Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И землепользования
Вид землеустроительных работ Землеустроительные работы по установлению земель федеральной собственности Топографо-геодезические работы, связанные с разграничением земель по уровням собственности
В том числе по годам Объект 31552 31552 Продолжение Вид землеустроительных работ Единица измерения Объем выполненных работ В том числе по годам
Разработка схем по формированию целевого земельного фонда, всего В том числе: для расселения переселенцев, беженцев, военнослужащих, уволенных в запас для предоставления казачьим обществам Выявление неиспользуемых, нерационально используемых земель, всего В том числе малопродуктивных земель Составление землеустроительных проектов, всего В том числе: по перераспределению земель организации и размещению крестьянских (фермерских) хозяйств упорядочению границ земельных участков сельскохозяйственных предприятий, использующих землю на различном праве внутрихозяйственному землеустройству Разработка схем защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановлению Обследование земель для целей их оценки, землеустройства и земельного кадастра В том числе: почвенные обследования геоботанические обследования выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель Установление границ территорий с особыми правовыми и природоохранными режимами Землеустроительные работы по ЗАТО Составление дежурных карт ограничений и обременении прав использования земель Инвентаризация земель В том числе: земель поселений земель под объектами федеральной собственности
Схема
Продолжение Вид землеустроительных работ Единица измерения Объем выполненных работ В том числе по годам Установление (восстановление) границ на местности: административно-территориальных АТО 158
образований (АТО) земельных участков Уточнение и вынесение на местность черты городских и сельских поселений, всего В том числе: городов сельских поселений Землеустроительные работы в районах Крайнего Севера: геоботаническое обследование оленьих пастбищ ресурсная оценка земель составление проектов организации общинно-родовых хозяйств составление проектов организации оленеводческо-промысловых хозяйств Составление и издание тематических карт АТО 170 Анализ таблиц 4.5—4.7 показывает, что выполненные виды землеустроительных работ в определенной мере были направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999— 2002 годы». Однако их структура, объемы работ, финансирование не соответствуют намеченным Программой мероприятиям. Так, сравнение затрат по выполненным видам работ в 2000 г. и предусмотренных объемов финансирования показывает, что данная Программа практически не реализована. Землеустроительные работы по систематическому выявлению неиспользуемых, нерационально Используемых земель, например, осуществлены только на 5 % охватываемых Программой территорий. Объемы выполненных работ от намеченных Программой, %, составили: по закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) - 13; установлению границ территорий с особым правовым и природоохранным режимами — 34, 4; составлению дежурных карт ограничений и обременении (сер-витуты) прав по использованию земель — 26, 2; разработке программ (схем) защиты земель от деградации и других негативных явлений и консервации земель — 38, 3; топографо-геодезическим работам, связанным с разграничением земель по уровням собственности — 29, 8; 5 С. Н. Волков по установлению (восстановлению) границ административно-территориальных образований — 15. Учитывая, что на первом этапе земельной реформы были повсеместно нарушены устойчивость и компактность землепользовании сельскохозяйственных организаций и существующее устройство их территорий, Программой была предусмотрена разработка землеустроительных проектов компактного размещения земельных участков субъектов новых форм хозяйствования. Цель этих проектов — создание условий для кооперирования хозяйств в области производства и инженерного обустройства территории, а также передача им несельскохозяйственных угодий. Такие проекты не составляли вообще. Поэтому до настоящего времени большинство сельскохозяйственных организаций используют земли одновременно на правах собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования. На их территориях не выделены земельные массивы, соответствующие невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими. На необходимость выделения земельных массивов, площади которых равны суммам площадей невостребованных земельных долей, обращено внимание в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"» и в Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июля 2005 г. (ст. 13)№87-Ф3. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Российской Федерации принимает меры по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения. Так, для упорядочения процесса выдела земельного участка в счет долей в праве общей собственности разработаны и утверждены Методические рекомендации по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий; для зонирования межселенных территорий — Методические рекомендации по оценке качества и классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве. Эти рекомендации прошли апробацию в различных регионах России, и их можно применять как для зонирования земель сельскохозяйственного назначения, так и в целях государственной кадастровой оценки земель. Для отработки механизма по реализации Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и вовлечения сельскохозяйственных земель в гражданский оборот на территории Псковской области был реализован российско-датский проект «Внедрение механизмов земельного рынка в сельское хозяйство» на основе проектов территориального землеустройства (2004-2005 гг.). По результатам указанных проектов каждый собственник доли в праве общей собственности приобретает и регистрирует права на конкретный земельный участок и, как следствие, сможет совершить без существенных проблем любую сделку с ним в соответствии с действующим законодательством, так как в процессе работ были не только составлены проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий, но и разработаны землеустроительные документы