![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Азиатские модели землепользования и землеустройства
К началу XX в. в результате колониальной политики европейских держав страны Центральной, Южной и Восточной Азии представляли собой феодальные общества с преимущественно аграрной экономикой, замедленным развитием и преобладанием помещичьего землевладения. После освобождения от колониальной зависимости необходимость развития промышленности и роста производительности сельского хозяйства потребовала коренных преобразований в экономике, проведения радикальных земельных и аграрных реформ. Земельные преобразования проходили по двум альтернативным направлениям: развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, основанных на частной собственности на землю, аренде земель, переходе к сельскохозяйственным предприятиям капиталистического типа (Индия, Южная Корея, Пакистан и др.); переход к коллективным формам ведения сельского хозяйства, развитие кооперации и социалистических производственных отношений (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея). При проведении земельных реформ использовали различные методы: национализацию, экспроприацию земель, регулирование землевладения и землепользования законодательными и экономическими средствами (кредитование, субсидирование, налогообложение). Наиболее сложными и многообразными были земельные реформы в Индии и Китае. Земельные преобразования и землеустройство в Японии и Израиле проходили своими путями, что обусловлено их географическим положением, естественно-историческими и социально-экономическими условиями, национальными и религиозными традициями. Поэтому изучение особенностей землеустройства в этих и других странах региона является актуальным. 11 Землеустройство. Т. 7 Глава 22 ВЬЕТНАМ 22.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Общая площадь страны 329 566 км2 (33, 0 млн га), площадь суши — 32, 5 млн га. Территория государства представляет собой узкую полосу, вытянутую с севера на юг более чем на 3 тыс. км. Общая протяженность границ — 3818 км, длина береговой линии — 3444 км. Население составляет 74, 4 млн чел. (1995 г.). Вьетнам отличается высокой плотностью населения — 225 чел. на 1 км2, что выше, чем в Китае. Обеспеченность землей — 0, 44 га на 1 чел. Длина железных дорог в стране — 3059 км, протяженность автодорог — около 85 тыс. км, внутренних водных путей — 17, 7 тыс. км. Основа экономики страны — сельское хозяйство. На его долю приходится половина валового национального продукта. В этой отрасли занято 70 % трудоспособного населения страны. Главная сельскохозяйственная культура — рис, в больших объемах производят кукурузу, маниок, сорго, сладкий картофель (батат). Важные коммерческие продукты — соя, кофе, чай, каучук. Большая часть населения проживает в сельской местности. В сельском хозяйстве Вьетнама до 1945 г. господствовали докапиталистические формы хозяйства и полуфеодальные методы эксплуатации. Колониальная администрация была заинтересована в их сохранении, так как это облегчало сбор налогов и укрепляло помещичий класс. Показательно, что крестьяне, составлявшие свыше 90 % населения колониального Вьетнама, владели всего 30 % земли, причем худшей; большая часть земли принадлежала вьетнамским помещикам и французским колонистам. В это время применяли различные формы земельной аренды. Чаще всего безземельный крестьянин обрабатывал землю помещика, заключив договор на несколько лет, пользуясь скотом, орудиями и посевным материалом хозяина. Земля предоставлялась за половину урожая, а общая рента достигала 3/5 или даже 2/3 урожая. Существовала также и денежная аренда. Развитие аграрных отношений во Вьетнаме после победы Августовской революции в 1945 г. можно разделить на четыре этапа: подготовка и начало аграрной реформы (1945—1954 гг.); завершение земельной реформы и переход к социалистическим преобразованиям в Северном Вьетнаме (1955—1975 гг.); аграрные преобразования на Юге и развитие социалистических производственных отношений на Севере (с 1975 г. до середины 80-х годов); современный этап земельного реформирования. Сразу после революции 1945 г. был проведен комплекс мероприятий, в известной степени облегчавших положение сельского населения. В частности, был отменен подушный налог и на 20 % снижен земельный. Правительство Вьетнама приняло постановление о сокращении размеров арендной платы крестьян на 25 %; арендная плата теперь не должна была превышать 1/3 основного урожая. Земли французских колонизаторов конфисковывались и