![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика процесса разграничения государственной собственности на землю по категориям земель (на 01.01.2005 г.),тыс. га
Анализ приведенных данных показывает, что из всех земель, зарегистрированных в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, 86, 8 % (или 95, 6 млн га) составляют земли лесного фонда, из них 63, 2 % (или 60, 4 млн га) находятся на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа (33 %, или 31, 5 млн га), Амурской области (17 %, или 16, 2 млн га) и Свердловской области (13 %, или 12, 7 млн га). Несмотря на то что на долю лесного фонда пришлась наибольшая часть разграниченных земель, в целом земли лесного фонда, на которые право собственности зарегистрировано, составляют всего 8, 6 % их общей площади. Анализируя процесс разграничения земель по категориям, можно отметить, что в наибольшей степени оно проведено на землях промышленности и иного специального назначения, где доля разграниченных земель составила 36, 9 % их общей площади. Самые активные работы по разграничению земель проводили на землях железнодорожного транспорта, где доля разграниченных земель составляла 59, 7 %, и на землях обороны и безопасности — 46, 5 %. Доля разграниченных земель особо охраняемых территорий и объектов составила 22, 4 % (или 7, 7 млн га). По остальным категориям доля разграниченных земель незначительна. Особенно низки темпы разграничения земель водного фонда и земель запаса, где доля разграниченных земель составляет всего по 0, 01 %; доля разграниченных земель сельскохозяйственного назначения —- 0, 2 %, а земель поселений — 1, 2 %. Необходимо отметить также, что из всех зарегистрированных земель 99, 8 % земель находится в федеральной собственности. При этом у Российской Федерации возникло право собственности на все земельные участки под объектами железнодорожного транспорта, расположенные на территориях Чувашской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, Тверской, Курганской и Томской областей. На более чем 90 % земель железнодорожного транспорта зарегистрировано право федеральной собственности на территориях Тульской, Астраханской, Ивановской, Новгородской, Тюменской, Мурманской, Пензенской, Волгоградской, Новосибирской областей и ряде других субъектов Российской Федерации. На землях промышленности и иного специального назначения на 95, 1 % работы по разграничению собственности выполнены в Архангельской области, на более 50 % —в Тверской и Астраханской областях. При проведении работ по разграничению государственной собственности на землю существуют определенные трудности, которые имеют как объективные, так и субъективные причины. К объективным причинам можно отнести недостаток времени на проведение работ, отсутствие правоприменительной практики в отношении норм Федерального закона о разграничении государственной собственности на землю, исключение из состава ответственных исполнителей по подготовке перечней земельных участков Росземкадастра (Роснедвижимости) и территориальных органов агентства на местах, у которых находится вся исходная землеустроительная и кадастровая документация. Кроме того, эти органы ранее уже проводили землеустроительные работы по установлению земель федеральной собственности, в том числе по со- ставлению перечней объектов федеральной собственности, инвентаризации земель поселений, земель обороны и безопасности, проведению топографо-геодезических работ, связанных с разграничением земель по уровням собственности, упорядочению и установлению границ объектов федеральной собственности, установлению границ закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и др. Без проведения землеустроительных работ не только на уровне составления перечней земельных участков, но и в дальнейшем при упорядочении и установлении границ объектов всех форм собственности будет невозможно избежать нарушений в области землепользования, а также надлежащим образом сформировать и оценить эту собственность. К субъективным причинам можно отнести отсутствие или низкое качество (вследствие устаревания) картографических материалов, на основании которых должны были проводиться описания земельных участков, сложности с согласованием границ, определением вида права и объекта права. Особую сложность представляют земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, когда отдельные сельскохозяйственные организации не имеют правоустанавливающих документов на использование земель. Вместе с тем на их территориях фактически земли используют одновременно на праве аренды, праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. В постоянном (бессрочном) пользовании у сельскохозяйственных организаций находятся, как правило, все несельскохозяйственные угодья. Таким образом, для того чтобы обоснованно, технически правильно и юридически грамотно разграничить земли государственной собственности, необходимы время и финансовые затраты, а также выполнение этих работ в системе землеустроительного производства. С целью экономии финансовых ресурсов работы по разграничению земель следует проводить по возможности одновременно с их инвентаризацией, установлением границ, постановкой на кадастровый учет на основе проектов территориального землеустройства. 7.4. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ Состояние земель при землеустройстве изучают с целью получения информации об их количественном и качественном состоянии. Указанная информация является базовой при разработке и принятии соответствующих решений по совершенствованию земельных отношений, экономического механизма регулирования оборота земель, расчету платежей за землю, разработке землеустроительной документации, ведению кадастра недвижимости и мониторинга земель. Всеобъемлющие и точные данные о состоянии земель необходимы также для разработки мероприятий по эффективной защите земельных ресурсов от деградации, проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, улучшению земельных угодий. Наличие достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель дает возможность лучше понять экологические, экономические и социальные проблемы, связанные с землепользованием и охраной земель, способствует осознанию : , органами государственной власти, юридическими лицами и граж- j данами необходимости рационального использования земель, со- j хранения и восстановления плодородия почв, защиты территорий а от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельное- ] ти, а также пониманию того, что земля — не только один из видов I ресурсов, который можно использовать исключительно в экономических целях, но и достояние, которое необходимо сохранить и приумножить. Изучение состояния земель в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» включает следующие работы: геодезические и картографические; почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценку качества земель; инвентаризацию земель. Основной вид землеустроительных работ по изучению земель — геодезические и картографические работы, в результате которых получают планово-картографический материал соответствующих масштабов, являющийся основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и организации рационального использования земель, территориального и внутрихозяйственного землеустройства, изготовления планов земельных участков и землепользовании, а также для ведения учета земельных ресурсов, мониторинга земель, составления специальных тематических карт и т. д. Информационное содержание и масштабы геодезических и картографических материалов устанавливают, исходя из конкретных целей, для которых в дальнейшем их используют. Но во всех случаях учитывают то, что с помощью картографического материала нужно наглядно и точно представить пространственное распределение процессов и явлений в пределах определенного региона, землепользования, земельного участка. Кроме того, необходимо, чтобы картографический материал одновременно можно было использовать для решения проектных, обследовательских и других задач. Поэтому, как правило, для межселенных территорий принимают масштабы 1: 10 000 и 1: 25 000, для городов и других поселе- ний — 1: 1000 и 1: 2000, реже — 1: 500 и 1: 5000, для разработки схем и составления тематических карт — 1: 50 000 и 1: 100 000, для крупных регионов — 1: 250 000 и мельче. Исключение — создание картографических материалов в районах со специфическими условиями, для которых масштабы выбирают, исходя из местных условий. К таким регионам относятся районы Крайнего Севера, интенсивного орошения, съемок для целей рабочего проектирования. Необходимо отметить, что выбор масштаба регламентирован инструктивно-методическими документами по отдельным видам землеустроительных, кадастровых, мониторинговых работ. При этом нет единого каталога с описанием правил состояния картографических материалов, в том числе основной карты, как это принято в ряде зарубежных стран. То же относится и к содержанию картографических материалов. Имеющиеся нормативные документы по применению условных знаков, отражающих содержание карт, значительно устарели. Попытка подготовки и издания условных знаков, применяемых при землеустройстве и земельном кадастре в 1996—1997 гг., была сорвана из-за отсутствия финансирования. Анализ получаемых картографических материалов показывает, что их содержание требует совершенствования в части отражения дополнительной информации, особенно объектов недвижимости, коммуникаций, линейных сооружений и др. В то же время следует исключать получение информации, потерявшей свою актуальность. Большое значение для землеустройства имеет установление периода обновления планово-картографических материалов. Это зависит от того, насколько ситуация, изображенная на картографическом материале, соответствует изменениям на местности. Современные темпы изменений количественного и качественного состояния земель вызывают быстрое старение картографических материалов, что требует их периодического обновления. Однако эти виды работ практически не проводят, что видно из таблицы 7.2.
|