![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наличие земельных участков у граждан в разные годы
Целевое назначение земель Наличие земель (по состоянию на 1 января)
278, 6 274, 3 270, 2 264, 6 263, 7 263, 9 267, 6 2067, 9 7809, 9 11339, 1 11833, 7 11982, 1 12139, 2 13045, 1 13844, 7 14484, 1 15368, 7 14289, 7 13743.S 16403, 2 16533, 5 16001, 3 15956, 3 16064, 9 16025, 8 15957, 1 15927, 2 15872, 2 15822, 9 5481, 5 5728, 2 5613, 0 5665, 9 5781, 9 5946, 6 6216, 7 6177, 4 6469, 4 272, 0 275, 2
14505, 1 15859, 0 15885, 5 6932, 8 7000, 6
8533, 0 12238, 3 13477, 8 14317, 8 14720, 6 15005, 7 15069, 6 15059, 0 15025, 1 14855, 1 14707, 3 14610, 0 14603, 8 14556, 6 14566, 6
56, 2 292, 7 421, 4 485, 3 580, 2 597, 6 605, 5 624, 6 638, 4 642, 5 649, 2 678, 3 745, 0 748, 2
1, 1 41827, 0 41883, 9 41907, 3 Итого 4347, 3 7387, 5 15682, 2 19051, 0 19895, 6 20038, 3 20254, 1 21250, 8 22219, 9 23073, 5 23904, 5 23106, 6 22911, 9 23459, 7 23923, 5 Примечание. Числитель — число, тыс.; знаменатель — площадь, тыс. га. счет средств федерального бюджета. Так, в 1992 г. были установлены границы всех созданных в 1991 и 1992 гг. 53, 9 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Затем оно резко сократилось, а после 1997 г. было прекращено. Поэтому значительное число крестьянских (фермерских) хозяйств не имеют установленных на местности границ. Если в 1993 г. было образовано более 134 тыс. крестьянских хозяйств, то на местности границы были установлены только у 56, 6 тыс. хозяйств. В 1994 г. число крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось еще на 86, 5 тыс., а границы на местности были установлены лишь у 22, 6 тыс. хозяйств. В 1995 г. границы были установлены у 9, 2 тыс., а в 1996 г. — у 3, 1 тыс. хозяйств. На 1 января 2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 15 885, 5 тыс. личных подсобных хозяйств общей площадью 7000, 6 тыс. га. Личное подсобное хозяйство в Российской Федерации — наиболее распространенная форма использования земель, позволяющая их владельцу получать дополнительный доход. Это землепользование наиболее стабильное, однако даже по сравнению с 1991 г. общее число личных подсобных хозяйств к настоящему времени уменьшилось на 494, 5 тыс. Одновременно с этим за этот же период средний размер личного подсобного хозяйства увеличился с 0, 2 до 0, 44 га. Такое увеличение среднего размера личного подсобного хозяйства связано с их расширением за счет аренды земель или земельных долей. Общее же сокращение числа личных подсобных хозяйств мотивируется тем, что в процессе инвентаризации земель уточняется правовой статус земельных участков. В то же время имеются случаи отказа от предоставленных участков, особенно от пастбищных угодий, входящих в состав землепользования личного подсобного хозяйства. Садовые земельные участки предоставляют гражданам для выращивания плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур, а также для отдыха. При этом граждане могут вести садоводство в индивидуальном порядке или создавать некоммерческие объединения. Всего по состоянию на 1 января 2005 г. в стране насчитывалось 14 556, 6 тыс. садоводческих хозяйств на площади 1255, 8 тыс. га. Наибольшее число граждан занимается садоводством в Московской, Ленинградской, Свердловской, Саратовской, Самарской областях, республиках Татарстан и Башкортостан и ряде других субъектов Российской Федерации. Анализируя динамику наличия садовых участков у граждан, необходимо отметить, что их число увеличивалось с 1990 по 1997 г. с 8533 тыс. до 15 069, 6 тыс., или в 1, 77 раза. После 1997 г. число садоводческих хозяйств постепенно уменьшалось и к 2003 г. составило 14 556, 6 тыс., или на 513 тыс. хо- зяйств, в том числе за 2003 г. — на 47, 2 тыс. Основные причины уменьшения числа граждан, занимающихся садоводством, — отказы от земельных участков из-за удаленности садоводческих массивов от мест проживания, магистральных дорог, а также возросшие затраты на транспортные услуги, электроэнергию, удобрения, семена, целевые взносы на внутренние нужды объединений и др. Однако следует отметить, что с уменьшением числа граждан, занимающихся садоводством, постоянно увеличивается размер садоводческого участка. Так, если в 1990 г. средний размер участка садовода составлял 0, 067 га, то в 2004 г. он достиг 0, 086 га. Этому способствовало принятие соответствующих нормативных актов об увеличении размеров предоставляемых земельных участков под садоводство. Наиболее бурно в первые годы реформирования земельных отношений развивалось огородничество, особенно с 1990 по 1992 г. В этот период число земельных участков увеличилось с 4580 тыс. до 9583, 3 тыс., а площадь, занимаемая огородами, — с 345тыс. до 668, 8 тыс. га. Затем число их стало уменьшаться. По состоянию на 1 января 2005 г. число огородных участков составило 4096, 1 тыс., а площадь их — 397, 4 тыс. га. Это на 483, 9 тыс. участков меньше, чем в 1990 г. Такое уменьшение числа участков под огородами объясняется отказами граждан от их использования, а также в связи с их переоформлением в участки под садоводство, что было возможно в соответствии с действующим законодательством. Стабильнее в годы земельной реформы развивалось индивидуальное жилищное и дачное строительство. Число граждан, которым были предоставлены участки для индивидуального жилищного строительства, увеличилось с 426, 1 тыс. (1992 г.) до 6983, 2 тыс. (2004 г.), или более чем в 16 раз. Соответственно увеличилась и площадь — с 56, 2 тыс. до 748, 2 тыс. га. Наибольшее число участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства, приходится