![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г л а в а 26 МОНГОЛИЯ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
26.1. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Монголия — государство Центральной Азии. Территория страны— 1566, 5 тыс. км2 (156, 6 млн га). Это больше, чем общая площадь Великобритании, Германии, Италии и Франции. Население в 1997 г. составляло 2, 35 млн чел. Плотность населения — одна из самых низких в мире— 1, 5чел. на 1 км2. Землеобеспеченность составляет 66, 7 га на одного человека, в том числе 53, 4 га сельскохозяйственных угодий и 0, 73 га пашни. Большую часть территории страны (77, 8 %) занимают естественные пастбища, находящиеся в среднем на высоте 1500 м над уровнем моря. Площадь пашни за последние годы была незначительной — около 1, 3 млн га. Площадь под поселениями составляла 400 тыс. га. Сложные природные условия на территории страны (среднегодовое количество осадков 210 мм, большая высота над уровнем моря, сильные колебания зимних и летних температур и др.) определили особенности экономики. Монголия — это сельскохозяйственная страна. Животноводство здесь — главный сектор экономики. За последние годы зарегистрированное поголовье овец находилось в пределах 14... 15 млн гол., коз — 11, крупного рогатого скота — 3, 7, лошадей — 3, 1 млн, верблюдов — 356 тыс. Всего в 1999 г. в стране насчитывалось 32, 82 млн сельскохозяйственных животных. Кроме этого, с 1, 32 млн га обрабатываемых сельскохозяйственных земель было получено 217, 6 тыс. т зерна, 41, 3 тыс. т картофеля, 19, 5 тыс. т овощей [155]. До 1921 г. Монголия представляла собой полуколониальное феодальное государство со слабой экономикой, ориентированной на кочевое животноводство экстенсивного типа. Несмотря на общественное землепользование, земля и значительная часть скота находились в феодальной собственности. Пастбища, принадлежащие феодалам, использовали крестьяне сообща, между ними распределяли только небольшие участки сенокосов и пашни. Границы угодий устанавливали по хребтам и живым урочищам [11]. После революции 1921 г. основой земельных отношений в Монголии стала государственная (общенародная) собственность на землю, что было закреплено в Конституции страны, принятой 26 ноября 1924 г. Пастбища, сенокосы и пахотные участки передавали крестьянам (аратам) в бесплатное пользование. До 1940 г. в стране преобладало мелкотоварное крестьянское хозяйство с наличием единичных стойбищ (одна-две крестьянские семьи). В начале 50-х годов аграрная политика государства была полностью ориентирована на СССР, на создание крупных сельскохозяйственных объединений и госхозов, представляющих собой землепользования социалистического типа. На первом этапе кооперативное движение характеризовалось постепенным развитием начальных форм аратских объединений. Число таких объединений увеличилось с 91 в 1940 г. до 183 в 1954 г., а число их членов — соответственно с 2015 до 15 400 чел. К 1959 г. процент кооперирования аратских хозяйств достиг 99, 3 %, а удельный вес общественного скота, сосредоточенного в сельскохозяйственных объединениях, составил 72, 3 %. К концу 1959 г. в сельском хозяйстве Монголии вместо 185 тыс. мелких, раздробленных индивидуальных хозяйств было создано 389 крупных сельскохозяйственных объединений социалистического типа, в каждом из которых имелось 59 тыс. гол. скота (в том числе 43, 4 тыс. гол. общественного) и 475 аратских хозяйств [67]. К концу 80-х годов в Монголии насчитывали 255 сельскохозяйственных объединений (СХО), главным образом животноводческого направления. В среднем на одно СХО приходилось 434 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в основном отгонных пастбищ, 1, 3 тыс. га пашни, 67 тыс. голов общественного скота, в том числе 48 тыс. овец [66]. Объединение имело 40 тракторов (в пересчете на 15-сильные) и 17 автомобилей. В пользовании объединений имелось 85 % всех земельных угодий, в них было сосредоточено около 75 % всего поголовья скота. Они производили 60 % валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 75 % всех видов мяса, 76 — овечьей шерсти, 82 — козьего пуха, 69 % — верблюжьей шерсти. Помимо сельскохозяйственных объединений в Монголии постепенно складывалась система землепользовании госхозов — крупных государственных сельскохозяйственных предприятий, основанных на общенародной собственности на средства производства. Если в 1940 г. было всего 10 госхозов, имеющих 8 тыс. га посевных площадей, в 1960 г. — 25 предприятий и 204 тыс. га посевов, то в 1980 г. их число составило 49, а площадь посева — 556, 2 тыс. га. В начале 90-х годов число госхозов составляло 60. Они возделывали сельскохозяйственные культуры на площади более 570 тыс. га. Госхозы производили около 20 % валовой продукции сельского хозяйства, 85 % всех зерновых, основную часть картофеля и овощей, имели около 80 % всех посевных площадей. Каждое предприятие занимало в среднем около 300 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 9, 8 тыс. га была пашня, имело 27, 5 тыс. голов скота, 262 трактора (в 15-сильном исчислении), 36 комбайнов, 40 автомобилей. Землеустройство в Монголии в период с 1921 по 1954 г. было связано с образованием сельскохозяйственных объединений и госхозов, хотя технические проекты землеустройства не составляли, проектные решения имели вид землеуказаний. Впервые землеустроительные работы в полном комплексе стали проводить после 1954 г. при участии и под руководством землеустроителей из СССР, работавших в составе землеустроительных экспедиций. С 1954 по 1959 г. были установлены границы между административно-территориальными единицами (самоннами), закреплены земли за 359 сельскохозяйственными объединениями и 24 госхозами. В это же время в связи с развитием промышленности начали осуществлять землеустроительные работы по отводам земель под железные дороги, линии электропередач, для развития горнодобывающей промышленности, городов, лесохозяйственных предприятий, заповедников. В марте 1959 г. землеустроители начали поиск целинных земель для их освоения и вовлечения в сельскохозяйственное производство. Уже в 1960 г. посевные площади в Монголии были расширены на 150 тыс. га и доведены до 265, 5 тыс. га. Для выявления па-хотнопригодных земель и сенокосных угодий была организована совместная Монголо-Советская землеустроительная экспедиция. За 1961—1963 гг. экспедицией было отобрано 1360, 5 тыс. га пахот-нопригодных целинных земель, 422, 6 тыс. га старопахотных залежей и 422, 6 тыс. га сенокосов. С 1976 по 1980 г. было освоено 279 тыс. га целины, и к 1980 г. площадь пашни увеличилась до 1182 тыс. га. С 1974 г. начался новый этап межхозяйственного землеустройства, связанный с определением границ городов и сельских поселений, санаториев, домов отдыха, а также с укрупнением и частичным изменением границ сельскохозяйственных предприятий. В 1977 г. всем землепользователям были выданы акты на право пользования землей. В связи с тем что природные условия Монголии близки к условиям Казахстана и ряда регионов России, за основу проведения землеустройства взяли советскую методику составления проектов. С 1964 г. в связи с необходимостью организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственных предприятий при помощи советских специалистов стали составляться проекты внутрихозяйственного землеустройства. В период с 1964 по 1967 г. и в 1971 г. указанные экспериментальные проекты были разработаны на территории 20 госхозов и 18 сельскохозяйственных объединений [47]. Для целей планирования использования земель в 70-е годы