Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современного землеустройства






В соответствии с Федеральным законом «О техническом регу­лировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ существенным образом из­менилось регулирование отношений при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к процессам землеустроительного производства, землеустроительной докумен­тации, к выполнению и оказанию землеустроительных услуг.

В этой связи возникла острая необходимость новой разработ­ки, пересмотра или совершенствования землеустроительных стан­дартов, технических регламентов, требований и правил, использу­емых при землеустроительной деятельности, а также контроля (надзора) за их соблюдением.

Существовавшая до земельной реформы система землеустрои­тельного обеспечения изучения, планирования и организации ра­ционального использования земель и их охраны, а также землеуст­роительного проектирования была полностью обеспечена норма­тивно-методическими и техническими документами.

По всем без исключения видам работ были разработаны и ут­верждены соответствующими инстанциями стандарты, методи­ческие указания, рекомендации, инструкции, наставления, маке­ты, условные знаки, формы бланков и т. п.

До развертывания каких-либо новых видов землеустроитель­ных работ, как правило, готовился проект рекомендаций (указа­ний), который апробировался в разных регионах на наиболее ти­пичных объектах специалистами высокой квалификации.

Затем проект документа дополняли, обсуждали, представляли на утверждение в установленную инстанцию, направляли для практического использования, контролировали применение нор­мативно-методических документов в области землеустройства.

С началом земельной реформы и изменением состава и значи­мости тех или иных видов работ, с неподготовленностью самой земельной реформы и стремлением как можно быстрее перерас­пределить землю, зачастую без всякого землеустройства, измени­ли отношение к его нормативно-методическому обеспечению.

Тем не менее в 2001 г. за счет бюджетных средств, выделенных Росземкадастром, коллективом авторов было подготовлено и из­дано тиражом 3000 экземпляров «Пособие по землеустройству


(Практическое руководство)» для использования в землеустрои­тельном производстве.

При проведении землеустройства используют нормативно-ме­тодические документы по следующим видам работ.

1. Изучение состояния земель.

1.1. Геодезические и картографические работы. Основные
объемы геодезических и картографических работ для целей земле­
устройства выполняет «Госземкадастрсъемка» на основе действу­
ющих инструкций и технических требований.

Известно, что быстрое старение планово-картографических материалов и большие сроки обновления требуют их корректи­ровки. Корректируют планово-картографические материалы со­гласно «Указаниям по корректировке планово-картографических материалов масштабом 1: 10000, 1: 25000», утвержденным Глав­ным управлением землепользования, землеустройства и охраны почв МСХ РСФСР 31.05.1973 г.

По результатам корректировки планово-картографических ма­териалов вычисляют площади земельных угодий и участков. Ос­новной документ, определяющий требования и методы вычисле­ния площадей традиционным способом, — «Указания по вычисле­нию площадей», утвержденные Главным управлением землеполь­зования, землеустройства и охраны почв МСХ РСФСР 24.04.1974 г., а также стандарт предприятия «Вычисление площа­дей землепользовании, земельных угодий, почвенных и геоботани­ческих контуров с применением ЭВМ», одобренный НТС Госагро-прома РСФСР 26.11.1986 г.

В настоящее время разработаны и широко используются мето­ды и технологии изготовления планово-картографических мате­риалов по данным аэрофотосъемки. При этом площади вычисля­ют в автоматизированном режиме на ЭВМ с использованием сер­тифицированных программных продуктов.

1.2. Почвенные обследования.

Основные инструктивно-методические документы, регламен­тирующие проведение почвенного обследования:

«Общесоюзная инструкция по почвенным обследованиям и со­ставлению крупномасштабных почвенных карт землепользова­ния», утвержденная Минсельхозом СССР 23.06.1972 г.;

«Методические рекомендации по крупномасштабному карто­графированию сельскохозяйственных земель с использованием материалов аэрофотосъемки», утвержденные РосНИИЗемпроек-том 28.12.1990 г.;

«Методические рекомендации по почвенному и агрохими­ческому обследованию крестьянских (фермерских) хозяйств», утвержденные Госкомземом РСФСР 11.11.1991г.

Требования к проведению почвенных обследований определе­ны главным образом «Общесоюзной инструкцией по почвенным обследованиям» (1972 г.), целый ряд положений которой не соот-


ветствует современным требованиям. Поэтому она нуждается в обновлении.

