![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В 1990—2004 гг.
Исполнительный орган государственной власти Руководитель
14.06.90 г. 30.07.90 г. 25.11.91г. 27.12.91г. 15.01.93 г.* 14.08.96 г. 30.04.98 г. 22.09.98 г. 25.05.98 г. 17.05.2000 г. 09.03.2004 г. по настоящее время Государственный комитет РСФСР по земельной Н. В. Комов В. Н. Хлыстун с 11.11.90г. Государственный комитет РСФСР по земельной В. Н. Хлыстун реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств Комитет по земельной реформе и земельным ре- Н. В. Комов сурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР Комитет по земельной реформе и земельным ре- Н. В. Комов сурсам при Правительстве РФ Комитет РФ по земельным ресурсам и земле- Н. В. Комов устройству (Роскомзем)
Государственный комитет РФ по земельным ре сурсам и землеустройству Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем) Государственный комитет РФ по земельной политике Федеральная служба земельного кадастра РФ (Росземкадастр) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости РФ (Роснедвижимость) Несмотря на это, в стране была создана уникальная вертикальная система территориальных земельных органов, а численность сотрудников, работающих в них, достигла к 1993 г. 18 595 чел. Более 9 тыс. чел. работало в это время в проектно-изыскательских и научно-исследовательских землеустроительных учреждениях, организациях и предприятиях (РосНИИЗем-проект, РосИМЗ, ФКЦ «Земля», Госземкадастрсъемка и др.). Начал работать институт частных землемеров. Во главе с Госкомземом его территориальные органы и подведомственные организации по мере предоставленных возможностей обеспечивали в сложных условиях переходной экономики менее болезненную ломку земельных отношений, старались по возможности не допускать необоснованного перераспределения земель, координировали и налаживали взаимодействие отраслей сельского и лесного хозяйства, промышленности, транспорта, минерально-сырьевого комплекса, городских служб, налоговых и финансовых ведомств в сфере использования и охраны земель. К началу 2000 г. в Российской Федерации была создана определенная система государственного регулирования проведения землеустройства, которое осуществлял от имени Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по управлению земельными ресурсами — Роскомзем и его территориальные органы на местах. К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относились: установление порядка проведения землеустройства; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства; проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; принятие нормативных правовых актов о землеустройстве; установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации; организация и контроль за проведением землеустройства; разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства; другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства. В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входили: проведение государственной политики в области землеустройства на соответствующей территории; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их соблюдением; разработка и утверждение региональных целевых программ использования и охраны земель; участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении государственного контроля за проведением землеустройства и реализацией землеустроительных мероприятий; организация проведения и финансирования землеустройства в соответствии с региональными программами и на землях, находящихся в собственности субъектов Федерации; иные, не отнесенные к ведению Российской Федерации полномочия в области землеустройства. Органы местного самоуправления были полномочны: организовывать и проводить землеустройство на землях муниципальной собственности; организовывать и осуществлять землеустройство на территории муниципальных образований в пределах отдельных государственных полномочий в области землеустройства, переданных им в соответствии с Конституцией Российской Федерации. На федеральный орган исполнительной власти по управлению земельными ресурсами в области землеустройства возлагали: проведение государственной политики в области землеустройства; разработку концепции и программы проведения землеустройства; разработку проектов нормативных правовых актов, издание в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам землеустройства; научное, методическое и нормативно-техническое обеспечение землеустройства; осуществление землеустроительной деятельности; стимулирование развития сферы землеустроительных услуг на коммерческой основе; организацию и контроль за проведением землеустройства и мероприятий, определенных землеустроительной документацией; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации; осуществление функций государственного заказчика проект-но-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, связанных с проведением землеустройства, размещение на конкурсной основе заказов на их выполнение; лицензирование проведения землеустроительных работ; формирование и хранение государственного фонда землеустроительной документации; подготовку предложений по реорганизации, ликвидации государственных унитарных землеустроительных предприятий, находящихся в их ведении; координацию проведения землеустроительных работ, связанных с использованием и охраной земель; обобщение и анализ данных о проведении землеустроительных работ, освещение в средствах массовой информации вопросов землеустроительной деятельности; участие в проведении работ по стандартизации и сертификации средств измерений, используемых для проектно-изыскатель-ских обследований в землеустройстве; разработку в пределах своей компетенции перечня сведений по землеустройству, составляющих государственную тайну и подлежащих засекречиванию, обеспечение их защиты; осуществление других функций, связанных с реализацией задач, возложенных на федеральный орган исполнительной власти по управлению земельными ресурсами. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Госкомзем России был упразднен, а основные его функции по управлению земельным фондом страны переданы Министерству имущественных отношении Российской Федерации, имевшему узковедомственные интересы, причем в такой конфликтной сфере, как приватизация и продажа государственной земельной собственности. Этим же указом на базе Госкомзема была создана Федеральная служба земельного кадастра Российской Федерации (Росземка-дастр). Численность работников территориальных органов Рос-земкадастра сократилась с 10 517 чел. в 1999 г. до 7200 чел. в 2000 г. На каждый из 2500 земельных комитетов (городских и районных) стало приходиться менее 3 чел. Для сравнения: в Китае, территория которого в два раза меньше российской, численность государственной землеустроительной службы составляла более 200 тыс. специалистов, в США (территория 936, 3 млн га) в Бюро землеустройства и Службе охраны почв занято более 60 тыс. чел., в Украине, при площади в 30 раз меньшей, чем в России, — 11 тыс. чел. Аналогичную картину наблюдали и в других странах мира. С 2000 г. Росземкадастр продолжал выполнять возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы в регионах, которые в совокупности охватывают всю территорию страны. К территориальным органам на конец 2000 г. относились 89 комитетов в субъектах Российской Федерации, 1697 районных и 455 городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, 86 федеральных государственных учреждений — земельных кадастровых палат. В структуре Росземка-дастра было сосредоточено 100 научно-исследовательских, проект- ных и проектно-изыскательских организаций. Всего в системе работали 19 тыс. специалистов, не считая 2 тыс. зарегистрированных частных землеустроительных организаций. Непосредственное проведение проектно-изыскательских работ по землеустройству было возложено на подведомственный Росземкадастру Российский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по земельным ресурсам (РосНИИзем-проект), располагающийся в Москве и являвшийся головным институтом в области землеустройства. В экономических районах работали зональные научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты по землеустройству: Волго-Вятский, (Нижний Новгород), Волжский (Самара), Восточно-Сибирский (Красноярск), Дальневосточный (Хабаровск), Западно-Сибирский (Новосибирск), Кубанский (Краснодар), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Нальчик), Уральский (Екатеринбург), Центрально-Черноземный (Воронеж), Южный (Ростов-на-Дону). Во всех остальных субъектах Российский Федерации (кроме автономных округов) были расположены государственные унитарные предприятия по землеустройству. Всего в Российской Федерации функционировало 78 таких государственных унитарных предприятий. Значительные работы по землеустройству (аэрофотогеодези-ческие, топографические и другие съемки) выполняли Российский проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок (Госземкадастрсъемка), располагавшийся в Москве, и его предприятия в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Омске, Ростове-на-Дону. Кроме того, в системе Росземкадастра действовали Российский институт мониторинга земель и экосистем (ТосИМЗ), проводивший работы по мониторингу земель и контролю за состоянием природной среды с использованием методов дистанционного зондирования земли и других современных технологий и технических средств; Федеральный