![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В Российской Федерации. Землеустроительное образование в зарубежных странах рассматривают как один из наиболее значимых факторов развития профессиональной землемерной деятельности
Землеустроительное образование в зарубежных странах рассматривают как один из наиболее значимых факторов развития профессиональной землемерной деятельности, повышения на этой основе эффективности использования земли и выполнения природоохранных требований, что, по мнению зарубежных ученых, способствует повышению уровня цивилизованности общества и формированию бережного отношения к природным ресурсам. В этой связи в большинстве высокоразвитых иностранных государств сложилась система требований, предъявляемых к лицам, работающим в системе управления земельными ресурсами, землеустройства и земельного кадастра. Основные из них: допуск к практической землеустроительной деятельности только аттестованных дипломированных специалистов, имеющих опыт соответствующей работы или стажировавшихся до этого необходимое время (не менее 1—3 лет) по специальности; в ряде стран, например в США, к землемерной деятельности допускают на основании присяги; назначение на руководящую работу в органах управления землепользованием только лиц, имеющих высшее, как правило, университетское землеустроительное образование, большой стаж работы по специальности и авторитет среди землеустроительной общественности; обязательная государственная или профессиональная аккредитация и лицензирование юридических и физических лиц, выполняющих землеустроительные работы; обязательная землеустроительная экспертиза всех законопроектов, касающихся организации рационального использования и охраны земли, управления земельными ресурсами, землепользования и землеустройства, а также любых проектов, изменяющих характер землепользования; страхование ошибочных решений при осуществлении землеустройства и выдаче землеустроительной документации. Данные требования позволяют избежать появления непрофессиональных решений и ошибок в области регулирования землепользования и землеустройства. Начиная с 1991 г. формирование системы землеустроительных органов шло без учета вышеназванных положений, что в ряде случаев нарушило не только профессиональную этику, но и землеустроительные нормы и правила и грубо нарушало земельное законодательство, способствовало социально несправедливому перераспределению земли, разрушению учета количества и качества земель по землевладельцам, землепользователям и угодьям. Непрофессионализм и отсутствие базового землеустроительного и геодезического образования у отдельных работников законодательных органов создали условия для недопустимого упрощения некоторых землеустроительных действий, ликвидации землемерных стандартов, необоснованной ориентации на уже устаревшие зарубежные или примитивные модели землепользования, возникновения многочисленных земельных споров и тяжб. Землеустроительное образование в Российской Федерации развивается под влиянием двух основных факторов: изменения функций и задач землеустроительной и земельно-кадастровой службы страны в ходе административной реформы, существенных земельных преобразований и новых задач, стоящих перед Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости; ориентации высшего профессионального образования в России на многоуровневую подготовку кадров (специалистов, бакалавров, магистров) в связи с подписанием Болонской декларации, сближающей образовательные системы зарубежных стран и нашего государства. Традиционно до 1991 г. высшее профессиональное образование в России имело моноуровневую систему со сроком обучения специалистов 5—6 лет на базе общего среднего образования. В области землеустройства кадры готовили на землеустроительных факультетах пяти сельскохозяйственных вузов. В составе бывшего СССР таких вузов было 15. Обучение вели по единым учебным планам по специальности 1501 «Землеустройство», утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР, с присвоением выпускникам квалификации инженера-землеустроителя. В середине 1980-х годов на факультетах землеустройства также готовили студентов по специальности 1517 «Управление земельными ресурсами» и по специализации «Изучение земельных ресурсов аэрокосмическими методами» на специальности «Землеустройство» с присвоением квалификации также инженер-землеустроитель. Начиная с 1992 г. наряду с моноуровневой в России была введена многоуровневая подготовка выпускников вузов с присвоением степени бакалавр землеустройства и сроком обучения 4 года и магистр землеустройства со сроком обучения 6 лет. Госкомвуз России утвердил направление такой подготовки 560600 «Землеустройство и земельный кадастр». В это же время параллельно расширяется перечень