Практика показывает, что недостаточно исследованы водно-физические свойства почв и не проведены плановые крупномасш­табные обследования загрязненных земель различных категорий, что необходимо при проектировании мероприятий по охране и восстановлению почв. Поэтому требуется более детальная инфор­мация по землям, подверженным водной эрозии и дефляции, раз­работка новых методов расчета показателей эродируемости почв и составления на этой основе карт потенциальной эрозионной опасности территории, а также введение системы кодирования почвенных описаний с целью обработки их на ЭВМ и получения в автоматизированном режиме показателей для оценки качества зе­мель, Государственного земельного кадастра и других целей.

В 2002 г. была подготовлена новая инструкция по почвенному картографированию, но она до сих пор не утверждена и не на­правлена в землеустроительное производство.

1.3. Геоботанические обследования.

Основные документы, регламентирующие проведение геобота­нических обследований, следующие:

«Временные указания по геоботаническому обследованию при­родных кормовых угодий колхозов, совхозов и других сельскохо­зяйственных предприятий РСФСР», утвержденные МСХ РСФСР 5.10.1973 г.;

«Методика крупномасштабного геоботанического обследова­ния и картографирования природных кормовых угодий с приме­нением дистанционных методов», одобренная Госкомземом РФ 20.06.1991г.;

«Общесоюзная инструкция по проведению геоботанического обследования природных кормовых угодий и составлению круп­номасштабных геоботанических карт», утвержденная МСХ РСФСР 29.06.1982 г.;

«Методические указания по классификации сенокосов и паст­бищ равнинной территории европейской части СССР», утверж­денные ВАСХНИЛ в 1987 г.;

«Методические указания по классификации природных кормо­вых угодий равнинной территории Сибири и Дальнего Востока», утвержденные ВАСХНИЛ в 1989 г.;

«Методические указания по классификации природных кормо­вых угодий мелкосопочных и горных районов Кавказа, Сибири и Дальнего Востока», утвержденные ВАСХНИЛ в 1990 г.;

«Методические рекомендации по оценке и картографированию природных кормовых угодий лесной зоны с использованием аэро­космической информации», утвержденные ВАСХНИЛ в 1990 г.;

«Технические указания по геоботаническому обследованию оленьих пастбищ», утвержденные Главным управлением земле­пользования и землеустройства МСХ РСФСР 05.12.1984 г.;


8 С. Н. Волков


ИЗ


«Методические указания по классификации оленьих пастбищ Российской Федерации», утвержденные РАСХН в 1998 г.

Нормативно-методические документы по геоботаническому обследованию также необходимо совершенствовать.

1.4. Обследование земель, подверженных деградации и загряз­
нению.

Состав и порядок проведения работ по обследованию земель, подверженных деградации и загрязнению, регламентируется «Ме­тодическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель», утвержденными в декабре 1994 г. Роском-земом, Минприроды России, Минсельхозпродом России.

Уровень загрязнения земель химическими веществами опреде­ляют на основании показателей в соответствии с «Порядком опре­деления размеров ущерба от загрязнения земель химическими ве­ществами», утвержденным Минприроды России и Роскомземом в ноябре 1993 г.

Степень деградации почв и земель определяют согласно «Ме­тодике определения размеров ущерба от деградации почв и зе­мель», утвержденной Минприроды и Роскомземом в июле 1999 г.

Порядок консервации земель установлен «Положением о по­рядке консервации земель с изъятием их из оборота», утвержден­ным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г.

1.5. Оценка земель.

Государственную кадастровую оценку земель проводят на ос­нове следующих нормативно-методических документов:

постановления Правительства Российской Федерации «О госу­дарственной кадастровой оценке земель» от 25.08.1999 г.;

постановления Правительства Российской Федерации «Об ут­верждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.2000 г.;

«Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения», утвержденных Росземкадастром 23.05.2002 г.;

«Методики государственной кадастровой оценки земель посе­лений», утвержденной Росземкадастром в 2002 г.;

«Методики» и «Технических указаний по государственной када­стровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специ­ального назначения», утвержденных Росземкадастром в 2002 г.

Для решения вопросов зонирования межселенных территорий разработаны и утверждены Росземкадастром в 2003 г. «Методиче­ские рекомендации по оценке качества и классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве».

Для оценки земельных угодий Крайнего Севера Российской Федерации используют «Временные методические рекомендации


по проведению ресурсной оценки территорий традиционного природопользования районов Крайнего Севера», утвержденные Росземкадастром 15.05.2002 г.

