Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группировка хозяйственных сообществ по площади пахотных и лесных земель 5 страница






разработку комплексных проектов землеустройства на прива­тизируемых землях совхозов, колхозов и других сельскохозяй­ственных предприятий;

установление размеров земельных долей, предоставляемых в собственность гражданам из земель, приватизируемых сельскохо­зяйственными предприятиями;

передачу (переоформление) в собственность граждан земель, ранее находившихся в их пользовании и занятых индивидуальной жилой застройкой, включая приусадебные земли, коллективными и кооперативными садами и т. п.;

подготовку, регистрацию и выдачу документов о праве соб­ственности на землю и праве землепользования;

проведение земельно-оценочных (земельно-кадастровых) ра­бот и работ по зонированию территорий;

разработку и проведение эколого-ландшафтного и эколого-адаптивного землеустройства.

Земельные реформы и землеустройство в странах СНГ в 1991 — 2002 гг. развивались практически по одному сценарию и имели одинаковые достоинства и недостатки.


Земельные реформы были начаты без соответствующего науч­ного обоснования, проводили их быстрыми темпами без учета требований землеустройства. Провозглашенное многообразие и равенство всех форм собственности на землю на деле обернулось разрушением крупных государственных и кооперативных сельс­кохозяйственных предприятий (совхозов и колхозов), приватиза­цией их имущества и появлением множества мелких и мельчай­ших землевладений и землепользовании частного сектора, неэф­фективно работающих на сельскохозяйственном рынке.

Особенно сильно процесс парцелляризации землепользования протекал в закавказских республиках: Азербайджане, Армении, Грузии, а также Молдове, ряде республик Средней Азии. В ре­зультате земельных реформ здесь образовалось большое число крестьянских хозяйств площадью менее 1 га, возникли недостатки землепользования: дальноземелье, чересполосица, узкополосица и др. Большая часть ирригационных систем, крупных массивов виноградников, садов вследствие раздела земель была нарушена.

В настоящее время эти страны вынуждены решать проблему возникшей фрагментации (мозаичности) землепользования путем консолидации земель, поиска новых форм землевладения и земле­пользования и организационно-правовых форм сельскохозяй­ственных предприятий.

Более плавно шли земельные преобразования в республике Бе­ларусь. Здесь сохранились крупные сельскохозяйственные пред­приятия, соблюдался принцип устойчивости землепользования, что позволило наращивать производство сельскохозяйственной продукции.

Приватизация земель началась с разделения земли и имущества на доли. При этом образовалось большое число земельных соб­ственников, многие из которых были «виртуальными», т. е. не имели земельных участков, выделенных в натуре.

В ходе приватизации земель в России, например, появилось 45 млн земельных собственников, на Украине — 23, в Молдове — 5, в Казахстане — 2, 5, в Армении—1, 2, в Азербайджане — 3, 3 млн и т.д.

Для обеспечения гарантий прав собственности на земельные участки все страны СНГ, руководствуясь мировым опытом, на­чали создавать свои собственные системы регистрации земель и земельного кадастра, игнорируя при этом требования землеуст­ройства. Это привело к тому, что границы многих участков от­сутствовали, были не обозначены в натуре, поворотные точки не имели координат или не были привязаны к опорным пунк­там геодезической сети. До сих пор во многих странах не прове­дено разграничение государственной и муниципальной соб­ственности.

Не закончен также процесс приватизации земель и выдачи пра­воустанавливающих документов земельной собственности.


Например, к концу 2001 г., по данным Госкомзема Украины, государственные акты на землю в стране получили 1858 тыс. (28, 2 %) владельцев земельных сертификатов из 6753 тыс. В стадии подготовки к выдаче находились госакты еще для 1418 тыс. вла­дельцев земельных сертификатов.

Согласно оценке 1 га сельскохозяйственных угодий на Украине оценивается в 7773 гривны (1 долл. = 5, 3 гривны). Средний размер земельной доли составляет 4, 2 га, а его цена — около 30 тыс. гри­вен.

Процесс реформирования сельскохозяйственных предприятий Украины в хозяйства с частной собственностью на землю продол­жается. На начало ноября 2001 г. создано более 15 тыс. новых аг-роформирований рыночного типа, из которых 7, 5 тыс. хозяй­ственных обществ, более 2 тыс. кооперативов, 1, 8 тыс. фермерских ассоциаций. Общее число фермерских хозяйств за 2001 г. увеличи­лось на 3, 2 тыс. и составило 41, 6 тыс. В пользовании фермеров на­ходится 2585 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 2410 тыс. га пашня. В среднем на одно хозяйство приходится соот­ветственно 62, 3 и 57, 9 га.