землеустроительных специальностей. Наряду со специальностью «Землеустройство» в классификатор высшего образования были введены специальности «Земельный кадастр» и «Городской кадастр» со сроком обучения 5 лет. В это время впервые были утверждены Государственные образовательные стандарты подготовки инженеров, бакалавров, магистров. С этого момента в Российской Федерации бакалавров и магистров готовит только Государственный университет по землеустройству, образованный на базе Московского института инженеров землеустройства в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 18.01.1991 г. № 30 «О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР» и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.03.1992 г. № 193. Этим же постановлением открыта подготовка специалистов по землеустройству в четырех крупных аграрных институтах России в городах: Красноярске, Перми, Уссурийске и Нальчике. Согласно существующей организации высшего профессионального образования в России образовательную деятельность по различным направлениям и специальностям координируют Учебно-методические объединения (УМО) вузов России по образованию в соответствующей области. Учебно-методическое объединение по образованию в области землеустройства и кадастров создано и успешно работает при Государственном университете по землеустройству с 1987 г. Это объединение разрабатывает Государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям, образовательные профессиональные программы, примерные учебные планы, учебные программы дисциплин, дает предложения об открытии новых специальностей, экспертные разрешения на открытие направлений и специальностей подготовки специалистов в вузах, координирует издание учебников и учебных пособий, а также контролирует процесс обучения в аккредитованных и аттестованных высших учебных заведениях, имеющих лицензии на проведение соответствующей учебной и образовательной деятельности. В 2000 г. была проведена работа по переходу высших учебных заведений России на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения по всем направлениям и специальностям. С этого года УМО стало курировать направление подготовки бакалавров и магистров «Землеустройство и земельный кадастр» и направление подготовки дипломированных специалистов «Землеустройство и земельный кадастр», куда входило 3 специальности: «Землеустройство», «Земельный кадастр», «Городской кадастр» с присвоением выпускникам квалификации инженер. Сложившаяся структура высшего профессионального образования в области землеустройства и кадастров показана на рисунке 6.1. В 1992 г. в состав Совета УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров входили девять вузов. Головным вузом УМО с самого начала стал Государственный университет по землеустройству. В объединение вошли также государственные аграрные университеты и академии городов: Воронежа, Санкт-Петербурга, Омска, Новочеркасска, Красноярска, Перми, Уссурийска, Нальчика. В дальнейшем состав вузов, входящих в УМО, постоянно расширялся. К 1998 г. их насчитывалось 32, а в 2004 г.— 57, на 01.01.2006 г.-61. Из 57 вузов России в 2004 г. 24 высших учебных заведения готовили студентов по специальности «Землеустройство», 21 вуз —
Высшее профессиональное образование
«Землеустройство и кадаст- [-------------»- ры», 4 года Дипломированный специалист-инженер, 5 лет
Магистр по специальности «Землеустройство и кадастры», 4 года Послевузовское образование Аспирантура, 3 года Докторантура, 3 года Рис. 6.1. Структура высшего профессионального образования в области землеустройства и кадастров по специальности «Земельный кадастр» и 34 вуза — по специальности «Городской кадастр». Общее число обучающихся по землеустроительным специальностям во всех вузах России в 2004 г. составило 10 500 чел. Студентов по данным специальностям готовили по очной, заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения. Срок обучения по заочной форме — 6 лет. По заочной форме обучения в 2004 г. студентов готовили 20 вузов, в том числе 10 вузов Россельхоза РФ: Государственный университет по землеустройству; Воронежский, Кубанский, Омский, Красноярский, Саратовский государственные аграрные университеты, Новочеркасская гидромелиоративная академия. Кроме того, подготовку заочников вели 10 вузов Минобрнауки РФ. Общий прием на заочные отделения в 2004 г. составил 1000 чел., а в 2005 г. — 1486 чел. На производство в этом году было выпущено более 300 заочников. Студентов по вечерней форме обучения готовил только Государственный университет по землеустройству с ежегодным приемом на землеустроительные специальности 25 чел. Динамика численности вузов УМО, приема и выпуска студентов по землеустроительным специальностям дневной формы обучения показана в таблице 6.6.
|