земельно-кадастровый центр (ФКЦ), координировавший научные и методические работы по землеустройству и земельному кадастру и внедрявший в землеустроительное производство автоматизированную систему земельного кадастра. В последующем РосИМЗ перешел в состав ФКЦ «Земля». При Росземкадастре действовало также государственное предприятие —- Центр по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства — Росцентр «Землемер» и Центральный вычислительный центр. С момента своего образования (2004 г.) на базе Росземкадастра Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои террито- риальные органы. В ведении Роснедвижимости находятся также подведомственные организации. На 1 января 2005 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости имело центральный аппарат управления в 89 субъектах Российской Федерации, районные и межрайонные отделы, в которых работало 7449 специалистов, включая 287 специалистов центрального аппарата. В среднем в одном управлении субъекта Российской Федерации работало 15—20 чел., районном и межрайонном отделе — 3—5 чел. К 2005 г. закончено формирование Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» в субъектах Российской Федерации и их филиалов в административных районах и городах. Общая численность специалистов в них составляла 9150 чел. Всего в структуре Роснедвижимости в 2005 г. имелось 2318 территориальных подразделений и 1745 земельно-кадастровых палат. Кроме того, в системе Роснедвижимости функционировали подведомственные организации: Российский проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок — ФГУП «Госземкадастрсъемка» — ВИСХАГИ с девятью филиалами и общей численностью 3738 чел.; Федеральный кадастровый центр «Земля» — ФГУП ФКЦ «Земля» с 13 филиалами и общей численностью 1206 чел.; Ростехинвентаризация — 11 791 чел. В целом к середине 2005 г. в системе органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости страны работали более 33 334 специалистов. Кроме того, в системе Росимущества, связанного с решением проблем земельно-имущественного комплекса страны, трудилось 1800 чел. С 1 января 2006 г. численность работников Роснедвижимости увеличилась на 22 тыс. чел., в том числе земельно-кадастровых палат — на 15 тыс. чел., территориальных органов — на 7 тыс. чел. Динамика численности работников территориальных органов Росземкадастра (Роснедвижимости), а также средней численности комитетов (управлений, отделов) за 1993—2004 гг. показана в таблицах 6.2 и 6.3. 6.2. Динамика численности работников территориальных органов Росземкадастра (Роснедвижимости)
1993 18595 3020 9500 6075 - 1996 12551 2967 7164 2420 - 1999 10517 2489 5825 1939 - 2002 7435 2084 2768 939 1644 2004 7162 1998 2624 • 920 1620 6.3. Динамика средней численности одного территориального органа Росземкадастра (Роснедвижимости)
За 1993—2004 гг. существенно снизились общая численность работников территориальных органов Росземкадастра (Роснедвижимости) и, как следствие, средний размер областных (краевых), районных, городских и межрайонных комитетов (управлений, отделов) по числу работающих. Территориальные органы землеустроительной службы традиционно выполняли функции управления земельными ресурсами на местах, включая учет земель, организацию землеустройства, земельный контроль, решали вопросы, связанные с оформлением землеустроительной документации по предоставлению и изъятию земель, согласовывали проектно-сметную документацию по землеустройству, формировали архивы землеустроительной документации, готовили обоснованные предложения местной администрации по отводам земельных участков, вели прием населения, разрешали земельные споры и решали другие задачи, хотя выполнить эти штатные функции крайне затруднительно, а подчас и невозможно вообще. Эта ситуация влечет за собой негативные последствия в использовании и охране земель, способствует появлению недостатков землепользования, нарушений земельного законодательства, возникновению экономического и экологического ущерба. Параллельно со снижением численности территориальных органов Росземкадастра (Роснедвижимости) укрепляли земельные кадастровые палаты. С 2000 по 2004 г. их число увеличилось с 86 до 1745, а численность работающих —с 652 до 9150 чел. Структура кадрового состава территориальных органов и земельных кадастровых палат Росземкадастра (Роснедвижимости), имеющего разный уровень образования, приведена в таблице 6.4. Из таблицы видно, что за 1993—2004 гг. имело место снижение удельного веса сотрудников, имеющих высшее и базовое образование в общем числе работающих. 7 С. Н. Волков 6.4. Структура кадрового состава территориальных органов и учреждений Росземкадастра (Роснедвижимости) за 1993—2004 гг.
