Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На современном этапе
В системе управления земельными ресурсами любой страны планирование использования земель и их охраны — важнейшая функция, определяющая перспективы рационального землепользования. Оно служит средством реализации земельной политики государств, а также увязки национальных, региональных и местных интересов при организации рационального использования земель и их охраны. При этом в экономически развитых зарубежных странах различают три вида планирования использования земель и их охраны: пространственное (территориальное); городское; ландшафтное1. При этом пространственное планирование не является сферой градостроительной деятельности, а решает вопросы организации всего пространства на больших территориях, где поселения занимают лишь небольшую часть. При пространственном планировании решаются вопросы развития землепользования в увязке с основными направлениями экономического роста, миграцией населения, требованиями охраны природы, улучшения социальной инфраструктуры. Городское планирование использования земель направлено на организацию рационального землепользования в поселениях, регулирование планировки и застройки городских территорий и в конечном счете — на выдачу разрешений на строительство. Ландшафтное планирование обеспечивает прежде всего рациональное использование земель и их охрану на сельских территориях, способствуя осуществлению природоохранных и социально-экономических задач в аграрном секторе экономики. Например, в Германии пространственное планирование осуществляется на основе специального федерального «Закона о территориальном (пространственном) планировании» (1998 г.), городское планирование — в соответствии со Стро- 'Фриц В. Дигмайер. Пространственное планирование и градостроительное право в Германии: основные принципы. Материалы международной конференции: «Пространственное планирование, использование земли, городское планирование». — М.: РАГС при Президенте РФ, 30.11.2004. — С. 5. ительным кодексом Германии 1968 г. (в редакции 1998 г.), ландшафтное планирование и организация рационального использования земель в сельском и лесном хозяйстве — на основе федеральных «Законов о землеустройстве» 1976 г. (в редакции 1997 г.). Планировать использование земель и их охрану в Российской Федерации необходимо на основе земельного и градостроительного законодательства в ходе землеустроительной и градостроительной деятельности. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.) «землеустройство включает в себя мероприятия по... планированию и организации рационального использования земель и их охраны...». Федеральный закон (2001 г.) «О землеустройстве» (ст. 14) также относит вопросы планирования и организации рационального использования земель и их охраны к землеустроительным действиям. При этом указывается, что планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Таким образом, объектами планирования использования земель и их охраны в соответствии с этим законом являются: территория Российской Федерации, территория субъектов Российской Федерации, территория муниципальных образований. В этой связи на основании ст. 19 Федерального закона «О землеустройстве» основными видами землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны в Российской Федерации являются: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схемы землеустройства территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель. В 1970—1980-е годы в нашей стране имелся опыт разработки таких схем. Так, в период с 1976 по 1985 г. землеустроительными организациями было составлено и в основном осуществлено 608 схем землеустройства административных районов, а в 1991 — 1993 гг.— еще 155. В этот же период Всероссийским производственным проектным объединением по использованию земельных ресурсов (Росземпроект) было разработано 80 схем землеустройства областей (краев), а также Генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов РСФСР (1972 г.) и Генеральная схема противоэрозионных мероприятий по РСФСР (1975 г.). Повсеместно разрабатывались схемы противоэрозионных мероприятий на водосборный бассейн (овражно-балочную систему) или район ветровой эрозии. Для методического обеспечения территориального планирования в Российской Федерации использовали следующие документы: Основные методические положения по разработке Генеральной схемы использования земельных ресурсов СССР (союзной республики) на долгосрочную перспективу. — М.: АН СССР — МСХ СССР, 1978.-366 с; Методические указания по разработке схем землеустройства области. — М.: ГосНИИ земельных ресурсов, 1977. — 109 с; Указания по составлению Генеральной схемы противоэрозион-ных мероприятий на область, край и автономную республику РСФСР (1971 г.). — М.: Республиканский проектный институт по землеустройству «Росгипрозем», 1971. — 53 с. Согласно этим документам и техническим заданиям был разработан «Проект основных направлений использования земельных ресурсов РСФСР на перспективу до 1990 г.» (М.: Росземпроект, 1977.— 315 с). Разработки проведены Всероссийским производственным проектным объединением по использованию земельных ресурсов «Росземпроект» с участием Центрального экономического научно-исследовательского института при Госплане РСФСР для областей, краев, АССР, экономических районов и в целом по республике по периодам 1975-1980, 1981-1985, 1986-1990 гг. В конце 1980-х годов объединение «Росземпроект» приступило к разработке новой версии Генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов Российской Федерации, но она не была закончена в связи с пересмотром земельной политики государства и переходом на новые экономические отношения. Начиная с 1994 г. разработку схем землеустройства, использования и охраны земель в системе землеустроительной деятельности прекратили вследствие отсутствия финансирования. В некоторых субъектах Российской Федерации выполняли лишь экспериментальные работы по составлению схем землеустройства. Так, по заказу Росземкадастра в 2002—2003 гг. была разработана «Схема землеустройства Московской области в условиях высокой урбанизации территории». Работы были проведены учеными и специалистами Государственного университета по землеустройству. Планирование использования и охраны земель на территории населенных пунктов согласно действующему до 2004 г. законодательству