![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика работ по составлению проектов внутрихозяйственного землеустройства за счет средств федерального бюджета
Показатель Единицы измерения 1971-1975 1976-1980 1981— 1985 1986-1990 Годы Составлено Хо- 5560 10249 10217 2788 721 2362 1152 739 136 внутрихозяй- ство ственного землеустройства, всего
В том числе Тоже 5560 10249 10217 2788 721 476 58 59 34
ских хозяйств в среднем» за год Удельный вес % внутрихозяйственного землеустройства в общем объеме землеустроительных работ
Землеустроен- % ность сельскохозяйственных предприятий * Примечание. После 1996г. внутрихозяйственное землеустройство за счет средств федерального бюджета не проводили. По данным Госкомзема Российской Федерации на 01.01.1999 г. в стране насчитывалось около 380 тыс. хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Кроме того, функционировало 289 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Все эти сельскохозяйственные организации располагались на землях бывших колхозов и совхозов. С принятием Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в первую очередь вокруг крупных городов началась массовая скупка земельных долей различными юридическими и физическими лицами, что не способствовало стабильности землепользовании и сохранению организации их территории. После передела земель сельскохозяйственных организаций в ходе земельной реформы внутрихозяйственное устройство территории бывших колхозов и совхозов, предусмотренное проектами землеустройства, было полностью нарушено. В это время приоритеты в объемах и составе землеустроительных работ начали существенно изменяться. В структуре выполненных землеустроительных работ появились новые виды, связанные с перераспределением земель, землеустройством крестьянских (фермерских) хозяйств. К 1994 г. практически прекратились работы по внутрихозяйственному землеустройству сельскохозяйственных предприятий. В 1996 г. были составлены проекты внутрихозяйственного землеустройства всего в 34 сельскохозяйственных организациях. Были свернуты работы по оказанию помощи хозяйствам в осуществлении проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также по составлению рабочих проектов по улучшению и охране земель. Если с 1986 по 1990 г. удельный вес рабочего проектирования в общем объеме землеустроительных работ составлял 8, 2 %, а стоимость ежегодно составляемых рабочих проектов — 4, 16 млн долл., то в 1991 — 1993 гг. удельный вес рабочего проектирования снизился до 3, 7 %, а стоимость работ — до 2, 3 млн долл. в год. В 1994—1996 гг. эти показатели равнялись соответственно 3, 1 % и 0, 37 млн долл. После 1996 г. рабочие проекты по землеустроительным мероприятиям за счет средств федерального бюджета не составлялись. По состоянию на 01.01.2005 г. в стране насчитывалось 275, 4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Рациональная организация производства крестьянских (фермерских) хозяйств, особенно на начальном этапе их становления, невозможна без правильного устройства их территории. Проектом внутрихозяйственного землеустройства, как правило, предусматривают решение следующих вопросов: оценку потенциала земель хозяйства, его экономических возможностей и разработку или уточнение на этой основе производственной программы и специализации хозяйства; проведение функционального зонирования территории крестьянского хозяйства, размещение жилья и производственной зоны, подсобных предприятий, участков продуктивных земель; организацию угодий: установление состава, площадей угодий, их размещение, разработка мероприятий по трансформации и улучшению угодий, повышению плодородия почв, защите их от эрозии и других негативных воздействий; устройство территории пашни и кормовых угодий; установление режимов и требований к использованию эродированных, переувлажненных и других земель с неустойчивыми аг- роэкосистемами, а также земель с особым правовым режимом использования. С 1993 по 1996 г. внутрихозяйственное землеустройство было проведено всего лишь в 3662 хозяйствах, что составляет 1, 4 % их общего числа. В 1996 г. проекты внутрихозяйственного землеустройства разработаны всего по 102 крестьянским хозяйствам, а с 1997 г. их составление практически прекратили. По состоянию на 01.01.2000 г. на северных территориях в ходе проведения земельной реформы в результате реорганизации бывших колхозов и совхозов было организовано 179 оленеводческих хозяйств на площади 30, 9 млн га, 71 охотничье-промысловое хозяйство на площади 2, 53 млн га, 386 общинно-родовых хозяйств на площади 60 млн га, 18, 7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 1, 22 млн га. Землеустройство на северных территориях проводили в несколько этапов. Первый этап осуществляли в 1931—1940 гг. в соответствии с «Положением о первоначальном земельно-водном устройстве трудового, промыслового и земледельческого населения северных окраин», утвержденным постановлением ВЦИК РСФСР от 10 сентября 1930 г. Землеустроительный процесс проведения первоначального земельно-водного устройства включал выполнение