Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР» ОТ 18.01.1991 г. № 30
С начала осуществления земельной реформы в Российской Федерации и реформирования земельных отношений их землеустроительное обеспечение проводили в соответствии с «Республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР», утвержденной постановлением Совета министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30. В указанной программе имелся раздел «Землеустроительное обеспечение земельной реформы», в котором предусматривались следующие мероприятия: передача земель в распоряжение местных Советов народных депутатов и проведение инвентаризации земель по всем категориям землевладений и землепользовании; составление схемы землеустройства по 1840 административным районам с целью создания специального фонда земель для наделения землей крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садоводства и огородничества; проведение межхозяйственного землеустройства по перераспределению земель и предоставлению земельных участков с выдачей документов, удостоверяющих право владения, собственности и пользования землей; выделение земельных участков для ведения крестьянского хозяйства общей площадью 6, 5 млн га; обеспечение увеличения площади земель в личных подсобных хозяйствах на 3 млн га; выделение земельных участков для садоводства и огородничества общей площадью 2, 5 млн га; проведение в 17 тыс. хозяйствах внутрихозяйственной оценки земель; проведение землеустройства крестьянских хозяйств с комплексом топографических, почвенно-геоботанических, агрохимических и других изысканий; выполнение необходимых аэрофотогеодезических, изыскательских и обследовательских работ для обеспечения информацией о земле собственников, землевладельцев, землепользователей и органов управления; разработка и реализация республиканской и региональных программ защиты земель от деградации, консервации деградированных земель и их восстановление. Указанный комплекс землеустроительных работ должен быть реализован в течение 1991 — 1995 гг. Одновременно программой предусмотрена подготовка и внедрение в производство ряда инструктивно-методических документов, обеспечивающих проведение выше перечисленных землеустроительных работ, а именно: составление рекомендаций по условиям приватизации земель, определению размеров земельных наделов; разработка форм государственных актов, удостоверяющих право на землю; определение порядка систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель в целях создания земельного запаса; разработка основных положений землеустройства; уточнение механизма возмещения ущерба, причиненного в результате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения; установление порядка выявления и консервации деградированных и загрязненных земель. Таким образом, программой было намечено проведение значительного объема землеустроительных работ, а также работ по их нормативно-методическому обеспечению. В первую очередь были приняты меры по нормативно-методическому обеспечению землеустроительных работ, ранее не встречавшихся в землеустроительной практике. Так, в это время были подготовлены и внедрены в производство: Методические рекомендации о порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов (1991 г.); Методические рекомендации по составлению схемы землеустройства административного района (1991 г.); Форма свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (1992 г.); Положение о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза) (1992г.); Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов (1992 г.); инструктивное письмо «О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан» (1992 г.); Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов (1992 г.); Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (1992 г.); Инструктивное письмо об инвентаризации земель, предоставленных для нужд обороны (1992 г.); Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю (1992 г.); Памятка о порядке получения земли для сельскохозяйственного использования (1992 г.); Методические рекомендации по почвенному и агрохимическому обследованию крестьянских (фермерских) хозяйств (1991г.); Методика образования крестьянских (фермерских) хозяйств (1993 г.); Инструктивное