передавались во временное пользование безземельным и малоземельным крестьянам. Право на получение земельного надела предоставлялось всем лицам, достигшим 15-летнего возраста. Максимальный надел на 1 чел. в Бакбо и Чунбо (север Вьетнама) был установлен 0, 5 га, в Намбо (юг Вьетнама) — 1 га. Предусматривалось также изъятие общинных земель у лиц, незаконно их захвативших, и передача их во временное пользование нуждающимся. Пустующие частные земли, которые не обрабатывали в течение 5 лет, объявляли собственностью государства и временно передавали деревенской бедноте. При этом в течение первых трех лет крестьян освобождали от уплаты земельного налога и продовольственных поставок в фонд вооруженных сил ДРВ. В целом, однако, отношения между крестьянами и помещиками оставались прежними. С 1953 г. начался первый этап осуществления реформы. К концу 1956 г. на всей территории Северного Вьетнама, за исключением некоторых горных районов, земли были конфискованы у помещиков и других нетрудовых классов. Более 810 тыс. га было безвозмездно передано 2 млн 104 тыс. крестьянских семей. Тогда же в ДРВ было создано 190 тыс. групп трудовой взаимопомощи, охватывающих до 60 % хозяйств на Севере страны. К 1960 г. кооперирование крестьян в основном завершилось, в 41, 4 тыс. кооперативов вошли 2, 4 млн крестьянских дворов. Большинство кооперативов представляло собой хозяйства низшего типа. Земля и основные средства производства оставались в собственности крестьян. За свой пай крестьянин ежегодно получал часть доходов, равную 25 % урожая с его участка; право же использовать землю и основные средства производства принадлежало кооперативу. Крестьянин мог изъять свою землю из кооператива и снова стать единоличником. В 60-е годы кооперативное движение развивалось вглубь; главным направлением стал переход кооперативов от низших форм к высшим. К концу второго этапа в развитии земельных отношений на долю социалистического сектора в сельском хозяйстве Северного Вьетнама приходилось около 96 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. В сельскохозяйственные кооперативы вступило 95 % крестьянских дворов в соответствии с господствовавшей тогда концепцией «ускоренного перехода к социализму в масштабах всей страны». К 1975 г. 97, 4 % кооперативов стали кооперативами высшего уровня, с коллективной собственностью на землю и основные средства производства, с оплатой по труду. Вместе с тем более 50 % сельскохозяйственных кооперативов не были оснащены даже простейшими средствами механизации. Вручную орошалось 80 % площадей, потребность в удобрениях обеспечивалась лишь на одну треть [50]. Создание государственных сельскохозяйственных предприятий начали сразу же после победы Августовской революции, и в 1959 г. в ДРВ насчитывалось 52 сельскохозяйственных предприятия такого типа. В 1975 г. на Севере страны имелось 115 госхозов с посевной площадью 106, 7 тыс. га, из которых почти 24 тыс. га было занято техническими культурами. В 1980 г. в северных провинциях ДРВ действовали около 14 тыс. производственных сельскохозяйственных кооперативов, которые стали здесь ведущей формой сельскохозяйственного производства. Эволюция аграрных отношений в бывшей зоне контроля сай-гонской администрации на Юге усилила мелкотоварный уклад в экономике; в деревне сохранялись феодальные и полуфеодальные пережитки. Доля безземельных и малоземельных крестьян составляла 30 %. Экономика Юга была тесно связана с мировым капиталистическим хозяйством. После разрыва этих связей и объединения Вьетнама резко снизился экспорт сельскохозяйственной продукции. Новая социалистическая власть провела конфискацию помещичьих землевладений, национализацию имущества сайгонской администрации, осуществила переход к социалистической системе в сельском хозяйстве, который сопровождался сопротивлением крупных землевладельцев и зажиточных крестьян, особенно в ри-сопроизводящих провинциях и дельте р. Меконг. По Конституции ДРВ 1980 г. земля — общее достояние всего народа, а не какой-либо группы или какой-либо местности; земля является социалистической собственностью в двух формах: общенародной и коллективной. До 1980 г. бригадная подрядная система была единственной формой организации и оплаты труда, применяемой в кооперативном секторе сельского хозяйства Вьетнама. В общих чертах эту систему можно охарактеризовать так: бригады получали от кооператива три задания — по объему произведенной продукции, материальным затратам и заработанным баллам. Эти задания распределяли между членами бригады, которые