осуществлялось на основании градостроительной документации. Так, согласно ст. 31—35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (1998 г.) вопросы комплексного развития территории должны рассматриваться в Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации (или ее частей) с последующей реализацией в территориальных комплексных схемах развития территорий субъектов Российской Федерации (районов, сель- ских округов), а на территории населенных пунктов — в генеральных планах городских и сельских поселений. Это объяснялось тем, что в качестве объектов градостроительной деятельности принимали: всю территорию страны; территории субъектов Российской Федерации; поселений, других муниципальных образований и даже объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях, а также отдельные части всех вышеназванных территорий (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ). При этом территории городских и сельских поселений застраивали на основе проектов планировки, межевания территорий и застройки. В начале 1990-х годов институтом «Гипрогор» была разработана Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации, которую, однако, не реализовали вследствие проводимой в стране земельной реформы. В городах и сельских поселениях планировали и организовывали рациональное использование земель на основе генеральных планов, разрабатываемых архитектурно-планировочными организациями. Так, в соответствии с общероссийским и городским законодательством основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения с учетом государственных и социально-экономических задач направления и границы территориального развития г. Москвы, является Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года (1999 г.) и Закон «О Генеральном плане развития города Москвы». Структура Генерального плана представлена четырьмя частями: основные направления градостроительного развития Москвы; градостроительное зонирование ее территории; программа первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 г.; особенности развития города в части осуществления им функции столицы Российской Федерации. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в 2003 г. была предложена новая Концепция федеральных законов о планировании развития территорий и о строительной деятельности, поддержанная Минимуществом России. Согласно этой концепции документация о планировании развития территорий должна была включать: на федеральном уровне — комплексные и отраслевые схемы; на уровне субъекта Российской Федерации — территориальные комплексные схемы; на муниципальном уровне — территориальные комплексные и отраслевые схемы планирования развития муниципальных образований, а также генеральные планы городских и сельских поселений. На уровне Федерации и ее субъектов предусматривали также разработку комплексных схем на части их территорий. При этом предполагалось, что документация о планировании развития территории должна содержать сведения: о территориях и объектах федерального, регионального и муниципального значения; об установлении границ категорий земель; о территориях, в составе которых земли могут быть переведены из одной категории в другую; о границах территорий, подлежащих резервированию для государственных и муниципальных нужд; иные положения, предусмотренные законом. Намечалось, что документацию о планировании развития территорий будут учитывать при комплексном решении вопросов социально-экономического развития, планировании и организации рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, межевании объектов землеустройства, отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд, предварительном согласовании места размещения объектов, определении предельных размеров земельных участков, установлении зон сельскохозяйственного использования в поселениях, планировании застройки территорий, формировании градостроительных регламентов; последующей разработке проектной документации, а также при разработке программ социально-экономического развития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С точки зрения науки и практики по своему содержанию и предназначению данную документацию считают землеустроительной и она вписывается в уже действующее земельное законодательство о землеустройстве. В связи с принятием нового Градостроительного кодекса Российской Федерации (2004 г.) и других законов в вопросах территориального планирования появились следующие нововведения. Во-первых, законодательно определена следующая терминология, которую применяют при территориальном планировании. Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства [п. 1, ст. 1, глава 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон РФ (2004 г.)]. Территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (там же, п. 2, ст. 1, глава 1). Функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (там же, п. 5, ст. 1, глава 1). Зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,... водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (там же, п. 4, ст. 1, глава 1). Территориальная зона — часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, а также о налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 6, ст. 1, глава 1 Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре»). В соответствии с этим же законом данные о территориальных зонах содержатся в сведениях Государственного земельного кадастра (ст. 1 и 12 ФЗ «О Государственном земельном кадастре»). Территориальная зона признается объектом землеустройства (абз. 3, ст. 1, глава 1 Федерального закона РФ от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»), что свидетельствует в соответствии со ст. 3, 17, 19 этого же закона об обязанности проведения землеустройства и межевания земель при определении местоположения, границ и площадей территориальной зоны на основе землеустроительной документации. Градостроительный кодекс Российской Федерации характеризует территориальные зоны как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7, ст. 1, глава 1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ). Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные [минимальные и (или) максимальные] размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9, ст. 1, глава 1 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ). Градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (там же, п. 7, глава 1). Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (там же, п. 8, глава 1). Проектом Федерального закона «О формировании, государственном кадастровом учете и государственной кадастровой оценке недвижимости» (2005 г.) введено понятие правовой зоны. Правовая зона — часть территории, на которой правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления установлены ограничения и обременения в использовании недвижимого имущества. При этом правовая зона является объектом кадастрового учета, которому присваивается свой уникальный учетный номер. Согласно Федеральному закону от 27.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения {обременения) — это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). Этим же законом определяется сервитут как право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения. В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ права на землю могут быть ограничены. При этом устанавливают следующие ограничения нрав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе живот- ного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами. Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ установлены следующие виды документов территориального планирования: схемы территориального планирования Российской Федерации в области: развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи; обороны страны и безопасности государства; развития энергетики; использования и охраны лесного фонда; использования и охраны водных объектов; развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения; защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных природных и техногенных ситуаций и воздействия их последствий; развития космической деятельности; естественных монополий; в иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации областях; схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, включающие: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе: объектов энергетических систем регионального значения; объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий субъектов Российской Федерации, определен- ных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса схема территори-; шьного планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района; автомобильных дорог общего пользования между поселениями, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ поселений в границах муниципального района; иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района. Один из важных вопросов территориального планирования, который решают в градостроительной и землеустроительной документации, — деление земель по целевому назначению на категории, а также зонирование территории. В соответствии с основными принципами земельного законодательства, установленными в ст. 1 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, земли делят по целевому назначению на категории, согласно которому определяют правовой режим, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8). Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяют на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; поселений; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда; запаса. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством деление земель Российской Федерации на категории — первый этап разграничения земель страны по целевому назначению, т. е. первый этап своего рода пространственного зонирования территории государства. \ С. Н. Волков При этом границы земель различных категорий определяют путем отграничения друг от друга в соответствии с материалами землеустроительной, градостроительной и лесоустроительной документации. По закону отдельные категории земель можно делить на виды, в их состав могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам. Например, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют особо ценные продуктивные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень. В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации эти угодья могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, т. е. эти земли имеют свой, особый режим использования (ст. 79 Земельного кодекса РФ). Соответствующий правовой режим имеет и фонд перераспределения земель, который создается в составе земель сельскохозяйственного назначения (ст. 80 ЗК РФ) и т. д. Кроме того, на основании ст. 14 Федерального закона РФ от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» при планировании и организации рационального использования земель и их охраны проводят природно-сельскохозяйственное районирование земель. Очевидно, что его результаты также повлияют на правовой режим и разрешенное использование земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ и ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами (градостроительным зонированием) к жилым, общественно-деловым, производственным зонам, инженерной и транспортной инфраструктур, сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения, размещения военных объектов и иным видам территориальных зон. В состав жилых зон можно включать: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объек- тов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон можно также включать территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. В состав общественно-деловых зон включают: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, можно включать жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур включают: коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. В состав зон сельскохозяйственного использования включают: зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.); з* зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах черты поселений, включают зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав зон рекреационного назначения включают зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав территориальных зон включают зоны особо охраняемых территорий, в которые входят земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. В состав зон специального назначения включают зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В состав территориальных зон включают зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения. Орган местного самоуправления может устанавливать иные виды территориальных зон, выделяемых с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с