Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и объемы работ по территориальному землеустройству, выполненные за счет средств федерального бюджета (1971—1996 гг.)
Показатель Единицы измерения 1971-1975 1976- 1981-1980 1985 1986-1990 Годы 1991-1993 1995 1996
Составлено проектов межхозяйственного землеустройства (включая проекты образования новых сельскохозяйственных предприятий) Составлено проектов размещения крестьянских (фермерских) хозяйств Межевание земель, в том числе: установление (восстановление) границ земельных участков крестьянских хозяйств уточнение в натуре границ земель, переданных в ведение сельских (поселковых) администраций установление в натуре границ земель, переданных в ведение сельских (поселковых) администраций Изготовлено и выдано документов, удостоверяющих право на землю, всего В том числе: крестьянские хозяйства собственники земельных долей Составлено проектов перераспределения земель при реформировании сельскохозяйственных предприятий Установление черты населенных пунктов Установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами Составление дежурных карт ограничений и обременении в использовании земель 20511 4112 1500 110489 22597 9150 3079 5002 3323 473 255 - 473 294519 5581733 888152 613004 111298 22597 8993 5189 - - 873682 606994 17205 2040 945 345 334 98 252 1409 1500 19069 28433 1890 До 2001 г. все работы по территориальному землеустройству проводили за счет средств федерального бюджета. Территориальное землеустройство проводят за счет средств заказчиков землеустройства. Основные виды территориального землеустройства — работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и по подготовке необходимой документации для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также межевание земельных участков в связи с их оборотом. Проекты перераспределения земель начали разрабатывать в 1992 г. в целях подготовки предложений местным администрациям для принятия решений и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации колхозов и совхозов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.1991 г. № 86. Основные задачи этих проектов — разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности. При этом разделу на земельные доли подлежали только сельскохозяйственные угодья, исходя из среднерайонного размера земельной доли. Остальную часть сельскохозяйственных угодий и другие земельные угодья передавали сельскохозяйственным предприятиям в аренду или пользование. Проекты перераспределения земель разрабатывают в соответствии с «Рекомендациями по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов», утвержденными Роскомземом 27.02.1992 г. В 1995 г. по ряду хозяйств была проведена корректировка проектов перераспределения земель. Это касалось в первую очередь нанесения и уточнения границ крестьянских (фермерских) хозяйств, выделившихся из сельскохозяйственных предприятий, земельных угодий, переданных в ведение сельских администраций, изыскания резервов земель под коттеджное строительство и коллективное садоводство. При реорганизации сельскохозяйственных предприятий в 1992—1993 гг. земельные участки под зданиями, сооружениями, строениями, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, а также несельскохозяйственные угодья были переданы в пользование, а в отдельных случаях в собственность сельскохозяйственным предприятиям (организациям). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридичес- ких лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» гражданам и юридическим лицам, получившим в собственность объекты недвижимости в сельских поселениях и на землях сельскохозяйственного назначения, стало возможным передавать бесплатно в собственность земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.03.1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» гражданам и юридическим лицам стали передавать в собственность также бесплатно земельные участки, занятые кустарниками, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями, расположенными между участками продуктивных земель. Наряду с этим им могли передавать в собственность земельные угодья, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, с целью их освоения для производства сельскохозяйственной продукции. Условием этого служило финансирование гражданами и юридическими лицами не менее 50 % стоимости работ по освоению земель. Реально этого не выполняли. Выбывшие из оборота земли не осваивали. Наоборот, все больше продуктивных земель забрасывали. В результате принятия указанных нормативных правовых актов и развития земельных отношений проект перераспределения земель приобрел более комплексный характер. С принятием Федерального закона от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» проекты перераспределения земель, связанные с выделением земельных участков в счет земельных долей, получили иное содержание. В зависимости от конкретных условий и состава работ, предусмотренных заданиями на проектирование, при разработке проекта: уточняли состав и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению, а при необходимости проводили их инвентаризацию; формировали и размещали земельные массивы (участки), являющиеся собственностью сельскохозяйственной организации, с учетом создания компактного и устойчивого ее землепользования; уточняли площади и размещали земельные массивы (участки) долевой собственности граждан; уточняли площади и размещали земельные участки невостребованных земельных долей и готовили предложения по их дальнейшему использованию; уточняли площади и размещали земельные массивы (участки), полученные (приобретенные) за счет долевой собственности другими юридическими лицами; уточняли площади и размещали земельные участки фонда перераспределения земель, в том числе арендуемые сельскохозяйственной организацией; уточняли площади и размещали земельные участки, передан- ные сельскохозяйственной организации в безвозмездное пользование; разрабатывали проектные предложения по передаче в долевую собственность граждан и собственность юридических лиц участков несельскохозяйственных угодий и земельных угодий, выбывших из сельскохозяйственного использования; разрабатывали предложения по передаче в собственность земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями, полученными в счет имущественных паев или на других правовых основаниях; составляли схемы или проекты размещения на земельных массивах долевой собственности земельных участков, выделяемых в счет земельных долей; устанавливали границы земельных участков с особым режимом использования земель. Самое большое число проектов перераспределения земель приходится на 1992—1993 гг., когда было разработано 17 205 проектов. В 1994—1996 гг. было составлено 3330 проектов, а в 1999— 2004 гг. — только 368. В 2003 г. Росземкадастром разработаны и утверждены «Методические рекомендации по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий». В 2003—2004 гг. на основе этих методических рекомендаций за счет федерального бюджета были разработаны проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях Псковской — 2, Калининградской — 2, Тверской — 5, Новгородской — 2, Астраханской областей — 4. Составление проектов формирования земельных участков для. сделок с ними и регистрации прав на землю вызвано развитием новых земельных отношений и оборота земель. В условиях создания земельного рынка все собственники, владельцы, пользователи земельных участков должны иметь равное право на оформление документов, необходимых для оборота земельного участка со своим объектом недвижимости. Это, в свою очередь, ставит задачу обязательного проведения работ по формированию земельных участков, в том числе составления проектов территориального землеустройства и межевания земель. Земельные участки формировали, проводя необходимые работы по установлению их границ и закрепляя на местности: при предоставлении (продаже) гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (включая земли запаса); изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд; передаче (продаже) земельных участков, на которых располо- жены приватизированные здания, строения и сооружения, предприятия, другие объекты недвижимости; передаче (продаже) гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся под объектами недвижимости в сельской местности; совершении гражданами и юридическими лицами сделок, связанных с оборотом земельных участков, находящихся в их собственности (пользовании), и переходом прав на землю; подготовке к продаже на конкурсе или аукционе права застройки незанятых государственных и муниципальных земель для промышленных, транспортных, коммерческих и иных целей; разделе земельного участка по суду; обмене земельными участками или их частями с целью устранения чересполосицы, для консолидации земель и при приведении границ участка в соответствие с землеустроительными и экологическими требованиями; иных действиях граждан и юридических лиц и появлении обстоятельств, с которыми закон или нормативный акт связывает возникновение прав на земельные участки и обязанности по их использованию. Формирование земельных участков во всех указанных случаях, кроме подготовки к продаже участков на конкурсе или аукционе и изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд, проводят за счет заинтересованных лиц. Формирование земельных участков осуществляют по объективному принципу. Для каждого объекта недвижимости и субъекта права на землю выделяют земельный участок, имеющий присущие только ему характеристики: местоположение, бесспорные границы, площадь, вид разрешенного использования, категорию земель, ограничения в использовании земель и обременения правами иных лиц, другие характеристики, отраженные в Государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. При формировании земельных участков под объектами недвижимости в них включают площади, занятые этими объектами, а также прилегающие территории, необходимые для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами. Одновременно определяют границы земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц. При формировании земельного участка обеспечивается безусловный доступ к нему (проход, проезд). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливают в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации. По каждому сформированному земельному участку составляют план земельного участка, который служит основанием для нанесе- ния его границ на соответствующий кадастровый план и присвоения ему кадастрового номера. Формирование земельных участков в случаях, перечисленных выше, имеет свои особенности, определяемые соответствующими требованиями и иным порядком работ. Составление проектов формирования земельных участков для сделок с ними в настоящее время — один из наиболее востребованных видов землеустроительных действий. При этом число сделок постоянно растет. Так, если в 1994—1996 гг. их число составило 550, 3 тыс., то только в 2004 г. — 719, 8 тыс., в том числе: продажа прав аренды государственных и муниципальных земель — 7, 2 тыс.; продажа государственных и муниципальных земель — 150, 8 тыс.; продажа земли гражданами и организациями — 357, 9 тыс.; дарение — 32, 3 тыс.; наследование — 165, 2 тыс.; залог — 6, 4 тыс. Кроме того, в 2004 г. действовало 3665, 6 тыс. краткосрочных и долгосрочных договоров по аренде земли, заключенных органами местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами. Наибольшее число земельных участков (74, 7 %) из государственных и муниципальных земель было продано гражданам для индивидуального жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства; 9, 9 — юридическим лицам для использования в целях промышленности и иного специального назначения; 0, 2 — крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельскохозяйственным организациям; 15, 2 %— гражданам и юридическим лицам для других целей. Крайне малым в 2004 г. было число залоговых сделок — 6, 4 тыс. Не все российские коммерческие банки готовы к осуществлению залоговых операций с земельными участками. Основная причина этого — ограниченная информация о рыночных ценах на землю. Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с отсутствием необходимого дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. В ряде случаев земельные участки являются неликвидным товаром и не востребуются на земельном рынке. Составление проектов установления (уточнения) границ территорий с особым правовым режимом использования земель — одно из важнейших землеустроительных действий. В ходе земельной реформы начался интенсивный процесс создания новых и совершенствования существующих норм и правил земельных отношений, основанных на многообразии форм собственности, строгом учете земельных ресурсов и прав на них, а также защите прав собственников и пользователей земельными участками. Операции по обороту земель приобрели массовый ха- рактер, что требует обеспечения юридической чистоты прав на земельные участки, полноты описания самого участка, его правового статуса, в том числе ограничений, связанных с его использованием. Упорядочение земельного оборота в соответствии с современными требованиями началось с принятия Федерального закона от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который предусматривает обязательную регистрацию любых прав на земельные участки и расположенную на нем недвижимость, и занесения их в Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Статья 2 названного закона гласит: «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним... — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации». Владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно. Вместе с тем права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков могут быть ограничены в связи с обременениями земельных участков, определенными условиями и обязательствами, которые устанавливают непосредственно законодательством, договорами или решениями суда. Наличие обременения земельного участка влечет за собой ограничения прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при его использовании в хозяйственной деятельности, ограничения по распоряжению земельным участком, а также может предусматривать предоставление права ограниченного пользования этим земельным участком или его частью для определенных разрешенных целей другим гражданам и юридическим лицам в порядке установления сервитута. Ограничения прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по использованию земельных участков в хозяйственной деятельности и обременения их правами иных лиц возникают, как правило, в связи с тем, что эти земли находятся внутри или примыкают к особо охраняемым территори- | ям и объектам, либо находятся вблизи вредных производств или в ' зонах перспективной застройки, разведанных полезных ископа- j емых, торфа и подземных вод, или же по ним проложены различ-; ные коммуникации. То есть эти участки находятся в зоне действия режимообразующих объектов, определяющих соответствующий правовой режим использования этих участков. Ограничения прав в использовании земельных участков могут быть установлены и по другим правовым и хозяйственным осно- j ваниям, например, в связи с арендой, залогом, арестом земель- \ ного участка, при доверительном управлении и т. п., а также в ' связи с необходимостью регулирования интенсивности использования земель, подверженных процессам деградации, при пре- вышении уровня загрязнения почв, допустимых нагрузок на ландшафт и т. д. По всем указанным выше причинам, а также в целях обеспечения безопасности населения или создания необходимых условий для эксплуатации инженерных коммуникаций, промышленных, транспортных и иных объектов или сохранения от загрязнения, истощения и уничтожения особо ценных природных территорий возникает необходимость в установлении охранных, санитарно-защитных, запретных зон, в которых устанавливают особый правовой режим использования земель, запрещающий или ограничивающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков не изымают. Они вправе требовать соизмеримую плату за ограничения их прав в использовании земельных участков. В условиях, когда земля была в государственной собственности, взаимоотношения между землепользователями и организациями, в ведении которых находились режимообразующие объекты, регулировало государство на основе соответствующих «Положений об объектах или территориях» и «Правил охраны различных объектов». Эти отношения строятся на правовой основе, для чего нужны соответствующая информация и проектные разработки. Для получения необходимой информации о территориях с особым режимом использования земель в 1995 г. впервые начали составлять за счет средств федерального бюджета «Дежурные карты ограничений и обременении в использовании земель» в разрезе административных районов. В целом по Российской Федерации в 1995 г. такие карты были составлены по 261 административному району, в 1996 г. — по 369, в 2000 г. — по. 44 районам. Информация о составлении таких карт за 1997—1999 гг. отсутствует, но надо полагать, что с 1995 по 2000 г. карты ограничений и обременении в использовании земель были составлены по всем административным районам России. Методы разработки карт ограничений и обременении в использовании земель определяли в субъектах Российской Федерации, так как единые рекомендации Роскомзема по этому виду работ отсутствовали. Например, по Московской области Мособлкомземом и Мос-НИИПИЗемлеустройства была разработана «Методика составления дежурных карт ограничений и обременении в использовании земель административного района Московской области». Методика была одобрена решением научно-технического совета института. Составление дежурных карт способствовало формированию понимания у работников государственной и муниципальной влас- 11 С. Н. Волков ти, а также у собственников земельных участков существа этой части земельных отношений, приводило к сокращению числа конфликтных ситуаций, отражению в документах, удостоверяющих право на землю, режимов использования соответствующих земельных участков. На основе этих карт отражают необходимую информацию при подготовке документации по постановке земельных участков на кадастровый учет. Составление проектов по установлению водоохранных зон и прибрежных полос также входило в состав территориального землеустройства. Водоохранные зоны и прибрежные полосы относятся к территориям с особым правовым режимом и занимают в составе этих земель наиболее значительный удельный вес как по занимаемой площади, так и по числу затрагиваемых землевладений и землепользовании, в первую очередь сельскохозяйственных. Проведенная впервые в 1995 г. проверка соблюдения земельного и природоохранного законодательства в водоохранных зонах и прибрежных полосах, зонах санитарной охраны источников водоснабжения показала, что в большинстве субъектов РФ состояние водных объектов постоянно ухудшается, а качество воды ряда рек и водоемов стало непригодным для хозяйственного, питьевого, рекреационного водопользования. Земельный контроль показал, что основной удельный вес занимали нарушения, связанные с несоблюдением установленного режима использования и охраны земель, их захламлением и загрязнением. Были выявлены многочисленные факты других нарушений: самовольное строительство, распашка земель под сады и огороды, складирование отходов производства и потребления, вырубка лесов. Острота экологической ситуации также усугубляется и тем, что в водоохранных зонах и на водосборной площади ряда водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения городов, поселков и сельских поселений, располагают животноводческие фермы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, машинные дворы, нефтебазы, склады минеральных удобрений. На большинстве этих объектов отсутствуют сооружения по очистке ливневых стоков. Проверка использования земель в водоохранных зонах, проведенная в 1996 г., дала аналогичные результаты. Одна из причин такого состояния использования земель — то, что водоохранные зоны практически не установлены и надзорные органы не вправе применять соответствующие санкции. С выходом постановления Совета министров РСФСР от 17.03.1989 г. № 91 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах)» была начата работа по определению перечня рек, озер и водохранилищ, на которых до 2000 г. должны быть установ- лены водоохранные зоны, зоны санитарной охраны и прибрежные полосы. Работы эти проводили в небольших объемах в период 1988— 1996 гг. Если в 1988 г. они занимали 1, 2 % в общем объеме работ по землеустройству, то в 1992—1996 гг. всего ОД %. Из-за отсутствия средств проектирование водоохранных зон было прекращено, а имеющиеся проекты в натуру не переносили, хотя в 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 г. № 1404 утверждено новое «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах». Сложившаяся в 1991—2006 гг. и в предшествующие годы практика землеустроительного производства показывает, что при территориальном землеустройстве разрабатьшают большое число землеустроительных проектов (проектов межхозяйственного землеустройства). Их перечень можно свести к следующим: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства на землях всех категорий земель; территориальное землеустройство и подготовка документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю; образование новых землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий и граждан; упорядочение (реорганизация) землевладений и землепользовании существующих сельскохозяйственных предприятий (организаций) и граждан с устранением неудобств в расположении земель; организация землепользовании несельскохозяйственного назначения (изъятие и предоставление земель промышленным, транспортным и другим предприятиям несельскохозяйственного назначения); установление и изменение границ (черты) городов и других населенных пунктов (поселений); установление и упорядочение границ административно-территориальных образований; установление границ территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; размещение и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; образование земельных фондов различного целевого назначения (специального, перераспределения, переселенческого и др.); земельно-хозяйственное устройство городов; упорядочение землевладений и землепользовании ЗАТО; межевание объектов землеустройства. Опыт показывает, что при отсутствии таких проектов нельзя разграничивать, перераспределять, предоставлять, изымать, обменивать земельные участки и организовывать рациональное ис- и* пользование земель и их охрану на различных территориях. При этом проекты территориального землеустройства служат заданием для последующих землеустроительных действий, включая проведение внутрихозяйственного землеустройства. 7.8. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО Каждый собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь, арендатор и даже владелец садово-огородного участка для грамотного ведения сельскохозяйственного производства должен хорошо знать свою землю и организовать ее наиболее полное, рациональное и эффективное использование с учетом конкретных условий и особенностей земли и целей своего хозяйствования. Особенно это важно для крупных сельскохозяйственных землевладений и землепользовании, на территории которых почвы, рельеф, условия увлажнения, микроклимат и другие условия могут иметь значительные различия. С этой целью проводят внутрихозяйственное землеустройство. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 18.06.2001 г. «О землеустройстве» внутрихозяйственное землеустройство проводят в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни. Исходя из этого, внутрихозяйственное землеустройство проводят на территории: сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм (акционерных обществ, госхозов, сельскохозяйственных кооперативов, товариществ и др.); подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий; оленеводческо-промысловых хозяйств; крестьянских (фермерских) хозяйств; землепользовании общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В соответствии с законом при проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняют следующие виды работ: организуют рациональное использование гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организуют территории, используемые общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Си- бири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни; разрабатывают мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. Данным видам работ соответствует следующая землеустроительная документация: проекты внутрихозяйственного землеустройства территорий хозяйств различных организационно-правовых форм и форм собственности; рабочие проекты по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий на территориях сельскохозяйственных организаций. Теория и практика землеустройства показывают, что землеустроительные рабочие проекты (одностадийные и двухстадийные) разрабатывают не только на территории отдельных участков сельскохозяйственных организаций. Они могут охватывать отдельные участки, расположенные на территориях, принадлежащих различным землевладельцам и землепользователям, например, в целях защиты земель от эрозии или совместного проведения мелиоративных работ. Основное отличие рабочего проекта от проекта внутрихозяйственного землеустройства — это наличие в первом проектно-смётной документации на конкретный вид работ. Именно поэтому рабочие землеустроительные проекты являются основанием для финансирования и осуществления землеустроительных мероприятий. А в Законе «О землеустройстве» их следовало бы отразить отдельной статьей. В теории землеустройства рабочие проекты относят к так называемому «участковому землеустройству». При этом под участком понимают земельный массив, где планируют землеустроительные работы, например, по выполаживанию оврага, который расположен на землях сельскохозяйственных организаций. Проект внутрихозяйственного землеустройства представляет собой совокупность правовых, экономических, экологических и технических документов, включающих расчеты, описания, чертежи, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической, текстовой и иных формах мероприятия по организации территории в увязке с сельскохозяйственным производством. Проектом внутрихозяйственного землеустройства должны обеспечиваться условия: для сбалансированного использования количественных показателей и качественных свойств земли как средства производства в сельском хозяйстве, трудовых и материальных ресурсов землеуст-раиваемого объекта со специализацией и оптимальными объемами производства товарной продукции; формирования стабильной (устойчивой) организации территории и сельскохозяйственного производства; комплексного размещения и использования объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктуры и мелиоративных систем; сохранности ценных сельскохозяйственных угодий, воспроизводства и повышения плодородия почв; приоритета экологических требований над экономической целесообразностью использования земель, сохранения и улучшения ландшафтов; максимального использования производственного и природного потенциала территории и внедрения адаптивных систем земледелия; оптимальной взаимосвязи между системой расселения, организацией производства, труда и управления на землеустраиваемой территории. Рабочий проект представляет комплекс организационно-территориальных, инженерно-технических, технологических, экологических, социальных, технико-экономических, правовых решений и сметно-финансовых расчетов, для осуществления которых требуются капитальные вложения. Рабочие проекты, как правило, составляют на основе утвержденных (одобренных) схем, комплексных проектов или технико-экономических обоснований инвестиций в строительство, мелиорацию и др. В системе землеустроительной документации рабочий проект является инструментом реализации мероприятий по улучшению и охране земель, повышению их плодородия, предусмотренных проектами или схемами землеустройства, являющихся для рабочего проекта предпроектной проработкой, подтверждающей хозяйственную необходимость мероприятия и эффективность инвестиций, а также учет социальных, экологических и санитарно-эпидемиологических условий и требований. До начала земельной реформы внутрихозяйственное землеустройство было основным видом землеустроительных работ, осуществляемых за счет средств государственного бюджета. Удельный вес внутрихозяйственного землеустройства в 1975—1985 гг. составлял 19 % в общей стоимости землеустроительных работ. Ежегодно в этот период землеустраивали более 2 тыс. хозяйств. Землеустроенность сельскохозяйственных предприятий до 1990 г. составляла 81, 7% (табл. 7.9). Из 49 тыс. сельскохозяйственных предприятий в России бьши землеустроены 40, 1 тыс. хозяйств, в 9 тыс. хозяйств требовалась корректировка ранее составленных проектов землеустройства или новое землеустройство.
|