получали баллы за совместную работу. Такая система не отвечала интересам работников и, следовательно, не обеспечивала полного использования трудового потенциала, не стимулировала инициативу и ответственность за выполненную работу. Проблема эффективного использования земли является для Вьетнама весьма острой: по уровню обеспеченности землей (0, 6 га на 1 чел.) Вьетнам занимает 159-е место в мире. Поэтому в середине 80-х годов была введена новая система — индивидуального подряда, основанная на оплате сельскохозяй- ственного труда по конечной продукции. Каждой крестьянской семье выделяли участок кооперативной земли (в зависимости от числа трудоспособных) на период до пяти лет; она была обязана сдать кооперативу определенное количество продукции, за что получала соответствующее число трудодней. Произведенная сверх этой нормы продукция оставалась в распоряжении крестьянской семьи, которая могла сдать ее государству по повышенным ценам или реализовать на рынке. Некоторые виды работ в кооперативе (например, ирригация, обработка земли механизмами и др.) продолжали выполнять коллективно специализированные бригады. Размер земельных участков, предоставляемых для выполнения подряда, был стабильным в течение ряда лет, чтобы заинтересовать крестьян в дополнительных вложениях в землю. Это позволяло также определить нормы сдачи продукции на основе средней урожайности и затрат трудовых и материальных ресурсов в предшествующие З...5лет. Земля во Вьетнаме остается общенародной собственностью; в общенародной или коллективной собственности находятся важнейшие средства производства. Передаваемые в распоряжение крестьянину на условиях подряда участки кооперативной земли могут быть изъяты и в случае, если подрядчик нарушит условия подряда. Крестьяне, используя закрепленную за ними землю, производят продукцию для кооператива и на свое личное потребление по единому плану. Этот план разрабатывают кооперативы; его выполнение гарантируется хозяйственными договорами, заключенными между государством и кооперативом, и подрядными договорами, заключенными между кооперативом (при посредстве бригад) и крестьянами. Продукцию и доход делят на принципах социалистического распределения. Таким образом, система подряда на производство конечной продукции не может привести к возрождению мелкотоварного уклада, основанного на частной собственности на землю крестьян-единоличников. Купля-продажа и аренда земли по-прежнему запрещены. В первой половине 90-х годов стагнация в экономике Вьетнама вынудила руководство страны искать новые пути развития, ориентируясь на такие страны, как Китай, Россия, Южная Корея. Декларируя приверженность социалистическому строю, оно признало необходимость развития рыночных отношений, однако с оговоркой, что экономика должна оставаться плановой и находиться под государственным управлением. Была признана многоукладность, но при руководящем значении госсектора. Эти ограничения отражаются на темпах реформ, однако экономическая необходимость заставляет правительство все чаще закрывать глаза на идеологические принципы. В сельском хозяйстве наблюдаются попытки отхода от управления административными методами и перехода к рыночным механизмам. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА До объединения Вьетнама государственная собственность на землю существовала главным образом в форме общинного землепользования с переделом земель один раз в три года. В период коллективизации и кооперации сельского хозяйства на базе общин создавались кооперативы, которые вследствие изменения политической ситуации стали быстрыми темпами распадаться. Поэтому в начале 90-х годов страна была вынуждена вновь вернуться к земельному вопросу. По Конституции Вьетнама (1992 г.) земля является общенародной собственностью и предоставляется государством гражданам только в срочное пользование. Принятый в 1993 г. Закон Вьетнама о земле разрешает землепользователям обменивать, продавать, наследовать, сдавать в аренду и залог право пользования землей. Начиная с 1993 г. страна стала осуществлять преобразование социалистической экономики с административными рычагами и централизованным управлением в регулируемую рыночную экономику. Возвращение к общине в области землепользования с элементами крестьянской кооперации и рынка, переделом земли с частотой «один раз в 20 лет пашни и один раз в 50 лет многолетних насаждений» позволило повысить эффективность сельскохозяйственного производства. Так, если в 1985 г. валовой сбор продовольствия в стране в пересчете на рис