Процессы земельного реформирования и перераспределения собственности в странах СНГ были на первом месте. Вследствие этого все государства к концу 90-х годов существенно снизили фи­нансирование землеустроительных работ за счет госбюджета в той их части, которая касалась проведения инвентаризации земель, по­чвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, по­вышения плодородия почв, мелиорации и охраны земель, составле­ния и освоения проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов, связанных с рациональным использованием земли. Это привело к недоучету природных и пространственных свойств земли, в связи с чем в большинстве стран СНГ начали про­грессировать процессы деградации почв, опустынивания, выхода продуктивных площадей из сельскохозяйственного оборота.

Например, в Республике Казахстан в ходе кризисной ситуации, которая возникла в ходе земельной реформы, более 30 % сельско­хозяйственных угодий было передано в 90-е годы в категорию зе­мельного запаса. Площадь пашни уменьшилась с 34, 5 млн га в 1991 г. до 24 млн га в 1999 г. Из этой площади для земледелия при­годно только 18, 5 млн га.

Поддерживаемой государством формой сельскохозяйственного предприятия стали крестьянские (фермерские) хозяйства. Их чис­ло приблизилось к 90 тыс. На базе бывших совхозов и колхозов образовалось более 6 тыс. негосударственных хозяйственных структур: акционерных обществ, ТОО, коммандитных товари­ществ, производственных кооперативов и др., которым граждане доверили земельные и имущественные доли. Изменение форм землевладения и землепользования привело и к сокращению про­изводства сельскохозяйственной продукции.


Так, в 1999 г. был получен рекордный для нового Казахстана урожай зерновых — 16 млн т, хотя в прежние подобные благопри­ятные годы валовой сбор зерна составлял 23...24 млн т.

В республике Азербайджан в результате реформирования сель­скохозяйственных предприятий площадь одного нового хозяйства без учета приусадебных участков населения составляет 7, 5 га. Наи­большая площадь одного хозяйства (450, 3 га) приходится на госу­дарственные предприятия. В хозяйствах негосударственного типа площадь хозяйства составляет 41, 6 га, в коллективных предприя­тиях—37, 3, в арендных — 98, 7, производственных кооперати­вах — 98, 9, малых предприятиях — 21, 1 га. Более всего раздробле­ны земельные участки в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Здесь на одно хозяйство приходится 4 га земель на каждое и 3...4 рабочих [58].

Анализ организационно-территориальных условий хозяйств, сложившихся в ходе земельной реформы, показывает, что в целом этот процесс идет с нарушением требований землеустроительного проектирования. Границы участков не увязаны с естественными рубежами (водоразделами, перегибами рельефа, гидрографичес­кой сетью, границами типов почв и их различной эродированнос-тью и т. д.) и искусственными линейными элементами, правильно расположенными с природоохранных позиций (лесными полоса­ми, дорогами, скотопрогонами и т. д.).

Недоучет этих требований в процессе реформы привел к обра­зованию чересполосицы, дальноземелья, расчленению крупных пахотных массивов на мелкие участки, в особенности при образо­вании крестьянских хозяйств. Такая ситуация в первую очередь объясняется тем, что землеустроительные работы проведены без предпроектных проработок, без надлежащего экономического обоснования тех или иных проектных решений. Наличие недо­статков требует проведения мероприятий по межхозяйственному землеустройству.

Распределение земель путем жеребьевки также стало причиной того, что расположение земельных паев, выделенных членам се­мьи и родственникам на различных массивах, вызывает неудоб­ства, что отрицательно сказывается на выполнении операций по возделыванию различных сельскохозяйственных культур в указан­ные сроки. Это объясняется тем, что вследствие пространствен­ных неудобств члены одной семьи не могут одновременно прово­дить необходимые операции на раздробленных участках.

Мелкоконтурность земельных паев, находящихся в частной собственности, делает невозможным внедрение системы севообо­ротов.

Монокультура, отсутствие государственного контроля за пла­нированием в сельском хозяйстве в связи с передачей земель в ча­стную собственность привели к тому, что значительная часть сель­скохозяйственных земель пришла в непригодное состояние.


Так, чрезмерно интенсивное использование пастбищ, бесконт­рольная вырубка лесов стали причиной того, что 2, 7 млн га земли подверглись эрозии.

Аналогичные недостатки имеют место также и в других странах СНГ при приватизации земель и выделении земельных долей в натуре.

Их устранение ставит на повестку дня необходимость проведе­ния всего комплекса землеустроительных работ, что обеспечит восстановление рационального землепользования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал