![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика проведения геоботанических обследований
Этап работы 1992 1993 1994 Год 1996 1999 2000 2004 Полевые работы, всего, 3, 7 3, 8 2, 7 1, 9 0, 9 0, 2 — — млн га Из них крестьянские 0, 04 0, 06 0, 03 0, 03 0, 01 — - — хозяйства, млн га Изготовление и выдача 778 1468 1441 1001 — — — ■ — документов, всего, хозяйств Из них крестьянских 66 595 370 313 — — — — Геоботанические обсле- — — — — — 2, 5 — — дования оленьих пастбищ, млн га Как показывает практика, своевременно обновлять материалы по почвенному обследованию необходимо в среднем один раз в 15 лет. При существовавших в 1985—1990 гг. объемах работ достаточно было обновлять материалы почвенного обследования на площади около 20 млн га ежегодно. При имеющихся объемах почвенных обследований их материалы в течение ближайших 5 лет устареют и информация, используемая в настоящее время, потеряет свою достоверность и актуальность. Для восстановления этой уникальной информации потребуются огромные финансовые средства и значительные трудовые и материальные ресурсы. Кроме того, следует иметь в виду, что с реорганизацией Гипроземов были ликвидированы почвенные партии и отделы, а также потеряны кадры почвоведов. То же относится и к геоботаническим обследованиям, объемы выполнения которых значительно меньше, чем по почвенным обследованиям. Однако растительный состав, урожайность пастбищ и сенокосов в результате ненормированного использования кормовых угодий изменяются значительно быстрее, чем почвенный покров. Кроме принятия мер по организации систематических обследований с целью получения качественной информации о состоянии земель необходимо уточнить перечень задач почвенного, геоботанического и иного картографирования, исходя из современных требований землеустройства, кадастра объектов недвижимости, мониторинга земель, государственного земельного контроля, а также более полного обоснования оценок плодородия почв и отдачи кормовых угодий. Требуется также введение в практику почвенных и иных обследований оценки лимитирующих факторов, влияющих на качественное состояние земель, расширение содержания некоторых специальных карт, отвечающих целям такой оценки. Это особен- но важно для земель, которые в процессе их использования изменили свои полезные свойства, главным образом в результате техногенного воздействия. Эти новые требования пока не могут быть введены в землеустроительную практику, так как регламентирующим документом проведения почвенных обследований является «Общесоюзная инструкция по почвенным обследованиям и составлению крупномасштабных почвенных карт землепользования» 1972 г., которая не отвечает современным требованиям. Необходимо отметить, что существует проект новой инструкции по почвенным обследованиям, который на протяжении последних нескольких лет не был рассмотрен, утвержден и введен в производство. Одним из видов работ по изучению состояния земель является инвентаризация, которую проводят в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О землеустройстве» с целью уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению или не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, а также других характеристик земель. Особенность инвентаризации земель — она является единовременным мероприятием и ее можно проводить на всей территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований; на землях отдельных категорий; в территориальных зонах, где существует угроза возникновения процессов, негативно воздействующих на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках. Кроме того, инвентаризацию земель проводят на основании решений Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или по инициативе правообладателей земель (земельных участков). В зависимости от поставленных задач возможна полная или частичная и целевая инвентаризация земель. Полную инвентаризацию земель проводят, как правило, охватывая всю территорию Российской Федерации и земли всех категорий независимо от форм их собственности. Целевую инвентаризацию земель проводят на территориях субъектов Российской Федерации, административных районов и других муниципальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, где существует угроза возникновения процессов, негативно воздействующих на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных участках. При целевой инвентаризации земель информацию об их состоянии уточняют по всем или по отдельным характеристикам. Полная инвентаризация земель была проведена в РСФСР в 1987— 1988 гг., когда инвентаризации были подвергнуты земли всех категорий, включая земли, расположенные в районах Крайнего Севера. Начиная с 1991 г. в Российской Федерации полную инвентаризацию не проводили, а основное внимание было уделено целевым инвентаризациям земель. При этом целевую инвентаризацию проводили в основном не за счет средств федерального бюджета. Так, в 1992—1994 гг. была проведена инвентаризация земель, находящихся в пользовании объединенных Вооруженных сил СНГ на территории Российской Федерации, проделана большая работа по инвентаризации земель в ряде субъектов Российской Федерации, административных районах. Однако она не была доведена до конца и результаты инвентаризации не были утверждены. Значительные работы по инвентаризации были проведены на землях городов и других поселений, выполняли их в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения Государственного земельного кадастра в Российской Федерации». Работы выполняли за счет средств бюджетов городов и других поселений. Основными нормативно-методическими документами, в соответствии с которыми выполняли работы, являлись «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов», утвержденное Роскомземом в 1993 г., и «Единая технология кадастровых и топографо-геодези-ческих съемок для целей инвентаризации и ведения кадастра в городах и других поселениях в 1994—1995 гг.», утвержденная в 1994 г. Были проведены также работы по инвентаризации земель железнодорожного и автомобильного транспорта. Инвентаризация земель автомобильного транспорта осуществлялась в соответствии с приказом Федеральной дорожной службы России от 17.11.1997 г. «О проведении инвентаризации федеральных автомобильных дорог и земель, занятых полосой отвода и придорожной полосой, и составлении единых перечней автомобильных дорог Российской Федерации». Работы по инвентаризации земель с целью определения возможностей их предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей были осуществлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 г. При проведении этих работ выявлялись также земли, не используемые в сельскохозяйственном производстве. В период с 1999 по 2002 г. за счет федеральных средств была проведена частичная инвентаризация ранее учтенных земель по различным категориям земельного фонда. Инвентаризация земель в полном объеме выполнена в Республике Татарстан и в Москве. В Архангельской области инвентари- зацией охвачено около 67 % территории, в Самарской области и Санкт-Петербурге — 60, Республике Дагестан —52, Чеченской Республике — 43, Ленинградской области — 30, Свердловской области — 19, Таймырском (Долгано-Ненецком) АО —6, в Республике Адыгея — 0, 5 %. Не проводили работы по инвентаризации земель в Республике Ингушетия. В остальных субъектах Российской Федерации инвентаризацию земель выполняли, исходя из наличия современных планово-картографических материалов, включая материалы аэрофотосъемки, необходимых для составления инвентаризационных карт и планов. При этом основные усилия были направлены на инвентаризацию земель поселений. Данные инвентаризации приведены в таблице 7.5.
|