреждения: Межевая канцелярия в Москве, губернские и областные чертежные (61), межевые комиссии для размежевания башкирских земель (в Уфе, Перми и Оренбурге), ограничения земель забайкальского казачьего войска (в Чите) и закавказская межевая часть с составе межевых учреждений 5 губерний Закавказья. Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения — Константиновский межевой институт и 14 землемерных училищ — были при передаче управления в Наркомзем выделены и переданы в Народный комиссариат просвещения. Ввиду несоответствия устройства и порядка деятельности Управления межевой частью новым условиям названное управление приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено; вместо него для объединения и направления деятельности местных межевых учреждений и землемерных организаций образован Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО). Подбор основного рабочего персонала отдела, преимущественно из межевых инженеров, был завершен во второй половине февраля 1918 г. Для осуществления положений Декрета о земле необходима была ускоренная подготовка землеустроителей. По данным Нар- комзема, для проведения земельных преобразований в России в 1919—1921 гг. требовалось не менее 4, 5—5 тыс. землеустроителей со специальным образованием, фактическое же их число в 1919 г. было чуть более 3 тыс. Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском межевом институте (так стал называться КМИ) в 1917—1919 гг. составлял лишь 17 человек, поэтому был взят курс на развитие землеустроительного образования, центром которого вновь стал институт. К середине 1924 г. число подготавливаемых специалистов по землеустройству значительно возросло. Инженеров-землеустроителей начали готовить не только в Московском межевом, но и в Воронежском (с 1922 г.), Омском сельскохозяйственном институтах (с 1922 г.) и Белорусской СХА (с 1924 г.). Среднюю специальную подготовку землеустроителей (техников-землеустроителей) в России осуществляли 26 техникумов, в том числе 15 землеустроительных. В 1928 г. общая потребность в землеустроителях согласно расчетам Земплана составила 7170, в том числе для губернского (областного) административно-технического аппарата — 200, уездного (окружного) — 200, ревизоров — 150, участковых землеустроителей — 850, землеустроителей-исполнителей (оперативный состав) — 5770. В 1923—1924 гг. наличный состав слагался из губернского аппарата — 510 человек, уездных специалистов — 490, губернских ревизоров — 200, участковых землеустроителей — 221, оперативно-технического персонала, состоявшего на постоянной службе, — 3244 человека и привлеченных в качестве сезонных работников из безработных и техников полевых районов Высшего геодезического управления — 876, всего 5541 человек. Для усиления состава уже в 1924—1925 гг. предполагалось привлечь на службу 1000 безработных специалистов (из них 876 на сезонную работу) и, кроме того, ежегодно принимать молодых специалистов из Московского межевого института — 75 человек, землеустроительных факультетов Воронежского и Омского сельскохозяйственных институтов — по 20, из 26 техникумов — 400. К 1930 г. предусматривалось выпустить 10—12 тыс. землеустроителей, в том числе из вузов — 1723, техникумов — 4227, окончивших курсы — 4050. Согласно решениям Наркомзема по подготовке землеустроительных кадров уже к 1 января 1924 г. численность студентов в Московском межевом институте (ММИ) достигла 1300. Прием студентов увеличился с 150—160 в 1916 г. до 400—450 в 1923— 1924 гг. Всего с 1917 по 1930 г. ММИ подготовил 986 инженеров-землеустроителей и 390 инженеров-геодезистов. В годы нэпа в профессиональном землеустроительном образо- вании существовали четыре звена: профшколы, в которых велась подготовка специалистов средней квалификации; техникумы, выпускающие специалистов узкой квалификации; институты, подготавливающие специалистов широкой квалификации; учреждения (центры) повышения квалификации, осуществляющие переподготовку специалистов. На Украине в это время землеустроителей готовили, по данным профессора М. А. Гендельмана, в Житомирском, Полтавском, Днепропетровском техникумах и в Харьковском землеустроительном институте [позже переименованном в Харьковский институт организации территории (ХИОТ)], не считая Западную Украину, входившую тогда в состав Польши (нынешние Ровенская, Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области). В 1933 г. ХИОТ был закрыт и переведен в Одессу. Один учебный год