♦ Включая земельные кадастровые палаты без центрального аппарата. По состоянию на 2000 г. из общего числа работников Росземкадастра 53, 2 % имели высшее образование, но только третья часть специалистов — высшее землеустроительное. В областных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству удельный вес профессионалов-землемеров (землеустроителей и геодезистов) еще меньше — 26, 3 %. Кроме них работали: агролесомелиораторы — 1, 3 %, почвоведы и геоботаники — 2, 8, агрономы и экономисты — 9, 8, работники других непрофильных специальностей — 59, 9 %. Практика показывает, что земельные службы развитых стран имеют обратную пропорцию обеспеченности профессиональными кадрами. В них работает не менее 60—70 % специалистов, имеющих базовое образование. Именно поэтому в России даже ряду специалистов, работающих в системе «Роснедвижимости», надо доказывать возможность проведения всего комплекса землеустроительных работ и необходимость организации рационального использования и охраны земель. Опыт экономически развитых стран Европейского союза, Северной Америки, Австралии показывает, что для нормального сопровождения земельно-хозяйственных мероприятий, оборота земельных участков и иных объектов недвижимости, развития земельно-имущественного комплекса требуется не менее 5 специалистов по землеустройству и кадастрам на 10 тыс. населения. Исходя из этого, численность землеустроителей в стране к 2010 г. должна составлять не менее 70—75 тыс. чел. Если считать, что в 2005 г. в составе государственной службы и частных землеустроительных юридических и физических лиц работало примерно 25 тыс. специалистов с высшим и средним специальным землеустроительным образованием (без Росинвентари-зации), то к 2010 г. их число нужно увеличить почти в три раза. Эти же данные подтверждает рабочая комиссия, созданная по заданию Правительства Российской Федерации Министерством образования России в 2002 г. для определения прогноза потребности в кадрах по направлению «Геодезия и землеустройство», которая на основании запросов федеральных и региональных органов власти, предприятий, учреждений и организаций установила ежегодную дополнительную потребность в специалистах по землеустройству на 2010 г. в 8, 6 тыс. чел. и отнесла землеустроительные и геодезические специальности в число остродефицитных и приоритетных (табл. 6.5). 6.5. Прогноз годовой потребности в специалистах, чел.
Основные заказчики специалистов в 2002 г. — Росземкадастр, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство имущественных отношений России и другие министерства и ведомства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Известно, что 57 вузов Учебно-методического объединения Российской Федерации по образованию в области землеустройства и кадастров (УМО) в 2004 г. осуществили прием 2400 чел., а выпуск — 1750 чел. Поэтому для выполнения государственного заказа и потребности в кадрах частных землеустроительных организаций уже в ближайшие 1—2 года необходимо существенно увеличить прием студентов в вузы УМО на землеустроительные специальности. В 2006 г. увеличили государственное финансирование подведомственных Роснедвижимости учреждений, предприятий и организаций, что, в свою очередь, позволило увеличить штатную численность земельно-кадастровых палат и других подразделений агентства на 22 тыс. чел. Это дало возможность более эффективно решать вопросы создания и ведения кадастра объектов недвижимости, но не сняло всех проблем, связанных с перераспределением земель и землеустройством. В 2002—2003 гг. прекратили свое существование институты и (12 предприятий из 78), а также Росцентр «Землемер» вошли в качестве структурных подразделений в ФГУП «Госземкадастрсъем-ка» - ВИСХАГИ. Анализируя кадровое обеспечение землеустройства, можно сделать следующие выводы: заканчивается формирование структуры, кадрового состава центрального аппарата, территориальных органов, подведомственных предприятий, организаций и учреждений Федеральной службы кадастра объектов недвижимости, что обеспечит выполнение агентством поставленных задач по созданию и ведению системы кадастра объектов недвижимости. Вместе с тем в пределах имеющейся на 2006 г. штатной численности работников территориальных органов Роснедвижимости отсутствует возможность качественно осуществлять все другие необходимые функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом; правоприменительные функции в сфере землеустройства, государственного мониторинга земель, разрешения земельных споров, а также по проведению государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по использованию и охране земель.
|