![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование земель, находящихся в личном пользовании граждан
Одно из направлений земельных преобразований в сельской местности, начатых в 1990—1991 гг. с принятием соответствующих законодательных актов, — проведение землеустроительных работ по обеспечению земельными участками граждан на различном праве. В целях упорядочения этих работ и создания необходимых фондов для наделения граждан земельными участками в личное пользование были проведены землеустроительные действия, связанные с передачей в ведение органов местного самоуправления земель 153, 3 тыс. сельских поселений с прилегающими к ним территориям, общая площадь которых составила 34, 6 млн га. Передача таких земель позволила выделить 3, 42 млн га для ведения личного подсобного хозяйства и создать резерв для дополнительной передачи гражданам для организации (расширения) личного подсобного хозяйства 2, 38 млн га, а также коллективного огородничества, сенокошения и выпаса личного скота — 16, 13 млн га. Это позволило удовлетворить потребности сельского населения в земельных участках для указанных целей на данный период. Второй значительной работой по созданию фонда перераспределения земель было составление проектов перераспределения земель при приватизации земель реорганизованных колхозов и совхозов. Особое значение в обеспечении потребностей граждан земельными участками было отведено работам, проводимым во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками». В целях выявления резервов земель была проведена инвентаризация земель всех категорий по 1320 административным районам. По ее итогам было выявлено 2, 54 млн га земель, пригодных для предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и иных целей. Проведение указанных работ позволило создать фонд перераспределения земель, который к 1997 г. составлял 31, 21 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 18, 0 млн га. Наличие такого фонда перераспределения земель позволило на всех этапах реформирования земельных отношений полностью удовлетворить потребности значительного числа граждан в земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. Фактически передача земель гражданам в личное пользование была завершена к концу 90-х годов прошлого века. Однако в со- ответствии с действующим законодательством необходимо проведение землеустроительных работ по закреплению границ земельных участков и оформлению прав на землю. По состоянию на 1 января 2005 г. фонд перераспределения земель составлял 34, 9 млн га. Динамика площадей земель, предоставленных и приобретенных гражданами на различном праве, и числа граждан, которым предоставлены эти земли, приведена в таблице 8.7. Из таблицы видно, что число граждан и площади предоставленных им земель увеличивались до 1997 г. Затем эти показатели в основном стабилизировались, а отдельные из них снизились. На 1 января 2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 275, 2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, общая площадь которых составила 14, 1 млн га. По сравнению с предыдущим годом число крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось на 3, 2 тыс., а площадь, закрепленная за ними, возросла на 396, 4 тыс. га. Значительно увеличилось число крестьянских (фермерских) хозяйств и занимаемых ими площадей в республиках Дагестан, Татарстан, Калмыкия, Башкортостан, Алтай, а также в Краснодарском крае, Астраханской и Нижегородской областях. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации, а именно, в Ростовской, Новосибирской, Омской, Саратовской, Рязанской, Архангельской областях, Алтайском и Красноярском краях, Республиках Тыва и Саха (Якутия) ликвидированы крестьянские (фермерские) хозяйства, что привело к сокращению их площадей и числа. Первоначально численность крестьянских (фермерских) хозяйств снижалась в результате сложных экономических условий в стране. В последние годы согласно действующему законодательству происходит процесс перерегистрации ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных ранее на базе реформированных колхозов и совхозов, а также объединение их в производственные кооперативы. Наиболее интенсивно ассоциации крестьянских хозяйств перерегистрируют в Ростовской области. Средний размер крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 52, 7 га, а по регионам в зависимости от наличия земельных и трудовых ресурсов, специализации и других местных условий он колеблется от 2, 4 га (Республика Дагестан) до 400 га (Республика Калмыкия). Несмотря на некоторые сокращения числа крестьянских (фермерских) хозяйств по годам, их средний размер увеличился с 41, 1 га в 1991 г. до 52, 7 га в 2004 г. В 1999 г. средняя площадь крестьянского (фермерского) хозяйства достигла 50 га и меньше этого размера не опускалась. На первоначальной стадии создания крестьянских (фермерских) хозяйств границы их земельных участков устанавливали за
|