![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Землеустройства
Сложные природные условия на территории Российской Федерации обусловливают низкое качество земель, которые характеризуются невысоким естественным плодородием почв, повышенным режимом увлажнения, неудовлетворительным культуртехни-ческим состоянием, неоптимальными природно-технологически-ми свойствами. Данные условия усугубляются нерациональным использованием земель, которое из-за бесхозяйственности приводит к ухудшению экологической ситуации и снижению экономической эффективности производства, выбытию ценных сельскохозяйственных угодий из оборота. Так, по данным землеустроительной службы страны, развитие эрозионных процессов, подтопление и заболачивание земель, зарастание кустарником и мелколесьем, а также предоставление их для несельскохозяйственных целей привели к тому, что за 25 лет (с 1965 по 1990 г.) площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12, 6 млн га. Несмотря на освоение и вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель, площадь пашни сократилась на 1, 9 млн га, сенокосов — на 10, 3 млн га. На 2, 8 млн га уменьшились также площади под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.) и залежью. В целом из-за бесхозяйственности за 25 лет выбыло из оборота и переведено в разряд неиспользуемых земель 33, 5 млн га1. За этот же период в связи с отсутствием права земельной собственности основные производители сельскохозяйственной продукции (колхозы и совхозы) расточительно использовали почвенное плодородие, что привело к развитию процессов ветровой и водной эрозии, нарушению в почве положительного баланса гумуса, загрязнению земель химическими веществами (ядохимикатами, гербицидами, нитратами и т. д.). В период с 1990 по 2004 г. площадь сельскохозяйственных угодий, по официальным данным Роснедвижимости, сократилась с 222, 41 до 220, 73 млн га, т. е. на 1, 68 млн га, пашни с землями личного пользования — с 132, 30 до 122, 15 млн га, т. е. на 10, 15 млн га. Одновременно за этот период возросла площадь залежи с 0, 35 до 4, 75 млн га, т. е. на 4, 4 млн га; сенокосов и пастбищ с землями личного пользования — с 87, 90 до 92, 02 млн га, т. е. на 4, 12 млн га2. Только в 2004 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий, 'Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации. — М.: Роскомзем, 1993. — С. 7—8. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 г. — М.: Роснедвижимость, 2005. — С. 33. 15* находившихся у производителей сельскохозяйственной продукции, сократилась на 1117, 5 тыс. га, а площадь пашни —на 737, 4 тыс. га. В стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия в целом по Российской Федерации находилось 504, 9 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Выход сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота зафиксирован в 60 субъектах Российской Федерации. Значительное уменьшение площади продуктивных земель отмечено в республиках Тыва (313, 7 тыс. га), Кабардино-Балкарской (68, 1 тыс. га), Бурятия (54, 0 тыс. га), Красноярском крае (167, 0 тыс. га), Пензенской (81, 5 тыс. га), Курганской (44, 1 тыс. га) и Пермской (42, 6 тыс. га) областях. Первая и основная причина сокращения сельскохозяйственных угодий — прекращение деятельности предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и перевод освободившихся земель в большей своей части в фонд перераспределения. Поэтому площади сельскохозяйственных угодий, числящихся в фонде перераспределения, увеличились и составили 2 млн га, из них 0, 4 млн га пашни. Вторая причина — истечение срока права аренды земель (или временного пользования) и невозобновление его производителями сельскохозяйственной продукции. Эти случаи чаще встречаются на землях поселений. Отмечаются факты перевода продуктивных земель в категорию земель запаса. Сельскохозяйственные угодья, ранее переведенные в земли запаса, зарастают кустарником и мелколесьем, теряют свою сельскохозяйственную ценность. Кроме того, в 2004 г. для нужд, не связанных с сельским хозяйством, было передано 74 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 41, 1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них: под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи было отведено 4, 9 тыс. га; лесохозяй-ственным предприятиям для лесоразведения — 0, 5 тыс.; для строительства и расширения поселений — 3 тыс.; предприятиям, организациям и учреждениям природоохранного назначения — 0, 9 тыс.; для других целей — 31, 8 тыс. га. В 2000 г. для несельскохозяйственных целей было выделено 118, 6 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В результате крупных экономических преобразований, разрушения межгосударственных связей, нарушения межотраслевых пропорций, коренного изменения земельных отношений, реформирования сельскохозяйственных предприятий, произошедших в 1991—2004 гг. в Российской Федерации, существенно снизились объемы выполнения основных видов работ по повышению плодородия почв, а также ухудшились условия функционирования отраслей растениеводства и животноводства. Как следствие, уменьшились посевные площади и посадки плодово-ягодных насажде- ний, снизилось производство кормов, сократилось поголовье животных. В результате обобщения количественных показателей выполнения работ по повышению плодородия почв и результатов функционирования отраслей сельского хозяйства с 1986 по 2004 г. получены следующие данные (табл. 8.20). За рассматриваемый период значительно уменьшились объемы работ по коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий, вводу мелиорированных земель, обводнению пастбищ, восстановлению и комплексной реконструкции орошаемых и осушаемых земель, агрохимическому окультуриванию полей, проведению комплекса природоохранных и противоэрозионных мероприятий. Расчеты показали, что убытки сельскохозяйственных предприятий, понесенные по вышеназванным причинам, только в пересчете на зерно составили 40 млн т ежегодно, что равно почти половине объемов производства зерна по России в целом. К этой величине необходимо добавить сумму затраченных ранее капиталовложений (в пересчете на ежегодные), не окупаемых продукцией с мелиорированных площадей, выбывших из оборота; со сведенных площадей плодово-ягодных насаждений; с заброшенных участков улучшенных кормовых угодий и др. Таким образом, задача организации рационального использования и охраны земли должна стать основной в земельной политике государства. В связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности России и поддержания экологически стабильного природопользования данная задача из разряда социально-экономических переходит в острую политическую проблему, которую необходимо решить в ходе земельной реформы. Сельскохозяйственные организации (предприятия) по-прежнему остаются основными производителями сельскохозяйственной продукции и землепользователями. Поэтому организация рационального использования и охраны земли в них —'одно из необходимых условий повышения эффективности всего агропромышленного производства. Анализ состояния и использования земель в сельскохозяйственных предприятиях позволяет сделать следующие выводы. 1. Сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и паш 2. Зарастание земель кустарником и мелколесьем, развитие
Объемы работ по повышению плодородия почв
Внесение органических удобрений, млнт Внесено минеральных удобрений, млнт Внесено минеральных удобрений, кг/га пашни Известкование кислых почв, млн га Фосфоритование почв, млн га Гипсование почв, тыс. га Мелиоративная обработка солонцовых почв, тыс. га Комплекс работ по добыче и использованию торфа и сапропелей, млнт Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, включая культуртехнические работы, тыс. га Комплексная реконструкция орошаемых земель, тыс. га Ввод орошаемых земель, тыс, га Реконструкция и восстановление осушительных систем, тыс. га Ввод осушенных земель, тыс. га
86, 0
392, 9
115, 7
85, 2 51, 9
83, 7
Обводнение пастбищ, тыс. га Закладка: полезащитных лесных полос пастбищезашитных фито-мелиоративных насаждений противоэрозионных овражно-балочных насаждений
580, 4
Рекультивация земель, тыс. га 103, 6 69, 6 65, 0 51, 0 79, 9 68, 5 56, 6 69, 6 52, 3 Показатели функционирования растениеводства и животноводства
'Составлено по данным: 1. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России, — М.: 2. Волков С. Н. Землеустройство в условиях земельной реформы (экономика, экология, право), — М.: Былина, 1998. - ~ 3. Агропромышленный комплекс России в 2005 г, — М: Единая Россия, февраль 2006. — 126 с. воздействия при нерациональном использовании земельного фонда, вплоть до его полного изъятия и, наоборот, экономического стимулирования рационального землепользования. 3. Реформирование сельскохозяйственных предприятий, изменение их специализации, фондооснащенности и трудообеспечен-ности требуют приведения состава, площадей и структуры земельных угодий в соответствие с новыми экономическими параметрами хозяйств и перспективами их развития, возможностью освоения и улучшения земельных угодий. 4. Низкая сельскохозяйственная освоенность территории и естественная продуктивность земель в России определяют необходимость проведения большого объема культуртехнических работ и мелиорации. Поэтому задача сельскохозяйственного освоения, мелиорации и организации рационального использования земли в России является определяющей в повышении эффективности землепользования. Это касается в первую очередь тех земель, которые в 1991—2005 гг. были выведены из сельскохозяйственного оборота вследствие ухудшения своего качественного состояния. 5. Развитие процессов эрозии, загрязнение, заражение и деградация почв требуют осуществления комплекса мер по консервации земель, организации рационального использования и охраны этих территорий. Для организации и проведения землеустроительных работ необходимы: разработка системы землеустройства как основного механизма создания условий для рационального землепользования; инвентаризация и паспортизация каждого участка (землевладения, землепользования), определение режима и условий использования земель, отражая это в документах, удостоверяющих право собственности, а также экологических паспортах, позволяющих наладить мониторинг земель; установление оптимальных размеров различных землевладений и землепользовании в зависимости от природных и экономических условий, форм хозяйствования при определении правил землепользования, территориальном землеустройстве, формировании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства; совершенствование системы землеустроительного проектирования как основы для внедрения в производство комплекса мероприятий по организации производства, территории и охране земель. Большие изменения в сельскохозяйственном землевладении и землепользовании произошли в 1991—2005 гг. под влиянием социально-экономических и земельных преобразований, осуществленных в ходе первых этапов земельной реформы. Изучение этих изменений и их учет должны быть положены в основу организации рационального землепользования и землеустройства сельскохозяйственных предприятий. 9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОЖИДАЕМОГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 г. 9.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ, КАТЕГОРИЯМ И УГОДЬЯМ В Российской Федерации продолжается перераспределение земель, изменение их количественных и качественных характеристик. Это оказывает влияние не только на состояние и использование земельных ресурсов, но и на распределение земель по формам собственности, категориям и угодьям. Современная политическая ситуация в стране, проведение административной реформы, принимаемые программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и намечаемый порядок формирования и расходования Государственного бюджета государства в 2006—2008 гг. позволяют сделать вывод о том, что в области землепользования, по крайней мере до 2010г., сохранятся те же тенденции, которые имели место в период до 2006 г. На распределение земель по формам собственности будут влиять следующие основные факторы: дальнейшая приватизация и перераспределение земель, особенно в отраслях промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса и иного специального назначения; продолжающееся разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность); развитие рыночного оборота земельных участков, полноценного рынка недвижимости с соответствующей инфраструктурой и адекватно функционирующей системой регулирования. Изменение форм собственности на землях сельскохозяйственного назначения будет определяться прежде всего оборотом земельных долей, процессами ликвидации убыточных сельскохозяйственных предприятий, принудительного прекращения права собственности ввиду ненадлежащего использования земель, а также передачи в собственность гражданам и юридическим лицам несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель, и др. В период с 2005 по 2010 г. предполагается закончить передачу права собственности на земельные участки, находящиеся в госу- дарственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости. Кроме этого намечается окончание работ, связанных с переоформлением физическими и юридическими лицами права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельные участки. В Российской Федерации только для сельскохозяйственных целей граждане используют 22, 5 млн га земель государственной и муниципальной собственности, включая 13, 3 млн га земель, используемых для северного оленеводства и промысла, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть бесплатно оформлено право частной собственности. К изменению распределения земель по формам собственности приведут также не только процессы выкупа юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, но и передачи права граждан в общей собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения в уставной (складочный) капитал сельскохозяйственного предприятия. В субъектах Российской Федерации будет продолжена перерегистрация крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В этом случае право собственности на земельный участок будет переходить от юридического лица физическому формально. Кроме этого будет продолжено уточнение правового статуса и принадлежности земель, формирующих землепользования хозяйствующих субъектов, а именно — земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия. В основном подобные уточнения необходимы на землях, переданных в начале земельной реформы предприятиям в коллективно-долевую собственность. Однозначно право собственности на земельную долю получают только после регистрации его в установленном законодательством порядке. Только в 2004 г. общая площадь земель, находящихся в собственности граждан по этой причине, увеличилась на 0, 2 млн га. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 г. № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности» процедура разграничения государственной собственности на землю включает формирование перечней земельных участков, издание актов Правительства Российской Федерации по утверждению перечней земельных участков, землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков и регистрацию права собственности в соответствии с действующим законодательством. По данным Роснедвижимости, на 1 января 2005 г. по данным регистрации и действующего законодательства право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникло на площади 109, 8 млн га, что составило 6, 9 % общей площади земель государственной и муниципальной собственности. В собственности субъектов Российской Федерации зарегистрировано 195 тыс. га, муниципальной собственности — 65, 7 тыс. га. Основанием возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований служат действующие федеральные законы, прямо указывающие на принадлежность земель, и акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков. В период с 2006 по 2010 г. продолжится регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, в состав которых преимущественно будут входить: на землях лесного фонда — земельные участки, относящиеся к этой категории; на землях особо охраняемых территорий и объектов — государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные и другие парки, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов и другие территории и объекты федерального значения; на землях сельскохозяйственного назначения — государственные предприятия — опытные производственные хозяйства, племенные объединения, опытные селекционные станции, а также подсобные хозяйства промышленных предприятий; на землях поселений — объекты Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, предприятия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства транспорта и связи Российской Федерации (в том числе объекты железнодорожного транспорта, почты России и др.), научно-исследовательские институты и образовательные учреждения; на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и другого специального назначения — земельные участки, занятые объектами обороны, безопасности, космической деятельности, воздушного транспорта, трубопроводного транспорта и др.; на землях водного фонда — земельные участки, занятые водными объектами и сооружениями федерального значения. Земли государственной собственности будут также сокращаться в результате внесения изменений в учетную документацию в соответствии с решением судебных органов по признанию недействительными постановлений (решений) муниципальных органов власти. Так, в 2004 г. в процессе прокурорского надзора в ряде субъектов Российской Федерации было выявлено неправомерное прекращение права собственности у граждан на земельные доли, которые ранее были изъяты у них и переведены в фонд перераспределения и земли запаса. Фактическое состояние и прогноз распределения земель Российской Федерации по формам собственности приведены в таблице 9.1.
|