1.6. Инвентаризация земель.

Основными действующими документами, регламентирующими проведение инвентаризации земель, являются:

«Положение о порядке проведения инвентаризации земель», утвержденное постановлением Правительства Российской Феде­рации от 12.07.1993 г.;

«Указания о порядке проведения инвентаризации земель в РСФСР», утвержденные Госагропромом СССР 22.05.87 г. и Госаг-ропромом РСФСР 29.05.87 г.

Инвентаризация земель населенных пунктов проводится во ис­полнение постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного ка­дастра в Российской Федерации» от 25.08.1992 г.

Основные нормативно-методические документы по инвента­ризации земель:

«Временное руководство по инвентаризации земель населен­ных пунктов», утвержденное Роскомземом в 1993 г.;

«Единая технология кадастровых и топографо-геодезических съемок для целей инвентаризации и ведения кадастра в городах и дру­гих поселениях в 1994—1995 гг.», утвержденная Роскомземом в 1994 г.

2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны.

2.1. Генеральная схема землеустройства территории Россий­
ской Федерации.

Главный документ, определяющий порядок ее составления, — «Указания о составе и порядке разработки Генеральной схемы ис­пользования земельных ресурсов СССР на период до 2005 г.», ут­вержденные Госагропромом СССР 19 мая 1986 г.

В 2003 г. был разработан проект концепции Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации. Однако до настоящего времени она не утверждена.

В 2004 г. был подготовлен проект инструментария Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации. Этот проект также не утвержден.

2.2. Схемы землеустройства территорий субъектов Российской
Федерации.

В 2003 г. разработан проект «Методических рекомендаций по составлению схем землеустройства территорий Российской Феде­рации». Этот проект не утвержден.

В 1977 г. МСХ СССР были утверждены «Методические указания по разработке схем землеустройства области (края, АССР) и райо­на», которые действуют, но требуют существенной переработки.

2.3. Схемы землеустройства муниципальных и других админис­
тративно-территориальных образований.


8*



Основной документ, регламентирующий разработку схем зем­леустройства муниципальных и других административно-террито­риальных образований, — «Указания по разработке схемы земле­устройства административного района», утвержденные Госагро-промом СССР 29.05.1986 г.

В 2002 г. под руководством Росземкадастра разработано и изда­но тиражом 3000 экземпляров практическое пособие «Схема зем­леустройства административного района», которое используют в землеустроительном производстве.

В 2002 г. подготовлен проект «Методических указаний по со­ставлению схем землеустройства административных районов». Данный проект не утвержден.

В 2003 г. подготовлен проект «Методических рекомендаций по составлению схем использования и охраны земель администра­тивного района». Этот проект также не утвержден.

В 1991 г. подготовлен и утвержден Роскомземом упрощенный вариант «Методических рекомендаций по составлению схемы землеустройства административного района», главной задачей которых было выявление специального фонда земель для после­дующего их перераспределения.

2.4. Схемы размещения территорий традиционного природо­пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Нормативно-методические разработки по данному вопросу от­сутствуют.

Порядок образования территорий традиционного природо­пользования определен статьями 5—10 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных мало­численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий­ской Федерации» от 7 мая 2001 г.

3. Территориальное землеустройство.

С начала земельной реформы территориальное землеустрой­ство являлось наиболее востребованным видом землеустроитель­ных работ. Поэтому активно готовили нормативно-методические документы.

Основные документы, регламентирующие проведение землеуст­роительных работ:

«Положение о проведении территориального землеустрой­ства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г.;

«Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 г.;

«Методические рекомендации по проведению межевания объ­ектов землеустройства», утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 г.;

«Методические указания по проведению землеустройства и подготовки документов для государственного кадастрового уче-


та земельных участков при разграничении государственной собственности на землю», утвержденные Росземкадастром 02.06.2002 г.;

проект «Рекомендаций по выполнению землеустроительных работ по инвентаризации и упорядочению (определению) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными пред­приятиями на различном праве», 1999 г. (не утверждены);

проект «Положения о порядке передачи в собственность граж­данам и юридическим лицам несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель», 1999 г. (не утверждено);

проект «Рекомендаций по составлению проектов перераспре­деления земель при реформировании сельскохозяйственных пред­приятий», 1999 г. (не утверждены);

проект «Основных положений " О порядке внесения уточнений в размеры земельных долей при изменении площадей сельскохо­зяйственных угодий, находящихся в общей совместной и общей долевой собственности"», 1999 г. (не утверждены);

проект «Порядка проведения землеустроительных работ, свя­занных с передачей в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков под объектами недвижимости в сель­ской местности», 1999 г. (не утвержден);

проект «Основных направлений использования земельных уча­стков при реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных организаций», 2001 г. (не утверждены);

«Методические рекомендации по составлению проектов терри­ториального землеустройства в случае перераспределения сель­скохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями и (или) находящихся в общей долевой собственно­сти», утвержденные Росземкадастром 26.01.2004 г.;

стандарт отрасли «План земельного участка для городов Рос­сийской Федерации. Требования к содержанию и оформлению», утвержденный Госкомземом России 13.05.1999 г.;

практическое пособие для разработки землеустроительной до­кументации «Предоставление земельных участков для строитель­ства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транс­порта, линий связи и электропередачи». — М.: Росземкадастр, РосНИИЗемпроект, 2003;

«Пособие по совершению сделок с земельными долями». — М.: Министерство по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, 1998;

«Пособие по совершению сделок с земельными участками». — М.: Роскомзем, 1999;

справочное пособие «Ограничения (обременения) прав на ис­пользование земельных участков». — М.: Роскомзем, 2000;

«Порядок оформления и выдачи свидетельства на право соб­ственности на землю», утвержденный Роскомземом 15.02.1994 г.;


«Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов», утвержденные Роскомземом 27.02.1992 г.;

«Методические указания по межхозяйственному землеустрой­ству оленеводческих хозяйств», утвержденные Главным управле­нием землепользования и землеустройства МСХ РСФСР 13.02.1984 г.;

Форма градостроительного плана земельного участка, утверж­денная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 г. (приложение 1).

4. Внутрихозяйственное землеустройство.

Документы, регламентирующие проведение внутрихозяй­ственного землеустройства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств:

«Инструкция по внутрихозяйственному землеустройству кол­хозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий», ут­вержденная МСХ РСФСР 15.07.1980 г.;

«Указания по разработке системы земледелия и землеустрой­ства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприя­тий РСФСР», утвержденные МСХ РСФСР 06.07.1984 г.

В 2002 г. был разработан проект «Инструкции по внутрихозяй­ственному землеустройству сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств». Однако он до настоящего времени не утвержден.

Методические рекомендации по внутрихозяйственному земле­устройству оленеводческих, оленеводческо-промысловых и об­щинно-родовых хозяйств отсутствуют.

Организация территории оленьих пастбищ регламентируется «Методическими указаниями по организации территории оленьих пастбищ при составлении проектов внутрихозяйственного земле­устройства», утвержденными МСХ РСФСР в 1977 г.

Имеется также разработанный в 1978 г., но до настоящего вре­мени не утвержденный проект «Методических указаний по охото-устройству оленеводческо-промысловых хозяйств».

5. Рабочее проектирование.

Рабочее проектирование до начала земельной реформы по всем видам проектов было обеспечено полным комплектом норматив­но-методических документов. После 1991 г. никаких нормативно-методических документов по этому виду работ подготовлено не было. Однако действовавшая ранее нормативно-методическая до­кументация не отменена, и в основном ее можно применять и в настоящее время.

В 2003 г. был разработан вариант «Основных положений по
разработке проектов улучшения сельскохозяйственных угодий,
освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, за­
щиты земель от эрозии и других негативных воздействий», кото­
рые до настоящего времени не утверждены., „


Анализ обеспеченности землеустроительного производства до-; кументами, определяющими технические регламенты, стандарты и правила, показал, что в основном обеспечено нормативно-мето­дическими разработками современного уровня только территори­альное землеустройство. По остальным видам землеустроитель-1 ных работ утвержденных нормативно-методических документов, учитывающих современные условия и требования, практически нет. Исходя из этого, по планированию и организации использо­вания земель и их охране, по внутрихозяйственному землеустрой­ству, по рабочему проектированию, по почвенному и геоботани­ческому обследованиям необходимо разрабатывать и формировать нормативно-методическую базу практически заново, учитывая как современные условия и требования, так и прошлый отече­ственный и зарубежный опыт.

Учитывая то, что нормативно-методическая документация со­ставляет основу стандартов, технических регламентов и правил землеустроительного производства, ее обновление и разработка — неотложные задачи в области регулирования проведения землеуст­ройства.

7.2. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО НА ЗЕМЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

По прогнозам Росземкадастра в 2003 г. земельный фонд Рос­сийской Федерации предварительно был разграничен по формам собственности:

земли федеральной собственности — 536 млн га (32 %);

земли субъектов Российской Федерации — 727 млн га (42 %);

муниципальные земли — 257 млн га (15 %);

земли, находящиеся в частной собственности, — 188 млн га (11%).

По данным государственной статистической земельной отчет­ности, которую ведет Роснедвижимость, на 1 января 2005 г. в госу­дарственной и муниципальной собственности находилось 1580, 2 млн га (92, 4%).

Граждане и юридические лица имели в собственности 129, 6 млн га (7, 6 % земельного фонда страны), из них площадь зе­мель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составляла 124, 4 млн га (7, 3%), в собственности юридических лиц — 5, 2 млн га (0, 3 %).

Учитывая то, что доля разграниченных земель на 1 января 2005 г. составляла 7%, т. е. всего 110, 1 млн га, из которых 95, 6 млн га (6, 1 %) занимали земли лесного фонда, можно счи­тать, что площади земель, находящихся в федеральной собствен­ности, собственности субъектов Российской Федерации, муни­ципалитетов, юридических лиц и граждан будут существенно


уточнены. Этому будет способствовать также и развитие оборота земель.

В соответствии с установленными законами полномочиями фе­деральных органов исполнительной власти Российской Федера­ции землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности, является одной из основных функ­ций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Учитывая мировой и отечественный опыт землеустроительного обеспечения на землях, находящихся в федеральной собственнос­ти, а также требования Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ, можно сформировать следующий пере­чень необходимых видов землеустроительных работ на федераль­ных землях.

Основные виды землеустроительных работ на землях, находя­щихся в федеральной собственности, следующие.

Землеустроительные действия Изучение состояния земель

Землеустроительные работы

Проведение геодезических и картографических работ (составление и корректировка планово-картографиче­ских материалов, вычисление площадей). Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания.

Оценка качества земель. Инвентаризация земель

Планирование рацио­нального использова­ния земель и их охраны

Планирование рационального использования и охраны земель, находящихся в федеральной собственности в составе:

Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

Схем землеустройства территорий субъектов Россий­ской Федерации;

Организация рацио­нального использова­ния земель и их охраны: формирование объек­тов недвижимости

Схем использования и охраны земель (по регионам и направлениям работ) Подготовка землеустроительных материалов для установления государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Территориальное землеустройство на землях, находя­щихся в федеральной собственности. Проведение землеустроительных работ и подготовка документов для проведения государственного учета земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Установление (восстановление, корректировка) границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Подготовка землеустроительных дел при обороте земельных участков обеспечение наибо- Внутрихозяйственное землеустройство. лее полного, эффек- Разработка рабочих землеустроительных проектов, тивного и рациональ- связанных с улучшением и охраной земель, находящих-ного использования ся в федеральной собственности объектов недвижи­мости и их охраны


Если исходить из утвержденного постановлением Правитель­ства Российской Федерации «Положения о Федеральном агент­стве кадастра объектов недвижимости» от 19.08.2004 г. № 418, то последнему предписывается из всех перечисленных выше земле­устроительных работ только подготовка землеустроительных ма­териалов для установления государственной границы Российской Федерации, государственных границ субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований, проведение территориаль­ного землеустройства на землях, находящихся в федеральной соб­ственности, а также осуществление кадастровых работ с постанов­кой земельных участков на учет.

Все эти работы относятся только к формированию объектов недвижимости. Планирование и организация рационального ис­пользования земель и их охраны, определяющие эффективность использования имущества (недвижимости), находящейся в феде­ральной собственности, законом не рассмотрены вообще.

Поэтому необходимо изменение и налаживание всей системы землеустройства федеральных земель.

Ни одно из высокоразвитых государств, исходя из геополити­ческих, социально-экономических и экологических соображений, не отказывается от управления федеральными землями через сис­тему землеустройства.