письмо о проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам (1993 г.). В указанном перечне приведены инструктивно-методические документы, разработанные в 1991—1993 гг. По мере необходимости в дальнейшем разрабатывали и внедряли в землеустроительное производство и другие документы. Вместе с тем необходимо отметить, что не по всем работам были подготовлены инструктивно-методические документы. Так, не были утверждены (проект был подготовлен) «Основные положения землеустройства», хотя в период реформирования роль и значение землеустройства значительно изменились по сравнению с предыдущими периодами. Учитывая отсутствие такого документа, землеустройство этого периода не имело перспектив своего развития из-за отсутствия четкой государственной земельной политики, а было направлено на решение в основном текущих задач, связанных с перераспределением земель и оборотом земельных участков. Не были внедрены в производство ряд других нормативно-методических документов, таких как порядок систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель в целях создания земельного запаса, не разработаны: механизм возмещения ущерба, причиненного в результате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения; порядок проведения землеустроительных работ по передаче земель несельскохозяйственного назначения при проведении приватизации сельскохозяйственных угодий; по передаче земель под приватизированными объектами недвижимости и ряд других документов, актуальность которых имеет место и в настоящее время. Важным итогом земельных преобразований начала 90-х годов прошлого столетия явилось обеспечение земельными участками граждан. Этому способствовало выполнение следующих работ по землеустройству. 1. Были составлены землеустроительные документы по передаче в введение 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов земель в границах населенных пунктов, а также вне их границ с целью расширения индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, а также для организации сенокошения и пастьбы скота. В результате в распоряжение указанных Советов народных депутатов переданы земли 153, 3 тыс. населенных пунктов общей площадью 31, 2 млн га, в том числе 22, 8 млн га сельскохозяйственных угодий, из которых около 5 млн га использовали для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, 8, 3 млн га заняты землями общего пользования (улицы, площади, водоемы, леса и др.), объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, 2, 4 млн га предназначались для развития (расширения) личного подсобного хозяйства, 16, 1 млн га — для коллективного огородничества, сенокошения и выпаса скота. Это позволило удовлетворить потребности сельского населения в земельных участках для указанных целей. Переданные земельные участки были переведены в категорию земель поселений с изъятием их из земель сельскохозяйственного назначения, что дало возможность осуществления определенных законодательством полномочий органами местного самоуправления по распределению землями муниципальной собственности. 2. В 1992—1996 гг. было проведено в порядке межевания уточнение в натуре границ земель, переданных в ведение местных администраций, по более чем 9 тыс. населенных пунктов. 3. В 1991—1996 гг. было составлено 20, 6 тыс. проектов перераспределения земель при реформировании сельскохозяйственных предприятий. На основании указанных проектов были приняты решения о создании новых форм хозяйствования на земле (сельскохозяйственные кооперативы, товарищества, акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, крестьянские хозяйства и др.), даны рекомендации о размерах земельных долей, а также о площадях земель, передаваемых новым сельскохозяйственным организациям, и земель, включаемых в фонд перераспределения. 4. В 1320 административных районах (67, 8 % их общего количества) в 1993—1995 гг. была проведена инвентаризация всех категорий земель с целью выявления дополнительных площадей, пригодных для предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и иных целей. По итогам инвентаризации было выявлено 2, 5 млн га земель, пригодных для предоставления гражданам для вышеуказанных целей, в том числе 1, 7 млн га сельскохозяйственных угодий, из них 0, 9 млн га пашни. Всего к 1997 г. фонд перераспределения земель с учетом фонда земель, сформированного после бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий гражданам, получившим право на земельную долю, и по итогам инвентаризации составил 31, 2 млн га земли, в том числе 18, 0 млн га сельскохозяйственных угодий. Из этого фонда в 1991— 1996 гг. гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и других целей дополнительно было выделено 4 млн га. 5. В 1993—1996 гг. было разработано 38, 5 тыс. проектов размещения крестьянских (фермерских) хозяйств и проведено установление границ земельных участков на местности по 145, 3 тыс. крестьянских хозяйств. Это дало возможность (с учетом составленных проектов за счет других заказчиков) к 1 января 1997 г. сформировать 278, 6 тыс. крестьянских хозяйств, в распоряжение которых было предоставлено 12, 1 млн га, что составило на эту дату 6, 2 % площади сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям и гражданам для производства сельскохозяйственной продукции. 6. В 1992—1996 гг. было изготовлено и выдано около 5, 9 млн документов, удостоверяющих право на землю, включая 148, 1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. 7. В 1995—1996 гг. было подготовлено 11, 3 млн свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей, из них было выдано 10, 7 млн свидетельств, что составило 92, 2 % к их общему количеству. Остальные земельные доли на тот период оказались невостребованными по разным причинам (не подали заявление на получение или не получили свидетельства). 8. В 1992—1996 гг. были разработаны также по 73 субъектам, а в 1999 г. еще по 4 субъектам Российской Федерации «Программы защиты земель от деградации, консервации деградированных земель и их восстановления». 9. В этот же период было проведено внутрихозяйственное землеустройство 3, 7 тыс. крестьянских хозяйств, что составляет около 10 % от их общего количества, а также осуществлено по 15, 2 тыс. крестьянских хозяйств на площади 782, 3 тыс. га почвенное обследование и по 1, 3 тыс. хозяйств на площади 185, 7 тыс. га — геоботаническое обследование. 10. В соответствии с программой были осуществлены также Кроме этого, проведены аэрофотогеодезические и топографические работы на площади 178, 7 млн га, почвенные обследования на площади 44 млн га, геоботанические обследования на площади 12, 9 млн га. С середины 1990-х годов землеустройство теряет государственный характер, изменяется и структура землеустроительных работ. В связи с реорганизацией землевладений и землепользовании и масштабным перераспределением земель стали увеличиваться объемы межхозяйственного землеустройства, которое с принятием Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ стали именовать территориальным землеустройством. Динамика фактических объемов и структуры сданных землеустроительных работ за период с 1988 по 1996 г. показана в таблице 4.1.
Межхозяйственное зем- 8, 1 9, 6 128, 5 9, 6 10, 0 11, 2 11, 4 16, 6 8, 2 леустройство и предоставление земель для государственных и общественных надобностей Аэрофотогеодезические 21, 3 25, 4 134, 0 25, 7 26, 7 15, 0 15, 3 26, 6 13, 2 работы, наземные съемки, корректировка планово-картографического материала, летно-съемоч-ные работы Почвенное обследование 7, 2 8, 6 153, 2 9, 4 9, 7 10, 6 10, 8 30, 1 14, 9 Геоботаническое обсле- 2, 7 3, 2 128, 6 2, 1 2, 2 2, 2 2, 2 6, 4 3, 3 дование Оказание помощи в осу- 3, 0 3, 6 46, 9 2, 1 2, 2 0, 7 0, 7 — — ществлении проектов внутрихозяйственного землеустройства Земельно-оценочные и 7, 6 9, 0 В 3 раза 8, 7 9, 0 12, 7 12, 9 27, 3 13, 5 кадастровые работы, включая создание кадастровых карт Землеустройство олене- 3, 0 3, 6 В 2 раза 2, 6 2, 7 3, 0 3, 1 5, 6 2, 8 водческо-промысловых хозяйств в районах Крайнего Севера ^ Графический учет земель 0, 6 0, 7 85, 7 1, 8 1, 9 5, 9 6, 0 — — 392, 7 18, 4 5197, 2 21, 5 78480, 3 14, 6 271, 6 12, 8 3693, 8 15, 3 50166, 7 9, 3
81396, 1 15, 1 12900, 1 2, 4 182, 2 8, 6 1347, 5 5, 6 111881, 9 20, 8 51, 1 2, 4 629, 3 2, 6 10888, 4 2, 0 16, 7 0, 8 5, 5 0, 02 -
О Вид работ стоимость, млн руб. объему YcY. 1987 г. стоимость, млн руб. стоимость, млн РУб- стоимость, млн руб. стоимость, млн руб. стоимость, млн руб. %к объему Продолжение 1994-1996
стоимость, млн руб.
Инвентаризация земель 9, 2 11, 0 В 7 раз 11, 0 11, 4 1, 9 1, 9 (включая земли населенных пунктов) - 2, 8 0, 1 626, 5 2, 5 75583, 2 14, 0
Составление рабочих 6, 9 8, 2 123, 2 8, 4 (одностадийных) проектов, всего , 7 8, 6 8, 7 10, 5 5, 2 69, 0 3, 3 741, 3 3, 1 5565, 7 1, 0
Из них: коренное улучшение 2, 6 3, 1 108, 3 2, 9 3, 0 сельскохозяйственных угодий, не требующих осушения и освоения новых земель
рекультивация земель 0, 8 0, 9 114, 3 0, 7 0, 7 и улучшение малопродуктивных угодий плодородным слоем почвы противоэрозионные мероприятия Землеустройство сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий
Разработка проектных предложений по установлению водоохранных зон и прибрежных полос малых рек ^ Разработка схем земле- 0, 8 0, 9 36, 4 1, 1 1, 2 1, 4 1, 4 17, 6 8, 7 411, 5 19, 3 487, 3 2, 0 7231, 7 1, 3 устройства, охраны природы, районной планировки Инвентаризация внутри- — *- — 1, 9 2, 0 — — — — — — — — — — хозяйственных дорог сельскохозяйственных предприятий и корректировка схем их развития
Внутрихозяйственное 0, 1 0, 1 82, 3 0, 05 0, 1 5, 8 5, 9 4, 4 2, 2 39, 0 1, 8 973, 4 4, 0 землеустройство Расчет дифференциаль- - - - - - 0, 9 0, 9 0, 7 0, 3 69, 1 3, 2 388, 5 1, 6 ной ренты и платежей за землю Оформление материалов — — — — — 0, 6 0, 6 33, 6 16, 6 — — — — по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение местных администраций Разработка проектов ___ _— ______ 856, 5 3, 5 перераспределения земель Мониторинг земель — — — — — — — — — 1, 8 0, 1 203, 5 0, 9 Установление границ ___ — — ____з, 1 0, 21 669, 9 2, 8 территорий с особыми режимами использования
11, 7 14, 0 153, 1 10, 8 11, 2 16, 0 16, 3 21, 0 10, 4 194, 8 9, 1 3316, 2 13, 7 2132, 0 100, 0 24202, 8 100, 0 Итого в фактически 84, 0 100, 0 119, 0 96, 3 3100, 0 98, 4 100, 0 201, 9 100, 0 действовавших ценах, < -п млн руб. Из таблицы видно, что если в 1988 г. земельно-оценочные и кадастровые работы, включая создание кадастровых карт, составляли в общем объеме землеустроительных работ только 9 %, то за период с 1994 по 1996 г. их удельный вес повысился до 20, 8 %. Доля межхозяйственного землеустройства и предоставления земель для государственных и общественных надобностей в России выросла с 9, 6 % в 1988 г. до 14, 6 % в 1994—1996 гг. Особенно сильно вырос удельный вес межхозяйственного землеустройства в общей структуре сданных землеустроительных работ в 1991—1993 гг. — с 8, 2 до 21, 5 %, что отражало массовое перераспределение земель. За период с 1988 по 1996 г. значительно увеличились объемы работ по инвентаризации земель, особенно в населенных пунктах. Вместе с тем удельный вес работ, связанных с внутрихозяйственным землеустройством, рабочим проектированием, т. е. теми мероприятиями, которые направлены на повышение плодородия земель и рост экономической эффективности хозяйств, значительно снизился. Так, удельный вес всех видов работ по внутрихозяйственному землеустройству, включая оказание помощи в осуществлении проектов, землеустройство оленеводческо-промысловых хозяйств и сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий, уменьшился с 8, 2 % в 1988 г. до 5, 5 % в 1994-1996 гг. За это же время рабочее проектирование в землеустройстве сократилось с 8, 2 до 1, 0 %. За 1994—1996 гг. уменьшилась также среднегодовая стоимость проектно-изыскательских работ по землеустройству по всем источникам финансирования до 34, 5 млн долл. в год против 62 млн долл. в 1991-1993 гг. и 50, 3млндолл. в 1986-1990 гг. (табл. 4.2). Это произошло несмотря на крупные земельные преобразования.
|