составлял 18, 2 млн т, в 1995 г. — 27, 6, то в 1999 г. — уже 31, 8 млн т. Среднегодовое количество продовольствия в расчете на душу населения равнялось соответственно по этим периодам — 304, 373 и 398 кг, урожайность риса — 2, 78, 3, 69 и 3, 98 т/га. Экспорт риса с 1990 по 1999 г. увеличился с 1, 6 до 3, 8 млн т. Административная община во Вьетнаме представляет собой единую территориально-хозяйственную систему со своим планом социально-экономического развития, располагающую земельными и другими ресурсами, объединяющую землепользования семейных крестьянских хозяйств (дворов) с общими целями производства, рационального использования и охраны земель. Главной особенностью организации производства и территории в общине является то, что семейные крестьянские хозяйства самостоятельно осуществляют производственную деятельность при сервисном обслуживании наиболее трудоемких работ. В общинах, имеющих сервисный кооператив, взаимоотношения между кооперативом и крестьянскими семьями регулируются на основе заключенных договоров на выполнение производственных функций по закупке удобрений, мелиорации, обработке почв, реализации продукции и др. При отсутствии сервисного кооператива община обеспечивает наряду с административным управлением содействие развитию производства крестьянских хозяйств. В административных общинах Северного Вьетнама в 2000 г. было 87...89 % всех сельскохозяйственных угодий, из них 70...78 % находилось в пользовании крестьянских семей, 5...7 —в аренде, 6...10% — в ведении администраций общин. Площадь сельскохозяйственных угодий у госхозов и других сельскохозяйственных предприятий составляла 11... 13 %. При передаче земли крестьянским семьям в общинах их перераспределяли поровну. В результате этого сложилось раздробленное землепользование. В среднем на одно семейное крестьянское хозяйство северной равнины приходится 0, 26 га и 8...9 рабочих участков, находящихся в разных местах. Аналогично и в горнопредгорной зоне. Раздробленное землепользование, мелкий размер крестьянских хозяйств и отсутствие частной земельной собственности сейчас тормозят развитие сельскохозяйственного производства. Как отмечают вьетнамские ученые, в условиях перехода к рыночной экономике и малоземелья страны политика «срочного землепользования» имеет следующие недостатки. 1. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения как механизма их перераспределения затруднено и не является во Вьетнаме достаточно эффективным мероприятием. 2. Передел земли в условиях соблюдения предельного размера землепользования экономически нецелесообразен, а лишь стимулирует беспощадную эксплуатацию земли, особенно в периоды окончания срока права пользования землей. 3. Передел не позволяет инвестировать средства в сельское хозяйство и провести капитальные мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий для увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в условиях малоземелья Вьетнама. Однако, несмотря на негативные стороны, по их мнению, срочное землепользование обеспечивает социальную стабильность и смягчает антагонизм экономического развития общества в условиях малой землеобеспеченности, исключая негативные последствия посредством установления достаточно длительного срока пользования землей. Считают, что в этих условиях землеустройство позволит смягчить отрицательные последствия имеющихся недостатков землепользования: раздробленности и мелкоконтурности угодий, дальноземелья, вкрапливаний, вклиниваний и т. п. При этом система управления земельными ресурсами страны может быть предложена следующая. Уровень Функции управления земельным фондом Республиканский Информационное обеспечение управления земельным фондом Разработка и утверждение генерального плана использования и охраны земельных ресурсов страны Утверждение планов использования и охраны земельных ресурсов провинции Нормирование долей земель, предоставляемых гражданам в досрочное пользование Установление базовых ставок земельного налога и иных платежей Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров
Информационное обеспечение управления земельным фондом Разработка планов использования и охраны земельных ресурсов провинции Утверждение схем землеустройства уезда Ценообразование при определении права пользования земель Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров
Разработка схем землеустройства уезда Утверждение проектов землеустройства общины Предоставление и изъятие земельных участков Разрешение сделок с правом пользования землей Установление размеров земельного налога и иных платежей Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров
Разработка проектов землеустройства общины Регистрация землепользовании, факта хозяйственной деятельности субъекта права на землю и сделок с правом пользования землей Учет количества и качества земель Контроль за использованием и охраной земель Разрешение земельных споров Главные вопросы организации рационального использования земель и их охраны решают на уровне вьетнамской общины на основании проектов землеустройства. Практика показывает, что основой данных проектов должна служить агроэкологическая классификация земель, которая позволяет учесть качественные характеристики землепользования общины при размещении посевов сельскохозяйственных культур. Рассмотрим, как решали вопросы землеустройства в общине «Тан Чыонг» провинции Хай зыонг. Про проекту землеустройства было предусмотрено сократить число семейных крестьянских хозяйств с 1866 до 1400 за счет оборота прав пользования земельными долями. При этом средний размер землепользования одного крестьянского хозяйства составит 0, 35 га против 0, 27 га до землеустройства. Площадь пашни намечено сократить на 5, 4 га в связи с отводом земель для расширения населенных пунктов, проектированием защитных насаждений вокруг прудов, вдоль дорог и каналов. По проекту выделены водоохранные зоны, санитарно-защитные полосы вдоль автомагистрали. Предусматривают увеличить площади пашни, дающей три урожая, на 53 га (30 %) за счет улучшения мелиоративного режима и известкования почв, соответственно повышается кратность использования пашни с 2, 2 до 2, 4. Предполагают на пахотных землях первого и второго агроэкологических классов получать: три урожая овощей, рис—рис—картофель, рис-рис—кукуруза, рис—рис—соя, рис—рис—батат, а на землях третьего и четвертого классов — два урожая риса. Высокая степень адаптированности культур способствует увеличению урожайности риса и кукурузы на 0, 4...0, 9т/га, картофеля на 3, 0 и овощей на 2, 0 т/га. Сводные показатели проекта землеустройства приведены в таблице 19. Из таблицы видно, что результативные показатели производственной деятельности хозяйств в общине существенно повысятся за счет проводимого землеустройства. Карта пригодности земель общины для размещения сельскохозяйственных культур и проект землеустройства, разработанный на ее основе, показаны на рисунке 25. Проектом землеустройства административной общины «Нам бан» провинции Ха занг предусмотрено вовлечение 796 га неиспользуемых земель для выращивания чая и лекарственных растений. На сильносмытых землях намечается посадка леса. Площадь плодовых насаждений увеличивается на 194 га, поливного риса — на 80 га за счет строительства трех прудов. В результате этих действий изменится структура земельных угодий в общине (табл. 20). В условиях сложного рельефа на полях размещают следующие культуры севооборота: арахис—кукуруза, кукуруза—соя, горный рис с буферными полосами многолетних трав. Защите земель от эрозии способствуют проектируемые водорегулирующие лесополосы и валы-канавы. За счет противоэрозионных мероприятий и лучшего использования агроэкологического потенциала земель увеличивается урожайность культур: риса — на 0, 4...0, 8 т/га, кукурузы — на 0, 5 т/га. Основой для разработки проекта землеустройства также служила агроэкологическая карта пригодности земель общины под сельскохозяйственные угодья и культуры (рис. 26). В результате увеличения площадей продуктивных угодий, которое намечается вследствие трансформации и мелиорации ранее не используемых в сельском хозяйстве земель, в общине «Нам бан» появилась возможность увеличить число семейных крестьянских хозяйств (с 791 до 933) и их средний размер (с 1, 8 до 2, 8 га). Проект землеустройства общины показан на рисунке 27, а основные его показатели в таблице 21. 12 Землеустройство. Т. 7
Классы земель хорошо пригодные для картофеля, овощей, риса и других сельскохозяйственных культур хорошо пригодные для риса, среднепригодные для картофеля, кукурузы, сои и других культур хорошо пригодные для риса, малопригодные для других культур среднепригодные для риса, малопригодные для других культур А Рис. 25. Карта пригодности земель общины «Тан чыонг» под сельскохозяйственные числитель: О — три урожая овощей; РРС — рис — рис — соя; РРБ — рис — рис — батат;
Ш n? . административный центр поселения дороги каналы пруды проектируемые защитные насаждения Б культуры (в) и проект ее землеустройства (б): РРКР — рис — рис — картофель; РР — рис — рис; знаменатель — площадь 12*
|