в Монголии начали разрабатывать схемы землеустройства аймаков по советской методике. Их содержание было аналогично схемам землеустройства областей, краев, автономных республик бывшего Советского Союза. В период с 1978 по 1980 г. была создана совместная Монголо-Советская энциклопедия для подготовки тематических карт природных ресурсов Монгольской Народной Республики масштаба 1: 1 000 000. Карты составляли с использованием космических фотоматериалов, полученных с советских космических аппаратов. В серию входили следующие карты: геолого-структурная с элементами неотектоники; среднего многолетнего стока поверхностных и подземных вод; земельного фонда; - использования почв; - кормоботаническая; лесного фонда; ландшафтно-типологического районирования. Комплексный анализ серии карт позволил в последующем в 80-е годы локализовать и выделить наиболее перспективные районы Монголии, в пределах которых было продолжено более детальное и целенаправленное изучение природных ресурсов на основе аэрокосмической информации и картирование территории в масштабах 1: 200 000 и 1: 100 000. Геодезическими работами в Монголии в это время ведало Государственное управление геодезии и картографии при Госкомитете строительства, архитектуры и технического контроля. Вопросами регулирования землепользования занимались также Министерство сельского хозяйства, Министерство геологии и горнодобывающей промышленности, Министерство лесов и деревообрабатывающей промышленности, Министерство водного хозяйства. 26.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНА До начала 90-х годов земельными ресурсами в Монголии управляли по советской модели. В стране существовало Главное управление землепользования и землеустройства, в ведении которого находились управления землеустройства аймаков (областей). В каждом районе (округе — сомонне) работала группа землеустроителей, возглавляемая главным землеустроителем. Имелся также проектный институт по землеустройству, который занимался проектными и изыскательскими землеустроительными работами, почвенными и геоботаническими обследованиями, разработкой проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Всю землеустроительную документацию вели на русском языке. Земельные преобразования в современной Монголии начались активно с 1994 г. с принятием Закона о земле и Закона о плате за землю. Все сельскохозяйственные угодья по-прежнему остались в государственной собственности, и их передавали в пользование (аренду). Единицей земельного налогообложения считали овцу, за которую уплачивали 54 тугрика (1 долл. США равен 1000 тугрикам). Управление землеустройства перешло в ведение Министерства сельского хозяйства Монголии. В 2000 г. оно насчитывало 30 работников. Отделы землеустройства (3...4 чел.) находятся в 18 аймаках и трех муниципалитетах (Улан-Баторе, Дархане, Эрденете). В городских отделах по землеустройству работает от 5 до 20 чел. В каждом из 329 районов (сомоннов) имеется районный инженер-землеустроитель. Вся землеустроительная служба в 2000 г. насчитывала 428 чел. В 90-е годы в Монголии был взят курс на переход к экономике рыночного типа. В этой связи началась перестройка форм землепользования и организационно-правовых структур в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные объединения и госхозы были фактически ликвидированы, а их имущество — приватизировано, хотя земля оставалась в государственной собственности. Сельскохозяйственные предприятия приобретали форму акционерных обществ, товариществ и др. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий привела к снижению эффективности земледельческих отраслей. Так, производство зерна снизилось с 800 тыс. т в 80-е годы до 100... 120 тыс. т к концу 90-х годов, а площадь пашни — с 1, 2 млн га до 300 тыс. га. Более 900 тыс. га пашни перешло в залежь. Поэтому правительство стало искать новые пути совершенствования земельных отношений и землеустройства. Так, в 2002 г. в Закон о земле были внесены изменения, принят Закон о приватизации земель (2002 г.). В соответствии с этими нормативными правовыми актами стало возможным получить в частную собственность земельные участки, находящиеся в черте поселений, а также участки пашни. Пастбища по-прежнему остались в государственной (общенародной) собственности. Земля стала считаться не только природным ресурсом, главным средством производства в сельском хозяйстве, но и объектом недвижимого имущества. Учитывая это, в 2002 г. была начата перестройка землеустроительных органов. Было предложено Управление землеустройства, Управление геодезии и картографии, Службу земельных отношений и регистрации недвижимого имущества объединить в одно земельное ведомство и подчинить это ведомство непосредственно премьер-министру. Руководители Монголии, аймаков, сомоннов стали понимать, что недооценка значения и опыта землеустройства в земельных преобразованиях может привести к катастрофическим изменениям в экономике страны и даже к разрушению территориальной целостности государства. Поэтому было намечено разработать следующие виды землеустроительной документации — планы: Генеральный государственного землеустройства; землеустройства территории аймаков и столицы (г. Улан-Батора с окрестностями); землеустройства территории сомоннов и округов; землеустройства (территориального — межхозяйственного и внутрихозяйственного) [70]. Опыт разработки таких планов и проектов землеустройства у специалистов Монголии имеется. Так, в 1975 и 1986 гг. были разработаны Генеральные планы (градостроительные схемы) г. Улан-Батора. Землеустраиваемая территория в 1975 г. охватывала 21 тыс. га из 131 тыс. общей площади столицы, а в 1986 г. — 30, 7 тыс. га из 135, 8 тыс. га. В рамках Генерального плана были подготовлены следующие схемы: водоснабжения, канализации и очистных сооружений; электроснабжения и связи; транспортная; состояния окружающей природной среды и охраны территории; защиты водного бассейна и воздушного пространства; развития пассажирского транспорта и сети дорог; общая планирования землепользования. Во второй половине 90-х годов была начата разработка нового Генерального плана г. Улан-Батора. При этом было принято решение составить Схему землеустройства территории столицы, включающую в себя не только всю площадь города, но и прилегающую сельскую пригородную местность. Вся эта территория развивается по принципу «расселение — оседание», что требует учета при развитии города кочевых и оседлых крестьянских хозяйств. Например, на территории столицы без учета поголовья скота граждан, временно приезжающих в город с периферии на летний период, находилось в 1998 г. 296, 3 тыс. гол., что привело к увеличению допустимой нагрузки на пастбища в 4, 6 раза в целом по метрополии и в 5, 8 раза непосредственно в границах г. Улан-Батора. В некоторых округах города перегруженность пастбищ в 13 раз превышала нормативный уровень. Результатом перегруженности территории явилось изменение традиционных типов расселения — оседания. Так, в радиусе от 5 до 50 км от границы города появились 70 мелких поселений и очагов оседания, что усилило нагрузку на землю. В некоторых местах отмечено, что из-за этого произошли снижение покрытия почвы растениями на 35...40 % и замена фитоценозов: луговых — степными, а степных — сухостепными. В районах, где на ограниченном пространстве скопились люди, скот и техника и таким образом на протяжении многих лет наблюдали нерациональное землепользование, растительный покров не только ухудшился, но и были уничтожены ивовые насаждения вдоль рек, лесные опушки поредели, лес потерял свои водонакап-ливающие и водоудерживающие свойства, увеличились линейный и площадный смыв почв с верхних частей и склонов гор. В результате этого в отдельных местах произошел смыв почвы и у подножия гор скопились почвенные наносы, а также образовались конусы выноса. Преодоление этих негативных последствий в схеме землеустройства территории столицы потребовало проведения ее функционального зонирования. Выделенные функциональные зоны территории, определяющие регламент ее использования, показаны на рисунке 28. В соответствии с разработанной схемой начали составлять проекты землеустройства, связанные с отводами земли под строительство, межеванием и установлением границ округов и других административно-территориальных единиц и участков, а также осуществлять контроль за состоянием и использованием земли. Для включения земельных ресурсов в экономические отношения в отдельных районах Монголии в 90-е годы была проведена также экономическая оценка земель. Например, первая оценка земли в Улан-Баторе была проведена в 1992 г. Тогда базовая стоимость 1 га была оценена в 430 тыс. тугриков. В 1997 г. 1 га земель столицы стал стоить в среднем 440 млн тугриков. Для сравнения: 1 га земли в поселениях численностью до 500 чел. стоит 5 млн тугриков, т. е. в 88 раз меньше. Таким образом, перестройка земельных отношений в Монголии показала, что землеустройство — основной механизм государства в ходе земельной реформы. С помощью землеустройства легко разрушить земельный строй и снизить эффективность произ-
| „, < -1 границы подрайонов I с—*") I городская черта I 7=$ I зона строго специализированных I—J-t—I оседлых хозяйств с нормированным частным землепользованием
оседлая зона смешанных хозяйств с нормированным землепользованием с землями общего пользования
оседлая зона семейных хозяйств оседлая зона коттеджного типа зона свободного пользования
территории специального охранения с зонами пешеходного отдыха и туризма зона организованного пешеходного отдыха
зона организованного спорта и отдыха зона продажи скота и животных
зона овощных хозяйств на открытом грунте зона пчеловодческих хозяйств
зона хозяйств по речно-прудовому разведению зона охраны водных истоков
зона раскручивания юртовых кварталов
I зона любительских охотничьих хо-I зяйств, разведения и акклиматизации животных Рис. 28. Функциональные зоны землепользования г. Улан-Батора водства. И наоборот, рациональное землеустройство может обеспечить процветание государства и эффективный переход к новым, более прогрессивным формам организации территории. Глава 27 ТУРЦИЯ 27.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Турецкая Республика (Турция) — государство, большая часть которого расположена в Юго-Западной Азии, а остальная — в Юго-Восточной Европе. Общая площадь — 779 452 км2 (77, 9 млн га), площадь суши — 770 760 км2 (77, 0 млн га). Население составляет 63, 4 млн чел. [94]. На 1км2 в среднем приходится 81 чел. Землеобеспеченность — 1, 23 га на 1 чел., в том числе 0, 52 га сельскохозяйственных угодий и 0, 37 га пашни. Пахотные земли занимают 30 % территории, леса и кустарники — 26, луга и пастбища — 12 %. Общая протяженность границы — 2627 км, длина береговой линии — 7200 км. В составе Турецкой Республики 75 провинций (вилайетов). В сельском хозяйстве страны занято 44 % из 20, 4 млн чел. трудоспособного населения, в сфере услуг —41, в промышленности — 15%. Сельское хозяйство дает 18 % валового национального продукта. Культивируют табак, хлопчатник, зерновые, маслины, бобовые, цитрусовые, сахарную свеклу, овощи, плодовые и ягодные растения, виноград. Страна практически полностью обеспечивает свои внутренние потребности в продовольствии. Большая часть обрабатываемых земель (89 %) находится в частной собственности, 11% — в государственной. Всего на территории Турецкой Республики в 2000 г. имелось 50 млн единиц земельной собственности, из которых 30, 9 млн было зарегистрировано и описано [138]. Ежегодно от 1, 8 до 2, 2 млн единиц земельной собственности (земельных участков) находится в обороте. Это 3, 6...4, 4% их общего числа. Основные составляющие земельного оборота приведены в таблице 23.
Купля-продажа земельных участков Дарение Наследование Оформление закладных, всего в том числе в сельском хозяйстве Отмена закладных, всего в том числе в сельском хозяйстве Изменение целевого назначения земель Отвод земельных участков Изъятие земельных участков Перераспределение земельных участков Контракты пожизненного содержания в обмен на земельный участок Прочие соглашения Всего Как видно, большую часть сделок (43, 8 %) занимают операции по купле-продаже земельных участков, 22, 1 % всех сделок — это операции с закладными. Землеустроительные действия, связанные с предоставлением и изъятием участков, их перепланировкой, имеют небольшой удельный вес — 7, 8 %. 27.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Вопросы рационального использования земель в Турецкой Республике — прерогатива государства, имеющего четкую земельную политику, направленную на сохранение и укрепление существующего земельного строя, поддержание стабильности земельных отношений, землевладения и землепользования. Для претворения в жизнь земельной политики, базирующейся на единой регистрации земельных участков, государственном земельном кадастре и землеустройстве, в Турции имеется единая служба — Генеральная дирекция земельной регистрации и кадастра [157]. После приобретения Турцией независимости в 1923 г. возникла необходимость учета и регистрации всех земельных участков, составляющих территорию страны. В этой связи в 1924 г. была основана Генеральная дирекция земельной регистрации, а в 1925 г. в нее было включено подразделение, занимающееся земельным кадастром. Первоначально это ведомство принадлежало Министерству финансов, затем Министерству юстиции, а после 1951 г. стало находиться в прямом ведении премьер-министра Турции. Это обеспечило независимость данного ведомства и его свободу от отраслевых интересов. Последняя реорганизация Генеральной дирекции земельной регистрации и кадастра Турецкой Республики была проведена на основании закона № 3045 от 26 сентября 1984 г. Основные задачи Генеральной дирекции: ведение регистрации земли и иной недвижимости; создание и обновление земельно-кадастровых карт и регистров; составление проектов землеустройства; создание и обновление топографических карт крупного масштаба (1: 500, 1: 1000, 1: 2000, 1: 5000). Составление карт более мелкого масштаба находится в ведении Главного управления картирования Министерства внутренних дел. Оценка земель для целей налогообложения проведена Министерством финансов Турции и муниципалитетами. Генеральная дирекция земельной регистрации и кадастра Турецкой Республики имеет сложную структуру. В ее состав включены Центральное производство (дирекция — 1639 чел.), 15 региональных дирекций (472 чел.), 962 районных земельных регистра- ционных бюро (6875 чел.), 268 районных бюро землеустройства и кадастра и 166 земельно-кадастровых отделений (9767 чел.). Всего в системе трудится около 19 тыс. чел. Это в 2, 5 раза больше числа госслужащих, работающих в Росземкадастре Российской Федерации. Ежегодно на поддержание земельно-регистрационных и земельно-кадастровых дел правительство выделяет 20...25 млн долл. США. Практически весь годовой бюджет дирекции формируется из государственных источников (85 %), остальные 15 % поступают из других источников финансирования. Получаемые финансовые средства быстро окупаются, так как только от осуществления и регистрации земельных сделок государство получает 120... 130 млн долларов ежегодно. Только в 2000 г. на перерегистрацию земельных участков в Турции было подано 2 360 544 заявления. Земельная регистрация в Турции имеет давнюю историю, начиная с XV в. и времен существования Османской империи (XV— XIX вв.). Сохранились старые земельные регистрационные книги, датированные 1460 г. Юридической основой современной земельной регистрации служат ст.2015 и 2997 Гражданского кодекса Турции от 4 октября 1926 г. Земельный кадастр базируется на Законе Турции о кадастре (от 21 июня 1987 г.). В ходе кадастровых работ на городских территориях выделено 7837 кадастровых районов с более чем 5 млн земельных участков и общей площадью 12, 1 млн га. В сельской местности учтено почти 25 млн земельных участков, расположенных на территории 35 882 земельно-кадастровых районов. Данные земельного кадастра используют различные министерства и ведомства Турции для решения вопросов жилого и производственного строительства, транспорта, коммунального, лесного и сельского хозяйства, развития туризма, налогообложения и т. д. Большое значение имеют земельно-кадастровые данные в ходе проведения работ по консолидации земельных участков, при земельном реформировании, при организации рационального использования земельных и водных ресурсов Турции. Вопросы планирования развития землепользования в Турецкой Республике на местном уровне находятся в компетенции муниципалитетов. Планы строятся в соответствии с политикой национальной безопасности, имеют многоуровневый характер: страна — регион — провинция — муниципалитет, привязываются к 5-летним периодам времени и носят характер комплексного развития территории (Land Development Plans, Local Physical Plans) [167]. В сельской местности при решении вопросов орошения земель, строительства объектов инженерной и производственной инфраструктуры, выходящих за рамки отдельных хозяйств, развития гостиничных и туристических комплексов, разрабатываются комплексные проекты территориального землеустройства, имеющие двухстадийный характер: схема (план) — проект (1-я очередь). В результате осуществления проектов землеустройства и формирования новых объектов собственности (земельных участков) вносят изменения в данные регистрации земель и земельного кадастра. Глава 28 ЯПОНИЯ 28.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Япония — одно из самых экономически развитых государств мира, с очень высокой плотностью населения, которая составляет 333, 8 чел. на 1 км2, и низкой землеобеспеченностью — 0, 30 га на 1 чел. Общая площадь страны — 377 765 км2 (37, 8 млн га), площадь суши — 374 744 км2 (37, 4 млн га). Население — 126, 1 млн чел. Япония — это островное государство, насчитывающее более 3900 островов. Страна характеризуется высокой залесенностью территории — 67 % общей площади занимают леса и кустарники. Сельскохозяйственные угодья составляют 13, 3 % территории, пашня — всего 10 %. Длина береговой линии — 29 751 км. Вследствие этого на 1 чел. в Японии приходится всего 0, 04 га сельскохозяйственных угодий и 0, 03 га пашни. Это самая низкая землеобеспеченность людей продуктивными угодьями в мире. Самый важный сектор экономики Японии — промышленность, которая находится в большой зависимости от импорта сырья и топлива. В связи с недостатком природных ресурсов развиваются прежде всего самые перспективные и высокотехнологичные отрасли: производство средств связи, информатики и вычислительной техники, новых материалов, биотехнология. Япония занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов. Страна отличается высокой урбанизированностью освоенных территорий и хорошо развитой производственной и социальной инфраструктурой. Общая протяженность железных дорог — 27, 3 тыс. км, автодорог — более 1, 1 млн км, из которых 4, 4 тыс. км — скоростные магистрали, 46, 8 тыс. км — государственные шоссейные дороги, 128, 5 тыс. км —дороги, находящиеся в ведении префектур. Длина внутренних водных путей — 1770 км. Доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте составляет 2, 2 %. Обеспечивая собственные потребности в рисе, морепродуктах, Япония вынуждена импортировать около половины требуемого объема зерновых и кормовых культур. В стране преобладает в основном мелкое крестьянское землепользование. Площадь подавляющего числа хозяйств не превышает 1 га, что сильно сдерживает развитие сельскохозяйственного производства. Мелкое парцеллярное землепользование — характерная черта Японии, связанная с природными, социально-экономическими и историческими условиями. Феодальная собственность на землю в стране была ликвидирована во второй половине XIX в. В ходе аграрной и земельной реформы 1871 —1873 гг. была упразднена феодальная зависимость крестьян, разрешена купля-продажа земли, введен земельный налог и разрешен свободный выбор возделываемых культур. В процессе земельной реформы право собственности на землю получили все, кто фактически являлся ее владельцем. К ним относились крестьяне, имевшие свои наделы при феодальном строе, выплачивая земельную ренту или другие налоги феодалам или государственным чиновникам. В эту категорию также вошли помещики. В Японии так называют землевладельцев, которые всю свою землю или часть ее сдают в аренду. Землю имели зажиточные крестьяне, ростовщики и купцы, получившие земельные участки за долги в качестве залога или осваивавшие целину. Арендаторы и безземельные крестьяне, имевшие землю ранее, но заложившие ее к указанному времени, такого права не получили. В ходе реформы появились частные и государственные земли. Общинное пользование лугами, лесами и пастбищами в пределах княжеств утратило силу. Был проведен кадастр земель. Их разделили на три группы в зависимости от качества: высшую, среднюю и низшую. Соответственно определяли цену земли (3 % ее владелец выплачивал в казну в качестве налога). В 1888—1892 гг. земельный налог составлял более 85 % всех налоговых поступлений, в 1893—1897 гг. — 80, в 1898—1902 гг. на него все еще приходилось 63% [112]. Таким образом, в течение длительного времени земельный налог обеспечивал финансовую базу промышленного развития Японии. К концу XJX в. помещикам принадлежала примерно половина обрабатываемой земли, большую часть которой они сдавали мелкими участками в аренду крестьянам. В то время крестьянство составляло почти 75 % всего населения Японии. Арендная плата была достаточно велика, достигая в натуральном виде 50...60% урожая. Помещичье землевладение сдерживало развитие сельскохозяйственного производства, так как они не были заинтересованы в капиталовложениях в сельское хозяйство и вкладывали денежные средства от арендных платежей в другие отрасли экономики. Положение крестьян постоянно ухудшалось, производительные силы в сельском хозяйстве не развивались, с 20-х годов XX в. начали возникать «арендные конфликты». Чтобы улучшить положение в сельском хозяйстве, правительство решило поддержать крестьянство и улучшить условия землепользования. В этой связи в 1924 г. был принят Закон об арбитраже арендных конфликтов, в 1926 г. — Закон о создании и поддержании хозяйств крестьян-собственников, в 1938 г. — Закон об упорядочении сельскохозяйственных земель. С этого времени крестьяне могли выкупить арендуемую у помещика землю, для чего им предоставляли ссуды; арендаторы получили право покупать у помещика и необрабатываемую землю; для разрешения арендных конфликтов создавали специальные комиссии из помещиков, арендаторов и крестьян-собственников. Арендаторов стало гораздо труднее согнать с обрабатываемой ими земли. В 1939 г. был издан Указ о контроле над арендной платой, размеры которой были зафиксированы на уровне сентября того же года, а изъятие земель у арендаторов запрещалось. В 1941 г. вышло Положение о контроле над ценами на землю. В 1940—1942 гг. в стране утвердилась система обязательных поставок продовольствия государству, условия оплаты которых ставили крестьян в лучшее положение, чем помещиков: за их продукцию платили в 2, а иногда в 3 раза больше, чем за поступающую от помещиков. Изменилась и форма арендной платы: теперь рис в счет оплаты аренды поступал от крестьян непосредственно государству, которое затем выплачивало деньги помещику [34]. Земельная политика Японии в послевоенные годы (50—60-е) была направлена на выкуп государством у помещиков земли, обрабатываемой сверх установленных норм, и последующую продажу ее крестьянам, прежде всего арендаторам, по достаточно низким ценам. У помещиков, не проживающих в деревне, землю выкупали полностью. То же касалось и лиц, не обрабатывающих землю, но проживающих в сельской местности. По Закону об особых мерах по созданию хозяйств крестьян-собственников и Закону о поправках к Закону об упорядочении сельскохозяйственных земель (1946 г.) каждый крестьянин мог обрабатывать участок площадью не более 3 га. По префектурам этот показатель различался. Например, для Хиросимы и Осаки он составлял 1, 8 га, Нагасаки — 2, 3, Аомори — 4, 6 га. Площадь арендуемой земли не должна была превышать 1...4 га. Цель данных ограничений заключалась в недопущении возврата к крупному землевладению помещичьего типа, эксплуатации чужого труда. В результате этих мер в Японии был создан земельный строй, основанный на частном мелкокрестьянском хозяйстве на собственной земле. После 1962 г. собственники земли, эффективно ведущие хозяйство в основном силами семьи, получили право увеличивать размеры обрабатываемой площади сверх установленных ранее норм. За юридическими лицами, образованными в аграрном секторе, признавалось право на приобретение земли при условии, что данные организации состояли из хозяйств крестьян-собственников. С 1966 г. была официально разрешена обработка земли на условиях подряда. Стала широко развиваться кооперация. Тем не менее размеры обрабатываемых земель в крестьянских хозяйствах были малы и препятствовали внедрению высокопроизводительной техники, новых технологий возделывания культур. Доля хозяйств, имеющих земельные участки площадью до 1 га, доходила до 70 %. Кроме этого, землевладения состояли из нескольких частей, расположенных на большом удалении друг от друга. Поэтому начиная с 1980 г., когда был принят Закон о расширении использования сельскохозяйственной земли, пересмотрены Закон о сельскохозяйственной земле и Закон о сельскохозяйственных комитетах, земельная политика стала направляться на улучшение условий землепользования, укрупнения хозяйств в аграрном секторе экономики. В этой связи в конце 80-х — середине 90-х годов были осуществлены мероприятия по созданию и поддержке крупных достаточно высокопроизводительных хозяйств. При этом были внесены поправки в законы о сельскохозяйственной земле, сельскохозяйственных кооперативах, улучшении земли, Государственной корпорации по кредитованию сельского, лесного и рыбного хозяйства. Были введены налоговые льготы при продаже земли крупным хозяйствам, оформлении актов дарения или наследования, приобретении земли в собственность или пользование, образовании совместных хозяйств для ведения производства на коллективной основе; расширены объемы кредитов на покупку земли индивидуальными хозяйствами; снижены проценты по ссудам, выдаваемым сельскохозяйственными кооперативами на модернизацию, и по кредитам государственной корпорации. В ряде случаев, например, для улучшения земли кредиты корпорации стали беспроцентными. Был учрежден также новый вид долгосрочных (на 25 лет) низкопроцентных (3, 5 % годовых) кредитов корпорации на развитие хозяйства (целевые ссуды, предназначенные для увеличения размеров землевладения и землепользования и улучшения сельскохозяйственной земли); разрешена покупка земли некрестьянскими хозяйствами, в том числе компаниями, но только для ведения сельскохозяйственного производства [2]. В Концепции развития сельского хозяйства Японии предусматривается, что в начале XXI в. в рисоводстве, где конкурентоспо- собность особенно острая, будет действовать 150 тыс. индивидуальных (по 10...20 га) и до 20 тыс. объединенных (по 35...50 га) хозяйств. По расчетам специалистов, это позволит снизить себестоимость продукции в 2 раза. Однако в середине 90-х годов такие результаты достигнуты лишь на Хоккайдо, на остальной территории уборочную площадь более 5 га имело лишь 53 тыс. рисоводческих хозяйств (в 1990 г. было всего 6 тыс. таких хозяйств) из 2, 8 млн дворов, выращивающих рис на затопляемых полях. Поэтому проблема укрупнения мелких крестьянских хозяйств Японии долгое время будет тормозить развитие сельского хозяйства страны. Основной механизм регулирования земельных отношений в стране — землеустройство. 28.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Учитывая то, что Япония испытывает острый недостаток земель, основным механизмом осуществления жесткой политики государства в области землепользования является землеустройство, включающее в себя систему планирования использования земель, рациональную организацию территории, улучшение и охрану земель. Основные национальные принципы развития землевладения и землепользования на современном этапе в Японии сформулированы в Основном экологическом законе (1993 г.), Концепции развития сельского хозяйства с учетом защиты окружающей среды (1994 г.), Законе о национальном планировании использования земли. В соответствии с последним законом в стране разрабатывают Национальный план использования земли, который определяет долгосрочную перспективу развития землепользования, устанавливает рамки использования земель в различных отраслях и в природоохранных целях, служит руководящим документом при составлении планов использования земель на уровне префектур и муниципалитетов. Третий Национальный план использования земли был разработан в Японии в феврале 1996 г. В нем особое внимание было уделено сбалансированному национальному землепользованию, обеспечивающему охрану окружающей среды, сохранение ландшафтов, содействие сельскому развитию и других «общественных благ». Понятие общественного блага включает в себя в том числе и обеспечение продовольственной безопасности страны. План обеспечивает сохранение площадей сельскохозяйственных угодий, повышение продуктивности сельского хозяйства с учетом тенденций предложения и спроса на продовольствие на внутреннем и мировом рынках. Наиболее значительное отличие этого плана от предыдущих — законодательное выделение и закрепление особых природоохранных зон. Характерная черта современного сельского хозяйства Японии — постепенное сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур. При незначительных площадях сельскохозяйственных угодий за 35 лет с 1960 по 1995 г. они сократились на I млн га — с 6 млн га до 5 млн га. Это произошло в результате II тыс. га. В 1995 г. орошаемая площадь полей составила 54%, Определенные возможности для расширения обрабатываемой площади существуют, но они весьма ограничены, и освоение новых земель в большинстве случаев экономически нецелесообразно. Помимо того, из-за нехватки рабочих рук сократилась и посевная площадь, которая в 60-е годы превышала обрабатываемую примерно на одну треть, так как в некоторых районах климатические условия позволяют получать два и даже три урожая в год. В 1993 г. количество посевной площади сравнялось с обрабатываемой [2]. Намечаемые в национальных планах природоохранные мероприятия приводят к тому, что все меньше обрабатываемых земель выходит из оборота из-за стихийных бедствий. Так, если в 60-е годы Япония по этой причине теряла 4 тыс. га продуктивных земель ежегодно, в 70-е — 2, в 80-е — 1 тыс. га, то в 1990—1995 гг. — всего 900 га. В состав страны входит 47 префектур. Поэтому национальный план использования ее земель развивается в префектурных планах, которые утверждают префекты. В свою очередь, префектурные планы служат основой для формирования муниципальных планов. При утверждении национального плана премьер-министр должен учитывать мнение префектур, а те, в свою очередь, — мнение муниципалитетов. Национальное законодательство, устанавливающее правила изменения видов использования земель, предусматривает, что при разработке муниципальных планов муниципалитет обязан заблаговременно предпринять необходимые меры для полного учета пожеланий населения. Префектурные планы землепользования выделяют пять видов зон (городские, сельскохозяйственные, лесные, природоохранные, природные парки) и обеспечивают координацию деятельности по различным конкурирующим видам землепользования. Данные планы являются средством комплексного административного воздействия, и при их разработке учитывают законодательство в сфере городского планирования, лесного хозяйства и национальных парков. Они непосредственно регулируют операции с землей и косвенно (через отдельные законодательные акты) территориальное развитие [79]. Муниципальные планы землепользования разрабатывают для территорий конкретных муниципалитетов для решения сбалансированного обеспечения землей всех отраслей с учетом компромисса общественных, коллективных и личных интересов. Организация рационального использования и охраны земель в Японии также находится в ведении центрального правительства, префектур и муниципалитетов. Ее решают на основе соответствующих программ, планов и проектов. Мелиорацию сельскохозяйственных земель выполняют под руководством департамента по вопросам сельскохозяйственных земель Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также соответствующих отделов префектурных управлений согласно законам об улучшении земель (1949 г.), об улучшении пахотных земель (1952 г.), о борьбе с загрязнением почвы (1970 г.), о повышении почвенного плодородия (1984 г.). Подробные почвенные карты в стране были составлены лишь в 1978 г., хотя обрабатываемые земли обследуют в течение примерно 100 лет. По японской классификационной системе продуктивности земли разделены на четыре класса. К первому отнесено 0, 4 % орошаемых и 0, 3 % богарных земель, не требующих мелиоративных работ для выращивания сельскохозяйственных культур; ко второму — соответственно 62 и 35 (необходимы небольшие работы); к третьему — соответственно 37 и 59 (требуются крупные работы по улучшению), к четвертому — 0, 6%и5, 7% (требуются капитальные работы). С 1965 г. (после поправок, принятых в 1964 г., к Закону об улучшении земель) мелиоративные и другие землеустроительные работы проводятся согласно соответствующим десятилетним программам. Примерно 90 % таких работ выполняют при помощи государственных субсидий, остальные — с использованием ссуд Корпорации по кредитованию сельского, лесного и рыбного хозяйства и пособий местных организаций. Мероприятия этих программ включают в себя реконструкцию старых и строительство новых оросительных и дренажных систем, внутрихозяйственных дорог, перепланировку полей, террасирование склонов, насыпку грунта, предотвращение водной и ветровой эрозии земли, а также загрязнения почвы и воды, создание условий для универсального использования полей. Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается Япония в последние годы, — изменение почвенного плодородия на фоне применения больших доз минеральных удобрений и пестицидов, дополняемое переуплотнением почвы ходовыми частями машинно-тракторных агрегатов. На богарных землях в связи с небольшими размерами хозяйств по земельной площади отсутствуют севообороты. Рисовые поля, которые при монокультуре на орошаемых участках существенно не снижают своего плодородия, тоже достаточно сильно загрязнены. В связи с этим работники Государственной службы распространения сельскохозяйственных знаний и технические специалисты из сельскохозяйственных кооперативов пропагандируют необходимость таких мероприятий, как увеличение использования органических и регулирование применения минеральных удобрений, соблюдение севооборотов, внесение почвоулучшателей, внедрение биологических методов борьбы с вредителями и болезнями растений и применение минимальной обработки почвы. В 1997 г. по инициативе сельскохозяйственной и потребительской кооперации был создан Всеяпонский совет содействия развития сельского хозяйства с учетом защиты окружающей среды. Меры, принимаемые в Японии по предотвращению экономических загрязнений, соблюдаются очень строго, и их жестко контролируют власти [96]. По данным ученых Высшей школы приватизации и предпринимательства Минимущества РФ, жесткие меры государственного регулирования по использованию лесных земель применяют в рамках «Системы охраняемых лесов». К ним относят леса, являющиеся значимым «общественным благом», и зоны, которые устанавливают Министерство сельского, лесного хозяйства и рыболовства или префект. Перевод охраняемых лесных земель для других видов использования ограничен рамками Системы. В частности, для участков собственности, превышающих площадь 1 га, при изменении вида использования необходимо разрешение префекта. В результате данных мероприятий площадь лесных угодий остается достаточно стабильной — 25 млн га. Законом о национальном планировании использования земли в Японии предусмотрено также и то, что городское развитие должно быть обязательно увязано с перспективами сельского, лесного и рыбного хозяйства. Поэтому в стране введены ограничения на использование продуктивных пахотных земель для других целей. Предусмотрено, что любое лицо должно обращаться за получением официального разрешения на перевод пахотных земель для другого вида использования (жилищной застройки или рекреационных целей) у префекта или Министра сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Исключением из данного правила могут быть случаи, когда эти действия предпринимают государственные национальные или ме- стные организации, а также когда подобные действия направлены на обеспечение общественного блага. При отводах сельскохозяйственных земель Японии под застройку учитывают их типы. Первый тип сельскохозяйственных земель — это высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья. Как правило, на эту территорию не выдают разрешений на ее использование в несельскохозяйственных целях. Второй тип — это сельскохозяйственные земли, находящиеся в зоне, подлежащей застройке в будущем. Разрешения для ее использования в несельскохозяйственных целях выдают только при отсутствии земель третьего типа. Третий тип — это сельскохозяйственные земли, где уже реализуют проекты реконструкции недвижимости, где проходят коммуникации, размещают системы водоснабжения, теплообеспечения, газоснабжения, а также территории, которые окружают города или находятся в местности с сильно урбанизированной средой. Разрешение на застройку в этих зонах выдают в первую очередь. Земельные участки для несельскохозяйственных целей отводят на основании проектов территориального землеустройства (межевания земель) после оформления соответствующих разрешений. Такие проекты составляют также и в сельской местности. Они связаны, в первую очередь, с консолидацией земель, так как до сих пор в целом по стране в хозяйствах площадью 2 га насчитывается по 5...6 земельных участков, расположенных в разных местах. Если учесть, что на Хоккайдо хозяйства площадью 10 га размещены в 3...4 участках, то на остальной территории хозяйства площадью менее 2 га состоят из 11... 