и материалы, необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков общей долевой собственности сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, на основе международного опыта разработан механизм оптимального, эффективного и экономичного закрепления прав граждан Российской Федерации на земельные участки, выделяемые им в счет земельных долей. Методические рекомендации по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий были использованы при выполнении работ по перераспределению сельскохозяйственных угодий за счет федерального бюджета в Калининградской области (в двух сельскохозяйственных организациях), Тверской области (в пяти), Новгородской области (в двух), Астраханской области (в четырех). Работы выполняли при всесторонней поддержке и помощи органов местного самоуправления. Вместе с тем к середине 2006 г. при проведении земельной реформы возникло множество вопросов, связанных с дальнейшим перераспределением земель, постановкой земельных участков на кадастровый учет, разграничением земель по формам собственности, изменением качественного состояния продуктивных угодий в связи с деградацией земель, проявлениями процессов эрозии, что требует неотложного проведения землеустройства и его государственной организации. 5* 6. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 1991—2005 гг. • 6.1. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Исходя из этого, организация и проведение землеустройства как системы мероприятий по обеспечению рационального использования земель и их охраны является конституционной обязанностью государства, поддерживающего основы конституционного строя Российской Федерации и выступающего сувереном на своей территории. На основании ст. 72 Конституции Российской Федерации главы 3 «Федеративное устройство» в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (пункт «в»); административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (пункт «к»). Поэтому законодательство, регулирующее проведение землеустройства, как часть земельного права находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вследствие этого в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется этим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На основании ст. 5 Федерального закона «О землеустройстве» к полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся: установление порядка проведения землеустройства; координация деятельности федеральных органов и исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства; проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; принятие нормативных правовых актов о землеустройстве; установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации; организация и осуществление контроля за проведением землеустройства; разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства; другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства. Происходящие в Российской Федерации административная и земельная реформы, стремление государства вовлечь земельные ресурсы в активный экономический оборот, изменение земельных отношений, являющихся результатом осуществления новой земельной политики, существенным образом изменили институциональную систему государственного управления земельными ресурсами. Это коснулось в первую очередь и землеустройства как главного механизма системы управления земельными ресурсами страны. Современное построение федеральных органов исполнительной власти государства определил Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также последующие постановления Правительства Российской Федерации, установившие функции, полномочия и организационные требования к их деятельности. Согласно этим, нормативным правовым актам основные задачи и функции, связанные с управлением земельными ресурсами и объектами недвижимости, а также организацией рационального использования земель и их охраны, выполняют следующие государственные учреждения, наделенные определенными полномочиями. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2004 г., в области управления земельными ресурсами осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, земельных отношений и территориального зонирования. Непосредственное руководство этой деятельностью в составе министерства осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений, экономики природопользования. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Рос-недвижимостъ), находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно постановлениям Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 202, от 19.08.2004 г. № 418 и другим нормативным правовым актам, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Основными функциями агентства являются, кроме того, землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности, и проведение экспертизы землеустроительной документации. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости от 19.08.2004 г. № 418 в области регулирования землеустроительной деятельности оно имеет следующие полномочия: организует проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; организует подготовку землеустроительных материалов для установления государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; ведет государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; утверждает карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства; исполняет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности; организует профессиональную подготовку работников агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Указанные полномочия, имеющие отношение к территориальному землеустройству, регулируются Положением о проведении территориального землеустройства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г. № 396). Ве- дение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, регламентируется Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 514). Технические регламенты и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 183-ФЗ. Непосредственное исполнение полномочий по землеустройству в составе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляет Управление мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно постановлению Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. В сфере, относящейся к землеустроительной деятельности, Росимущество имеет следующие полномочия: подготавливает предложения об установлении публичных сер-витутов на земельные участки, а также предложения об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности; осуществляет в порядке, установленном федеральными законами, разграничение государственной собственности на землю; формирует предложения о предоставлении в установленном порядке находящихся в государственной собственности земельных участков, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка для государственных нужд; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти. Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартогра-фия), находящееся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, согласно постановлению Правительства РФ от 29.07.2004 г. № 386 является федеральным органом исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов. Роскартография имеет следующие полномочия, влияющие на землеустроительную деятельность: организует создание и ведение в пределах своей компетенции федерального и региональных картографо-геодезических фондов Российской Федерации; устанавливает единые государственные системы координат, высот и гравиметрических измерений; устанавливает единый масштабный ряд государственных топографический карт и планов, а также в пределах своей компетенции — местных систем координат; организует геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации; создает и обновляет государственные топографические карты и планы в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых способствуют решению общегосударственных и иных установленных законом задач. Министерство регионального развития Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 г. № 40 в сфере регулирования землепользования и застройки самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства; порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил; порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации. Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, а также защиты прав национальных мень- шинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации. Данную работу министерство ведет, осуществляя мониторинг политики, социально-экономических процессов, эффективности использования средств государственной поддержки, деятельности органов государственной власти, а также организовывая разработку федеральных целевых программ регионального и территориального развития, по возрождению российского казачества, а также в сфере реализации национальной политики. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), находящееся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации, согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 286 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. В сфере, относящейся к землеустроительной и градостроительной деятельности, Росстрой имеет следующие полномочия: проводит государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации; формирует и ведет государственный фонд комплексных инженерных изысканий для строительства. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации^ соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2004 г. № 315, в установленном законом порядке может самостоятельно устанавливать следующие нормативные правовые акты, касающиеся организации рационального использования земель и их охраны: требования к нормативной документации по проектированию и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; правила и нормы в области мелиорации земель; планы проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения'плодородия земель сельскохозяйственного назначения; планы проведения мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами. В соответствии с действующим законодательством на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в области регулирования землепользования возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, плодородие почв, устойчивое развитие сельских территорий. Непосредственное руководство этой деятельностью в составе министерства осуществляет Департамент аграрной политики и развития сельских территорий, а также Департамент правового обеспечения. Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз), находившееся до 03.10.2005 г. в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 328 являлось федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги по управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая в том числе мелиорацию и плодородие почв. В области, относящейся к землеустроительной деятельности, оно имело следующие полномочия, осуществляя: реализацию федеральных программ в сфере агропромышленного комплекса (мелиорации и противоэрозионной защиты земель, повышения плодородия почв, реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, устойчивого развития сельских территорий); эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений; проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству, проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и утверждение указанной документации; учет федерального фонда мелиорированных земель; ведение реестра федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении агентства; ведение реестров и регистров в области плодородия почв. Кроме этого Россельхоз осуществлял функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 03.10.2005 г. № 1158 «О внесении изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», Федеральное агентство по сельскому хозяйству было упразднено, а его функции были переданы Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МЛР России) на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 г. № 370, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Министерство природных ресурсов в сфере организации рационального использования земельных ресурсов и их охраны имеет полномочия самостоятельно: проводить лесоустройство на территории лесов, не входящих в лесной фонд; утверждать лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства, расчетные лесосеки; относить леса третьей группы к резервным лесам, а также определять перечень особо защитных участков лесов; устанавливать минимальную площадь лесов, не входящих в лесной фонд, при которой необходимо проведение лесоустройства; составлять нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов; устанавливать порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков, недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, несвязанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами; определять перечень показателей государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра, правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений; разрабатывать методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых, а также экономической оценки лесов; устанавливать порядок осуществления мониторинга лесов, государственного мониторинга водных объектов. Министерство природных ресурсов Российской Федерации координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 400, осуществляет контроль и надзор в сфере землепользования, составляющей одну из главных частей природопользования, в следующих направлениях: в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; геологического изучения, рационального использования и охраны недр; состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; использования и охраны водных объектов; государственного земельного контроля в пределах своей компетенции в отношении земель зодного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий. Данная служба выдает также в установленном порядке лицензии (разрешения) на различные виды деятельности, организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу следующей градостроительной, землеустроительной, лесоустроительной документации: проектов правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы, нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов; материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе: проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; проектов схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации и территориальных комплексных схем охраны природы и 11 риродопользования; материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, субъектов Российской Федерации и местного значения, а также программ реабилитации этих территорий; проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; документации об изменении функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные; иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов. Федеральное агентство по недропользованию на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 293, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Обладает следующими полномочиями, влияющими на землеустроительную деятельность: принимает решения о предоставлении права пользования участками недр; относит запасы полезных ископаемых к кондиционным и некондиционным; проводит геолого-экономинескую и стоимостную оценку месторождений полезных ископаемых и участков недр; ведет государственный кадастр месторождений и появления полезных ископаемых, а также государственный баланс запасов полезных ископаемых, ставит в установленном порядке запасы полезных ископаемых на государственный баланс и списывает их с государственного баланса; ведет государственный учет и государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами. Кроме того, Федеральное агентство по недропользованию организует государственное геологическое изучение недр и прове- дение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. № 283, осуществляет следующие полномочия, имеющие отношение к землеустроительной деятельности: отнесение лесов к группам лесов и категориям защитное™ лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации; рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий. Федеральное агентство лесного хозяйства организует: проведение лесоустройства; согласование мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов; осуществление мероприятий по охране и защите лесов, а также ведет государственный лесной кадастр, государственный мониторинг лесов и государственный учет лесного фонда. Федеральное агентство водных ресурсов на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. № 282, имеет следующие полномочия в области совместного регулирования землепользования и водопользования, осуществляя: разработку в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, составление водохозяйственных балансов; государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребле-ния и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности; разработку и утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты по бассейну водного объекта или его участку, утверждение нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральное агентство водных ресурсов организует: перераспределение ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности; подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод; проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Кроме того, агентство ведет: государственный реестр договоров пользования водными объектам; государственный водный кадастр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Российский регистр гидротехнических сооружений. Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г., своим приказом от 03.12.2004 г. № 188 «Об утверждении Положения о главном управлении (управлении) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации» отвечает за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ установлено местное значение поселения, муниципального района, городского округа. При этом к вопросам местного значения поселения (городского или сельского) в соответствии с п. 20 ст. 14 этого закона относятся: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. В число вопросов местного значения муниципального района включают п. 15 (ст. 15): территориальное юнирование межселенных территорий, изъятие земельных участ- ков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации. К вопросам местного значения городского округа согласно п. 26 ст. 16 вышеназванного закона относятся: планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации. Согласно новой редакции отдельных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа теперь относятся в том числе утверждение генеральных планов развития территориального образования, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах территориального образования, а также осуществление земельного контроля. На основании Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» выдавать разрешения на строительство с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливают градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях не будут. Проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты планировки и межевания территорий, а также предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства теперь в обязательном порядке выносят на публичные слушания, которые можно проводить как по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, так и непосредственно населения. Данное дополнение внесено в п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», расширяют полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии с вновь введенным подпунктом 42 п. 2 ст. 26.3 указанные органы будут утверждать схемы территориального планирования субъекта РФ, документацию по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональные нормативы градостроительного проектирования, а также осуществлять государственный строительный надзор. Таким образом, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере землеустроительной деятельности и государственного управления земельными ресурсами рассредоточены между шестью министерствами (Минэкономразвития, МПР, Минтрансом, МСХ, Минюстом, Минрегионразвития), а функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере организации регионального использования земель и их охраны — между восемью федеральными агентствами. Кроме того, контрольные и надзорные функции осуществляют две федеральные службы и одно агентство (Роснедвижимость отвечает за государственный земельный контроль). В настоящее время созданы условия для государственного регулирования проведения землеустройства. Однако все полномочия Российской Федерации в этой области, определенные Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (ст. 5), не выполняются: не установлен порядок проведения землеустройства; практически совсем не осуществляется землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности; не разработана, не согласована и не реализована Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; не возложена ни на одно министерство и ведомство (постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в период 2001—2006 гг.) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства; отсутствует надлежащий контроль за проведением землеустройства; не разработаны технические регламенты и требования проведения землеустройства, не проводится государственная экспертиза землеустроительной документации. 6 С. Н. Волкои Это приводит к тому, что земельная политика государства осуществляется не в полной мере и не является последовательной, а в ряде случаев политические интересы и ведомственные амбиции превалируют над экономическими целями. В этих условиях предпринимаются попытки ревизии законодательства о землеустройстве путем выхолащивания содержательной части землеустройства, максимального упрощения землеустроительных действий, отказа от разработки землеустроительной документации, замены землеустроительного проектирования различными землеописаниями, что не соответствует ни мировой практике землеустройства, ни соображениям социально-экономической целесообразности. Одна из главных функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Российской Федерации — оказание государственных услуг в сфере землеустройства, что создает нормальные условия для государственного регулирования отношений в этой области. Однако в полномочия этого агентства включено проведение только двух видов землеустроительных действий: территориального землеустройства и подготовки землеустроительных материалов для установления государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Тем не менее известно, что все землеустроительные мероприятия необходимо проводить комплексно, в определенной технологической последовательности, начиная от изучения состояния земель, включающего геодезические и картографические работы, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, оценку качества и инвентаризацию земель, далее последующее проведение на этой основе предпроектных работ по планированию рационального использования земель и их охраны, и кончая землеустроительными проектными работами по территориальному (межхозяйственному) землеустройству, внутрихозяйственному землеустройству и участковому землеустройству (рабочему землеустроительному проектированию). Только в этом случае можно говорить об эффективной организации землеустройства, в особенности земель, находящихся в федеральной собственности, с точки зрения общей концепции, ведомственных функций и методов его реализации. Определенными нормативными правовыми актами полномочия федеральных органов исполнительной власти должны обеспечиваться соответствующими финансовыми, материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами. Однако в условиях слабого финансирования землеустроительных работ, недостаточного кадрового и организационного обеспечения землеустройства, неэффективного контроля за земельной реформой и ее осуществлением функции государства в сфере землеустройства выполняться должным образом не могут. По этим же причинам органы местного самоуправления не смогут в ближайшее время организовать рациональное использование земель и их охрану и активно заниматься регулированием землепользования и застройки в интересах всего населения, проживающего на их территориях. Анализ существующей системы федеральных органов исполнительной власти требует выбора отдельного учреждения, которое следует наделить всей полнотой полномочий для принятия решений по управлению земельными ресурсами страны. Земельной реформой в стране управляют шесть министерств, а за ее итоги не отвечает никто. В связи с этим необходимо уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также передача всех функций государственного регулирования проведения землеустройства одному министерству (ведомству). Одним из главных направлений повышения эффективности землеустройства должно стать регулирование рынка землеустроительных услуг. 6.2. УЧАСТНИКИ РЫНКА ОКАЗАНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ В сфере землеустроительной деятельности выполняют большой объем землеустроительных работ по территориальному землеустройству в связи с образованием новых и упорядочением существующих объектов землеустройства, установлением, восстановлением и корректировкой их границ (межеванием земель); по подготовке документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении земельной собственности. Проводят работы, связанные с формированием, учетом и инвентаризацией объектов недвижимости, постановкой их на кадастровый учет, государственной кадастровой оценкой, изучением и мониторингом земель. В меньшем объеме продолжают составлять проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, рабочие проекты по использованию и охране конкретных земельных участков. В связи с ликвидацией в Российской Федерации государственных проектных и научно-исследовательских институтов системы «РосНИИЗемпроект» и существенно возросшими объемами землеустроительных работ на рынке выполнения землеустроительных работ и оказания землеустроительных услуг возникло большое число землеустроительных предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, а также появились частные землемеры (предприниматели) без образования юридического лица. Таким образом, участниками рынка оказания землеустроительных услуг являются: 6* федеральные государственные унитарные предприятия по землеустройству, подведомственные организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (Роснедвижимости, Роскартографии и др.) и их региональные подразделения; государственные унитарные предприятия, осуществляющие землеустроительные работы, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; государственные учреждения «Земельные кадастровые палаты» и их филиалы, находящиеся в ведении Роснедвижимости; частные землеустроительные и топографо-геодезические организации, а также частные предприниматели без образования юридического лица; ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации и другие объединения в сфере геодезии, землеустройства и кадастров; производственные подразделения высших учебных заведений Российской Федерации, оказывающие услуги в области геодезии и землеустройства; другие организации, выполняющие работы по землеустройству и кадастрам. По ориентировочным подсчетам участниками рынка выполнения землеустроительных работ и оказания землеустроительных услуг являются более 3000 государственных предприятий, учреждений и организаций, 4000 частных землеустроительных организаций и не менее 1000 частных предпринимателей без образования юридического лица, включающих 70 тыс. работников. Например, только в Краснодарском крае в землеустроительной сфере работает 47 государственных унитарных землеустроительных предприятий и краевой Центр по землеустройству, находящийся в ведении Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края, 45 филиалов земельной кадастровой палаты Краснодарского края. Считается, что в Российской Федерации насчитывается более 50 млн землевладельцев и землепользователей, включая арендаторов, а число объектов недвижимости превышает 100 млн. В ближайшие пять лет ожидается активизация оборота земельных участков и объектов недвижимости. Так, к 2010 г. прогнозируется увеличение сделок до 10 млн против 6 млн сделок в год, совершаемых в настоящее время, что приведет к повышению спроса на профессиональные услуги землеустроителей. Для объединения профессиональных усилий, совместной защиты своих интересов в условиях конкуренции, регулирования профессиональной деятельности, обеспечения высокого качества выполняемых землеустроительных работ и обеспечения ответственности (в том числе материальной) за ее результаты частные землеустроители пытаются создать ассоциации, союзы, объедине- ния. В 2003 г. в России одним из первых было создано некоммерческое партнерство — межрегиональная саморегулируемая организация «Земля и недвижимость», объединяющая более 100 организаций, представляющих 69 субъектов Российской Федерации. Система саморегулирования субъектов профессиональной предпринимательской деятельности является принципиально новым инструментом регулирования рыночных отношений в правовой системе Российской Федерации. Поэтому введение данного механизма потребует выработки соответствующих правовых, нормативных, технических, этических и профессиональных правил внутри саморегулируемой организации и на государственном уровне. Мировой опыт показывает, что саморегулируемые организации (СРО), с одной стороны, выражают интересы своих членов перед государством, с другой — являются квалифицированным представителем общественных интересов в среде профессиональных участников. Они являются активным элементом инфраструктуры профессиональной деятельности. Миссия саморегулируемой организации заключается в том, чтобы квалифицированно и оперативно координировать отношения, возникающие между самими участниками СРО, между участниками СРО и их клиентами, между участниками СРО и государством. В частности, основными задачами саморегулируемой организации НП МСО «Земля и недвижимость» являются: защита прав и законных интересов организаций-членов, в том числе разрешение споров и конфликтов с органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления; участие в разработке нормативных правовых актов в сфере саморегулируемой деятельности, включая законодательные акты и оказание правовой, нормативной, методической и технической помощи; выработка адекватных текущей экономической ситуации в стране правил и стандартов профессиональной деятельности; регулирование профессиональной деятельности членов организации на основе действующего законодательства и разработанных правил (стандартов) профессиональной деятельности; контроль за соблюдением членами СРО правил (стандартов) профессиональной деятельности; представление интересов членов организации во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, аттестация сотрудников, аккредитация членов организации, сертификация их работ и услуг; обеспечение гарантии гражданской ответственности членов организации за результаты профессиональной деятельности; профессиональная общественная экспертиза законопроектов и нормативных актов. Для решения указанных задач саморегулируемая организация НП МСО «Земля и недвижимость»: организует и проводит стажировку в саморегулируемой организации, обеспечивает повышение квалификации и обучение своих членов; рассматривает жалобы на действие своих членов; контролирует деятельность своих членов и применяет к ним меры ответственности, предусмотренные уставом саморегулируемой организации; возмещает ущерб, причиненный членами саморегулируемой организации в результате осуществления деятельности по формированию объектов кадастрового учета; контролирует качество работ и услуг, оказываемых членами СРО; создает условия для применения современного оборудования и новейших технологий при производстве землеустроительных работ; обобщает и распространяет передовой опыт профессиональной деятельности, проводя конференции, симпозиумы, семинары и другие мероприятия. Саморегулируемая организация для выполнения своей миссии должна располагать высококвалифицированными кадрами, финансовыми ресурсами и иметь необходимое информационное и научно-методическое обеспечение. В связи с этим в своей повседневной деятельности саморегулируемая организация должна взаимодействовать с высшими учебными, научно-исследовательскими и проектными организациями. В связи с изменением законов о предпринимательской деятельности в Российской Федерации начиная с 1993 г. стали образовываться частные землеустроительные организации. Так, в 1993—1995 гг. только в Московской области для выделения земель под крестьянские (фермерские) хозяйства, установления границ личных подсобных хозяйств было зарегистрировано около 100 землеустроительных предприятий: от частных предпринимателей до товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ различного типа. Немаловажную роль в создании института частных землемеров сыграло значительное сокращение государственного финансирования программ по земельной реформе и снижение численности штатных работников государственных землеустроительных предприятий. Будущие собственники и арендаторы земли, оплачивая землеустроительные работы за свой счет, стояли в очереди на подготовку правоустанавливающих документов на принадлежащие им земельные участки. К началу 1996 г. Госкомзем РФ для оперативного выполнения первого этапа земельной реформы в Российской Федерации привлек более 3000 частных землемеров. Основные задачи их заключались в проведении межевания земель, закреплении границ землепользования в натуре (на местности) и подготовке необходимых документов для оформления прав на земельный участок. По инициативе частных землемеров Московского региона 26 ноября 1996 г. в Москве был созван съезд частных землемеров России с целью объединить предприятия, работающие в области землеустройства и земельного кадастра на профессиональном уровне, и ассоциировать их. На съезде присутствовали 130 уполномоченных представителей предприятий, имеющих в уставном фонде частный капитал. Съезд принял учредительный договор некоммерческой организации «Российская ассоциация частных землемеров» и устав. Ее учредителями стали представители частных землеустроительных организаций из 19 регионов России. Цель ассоциации — координация деятельности и защита интересов граждан и юридических лиц (членов ассоциации) при проведении землеустроительных, кадастровых, проектно-планировоч-ных, топографо-геодезических и иных работ. Основные задачи ее: унификация технологий кадастровых и землеустроительных работ; оказание помощи в технологическом и техническом оснащении; координация предпринимательской деятельности частных землемеров; обслуживание геодезических приборов и технических средств; представление и защита интересов членов ассоциации в государственных, судебных, общественных, иных организациях; профессиональное страхование; юридическая помощь членам ассоциации; сотрудничество с землеустроительными органами; получение лицензии на землеустроительные работы; обучение и повышение квалификации специалистов; ремонт и обслуживание геодезической техники; семинары, конференции, симпозиумы и выставки ассоциации; развитие международных связей, в том числе проведение международных семинаров, конференций, выставок и др.; издание и распространение нормативно-технических документов и передового опыта среди членов ассоциации; содействие членам ассоциации в обеспечении картографической и фактографической продукцией; консультации и обучение пользователей и технического персонала геоинформационным технологиям; сотрудничество с отечественными и зарубежными союзами и ассоциациями родственного профиля. На 30 июля 2005 г. ассоциация частных землемеров страны насчитывала в своем составе 167 членов из 82 субъектов Российской Федерации, представляющих около 4 тыс. работников различных землеустроительных открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, научно-производственных объединений, а также индивидуальных частных предпринимателей. Президентом ассоциации являлся губернатор Орловской области Е. С. Строев. Кроме того, на рынке землеустроительного производства и оказания землеустроительных услуг действуют другие многочисленные союзы, коллегии, ассоциации и самостоятельные организации. К числу наиболее известных из них относятся: Федеральный союз инвентаризаторов России, ЗАО «Межевая коллегия», ГИС-ассоциация и др. Для организации землеустроительных работ, ускорения постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, дальнейшей приватизации земель, повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса и лоббирования своих интересов различные крупные государственные и частные корпорации и их объединения создают собственные административные, научные и производственные подразделения, финансируют проведение землеустроительных и земельно-кадастровых работ, участвуют в подготовке нормативных правовых актов по земельным вопросам, что влияет на земельную политику государства и рынок землеустроительного производства. Так, в составе Российского союза промышленников и предпринимателей действует Комитет по
|