Одесский институт организации территории просуществовал как самостоятельный вуз, в 1934 г. он был присоединен к институту зерновых культур, который позже стал называться сельскохозяйственным (в 1958 г. прием на первый курс земфака Одесского СХИ был прекращен вообще). Чуть позже в составе Харьковского СХИ был создан новый землеустроительный факультет, существующий и поныне. В то же время образовался земфак в Львовском СХИ. Его выпускники распределялись главным образом в области Западной Украины, воссоединенной в 1939 г. с Восточной Украиной, и в Молдавскую ССР, образованную на основе воссоединения Молдавской АССР и Бессарабии. В 1930 г. для обеспечения работ по коллективизации и в целях усиления отраслевых вузов постановлением СНК СССР от 2 февраля 1930 г. Московский межевой институт был передан в ведение Наркомзема СССР. В том же году провели его реорганизацию. В соответствии с решением комиссии СНК СССР о реформе высшего и среднего образования на основе земельно-переселенческого (землеустроительного) факультета был создан Московский институт землеустройства (МИЗ), в 1945 г. переименованный в Московский институт инженеров землеустройства (МИИЗ), готовящий землеустроительные кадры для сельского хозяйства, а на основе геодезического факультета — Московский геодезический институт (МГИ), переименованный затем в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, готовящий кадры геодезистов для других отраслей народного хозяйства. МИЗ остался в ведении Наркомзема СССР и вновь стал главным в стране специализированным землеустроительным вузом. Следует отметить, что в 30-е годы наряду с Харьковским некоторое время существовали также самостоятельные учебные землеустроительные институты в Воронеже и Омске, но затем они были преобразованы в землеустроительные факультеты сельскохозяйственных вузов (как и ранее). Московский институт землеустройства по-прежнему оставался главной кузницей землеустроительных кадров в стране. С 1931 по 1941 г. институтом было подготовлено 1235 инженеров-землеустроителей, 151 (выпускники с 1937 г.) инженер-геодезист, 150 (выпускники с 1936 по 1938 г.) инженеров-торфмейстеров. Несмотря на тяжелые условия военного времени, с 1942 по 1945 г. было подготовлено 204 инженера-землеустроителя и 41 инженер-геодезист. За время войны общее число студентов в МИЗе сократилось, а в период с 1946 по 1965 г. вновь возросло с 553 до 1147. За 1946—1977 гг. включительно институтом было подготовлено: инженеров-землеустроителей 5020, инженеров-геодезистов 2123, инженеров-землеустроителей со специализацией «Планировка и застройка сельских населенных мест» 160, архитекторов 445, других специалистов 256. В соответствии с постановлением СНК СССР от 5 августа 1944 г. в Пермском (тогда Молотовском) сельскохозяйственном институте был открыт землеустроительный факультет. Первый выпуск инженеров-землеустроителей состоялся в 1949 г., последний —в 1962 г., когда земфак был переведен в Целиноградский СХИ. В 1991 г. земфак в Пермском СХИ был вновь восстановлен. В послевоенные годы землеустроительное образование получило дальнейшее развитие. Так, в первой половине 50-х годов инженеров-землеустроителей уже готовили Московский институт инженеров землеустройства, Омский, Воронежский, Харьковский, Львовский сельскохозяйственные институты, Белорусская сельскохозяйственная академия, Прибалтийские республики — Латвийская, Литовская и Эстонская (с 1 сентября 1951 г.) сельскохозяйственные академии. В Казахстане до 1957 г. землеустроительные отделения существовали только в двух техникумах: Талгарском и Петропавловском. Они готовили техников-землеустроителей и топографов. 3 октября 1957 г. было принято постановление Совета Министров СССР об открытии в Акмолинске, переименованном в 1961 г. в Целиноград, сельскохозяйственного института. Первый прием на очное отделение землеустроительного факультета этого института состоялся в 1958 г., на заочное — в 1959 г. С 1958 по 1992 г. земфак был единственным в Казахстане, где готовились Существенные изменения в середине 50-х годов происходили в организации землеустроительной службы страны. В конце 50-х — начале 60-х годов работал отдел учета земель при Госплане СССР, который занимался составлением земельных балансов страны. В органах управления сельскохозяйственным производством существовали также инспекции по использованию и охране земель, выполняющие землеустроительные функции. Освоение целинных земель, а также необходимость повышения эффективности использования земель колхозов и совхозов вновь поставили на повестку дня вопросы развития землеустройства и земле- устроительного образования в стране. В 1961 г. в Российской Федерации был создан республиканский проектный институт по землеустройству «Росгипрозем» с подразделениями в областях и краях России. В дальнейшем (после 1975 г.) он был преобразован во Всероссийское производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов «Росземпроект» с зональными проектными институтами, филиалами институтов и изыскательскими экспедициями, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства РСФСР. В объединении насчитывалось более 12 тыс. человек, из которых почти 5 тыс. инженеров-землеустроителей. С 1965 г. землеустроительными работами в СССР руководило Главное управление землепользования и землеустройства Министерства сельского хозяйства СССР (МСХ СССР), а в Российской Федерации — Главное управление землепользования и землеустройства МСХ РСФСР. Методическое и научное руководство землеустроительными работами возлагалось на созданный в это время Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов. В областных (краевых) управлениях сельского хозяйства России работали отделы землепользования и землеустройства, а в районных имелись должности районных землеустроителей (главных, старших). В наиболее крупных административных единицах при районных землеустроителях существовали землеустроительные группы, а некоторые крупные сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы) вводили штатные должности инженеров-землеустроителей. За 1976—1978 гг. МИИЗ и землеустроительные факультеты 14 сельскохозяйственных вузов СССР подготовили около Зтыс. инженеров-землеустроителей, 800 архитекторов и 300 инженеров-геодезистов. В то же время в МИИЗе, Львовском и Харьковском СХИ заочно обучалось 1720 человек по специальности «Землеустройство». Специальность «Землеустройство» в середине 70-х годов имела специализации: землеустроительное проектирование, земельный кадастр, изучение земельных ресурсов аэрокосмическими методами. За 1976—1980 гг. по очной и заочной формам обучения МИИЗ и все сельскохозяйственные вузы страны выпустили около 6 тыс. инженеров-землеустроителей. К 1979 г. в МИИЗе обучался уже 1731 студент. И марта 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, значительный вклад в развитие науки и практики землеустройства и в связи с 200-летием со дня основания Московский институт инженеров землеустройства был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За 1978—1991 гг. институт выпустил: инженеров-землеустроителей 3607, инженеров-геодезистов 338, архитекторов 518. 3. СОВРЕМЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В первые годы проведения земельной реформы в Российской Федерации (1991 —1993 гг.) численность работников земельной службы увеличилась на 20 % и достигла 19 785 человек (включая работников гипроземов). Были созданы районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые координировали ход земельной реформы и организовывали работы по перераспределению земель. Однако руководство и состав этих комитетов большей частью формировались не из числа специалистов-землеустроителей, а из работников бывших советских и партийных органов, технологов производства (агрономов, экономистов и т.д.), других специалистов и администраторов. Поэтому общая численность лиц, имеющих землеустроительное образование, в составе комитетов составляла всего 7482 (37, 8 %). В Московской области из 862 человек, работающих в системе землеустройства, 435 (50, 5 %) имели специальное землеустроительное образование, а в городском комитете г. Москвы — только 86 (31%) из 277. Таким образом, на повестку дня вновь встал вопрос о необходимости расширения подготовки землеустроительных кадров для осуществления крупных земельных преобразований в России. Головным институтом вновь был выбран Московский институт инженеров землеустройства. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР «О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР» (1991 г.) и приказом №193 от 24 марта 1992 г. по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на базе Московского института инженеров землеустройства был создан Государственный университет по землеустройству (ГУЗ) с подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству, земельному кадастру, почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест.
|