12 участков. В проектах консолидации земель намечают действия по обмену земельными участками, передаче их в аренду, купле-продаже, а также обосновывают предложения по созданию различных экономических объединений, кооперативов и других форм ведения сельскохозяйственного производства. Несмотря на проводимые мероприятия, средний размер крестьянских хозяйств растет медленно. Если в 60-е годы он составлял 1 га, то в 1995 г. —всего 1, 4га. АФРИКАНСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Глава 29 ЭФИОПИЯ Страна расположена в Северо-Восточной Африке. Граничит с Эритреей и Джибути на севере, с Суданом — на западе, с Кени- ей — на юге, с Сомали — на востоке. Общая протяженность границ — 5311 км. Выхода к морю не имеет. Площадь Эфиопии — 112, 7 млн га. Численность населения, по оценке CIA, на июль 2001 г. — 65, 9 млн чел. (18-е место в мире). Средняя плотность населения — 58, 5 чел. на 1 км2. Городские жители составляют 13 % всего населения. Государственное устройство Эфиопии — республика. Глава государства — президент, глава правительства — премьер-министр. Высший законодательный орган представлен парламентом. В административном отношении страна разделена на 13 провинций. Климат Эфиопии — тропический, пустынный. Средняя годовая температура составляет 22 " С. Почти всю территорию покрывает нагорье, а на юге расположены низкие лавовые плато. Высшей точкой считают гору Рас-Дашан (4623 м). Главные реки страны — Веби-Шебели, Джуба, Аваш, из озера Тана вытекает Голубой Нил. Растительность Эфиопии относится преимущественно к пустынному и саванному типу, в долинах рек расположены тропические леса. Животный мир представлен антилопой, жирафом, буйволом, слоном, бегемотом, зеброй, горным козлом, львом, леопардом, обезьяной. В стране много птиц и змей. В Эфиопии выращивают следующие продовольственные культуры: тэфф (разновидность проса), сорго, ячмень, кукурузу, бобы, арахис, подсолнечник, цитрусовые. Главные экспортные сельскохозяйственные культуры — кофе, сахарный тростник, табак. Более 40 % территории страны, пригодной для сельскохозяйственного использования, занимают пастбища, на которых ведется экстенсивное и полукочевое скотоводство [182]. Разводят крупный рогатый скот (зебр), овец, коз, лошадей, ослов, мулов, верблюдов. В стране насчитывается около 50 млн гол. скота, что является самым высоким показателем на континенте. Площадь пашни составляет 13 %, лесов — 25, рек и озер — 0, 7 %. Накануне проведения аграрных реформ, идущих в стране с 1975 г., Эфиопия представляла собой феодально-монархическое государство. Аграрный строй в то время был представлен крупным феодальным землевладением. В руках феодального клана, насчитывавшего перед революцией около 1 тыс. собственников (включая императорский двор), находилось 86 % земель страны. На долю мелких крестьянских хозяйств приходилось всего 14 % земель. При этом, по данным Министерства сельского хозяйства Эфиопии, в 1974—1975 гг. 58 % крестьянских хозяйств имели участки площадью менее 1 га, 39 % — площадью 1...5 га и только 4 % хозяйств — площадью более 5 га [124]. Тем не менее основными производителями сельскохозяйственной продукции считали мелкие крестьянские хозяйства, большинство из которых арендовало землю у крупных землевладель- цев-феодалов, как правило, не ведущих личного хозяйства. Арендная плата в виде дани и натуральных повинностей составляла от '/2 до 3/4 урожая. Преобладающая система феодальных отношений, экстенсивные методы ведения хозяйства, общая тенденция к уменьшению обрабатываемой площади, отсутствие механизированных орудий труда, дефицит удобрений, химикатов, сортовых семян, низкая производительность труда — все вышеперечисленные факторы являлись основными препятствиями для увеличения крестьянами размеров своих участков и, соответственно, для возможности обрабатывать большие площади и повышать объемы производства. Сложившееся в стране положение усугублялось обострением демографической проблемы, нарушением экологического равновесия и, как следствие, наступившим в 1973—1974 гг. голодом, который унес много жизней и вызвал мощный революционный взрыв в Эфиопии. Революционные изменения в Эфиопии, повлекшие за собой падение феодально-монархической системы, дали толчок к реформированию всего сельскохозяйственного сектора страны. Аграрные преобразования в Эфиопии начали с ликвидации феодального землевладения. Отмена феодальных отношений закреплялась опубликованным 4 марта 1975 г. Декретом об общественной собственности на землю. Данный Декрет запрещал любым лицам или организациям владеть землей на основе частной собственности. Все сельскохозяйственные земли объявлялись коллективной собственностью эфиопского народа. Кроме того, пользователи земли лишались права продавать, закладывать, сдавать в аренду и передавать по наследству свои участки. В рамках реформирования были определены следующие категории земельных пользователей: крестьянские ассоциации; государственные хозяйства; сельские кооперативы; государственные несельскохозяйственные предприятия и учреждения. Деятельность крестьянских ассоциаций, являвшихся органами деревенского самоуправления, с одной стороны, и проводниками государственной власти на селе, с другой, регулировалась следующими юридическими документами: Декретом об общественной собственности на землю (март 1975 г.), Указом о крестьянских ассоциациях (декабрь 1975 г.), Указом о создании Общенациональной крестьянской ассоциации (сентябрь 1977 г.), Указом о реструктурировании крестьянских ассоциаций (май 1982 г.) [40]. Со временем организационная структура крестьянских ассоциаций начала усложняться. Ассоциации деревенского уровня, в которые входили жители деревень, впоследствии объединялись в ассоциации района, округа, области. В 1978 г. была создана Всеэфи-опская ассоциация крестьян, представляющая собой довольно громоздкую организационно-административную структуру управления сельской местностью. Если изначальной целью деятельности крестьянских ассоциаций была реализация в деревнях аграрной политики государства, включающая в себя не только распределение земли в соответствии с Декретом, но и проведение разъяснительной работы о целях реформы, то со временем данная цель претерпела значительные изменения. Войдя в состав громоздкой бюрократической структуры с большим числом руководящих органов, крестьянские ассоциации все больше стали выполнять функции политического контроля над сельской местностью. В результате к 1991 г. у рядовых членов ассоциаций сложилось твердое недоверие к деятельности крестьянских ассоциаций, уже не обращавших внимание на истинные нужды крестьянства. Декретом об общественной собственности на землю определялась максимальная площадь участка, приходящаяся на одно домашнее хозяйство, которая не должна была превышать 10 га. Распределением земли занимались крестьянские ассоциации, в состав которых вошли 5, 5 млн хозяйств. Для обеспечения всех крестьянских ассоциаций указанными наделами потребовалось бы обратить все земли страны, пригодные для сельскохозяйственного использования, в пашню, что, естественно, не представлялось возможным. Кроме того, в результате постоянно возникавших споров о размерах выделяемых участков распределение земли затянулось на несколько лет. В итоге, по данным Г. Л. Гальперина, средняя площадь надела составила 0, 4...0, 5 га на 1 чел., что привело к формированию большого числа мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, которые к середине 80-х годов насчитывали более 90 % всего сельского населения страны. Данные хозяйства нуждались в технико-экономическом оснащении, что само по себе являлось неразрешимой проблемой. Кроме того, более 80 % производимой мелкими крестьянскими хозяйствами продукции не поступало на рынок, что ставило перед государством задачу поиска поставщиков товарной сельскохозяйственной продукции. Данную проблему правительство попыталось решить, создав государственные хозяйства и сельские кооперативы. Под государственные хозяйства, находящиеся в ведении Министерства государственных ферм, были отданы крупные фермы и плантации бывших феодалов. К середине 80-х годов их площадь занимала 250 тыс. га (4 % обрабатываемых земель в стране). Несмотря на тот факт, что на развитие государственных хозяйств выделялось 75 % национальных резервов в виде кредитов, удобрений, семян и т.п., госфермы не приносили необходимой товарной отдачи, производя всего 5 % продукции. Это привело к приостановлению роста государственного сектора в сельском хозяйстве к середине 80-х годов. В результате кооперирования крестьянства были созданы снабженческие и производственные кооперативы. Снабженческие кооперативы, объединяющие не более 10 крестьянских ассоциаций и насчитывающие к середине 80-х годов примерно 4 тыс. единиц, были намного популярнее среди местного населения, нежели кооперативы производственные. Занимаясь скупкой продукции и продажей потребительских товаров, они обслуживали 4, 5 млн крестьянских хозяйств. Численность производственных кооперативов, охватывающих 1, 3 млн крестьянских хозяйств, к середине 80-х годов составила примерно 2 тыс. единиц [175]. Среди них можно выделить 601 кооператив, относящийся к производственным кооперативам высшего типа, так называемым «вольба». За каждым крестьянином кооператива «вольба» закрепляли участок земли площадью 0, 1 га. Несмотря на солидную поддержку со стороны государства, направленную на развитие кооперативного движения, производственная отдача кооперативов, равно как и госферм, была крайне низкой. В общей сложности государственные хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы производили не более 6 % всей сельскохозяйственной продукции. В рамках аграрной реформы, а также с учетом экономической, социальной и политической необходимости, Правительство Эфиопии ввело в действие программу «виллиджизации» — создания компактных деревень нового типа и переселения в них крестьян из разбросанных по всей стране поселений. Таким образом, к 1989 г. было объединено в новые деревни и переселено около 13, 5 млн человек, составляющих примерно 32% всего сельского населения. Однако и этот шаг не привел к росту товарного производства, поскольку изначально агроэкономически и агротехноло-гически не был подготовлен и обоснован. По этим же причинам многие крестьянские хозяйства были вынуждены перейти к ведению чисто натурального хозяйства. Государство потратило более 75 % всех ресурсов на создание госферм, сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских ассоциаций, а также на финансирование программы «виллиджизации». Однако аграрный сектор экономики по-прежнему давал ничтожную часть сельскохозяйственной продукции, и к 1990 г. государство, предприняв запоздалую попытку освободить крестьянские хозяйства от жесткой опеки, практически свернуло свою помощь деревне. Резко сократились кредиты, поставки семян, удобрений, техники крестьянским ассоциациям. Отсутствие четко выработанной концепции развития деревни после ликвидации феодального землевладения, низкий уровень технической оснащенности, политическая нестабильность, межэтнические проблемы и многое другое привели к кризису всего аграрного сектора Эфиопии. После падения в мае 1991 г. авторитарного режима Менгисту и прихода к власти переходного правительства М. Зенауи был провозглашен курс на либерализацию экономики в целом и сельского хозяйства в частности. Однако отсутствие детальной программы действий и необходимой законодательной базы, а также противоречивость Конституции в вопросах собственности стали главными препятствиями в вопросах аграрного преобразования Эфиопии. Г л а в а 30 ТАНЗАНИЯ Страна расположена в Восточной Африке. Состоит из двух частей: материковой (Танганьика) и островной (Занзибар и Пенба). Общая протяженность границ — 3402 км. На востоке омывается Индийским океаном. Береговая линия — 1424 км. Площадь Танзании составляет 94, 5 млн га (WGEO). По оценке, проведенной CIA в июне 2001 г., население насчитывало 36, 2 млн чел. (32-е место в мире). Его средняя плотность — 38, 3 чел. на 1 км2. Городские жители составляют 24 % всего населения [95]. В плане государственного устройства Танзания представляет собой республику. Глава государства и командующий вооруженными силами страны — президент. Он назначает высших должностных лиц и судей, имеет право роспуска парламента, помилования и т. д. Правительство возглавляет премьер-министр. Высший законодательный орган страны — однопалатное Национальное собрание (Национальная Ассамблея). В административном отношении Танзания разделена на 25 областей. Во главе областей стоят комиссары, назначаемые президентом. Климат Танзании — экваториальный, муссонный, со средней годовой температурой 26 °С. Большая часть территории страны занята обширным плоскогорьем. На западе имеется ряд глубоких впадин, на побережье расположена значительная равнина. Высшая точка Танзании — вулкан Килиманджаро (5895 м). Главные реки: Руфиджи, Рувума и Пангани. На востоке расположены приграничные оз. Танганьика и Ньяса, на севере — оз. Виктория. Растительность подавляющей части страны — саванная, представленная баобабом и акацией. На склонах гор размещаются тропические леса, где наиболее часто встречаются красное дерево и камфарный лавр. По данным на 1993 г. (WGEO), площадь пашни составляет 4 % всей территории, пастбищ — 40, лесов — 38, рек и озер — 6, 2 %. В Танзании выращивают следующие культуры для местного потребления: кукурузу, просо, сорго, маниок, батат, бобовые. Главные экспортные культуры: сизаль, гвоздика, хлопок, кофе, чай, орехи кешью, кокосовые орехи. Животноводством занимаются только в тех районах, где не водится муха цеце. Там разводят крупный рогатый скот, коз, овец, домашнюю птицу. В 1962 г. в Танзании был принят Закон о национализации всех земель, согласно которому частная собственность на землю отменялась, а все земли страны объявлялись государственной собственностью. Необходимость и актуальность появления этого закона объяснялась, прежде всего, наличием в стране большого числа иностранных землевладельцев, владеющих примерно 1 млн га земли, ранее принадлежавшей землевладельческим общинам [5]. В результате национализации и передачи в государственную собственность земель, принадлежавших бывшим колонизаторам, их плантации и фермы составили основу государственного сектора в сельском хозяйстве страны. В 1963 г. в целях устранения политического противодействия аграрным и другим преобразованиям специальным распоряжением в Танзании была запрещена деятельность всех политических партий, за исключением правящей партии ТАНУ. Следующим шагом аграрного реформирования с
|