на Московскую область, Краснодарский край, Кемеровскую, Ростовскую, Свердловскую, Иркутскую области, Республику Башкортостан. По состоянию на 1 января 2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 100, 7 тыс. участков площадью 16, 4 тыс. га, используемых под дачное строительство. Наибольшее распространение дачное строительство получило в Московской, Ленинградской, Новгородской, Ярославской и Иркутской областях. В целом дачное строительство получило распространение в 42 субъектах Российской Федерации. Динамика дачного строительства показывает, что наибольшее число дачных участков было в 1992 г. (127, 4 тыс. на площади 17, 4 тыс. га). После 1995 г. число этих участков резко сократилось, что объясняется в основном уточнением по регионам правового статуса земельных участков, используемых под дачи. Начиная с 2000 г. число дачных участков стало заметно возрастать. Только в 2003 г. их прирост составил 21 тыс. при увеличении площади на 4, 6 тыс. га. Как и прежде, число земельных участков, используемых под дачное строительство, увеличивалось в Московской области. Спрос на дачное строительство в этой области составляет 65 % общего числа заявок на земельные участки под дачи в Российской Федерации. В период реформирования земельных отношений значительные объемы землеустроительных работ были выполнены в целях осуществления различных социальных программ и федеральных законов Российской Федерации, связанных с обеспечением земельными участками различных групп вынужденно мигрирующих граждан, военнослужащих и их семей, а также с обеспечением земельными участками казачьих обществ. Вопросы миграции населения всегда являлись частью земельной политики государства. В целях сохранения огромной территории России стержнем переселенческой политики должны стать «колонизация» и обустройство заброшенных, в первую очередь приграничных, земель. Для чего необходимо: проведение разумной переселенческой политики и расселения по территории 20—30 млн внутренних переселенцев; создание условий для возвращения на родину хотя бы части из 25 млн чел. русскоязычного населения, проживающего в ближнем зарубежье, и их поселения на этих территориях; активизация работы по предоставлению земель казачьим обществам и восстановление традиционного уклада жизни казачества; привлечение на поселение в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, число которых на начало 2000 г. было более 1 млн чел., а также военнослужащих, увольняемых в запас; осуществление комплекса неотложных мер по социальному развитию села, улучшению качества жизни сельских тружеников, ликвидации сельской безработицы, которая, по данным ВНИИЭСХ, доходит в среднем до 25 %; создание условий для привлечения инвестиций в сельскую и приграничную местности, используя различные государственные рычаги (финансовые, внешнеэкономические, техническую политику и др.). Планировать и организовывать эту работу необходимо государству на основе землеустроительной документации. Имеющийся опыт показал, что ее необходимо разрабатывать в следующей последовательности: 1. Разработка схемы обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных сил, по регионам. Данные схемы составляют на основе одноименных рекомендаций, утвержденных Роскомземом и Федеральной миграционной службой России 19.05.1993. 2. Составление проектов территориального землеустройства по образованию новых земельных участков (объектов землеустройства) для предоставления беженцам, вынужденным переселенцам и военнослужащим, уволенным в запас из рядов Вооруженных сил. 3. Разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства для земельных участков, предоставленных указанной категории граждан, с включением в них рабочей документации (или рабочих проектов) по осуществлению конкретных землеустроительных мероприятий (освоению и улучшению земель, строительству прудов, осуществлению противоэрозионных мероприятий и др.). Правовой основой землеустроительных работ при предоставлении земельных участков вынужденным переселенцам и беженцам служат федеральные законы от 19.02.1993 № 4530-1 «О беженцах» и от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах», а также другие нормативные правовые акты. Земли вынужденным переселенцам и беженцам предоставляют из целевого фонда, сформированного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1995 № 249 «О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования». Казачьи общества земельными участками обеспечивали на основе «Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, и о режиме его использования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. № 667, были сформированы соответствующие фонды земель, из которых выделяли земельные участки для этих нужд. В 1993—1996 гг. были разработаны 800 схем обеспечения земельными участками вынужденных переселенцев, беженцев и уволенных в запас военнослужащих, по которым определены конкретные земельные массивы, их площади, качество земель и их пригодность для целевого использования, а именно: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или для индивидуального жилищного строительства. Несмотря на проделанную работу по созданию специальных земельных фондов и наделению земельными участками различных групп мигрирующих граждан, проблема их расселения и наделения земельными участками до конца не решена. Характеристика состояния предоставления земельных участков для вынужденных переселенцев, беженцев и уволенных в запас из рядов Вооруженных сил военнослужащих приведена в таблице 8.8.
|