Так, в США государственные земли и землеустройство нахо­дятся в ведении Бюро землеустройства (Bureau of Land Management, BLM), являющегося подразделением американского Департамента (министерства) внутренних дел. Это бюро учитыва­ет и организует рациональное использование и охрану 262 млн ак­ров государственных земель, владеет правами на разработку недр на площади 300 млн акров, поддерживает легальный статус для 331 млн акров заповедников, созданных на государственных зем­лях, национальных парков, заказников, заповедных лесов, обеспе­чивает управление минеральными ресурсами и кадастровую съем­ку для 56 млн акров индейских земель (2002 г.).

Бюро землеустройства (BLM) было учреждено в 1946 г. и объе­динило главный земельный офис, созданный в 1812 г. при Мини­стерстве финансов, а также Пастбищную службу, функциониру­ющую с 1934 г. Учрежденная BLM Программа кадастровой съемки включает в себя документальную регистрацию и определение официальных границ земель общей площадью более 700 млн ак­ров.

В структуру Бюро землеустройства входит 12 отделений шта­тов, 58 отделений графств и 140 местных отделений. Всего в систе­ме работает около 10 тыс. чел.

Основные функции бюро следующие:

ведение земельных информационных систем;

проведение кадастровых съемок, землеустройства и межевания;

ведение земельных архивов 31 штата;


подготовка планов территориального развития регионов;

проведение съемок земель;

выпуск лицензий и других разрешений на использование зе­мель и полезных ископаемых;

инспектирование правильности использования выданных ли­цензий и разрешений;

проектирование и строительство дорог, других коммуникаций и зданий;

мониторинг природных ресурсов;

продажа федеральных земель и покупка земель в федеральную собственность.

Перечисленные функции выполняют специалисты и эксперты бюро на местах, координируя их с другими органами государ­ственной власти соответствующих уровней (федерация, штат, графство).

Работа Бюро землеустройства — один из источников поступле­ния денег в федеральный бюджет (около 800 млн долл. ежегодно). Главные статьи дохода — землеустроительная деятельность и про­дажа древесины и общественных земель, сдача в аренду пастбищ, а также дорог для проезда к собственности, продажа разрешений на разработку полезных ископаемых, предоставление услуг (обу­чение кадров, проведение исследований, оценка проектов, прове­дение закупок).

Бюро землеустройства поддерживает архив свидетельств о соб­ственности на земли, ранее находившиеся в общественной соб­ственности.

В штате Новый Южный Уэльс (Австралия) государственному землеустройству уделяют серьезное внимание. В этом штате значи­тельные площади занимают государственные земли (Crown Lands), находящиеся в собственности правительства штата. От имени пра­вительства штата ими управляет Служба государственных земель Департамента охраны земли и воды (Department of Land and Water Conservation). Этот департамент проводит землеустройство на госу­дарственных землях, готовит документы для продажи и предостав­ления в аренду земельных участков, выдает лицензии на право пользования ими, устанавливает ограничения и обременения в ис­пользовании земли, организует рациональное использование, ре­зервирование для общественных целей и охрану земельных участ­ков, находящихся в государственной собственности.

Государственные земли (земли Короны) используют на основа­нии Закона о землях Короны, принятого парламентом штата в 1989 г. (Crown Lands Act).

На основании этого же закона Департамент охраны земли и воды также проводит качественную оценку земель штата, учиты­вающую биофизические и химические свойства почв и применя­емую правительственными агентствами для планирования ис­пользования и охраны земель.


При землеустройстве используют также следующие норматив­ные правовые акты: Закон о земле, Закон о территориальном пла­нировании и оценке (NSW Environmental Planning and Assessment Act, 1979 г.); Закон о государственных землях (Crown Lands Act, 1989 г.); Закон о дорогах (Roads Act, 1993 г.); Закон о защите есте­ственной растительности (Native Vegetation Conservation Act,

1997 г.); Закон о землеустройстве (Contaminated Land Management Act, 1997 г.); Закон об оценке земель (Valuation of Land Act,

1998 г.) и др.

Для контроля за использованием и охраной государственных земель в 100 районах штата имеются также земельные управления (Local Land Board), основанные в 1884 г. и включающие руководи­теля и двух специалистов в области землепользования и землеуст­ройства.

Деятельность государственных и частных землемеров регулиру­ют власти штата при помощи соответствующего законодательства, разрабатываемого парламентом, а также директив, издаваемых главным землемером штата, начальником службы регистрации, главным земельным оценщиком1.

Первый этап землеустройства федеральных земель — их отгра­ничение от других видов собственности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал