Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР» ОТ 18.01.1991 г. № 30






С начала осуществления земельной реформы в Российской Фе­дерации и реформирования земельных отношений их землеуст­роительное обеспечение проводили в соответствии с «Республи­канской программой проведения земельной реформы на террито­рии РСФСР», утвержденной постановлением Совета министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30.

В указанной программе имелся раздел «Землеустроительное обеспечение земельной реформы», в котором предусматривались следующие мероприятия:

передача земель в распоряжение местных Советов народных депутатов и проведение инвентаризации земель по всем категори­ям землевладений и землепользовании;

составление схемы землеустройства по 1840 административным районам с целью создания специального фонда земель для наделе­ния землей крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садоводства и огородничества;

проведение межхозяйственного землеустройства по перерасп­ределению земель и предоставлению земельных участков с выда­чей документов, удостоверяющих право владения, собственности и пользования землей;

выделение земельных участков для ведения крестьянского хо­зяйства общей площадью 6, 5 млн га;

обеспечение увеличения площади земель в личных подсобных хозяйствах на 3 млн га;

выделение земельных участков для садоводства и огородниче­ства общей площадью 2, 5 млн га;

проведение в 17 тыс. хозяйствах внутрихозяйственной оценки земель;

проведение землеустройства крестьянских хозяйств с комплек­сом топографических, почвенно-геоботанических, агрохими­ческих и других изысканий;

выполнение необходимых аэрофотогеодезических, изыскатель­ских и обследовательских работ для обеспечения информацией о земле собственников, землевладельцев, землепользователей и ор­ганов управления;

разработка и реализация республиканской и региональных


программ защиты земель от деградации, консервации деградиро­ванных земель и их восстановление.

Указанный комплекс землеустроительных работ должен быть реализован в течение 1991 — 1995 гг.

Одновременно программой предусмотрена подготовка и внедре­ние в производство ряда инструктивно-методических документов, обеспечивающих проведение выше перечисленных землеустрои­тельных работ, а именно:

составление рекомендаций по условиям приватизации земель, определению размеров земельных наделов;

разработка форм государственных актов, удостоверяющих пра­во на землю;

определение порядка систематического выявления неиспользу­емых и нерационально используемых земель в целях создания зе­мельного запаса;

разработка основных положений землеустройства;

уточнение механизма возмещения ущерба, причиненного в ре­зультате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения;

установление порядка выявления и консервации деградирован­ных и загрязненных земель.

Таким образом, программой было намечено проведение значи­тельного объема землеустроительных работ, а также работ по их нормативно-методическому обеспечению.

В первую очередь были приняты меры по нормативно-методи­ческому обеспечению землеустроительных работ, ранее не встре­чавшихся в землеустроительной практике.

Так, в это время были подготовлены и внедрены в производ­ство:

Методические рекомендации о порядке передачи земель в ве­дение сельских Советов народных депутатов (1991 г.);

Методические рекомендации по составлению схемы землеуст­ройства административного района (1991 г.);

Форма свидетельства на право собственности на землю, бес­срочного (постоянного) пользования землей (1992 г.);

Положение о комиссии по приватизации земли и реорганиза­ции колхоза (совхоза) (1992г.);

Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов (1992 г.);

инструктивное письмо «О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан» (1992 г.);

Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов (1992 г.);

Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого вла­дения, бессрочного (постоянного) пользования землей (1992 г.);

Инструктивное письмо об инвентаризации земель, предостав­ленных для нужд обороны (1992 г.);


Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собствен­ности на землю (1992 г.);

Памятка о порядке получения земли для сельскохозяйственно­го использования (1992 г.);

Методические рекомендации по почвенному и агрохи­мическому обследованию крестьянских (фермерских) хозяйств (1991г.);

Методика образования крестьянских (фермерских) хозяйств (1993 г.);

Инструктивное письмо о проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам (1993 г.).

В указанном перечне приведены инструктивно-методические документы, разработанные в 1991—1993 гг. По мере необходимос­ти в дальнейшем разрабатывали и внедряли в землеустроительное производство и другие документы. Вместе с тем необходимо отме­тить, что не по всем работам были подготовлены инструктивно-методические документы. Так, не были утверждены (проект был подготовлен) «Основные положения землеустройства», хотя в пе­риод реформирования роль и значение землеустройства значи­тельно изменились по сравнению с предыдущими периодами.

Учитывая отсутствие такого документа, землеустройство этого периода не имело перспектив своего развития из-за отсутствия четкой государственной земельной политики, а было направлено на решение в основном текущих задач, связанных с перераспреде­лением земель и оборотом земельных участков.

Не были внедрены в производство ряд других нормативно-ме­тодических документов, таких как порядок систематического вы­явления неиспользуемых и нерационально используемых земель в целях создания земельного запаса, не разработаны: механизм воз­мещения ущерба, причиненного в результате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничто­жения; порядок проведения землеустроительных работ по переда­че земель несельскохозяйственного назначения при проведении приватизации сельскохозяйственных угодий; по передаче земель под приватизированными объектами недвижимости и ряд других документов, актуальность которых имеет место и в настоящее вре­мя.

Важным итогом земельных преобразований начала 90-х годов прошлого столетия явилось обеспечение земельными участками граждан. Этому способствовало выполнение следующих работ по землеустройству.

1. Были составлены землеустроительные документы по переда­че в введение 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов земель в границах населенных пунктов, а также вне их границ с целью расширения индивидуального жилищного строи­тельства и личного подсобного хозяйства, а также для организа­ции сенокошения и пастьбы скота. В результате в распоряжение


указанных Советов народных депутатов переданы земли 153, 3 тыс. населенных пунктов общей площадью 31, 2 млн га, в том числе 22, 8 млн га сельскохозяйственных угодий, из которых около 5 млн га использовали для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, 8, 3 млн га заняты землями общего пользования (улицы, площади, водоемы, леса и др.), объектами социальной сферы и инженерной инфраструкту­ры, 2, 4 млн га предназначались для развития (расширения) лично­го подсобного хозяйства, 16, 1 млн га — для коллективного огород­ничества, сенокошения и выпаса скота. Это позволило удовлетво­рить потребности сельского населения в земельных участках для указанных целей. Переданные земельные участки были переведе­ны в категорию земель поселений с изъятием их из земель сельс­кохозяйственного назначения, что дало возможность осущест­вления определенных законодательством полномочий органами местного самоуправления по распределению землями муници­пальной собственности.

2. В 1992—1996 гг. было проведено в порядке межевания уточ­нение в натуре границ земель, переданных в ведение местных ад­министраций, по более чем 9 тыс. населенных пунктов.

3. В 1991—1996 гг. было составлено 20, 6 тыс. проектов перерас­пределения земель при реформировании сельскохозяйственных предприятий. На основании указанных проектов были приняты решения о создании новых форм хозяйствования на земле (сельско­хозяйственные кооперативы, товарищества, акционерные обще­ства, ассоциации крестьянских хозяйств, крестьянские хозяй­ства и др.), даны рекомендации о размерах земельных долей, а также о площадях земель, передаваемых новым сельскохозяй­ственным организациям, и земель, включаемых в фонд перерас­пределения.

4. В 1320 административных районах (67, 8 % их общего количе­ства) в 1993—1995 гг. была проведена инвентаризация всех катего­рий земель с целью выявления дополнительных площадей, при­годных для предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строитель­ства, садоводства и иных целей. По итогам инвентаризации было выявлено 2, 5 млн га земель, пригодных для предоставления граж­данам для вышеуказанных целей, в том числе 1, 7 млн га сельско­хозяйственных угодий, из них 0, 9 млн га пашни. Всего к 1997 г. фонд перераспределения земель с учетом фонда земель, сформи­рованного после бесплатной передачи сельскохозяйственных уго­дий гражданам, получившим право на земельную долю, и по ито­гам инвентаризации составил 31, 2 млн га земли, в том числе 18, 0 млн га сельскохозяйственных угодий. Из этого фонда в 1991— 1996 гг. гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, са­доводства, огородничества и других целей дополнительно было выделено 4 млн га.


5. В 1993—1996 гг. было разработано 38, 5 тыс. проектов разме­щения крестьянских (фермерских) хозяйств и проведено установ­ление границ земельных участков на местности по 145, 3 тыс. крес­тьянских хозяйств. Это дало возможность (с учетом составленных проектов за счет других заказчиков) к 1 января 1997 г. сформиро­вать 278, 6 тыс. крестьянских хозяйств, в распоряжение которых было предоставлено 12, 1 млн га, что составило на эту дату 6, 2 % площади сельскохозяйственных угодий, предоставленных сель­скохозяйственным организациям и гражданам для производства сельскохозяйственной продукции.

6. В 1992—1996 гг. было изготовлено и выдано около 5, 9 млн документов, удостоверяющих право на землю, включая 148, 1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

7. В 1995—1996 гг. было подготовлено 11, 3 млн свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей, из них было выдано 10, 7 млн свидетельств, что составило 92, 2 % к их общему количеству. Остальные земельные доли на тот период оказались невостребованными по разным причинам (не подали заявление на получение или не получили свидетельства).

8. В 1992—1996 гг. были разработаны также по 73 субъектам, а в 1999 г. еще по 4 субъектам Российской Федерации «Программы защиты земель от деградации, консервации деградированных зе­мель и их восстановления».

9. В этот же период было проведено внутрихозяйственное зем­леустройство 3, 7 тыс. крестьянских хозяйств, что составляет около 10 % от их общего количества, а также осуществлено по 15, 2 тыс. крестьянских хозяйств на площади 782, 3 тыс. га почвенное обсле­дование и по 1, 3 тыс. хозяйств на площади 185, 7 тыс. га — геобота­ническое обследование.

10. В соответствии с программой были осуществлены также
внутрихозяйственная оценка земель и подготовка исходных дан­
ных для определения платы за землю по 8, 8 тыс. сельскохозяй­
ственных предприятий.

Кроме этого, проведены аэрофотогеодезические и топографи­ческие работы на площади 178, 7 млн га, почвенные обследования на площади 44 млн га, геоботанические обследования на площади 12, 9 млн га.

С середины 1990-х годов землеустройство теряет государствен­ный характер, изменяется и структура землеустроительных работ. В связи с реорганизацией землевладений и землепользовании и масштабным перераспределением земель стали увеличиваться объемы межхозяйственного землеустройства, которое с принятием Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ стали именовать территориальным землеустройством.

Динамика фактических объемов и структуры сданных земле­устроительных работ за период с 1988 по 1996 г. показана в табли­це 4.1.


£ 4.1. Динамика фактических объемов и структуры сданных землеустроительных работ по годам    
■ s             1994-1996
о £ Вид работ с и стои­мость, млн руб. %к объе­му %к 1987 г. стои­мость, млн руб. %к объе­му стои­мость, млн руб. %к объе­му стои­мость, млн руб. %к объе­му стои­мость, млн руб. %к объе­му стои­мость, млн руб. %к объе­му стои­мость, млн руб. %к объе­му
                               

359, 6 16, 8 66, 0 3, 0

Межхозяйственное зем- 8, 1 9, 6 128, 5 9, 6 10, 0 11, 2 11, 4 16, 6 8, 2 леустройство и предо­ставление земель для го­сударственных и общест­венных надобностей

Аэрофотогеодезические 21, 3 25, 4 134, 0 25, 7 26, 7 15, 0 15, 3 26, 6 13, 2 работы, наземные съем­ки, корректировка пла­ново-картографического материала, летно-съемоч-ные работы

Почвенное обследование 7, 2 8, 6 153, 2 9, 4 9, 7 10, 6 10, 8 30, 1 14, 9

Геоботаническое обсле- 2, 7 3, 2 128, 6 2, 1 2, 2 2, 2 2, 2 6, 4 3, 3 дование

Оказание помощи в осу- 3, 0 3, 6 46, 9 2, 1 2, 2 0, 7 0, 7 — —

ществлении проектов

внутрихозяйственного

землеустройства

Земельно-оценочные и 7, 6 9, 0 В 3 раза 8, 7 9, 0 12, 7 12, 9 27, 3 13, 5 кадастровые работы, включая создание ка­дастровых карт

Землеустройство олене- 3, 0 3, 6 В 2 раза 2, 6 2, 7 3, 0 3, 1 5, 6 2, 8 водческо-промысловых хозяйств в районах Крайнего Севера

^ Графический учет земель 0, 6 0, 7 85, 7 1, 8 1, 9 5, 9 6, 0 — —


392, 7 18, 4 5197, 2 21, 5 78480, 3 14, 6

271, 6 12, 8 3693, 8 15, 3 50166, 7 9, 3

4290, 4 17, 7 686, 0 2, 8

81396, 1 15, 1 12900, 1 2, 4

182, 2 8, 6 1347, 5 5, 6 111881, 9 20, 8

51, 1 2, 4 629, 3 2, 6 10888, 4 2, 0

16, 7 0, 8 5, 5 0, 02 -


%к объе­му
%к объе­му
%к объе­му
%к объе­му

О


Вид работ


стои­мость, млн

руб.


объе­му


YcY. 1987 г.


стои­мость,

млн

руб.


стои­мость, млн РУб-


стои­мость, млн

руб.


стои­мость, млн

руб.


стои­мость, млн руб.


%к объе­му


Продолжение

1994-1996

%к объе­му

стои­мость, млн руб.


 


Инвентаризация земель 9, 2 11, 0 В 7 раз 11, 0 11, 4 1, 9 1, 9 (включая земли населен­ных пунктов)


- 2, 8 0, 1 626, 5 2, 5 75583, 2 14, 0


 


Составление рабочих 6, 9 8, 2 123, 2 8, 4

(одностадийных) проек­тов, всего


, 7 8, 6 8, 7 10, 5 5, 2 69, 0 3, 3 741, 3 3, 1 5565, 7 1, 0


2, 1 2, 1 2, 5 1, 2 18, 6 0, 8 108, 4 0, 4 243, 1 0, 1 0, 9 0, 9 1, 3 0, 6 5, 0 0, 2 40, 3 0, 2 1221, 2 0, 2

3, 6 3, 7 4, 3 2, 2 0, 8 0, 8 0, 2 0, 1

154, 9 0, 02 4058, 8 0, 8

24, 5 1, 1 261, 6 1, 1

Из них: коренное улучшение 2, 6 3, 1 108, 3 2, 9 3, 0 сельскохозяйственных угодий, не требующих осушения и освоения новых земель

1, 8 2, 1 163, 6 3, 5 3, 6 0, 8 0, 9 114, 3 0, 5 0, 5

рекультивация земель 0, 8 0, 9 114, 3 0, 7 0, 7 и улучшение малопро­дуктивных угодий плодородным слоем почвы

противоэрозионные мероприятия

Землеустройство сель­ских подсобных хозяйств промышленных пред­приятий

1, 0 1, 2 125, 0 0, 6 0, 6 1, 1 1, 1 1, 3 0, 6 1, 6 0, 1 90, 0 0, 4 79, 5 0, 01

Разработка проектных предложений по уста­новлению водоохранных зон и прибрежных полос малых рек


^ Разработка схем земле- 0, 8 0, 9 36, 4 1, 1 1, 2 1, 4 1, 4 17, 6 8, 7 411, 5 19, 3 487, 3 2, 0 7231, 7 1, 3 устройства, охраны при­роды, районной плани­ровки

Инвентаризация внутри- — *- — 1, 9 2, 0 — — — — — — — — — —

хозяйственных дорог сельскохозяйственных предприятий и коррек­тировка схем их развития

14662, 4 2, 7 5933.3 1, 1 8865, 5 1, 6 8699, 0 1, 6 6291.4 1, 2 5302, 2 1, 0 48707, 8 9, 2 538313, 2 100, 0

Внутрихозяйственное 0, 1 0, 1 82, 3 0, 05 0, 1 5, 8 5, 9 4, 4 2, 2 39, 0 1, 8 973, 4 4, 0

землеустройство

Расчет дифференциаль- - - - - - 0, 9 0, 9 0, 7 0, 3 69, 1 3, 2 388, 5 1, 6

ной ренты и платежей за землю

Оформление материалов — — — — — 0, 6 0, 6 33, 6 16, 6 — — — — по передаче земель сель­ских населенных пунк­тов в ведение местных администраций

Разработка проектов ___ _— ______ 856, 5 3, 5

перераспределения земель

Мониторинг земель — — — — — — — — — 1, 8 0, 1 203, 5 0, 9

Установление границ ___ — — ____з, 1 0, 21 669, 9 2, 8

территорий с особыми режимами использова­ния

Прочие работы по землеустройству

11, 7 14, 0 153, 1 10, 8 11, 2 16, 0 16, 3 21, 0 10, 4 194, 8 9, 1 3316, 2 13, 7

2132, 0 100, 0 24202, 8 100, 0

Итого в фактически 84, 0 100, 0 119, 0 96, 3 3100, 0 98, 4 100, 0 201, 9 100, 0 действовавших ценах, < -п млн руб.


Из таблицы видно, что если в 1988 г. земельно-оценочные и ка­дастровые работы, включая создание кадастровых карт, составляли в общем объеме землеустроительных работ только 9 %, то за период с 1994 по 1996 г. их удельный вес повысился до 20, 8 %. Доля межхо­зяйственного землеустройства и предоставления земель для госу­дарственных и общественных надобностей в России выросла с 9, 6 % в 1988 г. до 14, 6 % в 1994—1996 гг. Особенно сильно вырос удельный вес межхозяйственного землеустройства в общей структуре сдан­ных землеустроительных работ в 1991—1993 гг. — с 8, 2 до 21, 5 %, что отражало массовое перераспределение земель.

За период с 1988 по 1996 г. значительно увеличились объе­мы работ по инвентаризации земель, особенно в населенных пунктах.

Вместе с тем удельный вес работ, связанных с внутрихозяйствен­ным землеустройством, рабочим проектированием, т. е. теми ме­роприятиями, которые направлены на повышение плодородия зе­мель и рост экономической эффективности хозяйств, значительно снизился. Так, удельный вес всех видов работ по внутрихозяйствен­ному землеустройству, включая оказание помощи в осуществлении проектов, землеустройство оленеводческо-промысловых хозяйств и сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий, уменьшился с 8, 2 % в 1988 г. до 5, 5 % в 1994-1996 гг.

За это же время рабочее проектирование в землеустройстве со­кратилось с 8, 2 до 1, 0 %.

За 1994—1996 гг. уменьшилась также среднегодовая стоимость проектно-изыскательских работ по землеустройству по всем ис­точникам финансирования до 34, 5 млн долл. в год против 62 млн долл. в 1991-1993 гг. и 50, 3млндолл. в 1986-1990 гг. (табл. 4.2). Это произошло несмотря на крупные земельные пре­образования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал