![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потерипродукции из-за ухудшения количественного и качественного состояния сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации за 1991—2004 гг.
Показатель Площадь, млн га Потери продукции в зерновом эквиваленте, млнт
Сокращение площади сельскохозяйственных угодий, всего В том числе: пашни многолетних насаждений Увеличение площади: залежи малопродуктивных кормовых угодий Снижение размеров посевных площадей Сокращение площадей мелиорированных земель, всего В том числе: орошаемых осушенных Площадь мелиорированных земель, находящихся в неудовлетворительном состоянии, всего В том числе: орошаемых осушенных Увеличение площадей сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями, всего В том числе: подверженных ветровой и водной эрозии подверженных деградации (засолению, заболачиванию, переувлажнению и др.) заросших древесно-кустарниковой растительностью с ухудшенными технологическими свойствами Площадь фонда перераспределения в составе категории земель сельскохозяйственного назначения Площадь сельскохозяйственных угодий в составе категории земель запаса Площадь бесхозных земельных долей Площадь невостребованных земельных долей Нарушено севооборотов на площади пашни Увеличение площади под полевыми дорогами, межами, остаточными треугольниками и клиньями (огрехами) Всего 1, 68
123, 11 Потери продукции сельского хозяйства рассчитывали в зерновом эквиваленте. Урожайность зерновых культур была принята равной средней за период с 1991 по 2004 г. 1, 63 т/га на богарных землях, 2, 8 на орошаемых землях и 2, 4 т/га на осушаемых. Площади орошаемых культурных пастбищ и многолетних насаждений в оценке приравнивались к пахотным землям. Потери зерновых культур на смытых и дефлированных землях в расчетах оценивали в 30 %, на подверженных деградации почвах — 20, на заросших древесно-кустарниковой растительностью природных кормовых угодьях и пашне — 40, на пашне с ухудшенными технологическими свойствами и с нарушенными севооборотами — 10 %, т. е. по минимальному уровню ущерба. Считали, что все площади фонда перераспределения земель, сельскохозяйственные угодья на землях запаса, земли, занятые невостребованными земельными долями, арендовали и фактическая урожайность на них была на 5 % меньше, чем на основных массивах, находящихся в собственности сельских товаропроизводителей, а бесхозные земельные доли не использовались вообще. Во избежание двойного счета потери продукции за счет сокращения площадей пашни и увеличения размеров залежных земель учитывали через посевные площади сельскохозяйственных культур. Урожайность кормовых угодий в среднем оценивали в 0, 8 т корм, ед/га. Снижение продуктивности кормовых угодий в связи с их ухудшением принимали равным 20 %. Учитывая то, что средний размер контура пашни в Российской Федерации сократился за анализируемый период с 31, 4 до 26, 8 га, т. е. на 14, 6 %, было принято, что технологические свойства пашни были ухудшены на эквивалентном проценте посевных площадей на 11, 46 млн га (0, 146-78, 5= 11, 46). С 1990 по 2004 г. из-за ухудшения использования земли суммарные потери страны только в сельскохозяйственном производстве составили не менее 123, 11 млн т/год в зерновом эквиваленте, или 40, 8% от уровня производства 1990 г., которое достигало 301, 92 млн т. 4 Если считать, что 1 т зерна на мировом рынке оценивают в среднем в 100 долл., то суммарные потери от ухудшения землепользования и землеустройства за этот период составили не менее 12, 3 млрд долл., или 350, 6 млрд руб. (55, 8 долл. на 1 га сельскохозяйственных угодий). К этому также следует добавить потери продукции, связанные с существенным сокращением внесения органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, известкования, гипсования и фосфоритования почв, прекращения комплекса противоэрозионных мероприятий. Например, среднегодовые объемы выполнения работ, предусмотренные программой «Плодородие», за последние годы по сравнению с 1986—1990 гг. сократились: по внесению органических удобрений — в 6 раз, проведению культуртехнических работ — в 15, 6, орошению земель — в 31, 1, осушению — в 59 раз. По расчетам ученых Россельхозакадемии, для бездефицитного баланса гумуса в пахотных почвах России необходимо ежегодно вносить 850—870 млн т органических удобрений. В программе «Плодородие» среднегодовые объемы намечены в объеме 443 млн т, а фактически ежегодно вносят примерно 66 млн т, или 7, 6 % потребности. Чтобы ликвидировать такую ситуацию с использованием земель, необходимы огромные финансовые, трудовые и материальные ресурсы. Так, по расчетам на мероприятия по восстановлению земель потребуется 385, 71 млрд руб., в том числе: на освоение новых земель и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот взамен утраченных — 85, 5 млрд руб; на восстановление нарушенных земель и рекультивацию — 33, 0 млрд руб; на коренное и поверхностное улучшение кормовых угодий — 12, 36 млрд руб; на восстановление мелиорированных земель и реконструкцию оросительных и осушительных систем — 252, 0 млрд руб; на восстановление площадей многолетних насаждений (садов, виноградников, ягодников, хмельников, многолетних эфироносов и др.) — 2, 85 млрд руб. Отечественная и зарубежная практика показывает, что включение земельных ресурсов в активный экономический оборот возможно только через систему научно обоснованного и регулируемого государством землеустройства. 1 10. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10.1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ По всеобщему мнению, основными общемировыми процессами в первой половине XXI в. будут глобализация, регионализация и постепенный переход на устойчивое развитие. В современных условиях глобализацию рассматривают не только как новую ступень интернализации хозяйственной жизни, но и как новую эпоху в экономической истории человечества. В процессе глобализации растет экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных потоков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологии. В результате возникает новое качество мирохозяйственных экономических отношений: мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, где страновые социумы оказываются как бы составными элементами единого всемирного хозяйственного механизма. В этом хозяйственном комплексе достаточно четко выделяются определенные группы государств, выполняющие различные функции в общемировом экономическом процессе: беднейшие — с объемом годового производства валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения до 5 тыс. долл.; развивающиеся — от 5 до 14 тыс.; страны постиндустриального развития —от 14 до 20 тыс.; наиболее развитые (богатые) страны, осуществляющие переход к электронной экономике, производящие более 20 тыс. долл. ВВП на человека. Из-за кризиса 1990-х годов Россия отстает от развитых стран на 30—40 лет. В перспективе предполагается сокращение разрыва с развитыми странами, что в значительной степени зависит от того, насколько страна сможет использовать плюсы глобализации и нейтрализовать ее отрицательные последствия. Одна из характерных черт глобальной экономики — сближение структурных характеристик хозяйственных комплексов стран, достигших определенного уровня развития. Под влиянием глобализации и с учетом курса России на все большую интеграцию в ми- ровое сообщество структура ее экономики может постепенно приближаться к пропорциям, уже достигнутым передовыми странами, в которых доля услуг занимает 55—65 %. Однако, учитывая огромное значение топливно-энергетического сектора в экономике России, не следует ожидать принципиальных структурных изменений на период до 2020 г. в соотношении производства нематериальных благ и материального производства. Землеустройство и территориальное планирование в значительной степени относятся к сфере услуг, поскольку обслуживают государственные органы, юридические и физические лица на предмет качественной и количественной характеристики земель, распределения земельного фонда по формам собственности, проведения организационно-технических мероприятий, составления схем и проектов по планированию использования земельных ресурсов, генеральных планов поселений, изменения границ категорий земель и др. Развитие и становление земельных отношений, включение земель в систему ипотечного кредитования, расширение рынка земель в соответствии с потребностями глобализационных процессов вызовет необходимость увеличения объемов землеустроительных работ и мероприятий по территориальному планированию. В перспективном периоде могут измениться и приоритеты в содержании землеустройства в направлении увеличения доли работ по организационному, техническому и юридическому сопровождению земельного рынка; установлению, восстановлению и закреплению на местности границ административно-территориальных и муниципальных образований, а также объектов недвижимости, связанных с землей. Важным элементом процесса глобализации является функционирование Всемирной торговой организации (ВТО), присоединение к которой России может состояться в 2006—2007 гг. В этом случае Российская Федерация должна принять многие обязательства по приведению своей нормативно-правовой базы к нормам и требованиям ВТО, включающим и регулирование имущественных отношений в области землевладения и землепользования. Внешним глобальным геополитическим фактором, влияющим на содержание землеустройства, может выступать и регионализация — формирование экономических объединений с участием России. Российская Федерация является участником создания Союзного государства с Республикой Беларусь, ЕврАзЭс — с республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, а также Единого экономического пространства — с республиками Беларусь, Казахстан и Украина. Развитие интеграции с указанными государствами — участниками СНГ предполагает в дальнейшем осуществление единой макроэкономической, налоговой, бюджетной и финансовой политики, что потребует изменения содержания землеустройства применительно к общим требованиям интеграционных образований. н 10.2. ОБЩИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ПЕРСПЕКТИВУ При формировании долгосрочного прогноза экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России исходило из следующего: прогноз должен иметь целевой характер, предполагающий установление темпов развития экономики для сокращения имеющегося разрыва с ведущими странами; общие тенденции изменения структуры производства ВВП и промышленного производства необходимо разрабатывать с учетом опыта развитых стран; отрасли «новой экономики», находящиеся в зачаточном состоянии, в соответствии с общемировыми тенденциями должны получить ускоренное развитие. В прогнозируемом периоде можно выделить этапы развития экономики России на длительную перспективу. Первый этап — до 2010 г. В этот период будет продолжена реструктуризация хозяйства, его приспособление к рыночной открытой экономике. Учитывая утяжеленную структуру производства и большую капиталоемкость его перестройки, а также слабую собственную инвестиционную базу и весьма настороженное отношение к России иностранных инвесторов в эти годы, трудно ожидать существенного ускорения. Предполагается, что в период до 2010 г. среднегодовые темпы прироста ВВП составят не более 5, 2-5, 7%. Второй этап — 2011— 2020 гг. Этот период будет характеризоваться условиями, благоприятными для ускоренного экономического роста, так как к этому времени более четко определятся производства и корпорации, обладающие достаточной конкурентоспособностью, исчезнут или перепрофилируются неэффективные предприятия традиционных отраслей экономики. Ожидается, что на базе имеющихся научно-технических центров сформируются эффективные наукоемкие и высокотехнологические производства, а огромный рынок России будет подготовлен к активному восприятию транснациональных корпораций, что приведет к притоку инвестиций и новейших технологий. В этих условиях научный и кадровый потенциал станет активно работать на развитие «новой экономики» и формирование сферы услуг, а ожидаемый рост среднегодовых темпов ВВП может составить 8—11 %. Перспективное развитие Российской Федерации возможно по двум сценариям. Первый сценарий — инерционный, ориентированный в основ- ном на внутренние возможности роста, уже активно использующийся в последние 20 лет. Его характерная особенность — опора на добывающие отрасли, имеющие достаточно надежные рынки сбыта за рубежом. Несмотря на довольно выгодную валютную эффективность топливного, металлургического и лесного комплекса, средств, получаемых за счет экспорта их продукции, будет явно недостаточно для масштабного вложения инвестиций в обрабатывающие отрасли и «новую экономику». В связи с отставанием в разведке и подготовке новых нефтяных и газовых месторождений через несколько лет возможна стабилизация и даже спад добычи энергоресурсов. К тому же обострится конкуренция на металлургическом рынке, в целом при инерционно-сырьевом сценарии трудно ожидать радикального ускорения экономического роста и темпов роста ВВП более 3—4 % в год. Второй сценарий — постиндустриальный, предполагает формирование в России к 2010 г. научно-технических центров с эффективными наукоемкими и высокотехнологическими производствами, открывающими дорогу к постиндустриальному развитию с резким подъемом обрабатывающих отраслей, существенному росту доходов населения. В этих условиях в 2011—2020 гг. можно ожидать ежегодного прироста ВВП на уровне 7—8 %. В целом инерционный сценарий позволит к 2020 г. обеспечить производство ВВП на душу населения в размере 19—20 тыс. долл. (в ценах 1995 г.), что соответствует уровню Германии, Франции и Японии образца 2000 г. Реализация постиндустриального сценария позволит России к 2020 г. выйти на уровень, который развитые страны по прогнозу будут иметь к 2009—2011 гг. В структуре основных сфер усилится доля услуг, но уменьшатся доли промышленности и сельского хозяйства. В структуре промышленности сохранится тенденция усиления позиций машиностроения, которое может занять в долгосрочной перспективе около 50 % промышленного производства. Опережающими темпами будут расти энергетическое и электронное машиностроение, а также приборостроение. Анализ конкурентоспособности российского экспорта показывает, что устойчивый мировой рынок нефти и газа гарантирует достаточно высокие конкурентные позиции топливной промышленности, особенно экспорта газа. По каменному углю экспорт рентабелен только за счет введения льготных тарифов на перевозки. Перспективен зерновой рынок, объемы которого могут существенно увеличиться при условии роста производства и снижения издержек в сельском хозяйстве. Устойчивый спрос ожидается на продукты химической промышленности, включая минеральные удобрения. Однако обеспечение конкурентоспособности отрасли, так же как и металлургической, потребует крупных инвестиций и сохранения относительно (по сравнению с мировыми) заниженных цен на энергоносите- ли и электроэнергию, что проблематично в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО. В перспективе структура промышленности должна измениться в сторону увеличения доли обрабатывающей промышленности, однако интенсивность этого процесса будет различаться в зависимости от принятого сценария. Прогнозируется, что доля добывающих отраслей сократится с 50 % в 2000 г. до 30 % по первому (инерционному) сценарию и до 25 % — по второму. Будущая регионализация экономического пространства усиливает значение трансконтинентальных транспортных коммуникаций, проходящих по территории России. Россия, Индия и Иран подписали Соглашение о международном транспортном коридоре Север—Юг, включающем РЕТС-9 — Северная Европа—Россия с разделением на три основные ветки: Кавказ—Персидский залив, Центральная Азия—Персидский залив, Каспийское море—Иран—Индия. Основная ось: Финляндия—Санкт-Петербург—Москва—Астрахань—Каспийское море-Иран—Индия. Коридор основывается на широком использовании железнодорожного, автомобильного, морского и речного транспорта. К Соглашению о транспортной магистрали Север—Юг присоединились Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Болгария, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Индонезия, Балтийские страны. Возможный объем грузоперевозок по магистрали Север—Юг оценивают в 18—20 млн т, а необходимые инвестиции могут составить 8—12 млрд долл. Сроки доставки контейнеров из Индии и стран Персидского залива в Северную Европу будут сокращены на 15—20 сут по сравнению с доставкой через Суэцкий канал. В ближайшей и далекой перспективе резко возрастет роль Северного морского пути (СМП) в обеспечении функционирования экономики ^жизнедеятельности российского Севера, в освоении нефтегазовых месторождений на побережье и шельфе Баренцева и Карского морей и в экспорте нефти, газоконденсата и сжиженного природного газа в Западную Европу и США морским путем. Осуществление проектов строительства железных дорог Белко-амур (до Архангельска) и Баренцкомур (до нового порта Индига), как западных частей Северо-Российской евроазиатской магистрали, и их подключение к СМП позволят завершить создание нового мощного трансконтинентального железнодорожного морского коридора Европа—Азия. Ключевым элементом международного транспортного коридора Европа—Азия должен стать Транссиб (в связке с БАМом). Этот путь также позволит экономить 20—25 сут и более по сравнению с доставкой грузов из Восточной Азии в Европу через Суэцкий канал. Реализация различных сценариев развития экономики России соответственно влечет за собой и отличные варианты организации и содержания землеустройства и территориального планирования в Российской Федерации. В условиях реализации второго (постиндустриального) сценария землеустройство получит более весомый импульс для своего развития, так как интенсивный рост основных отраслей (кроме добывающих) и сфер производства нематериальных благ потребует больших объемов землеустроительных работ и мероприятий по территориальному планированию. Ожидается многократное увеличение сделок с землей, что потребует изучения их состояния, проведения почвенных и геоботанических обследований, выполнения геодезических и картографических работ, инвентаризации земель. Предстоит развернуть работы по планированию и организации рационального использования земель и их охраны, разработке Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации и схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации. На местах возникнет необходимость в уточнении схем формирования специальных земельных фондов и схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Ожидаемые изменения в структуре производства потребуют совершенствования межотраслевого распределения земель, всей системы землевладения и землепользования административных районов и субъектов Российской Федерации. Образование новых и упорядочение существующего землевладения и землепользования будут осуществлять как на землях сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения. Укрепление финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, уточнение их сельскохозяйственной специализации потребует разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства, в которых на научной основе будут разработаны перспективы развития хозяйств и организации их территории. Интенсивное освоение территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока в связи с реализацией природно-ресурсных и инфраструктурных проектов потребует повсеместной разработки схем размещения территории традиционного природопользования их коренных малочисленных народов. Для организации полноценного земельного рынка большие объемы работ по землеустройству предстоят в области выделения и закрепления в натуре участков земельных долей. В связи с возрастающим вниманием к охране ценных сельскохозяйственных земельных ресурсов как важнейшей части природ-но-ресурсного потенциала страны в составе землеустроительных мероприятий возрастет доля работ по агроэкологической оценке и агроэкологическому зонированию сельскохозяйственных терри- торий с выделением зон с особым правовым режимом использования и особо ценных земель; защите земель от эрозии, засоления, заболачивания и разрушения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами; рекультивации нарушенных земель. Сценарий постиндустриального развития предполагает активное вхождение страны в мировое экономическое хозяйство, что потребует уточнения содержания и организации землеустройства и территориального планирования в соответствии с требованиями, нормами и правилами Европейского союза, ВТО, международных законодательных актов.
|