![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В Российской Федерации
Как было отмечено ранее, основным механизмом реализации земельной политики государства является землеустройство. Эффективность осуществления земельной политики определяется уровнем государственного регулирования проведения землеустройства. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства определены ст. 5 Федерального закона от 18.06.2001 г. «О землеустройстве», однако в период с 2001 по 2005 г. они в большей своей части не были реализованы. В целях создания условий по выполнению основных задач, стоящих перед землеустройством в сфере обеспечения дальнейшей приватизации земельных участков, перераспределения земель по формам собственности, категориям и угодьям, развития оборота земель, включая оборот земель сельскохозяйственного назначения, государственное регулирование проведения землеустройства должно обеспечивать: повышение эффективности землеустройства; стимулирование землеустроительной деятельности; установление порядка проведения землеустройства и разработки землеустроительной документации; координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства; организацию и контроль за землеустройством. В этой связи к полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства должны относиться: совершенствование институциональной системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством; установление порядка проведения землеустройства, состава, видов и содержания землеустроительных работ; организация и проведение государственного землеустройства, включая землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности; совершенствование нормативного правового регулирования отношений в сфере землеустройства; государственная поддержка развития научно-технического прогресса в землеустройстве; совершенствование финансового механизма проведения землеустройства; совершенствование государственного управления землеустройством; усиление контроля за проведением землеустройства и землеустроительных мероприятий; совершенствование информационного обеспечения землеустройства; обеспечение международного сотрудничества в сфере землеустройства; совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по землеустройству. 11.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВОМ Институциональная система государственного управления земельными ресурсами и землеустройством Российской Федерации является результатом исторического, политического и социально-экономического развития страны, а также следствием проводимой в государстве с начала 2004 г. административной реформы в целях упорядочения функций и полномочий государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, устранения дублирования и разрозненности услуг. Вместе с тем проведенный анализ показывает, что функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере землеустроительной деятельности, государственного управления земельными ресурсами по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере организации рационального использования земель и их охраны, а также контрольные и надзорные функции осуществляют 16 органов государственной исполнительной власти, включая 6 министерств, 8 федеральных агентств и 2 федеральные службы. Поэтому для институциональной структуры государственного управления земельными ресурсами в Российской Федерации по-прежнему характерны недостаточная определенность ведомственных обязанностей, противоречия интересов различных министерств и ведомств, распыление полномочий, а также существенное ослабление федеральной вертикали власти в области осуществления земельной политики. В результате этого для принятия решений необходимы многочисленные межведомственные согласования, что затягивает решение проблем при проведении земельной реформы и землеустрой- ства, дезориентирует других партнеров и граждан, занимающихся решением земельных вопросов. Сложившаяся в стране ситуация в области развития землевладения и землепользования, характеризующаяся продолжающейся приватизацией земель, перераспределением земельных участков, прогрессирующей потерей продуктивных угодий, ущемлением законных государственных и общественных интересов обусловливает необходимость сильного, скоординированного и активного федерального присутствия в этом секторе. В этой связи требуется неотложный выбор отдельного учреждения, которое следует наделить всей полнотой полномочий для принятия решений по управлению земельными ресурсами страны. Это потребует уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также передачи всех функций государственного регулирования проведения землеустройства одному министерству (ведомству). Только в этом случае система землеустройства сможет выступать в качестве основного созидательного, а не разрушительного механизма, воплощающего в жизнь земельную политику государства. Реально все функции государственного регулирования проведения землеустройства целесообразно возложить на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости «Роснедвижимость». Для упорядочения и продолжения осуществления земельной реформы в Российской Федерации необходима разработка и реализация Федеральной целевой программы «Земельная реформа и землеустройство в России (2007—2012 гг.)», главным содержанием которой должно быть землеустроительное обеспечение проводимых земельных преобразований и их завершение. 11.2. УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, СОСТАВА, ВИДОВ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Для установления порядка проведения землеустройства в самое ближайшее время необходимо разработать и утвердить постановление Правительства Российской Федерации «Положение о землеустройстве». В связи с изменением направленности землеустройства, состава, видов и содержания землеустроительных работ «Основные положения землеустройства в СССР», утвержденные Государственной комиссией Совета министров СССР по продовольствию и закупкам 30.01.1991 г., потеряли свою юридическую силу и подлежат существенной переработке. Новое Положение о землеустройстве должно быть направлено: на упорядочение проведения землеустроительных работ, обеспечивающих создание условий для достижения наибольшего эф- фекта от использования земельно-ресурсного потенциала Российской Федерации; приведение земельно-ресурсной базы различных отраслей экономики в соответствие с современными тенденциями в использовании земель и перспективами их развития; устранение недостатков в распределении земель по отраслям экономики, хозяйствующим субъектам, категориям и формам собственности; достижение социальной справедливости в процессе перераспределения земель между отраслями экономики с учетом интересов всего общества страны; разработку юридически правомочной землеустроительной документации, позволяющей правообладателю земли иметь определенные границы своих прав и границы на земле и иметь признание и защиту своих прав, а также их ограничения и обременения (сервитуты); экономию земельных ресурсов, в том числе от необоснованного изъятия ценных земель и земель, ограниченных в обороте или изъятых из оборота; создание условий для стабилизации экологической обстановки и охраны земель, в том числе для восстановления земель, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, радиационному, химическому и другим воздействиям. 11.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В целях планирования и организации рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации при участии государства необходимо осуществление следующих видев землеустроительных действий (работ): проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; разработка, согласование и реализация Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; землеустроительное обеспечение административно-территориального деления территории Российской Федерации, упорядочения местоположения, площадей и границ федеральных округов, субъектов Российской Федерации, закрытых, муниципальных и иных административно-территориальных образований; организация землеустроительных работ по установлению на местности государственной границы Российской Федерации, выявление спорных территорий по внешней границе страны и между субъектами Российской Федерации, определение сроков и порядка делимитации земель и демаркации государственной границы; создание и сгущение опорных межевых сетей в целях проведения землеустройства на единой координатной основе; осуществление земельно-ресурсного обеспечения переселенческих мероприятий; определение земель, находящихся в федеральной собственности, и землеустроительное сопровождение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю; определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации; природно-сельскохозяйственное районирование земель, включая установление границ особо ценных и ценных сельскохозяйственных угодий; определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки; формирование государственного фонда перераспределения земель и иных специальных фондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас; для предоставления земель казачьим обществам, включенным в реестр казачьих обществ Российской Федерации; для предоставления в целях сельского хозяйства (коллективного садоводства, животноводства, огородничества, организации крестьянских хозяйств, выделение земельных участков руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов и т. п.); для продажи на конкурсах и аукционах; установление территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, территориальное землеустройство, комплексное изучение биологических ресурсов и определение ресурсного потенциала земель территорий традиционного природопользования, организация оленьих пастбищ, охотничьих и иных промысловых угодий; изучение состояния земель в целях получения информации о количественном и качественном состоянии земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе проведение геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, оценка качества земель как средства производства в сельском хозяйстве и качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; проведение инвентаризации земель федеральной собственности, образовавшейся после разграничения государственной собственности на землю, и при необходимости осуществление работ по упорядочению и установлению границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности; разработка федеральных целевых программ охраны земель, включающих в себя перечень обязательных мероприятий по охра- 18 С. Н.Волков не земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий; выявление деградированных земель и разработка предложений по консервации с изъятием их из оборота; создание новых и расширение существующих земель особо охраняемых территорий и объектов и установление (упорядочение) границ этих территорий и объектов; подготовка предложений о резервировании земельных, участков для федеральных нужд и определение границ этих земель; территориальное землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности; внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных организаций федерального подчинения; разработка землеустроительных мероприятий по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, а также по мелиорации и рекультивации нарушенных земель, в целях предотвращения или ликвидации крупномасштабных экологических последствий или улучшения земель на федеральных землях, а также на больших территориях, когда отдельные землевладельцы и землепользователи не могут самостоятельно осуществить эти мероприятия, а государство напрямую заинтересовано в их проведении; организация проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения в целях их перераспределения, разделения или консолидации, если участники землеустройства не могут решить эти вопросы с участием частных землеустроительных фирм и обратились за помощью в органы государственной власти в осуществлении этих работ. 11.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Совершенствование нормативного правового регулирования отношений в сфере землеустройства должно быть направлено: на разграничение функций, полномочий и организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти между собой и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере землеустройства в связи с осуществлением административной реформы; обеспечение согласованности нормативных правовых актов по землеустройству на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации; гармонизацию законодательства в сфере землеустройства с международным правом; законодательное закрепление форм и методов участия саморегулируемых организаций и граждан в проведении землеустройства; разработку (уточнение) нормативных правовых актов, регламентирующих порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд; порядок изменения и установления (восстановления) границ субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований и решения споров, возникающих между ними по поводу прохождения их границ; порядок описания, графического оформления и закрепления границ на местности, перевычисления (уточнения) площадей земель, входящих в территории административно-территориальных образований и территорию Российской Федерации в целом; порядок проведения землеустройства в условиях техногенного загрязнения и биологического заражения земель; порядок установления публичных и частных сервитутов и ограничений прав в использовании земель; порядок установления объектов и проведения инвентаризации земель и других объектов недвижимости. 11.5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ Государственная поддержка развития научно-технического прогресса в землеустройстве должна включать в себя проведение следующих мероприятий: разработку научных основ государственной стратегии в области землеустройства; создание многоцелевой и специализированной базы данных землеустроительного обеспечения рационального использования земельных ресурсов страны и их охраны, а также совершенствования земельных отношений; комплексное изучение, количественную и качественную оценку земельных ресурсов в ходе землеустройства; создание научно-методических основ землеустройства и эффективных технологий выполнения землеустроительных работ. При реализации указанных мероприятий следует обеспечить: проведение исследований закономерностей развития земельных отношений и их землеустроительного обеспечения при переходе к новым формам хозяйствования и собственности на землю; разработку научных основ и методов эколого-ландшафтного землеустройства; правил, регламентирующих земельные отношения и землеустройство в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, особенно в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при введении самообеспечения традиционного образа жизни; I8* совершенствование методических основ организации землепользования и землеустройства в условиях техногенного загрязнения и заражения территорий; установление механизма введения ограничений и обременении прав в использовании земель на основе проектов землеустройства; совершенствование методов картографирования и составления тематических карт о количественном и качественном состоянии земель; разработку методов оценки инвестиционной эффективности проектов землеустройства; оптимизацию механизма экономического стимулирования использования и охраны земель при реализации мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, предусмотренных проектами землеустройства; совершенствование теоретических основ и методов оптимизации государственного управления землеустройством, в том числе по обеспечению взаимовыгодного партнерства государственного и частного секторов по координации землеустроительной деятельности государственных, общественных и частных организаций; разработку стратегии формирования цен на землеустроительные услуги, вовлечения частного сектора в проведение землеустройства, в том числе и для участия в создании новых инвестиционных технологий и проектов.
|