следующих работ: первичное комплексное обследование и изучение территории, куда входили топографические, статистико-экономические, земельно-хозяйственные, охотохозяйственные, рыбохозяйственные, зоотехнические, почвенные, геоботанические и лесохозяйствен-ные обследования и изыскания; разработка землеустроительного проекта, а также мероприятий и порядка освоения организуемой территории; представление, оформление и осуществление проекта. Простейшее земельно-водное устройство не могло решить в полном объеме всех задач на огромных территориях, имеющих специфические природные и социально-экономические условия, но оно имело большое значение в создании предпосылок формирования устойчивого землепользования северных территорий. Второй этап продолжался до 1950 г. В этот период работа в основном сводилась к установлению перспектив развития оленеводства, охотничьего промысла, домашнего животноводства. Землеустройство охватывало главным образом организацию территорий оленьих пастбищ, охотничьих и сельскохозяйственных угодий. Более углубленное землеустройство было проведено с 1950 по 1990 г. В это время были осуществлены массовый перевод колхозов в совхозы, рыбзаводы, коопзверопромхозы, госпромхозы, подсобные хозяйства промышленных предприятий, а также укрупне- ние оленеводческих и других хозяйств. Проведены работы по геоботаническому, зоотехническому и другим необходимым обследованиям и изысканиям, на основе которых разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства. Этими проектами была предусмотрена система пастбищеобо-ротов, разработаны маршруты миграции оленей, устроены охотничьи угодья. Был введен также порядок внесения необходимых корректировок в проекты землеустройства с учетом результатов геоботанических переобследований, изменения оленеемкости пастбищ и других условий. С выходом Указа Президента Российской Федерации от 22.04.1992 г. № 317 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» в массовом порядке начали реорганизацию существующих оленеводческих и оленеводческо-промысловых хозяйств. Их реорганизацию проводили без разработки проектов землеустройства, что отрицательно сказалось на эффективности деятельности новых хозяйствующих субъектов, а также на состоянии ресурсов растительного и животного мира. Реформирование ранее существовавших хозяйств и создание на их базе новых организаций привело к повсеместному ухудшению системы пастбищного содержания оленей. Нарушились пастбищеобороты, места проходов и маршруты движения оленей к сезонным участкам выпаса, увеличилось время выпаса оленей на участках, а также сверхнормативное количество выпасаемых животных. Стада стали пасти вблизи мест проживания, допуская повышенное стравливание растительности на пастбищах, что привело к их деградации. Вместе с тем из-за отсутствия проектов внутрихозяйственного землеустройства отдельные массивы пастбищ перестали использовать вообще. Организация новых форм хозяйствования (товариществ, акционерных обществ и др.) проходила путем предоставления им земельных участков, ранее закрепленных за бригадами и отделениями реорганизованных колхозов и совхозов. Несколько иной порядок был принят при формировании общинно-родовых хозяйств. Им передавали в пользование так называемые «родовые угодья», границы которых определяли со слов потомков бывших владельцев. Проведенная бессистемная реорганизация бывших колхозов и совхозов нарушила ранее существовавшие внутрихозяйственные и межхозяйственные связи по использованию убойных пунктов, пунктов переработки сырья, социально-бытовых объектов. Формирование новых землепользовании зачастую проводили без учета ранее сложившейся системы использования оленьих пастбищ и промысловых угодий. Стремясь к образованию компактных землепользовании, сокращению маршрутов кочевания и их перекрещиваний, производимый взаимообмен массивами угодий между общинами (родами) без проектов землеустройства не всегда был равнозначным и взаимно приемлемым. Внутрихозяйственное землеустройство оленеводческих, олене-водческо-промысловых, общинно-родовых хозяйств, организация территории оленьих пастбищ с началом земельной реформы на северных территориях практически не проводились. За 1999— 2000 гг. было составлено всего 15 проектов организации территории оленеводческо-промысловых хозяйств, из них только два проекта землеустройства были разработаны по общинно-родовым хозяйствам. После такой ломки сложившегося землепользования от существовавшей внутрихозяйственной организации территории практически ничего не сохранилось. Поэтому в целях повышения эффективности использования земель и их охраны в общинно-родовых хозяйствах, других сельскохозяйственных организациях Севера, Сибири и Дальнего Востока землеустройство нужно начинать заново. В целях поддержания традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов и этнических групп, выполнения геополитических задач по сохранению и использованию этих земель, а также ввиду отсутствия средств у сельскохозяйственных организаций землеустройство северных территорий должно быть государственным.
|