законом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых их используют или они предназначены, подразделяют: на земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения. Эти земли также имеют особенности правового режима, уста- навливаемые статьями 88—93 Земельного кодекса РФ, и их учитывают при проведении зонирования территорий. Кроме того, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов можно включать охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель, что учитывают при проведении зонирования территорий (п. 3, ст. 87, глава XVI Земельного кодекса РФ). На основании материалов лесоустройства согласно Лесному кодексу Российской Федерации леса относят к группам и категориям защитности лесов первой группы, определяют лесные и нелесные земли, покрытые и не покрытые лесом земельные участки (ст. 72). Земельный кодекс РФ предусматривает деление земель особо охраняемых территорий и объектов на виды, что по существу означает выделение территориальных зон (ст. 94). Эту категорию делят на земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли. Эти земли, в свою очередь, также подразделяют на подвиды. Так, к землям особо охраняемых природных территорий относят земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Кроме того, согласно ЗК РФ на прилегающих к особо охраняемым природным территориям земельных участках можно создавать охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, имеющие все признаки территориальных зон (п. 4, ст. 95). Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Собственно территориальные зоны нередко включаются и в состав земель определенных категорий. Так, помимо указанных выше зон в составе земель промышленности и иного специального назначения, а также земель поселений, в состав земель природоохранного назначения включены земли водоохранных зон рек и водоемов, запретных и нерестоохранных полос (п. 1, подпункты 1, 2, ст. 97 ЗК РФ); в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (п. 4, ст. 99 ЗК РФ). В состав земель водного фонда включают водоохранные зоны водных объектов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, полосы отвода и зоны охраны водохозяйственных объектов (п. 1 и 3, ст. 102 Водного кодекса РФ). Таким образом, предусмотренное законодательством нашей страны зонирование территории можно осуществлять двумя путями: во-первых, нормы о зонировании территории являются частью норм о категориях земель, определяющих их состав; во-вторых, это самостоятельная группа норм, которую нужно применять параллельно с нормами о делении земель на категории. Категория земель в обязательном порядке должна быть указана в актах о предоставлении земельных участков, договорах в отношении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах. Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую» регулируются: порядок инициирования перевода земель из одной категории в другую; содержание ходатайств о переводе земель из одной категории в другую; условия, сроки их рассмотрения; принятие решений о переводе земель из одной категории в другую и содержание таких решений; основания для отказа в переводе; порядок обжалования указанных решений; порядок внесения изменений в акты органов власти о предоставлении земельных участков, договоры, документы Государственного земельного кадастра и т. п., а также особенности перевода отдельных категорий земель в другие категории. В соответствии с данным Федеральным законом отнесение земельных участков к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий обязательно и осуществляют его в порядке, определенном для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. В соответствии с этим законом определено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод земель, находящихся в государственной собственности, или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляет Правительство Российской Федерации: земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель; земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель, которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель; земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений после установления или изменения черты поселений осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Кроме этого, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об экологической экспертизе», исключающие дублирование норм или противоречия в части перевода земель. Градостроительным кодексом Российской Федерации от 2004 г. определено также, что «...не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем иыкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами». Данное положение предусматривалось ввести в действие с 1 января 2006 г. (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»). Однако в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 111-ФЗ срок начала действия данного положения был перенесен на 1 января 2008 г. Таким образом, в течение 2006—2007 гг. органами власти должны быть обеспечены условия для законного перевода земель из одной категории в другую на основе документов территориального планирования. Поэтому можно сделать вывод о том, что градостроительное зонирование является лишь одной частью территориального зонирования, которое значительно шире по содержанию и распространяется не только на территорию, где устанавливаются градостроительные регламенты, но и на все земли нашей страны. Поэтому необходима разработка полноценного и согласованного законодательства о зонировании территорий, что можно сделать в системе землеустроительной документации. Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ и Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ система территориального планирования в нашей стране имеет следующие существенные недостатки, которые не позволят осуществить научно обоснованное планирование и организацию рационального использования земель и их охраны. 1. Принятая концепция территориального планирования исхо Это приводило к нерегулируемой застройке, росту городов и в условиях дефицита земель и высокой плотности населения — к нарушению экологической стабильности территории. Однако в последнюю четверть XX в. концепция территориального планирования за рубежом стала ориентироваться на общественные ценности и первоочередное служение общественным интересам, выполняясь под девизами «Экология для всех», «Охрана природы и создание устойчивого производства», а в сельской местности — «Социально-экономическое развитие сельских территорий и поддержание экологической устойчивости местности». При этом затрагиваются незыблемые до этого устои частной собственности на землю и другую недвижимость, а во главу угла ставятся национальные и общественные интересы, происходят процессы «социализации землепользования». Территориальное планирование проводят на основе государственных, региональных и муниципальных планов использования земель и их охраны с учетом зонирования территории. Планы обязательны, и обсуждают их всенародно. Причем в зависимости от уровня планирования и вида территории (сельские и городские) виды и содержание планов существенно различаются. 2. Документы территориального планирования, устанавли отличие от землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны рассматривают землю (территорию) лишь в качестве объекта градостроительной деятельности, что на практике может привести к неоправданной и нерегулируемой застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и т. п. 3. Учитывая то, что Градостроительные регламенты как составные части Правил землепользования и застройки согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации вообще не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения более 90 % всех земель страны не могут быть охвачены соответствующими нормами и правилами землепользования, а следовательно, и находиться в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Поэтому для всех вышеназванных категорий земель, не охватываемых градостроительными регламентами, планирование использования земель и их охраны должно являться областью землеустроительной деятельности и осуществляют его на основе землеустроительной документации. 4. Территориальное планирование — это инструмент проведения земельной политики государства. Поэтому оно должно быть сквозным, т. е. иерархически взаимосвязанным на различных уровнях государственного управления, реализовывая и увязывая федеральные, региональные и местные интересы через систему логически, информационно и технологически взаимосвязанных документов территориального планирования. Во всем мире документы территориального планирования разрабатывают от общего к частному как по вертикали (государство—регион—муниципалитет), так и по горизонтали (вся экономика — отрасли экономики). В этой связи и территориальное планирование должно являться или комплексным, или отраслевым. Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 9—19) не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования, что внесет серьезные трудности при балансировании развития отраслей и составлении сводной земельной экспликации обустраиваемой территории. Кроме того, различные виды документов территориального планирования, относящиеся к разным уровням управления, не согласуются между собой ни по названию, ни по содержанию. Предусмотренные же ст. 19 Градостроительного кодекса документы территориального планирования муниципальных образований имеют разное назначение, а следовательно, должны иметь и разное содержание: схемы территориального планирования муниципальных районов — это документы территориального планиро- вания, а генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов — это предпроектные документы. Поэтому можно сделать следующие выводы. 1. Градостроительная деятельность в виде территориального Градостроительное зонирование, осуществляемое в рамках градостроительной деятельности, правомочно решать вопросы использования земель лишь в той мере, в какой оно может быть обеспечено информацией о качестве земель, соответствии качества целевому назначению земель и об организационно-хозяйственных предпосылках развития землепользования. Это свидетельствует о том, что территориальная специфика землепользования, отображаемая на градостроительных схемах, вторична, т.е. является результатом территориального зонирования земель, которое должно быть осуществлено в рамках землеустройства, поскольку изучение земель находится в его компетенции. Таким образом, территориальное планирование должно быть объектом не градостроительной, а землеустроительной деятельности. Все документы территориального планирования, за исключением генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов (см. ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации о документах территориального планирования муниципальных образований), должны относиться к землеустроительной документации. Прообразом схемы территориального планирования муниципального образования в Российской Федерации служит схема районной планировки. Составляли их землеустроительные организаций на территории всех административных районов нашей страны в 1960-х —начале 1970-х годов для совершенствования системы расселения, размещения по территории района производительных сил, территориальной организации производства и размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры (объектов капитального строительства местного значения). Всего в этот период было разработано более 2 тыс. схем районной планировки. В последующем в развитие этих схем на территории административных районов землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства, в которых детализировались вопросы освоения, трансформации и мелиорации земель, развития агропромышленного комплекса районов и охраны природы. 2. Отношения, касающиеся зонирования территорий вне черты сом Российской Федерации, а земельным законодательством. В связи с этим необходимо разработать и ввести в действие Федеральный закон «О зонировании территорий» и внести дополнения и изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О землеустройстве» и другие нормативные правовые акты, содержащие в себе положения о зонировании территорий. 3. В связи с тем что при установлении черты поселений сталки Поэтому соответствующим образом следует изменить п. 2 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации. 4. Учитывая то, что из 19, 1 млн га земель поселений под заст В целом для научно обоснованного решения и регламентирования всех вопросов территориального планирования необходима корректировка вновь принятого градостроительного и существующего земельного законодательства, определяющего основные положения планирования рационального использования земель и их охраны в системе землеустроительной документации.
|