Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности регионального развития } экономики России на перспективу
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетам населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось значительное неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром. В результате этих тенденций субъекты Российской Федерации по среднедушевому производству валового регионального продукта стали различаться почти в 60 раз. Даже если исключить крайние значения (Ямало-Ненецкий АО — 736 % по отношению к среднероссийскому показателю и Ингушетия —11%), разрыв составляет 25 раз. Примерно такая же дифференциация наблюдается и по среднедушевым доходам населения. Поэтому для России стратегически важно сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития. Первоочередная задача — улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что станет возможным при устойчивом росте национальной экономики. Возможности экономического развития регионов в значительной мере зависят от их социально-экономического потенциала, который характеризуется ресурсно-сырьевой базой, трудовыми ресурсами, основными фондами, общехозяйственной инфраструктурой, социальной инфраструктурой. Ресурсно-сырьевой потенциал региона отражает его совокупную долю в общероссийских запасах топливно-энергетических ресурсов, руд черных и цветных металлов, нерудного сырья, сырья для химической промышленности, а также в общей площади сельскохозяйственных угодий и в лесном фонде. Обеспеченность региона трудовыми ресурсами характеризуется плотностью населения в трудоспособном возрасте на единицу экономически активной территории, реально используемой в хозяйственном обороте. Обеспеченность региона основными фондами отражается среднедушевым объемом основных фондов, обеспеченность общехозяйственной инфраструктурой определяется на основе учета плотности автомобильных и железных дорог, а также обеспеченностью телефонной связью. Обеспеченность региона социальной инфраструктурой представляет собой оценку уровня обеспеченности населения медицинским персоналом, амбулатор-но-поликлиническими, дошкольными учреждениями. Для приведения различных показателей к сопоставимому виду их сравнивают со среднероссийским значением. Расчеты показали, что по степени обеспеченности социально-экономическим потенциалом в I группе регионов (обеспеченность более 125 % по сравнению со среднероссийским показателем) находятся: Белгородская, Московская области, Москва, Санкт-Петербург и Мурманская область; во II группе (105—125 %): Владимирская, Курская, Калининградская, Пермская, Свердловская, Кемеровская, Магаданская области, Республика Северная Осетия—Алания. III группа (85—105 %) включает 35 субъектов Федерации, IV группа (65—85 %) — 29 субъектов и V группа (до 65 % общероссийского уровня) — 11 субъектов. В мировой практике для комплексной оценки социально-экономического положения используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающий производство ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень образования. Значение ИРЧП, равное 0, 80, является низшей границей развитых стран, 0, 7—0, 8 — развивающихся стран, а менее 0, 7 — слаборазвитых стран. Значение ИРЧП для России в целом в 2003 г. составило 0, 79, а для ее регионов оно колебалось от 0, 661 (Республика Тыва) до 0, 88 (Ямало-Ненецкий АО) за счет высокого показателя душевого производства ВРП. В Российской Федерации только 5 субъектов имеют ИРЧП на уровне развитых стран (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург). Еще 14 регионов имеют показатели, равные и больше среднероссийских (0, 77 и более), т. е. близкие к развитым странам. Низкие показатели (менее 0, 73), приближающиеся к границе слаборазвитых стран, имеют 11 субъектов Российской Федерации (Ивановская, Псковская, Читинская области, Республика Ингушетия, Марий Эл, Алтай, Тыва, Еврейская АО и др.). В расчетах ИРЧП важным компонентом является показатель ВРП на душу населения, который в нефтегазодобывающих субъектах имеет высокое значение, хотя на жизни коренного населения он сказывается мало. Поэтому для определения перспектив будущего развития более правильным будет использование интегрального показателя социально-экономического потенциала. На долгосрочную перспективу общие цели территориального развития заключаются в укреплении единого экономического пространства, использовании природно-экономического потенциала и конкурентоспособных преимуществ регионов на основе оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, создании благоприятных условий жизнедеятельности во всех регионах России. Особенности экономического развития в условиях глобализации заключаются в ускорении роста наукоемких и высокотехнологических отраслей промышленности и в опережающем росте и быстром расширении сферы воздействия отраслей «новой экономики». Этими тенденциями предопределяются существенные территориальные сдвиги в экономике России на перспективу. С учетом намеченных приоритетов в развитии отраслей промышленности и принимая во внимание сложившееся размещение и региональные предпосылки их роста, прогнозируются существенные различия в динамике промышленного производства в разных регионах. Так, предполагается, что доля Центрального округа возрастет с 20, 7 % в 2001 г. до 22, 8 % по первому сценарию и 23, 4 % — по второму. Наиболее высокие темпы роста промышленного производства прогнозируются к 2020 г. по сравнению с 2001 г. в Центральном округе (в среднем в 3, 6 раза), Северо-Западном (3, 3 раза) и Южном округе, а наиболее низкие — в Уральском и Сибирском округах. Принятая в прогнозе концепция территориального развития и в первом и во втором сценарии приводит к увеличению роли Центрального и Приволжского округов в производстве ВРП. В восточных округах темп роста ВРП уступает среднероссийским, что приводит к суммарному снижению их доли в ВВП России с 31, 7 % в 2001 г. до 25, 4 % в 2020 г. Наиболее резкое снижение удельного веса прогнозируется в Уральском федеральном округе, что определяется его специализацией на отраслях топливно-энергетического и металлургического комплексов, имеющих наименее благоприятные предпосылки для ускоренного развития. Приоритеты в развитии сельского хозяйства будут иметь регионы, имеющие наилучшие природные условия и конкурентные преимущества: субъекты Российской Федерации Северного Кавказа, Центрального района, Черноземной зоны, Среднего Поволжья, Южного Урала и юга Западной Сибири. В результате в производстве сельскохозяйственной продукции возрастет значение Южного, Центрального и Приволжского округов. В целом перспективы ускоренного роста экономики России во многом будут определяться полнотой использования благоприятных предпосылок развитых в экономическом отношении регионов. В прогнозируемом периоде основной упор должен быть направлен на развитие научного потенциала, наукоемких и высокотехнологических отраслей производства и сферы обслуживания, обеспечивающих высокое качество жизни населения. По имеющимся оценкам высокий конкурентный потенциал по перечисленным позициям имеют 12—15 субъектов Российской Федерации. Задача заключается в том, чтобы способствовать полной реализации этого потенциала: создать условия для ускоренного развития наиболее эффективных научных направлений, стимулировать создание техноградов и формирование региональных кластеров вокруг ведущих предприятий. Развитие регионов, специализированных на отраслях добывающей промышленности, должно заключаться в наращивании природно-ресурсного потенциала за счет расширения геологоразведочных работ, развития транспортных коммуникаций и диверсификации региональных хозяйственных комплексов. Для сокращения межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития субъектов Федерации предполагается использовать ряд стратегических подходов. В группе слаборазвитых, отстающих регионов, где производство ВРП на душу населения составляет до 50 % среднего уровня по Российской Федерации (республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия—Алания, Чеченская, Марий Эл, Чувашская, Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский край, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Калининградская, Пензенская, Курганская, Омская области, Еврейская АО), выявляют потенциальные конкурентные возможности: по наличию минерально-сырьевых ресурсов, пригодных для эффективной добычи и переработки; природных ресурсов, имеющих значительную планетарную ценность для общества; по выгодному географическому положению на направлениях перспективных торгово-транспортных потоков; приграничному (приморскому) положению, создающему предпосылки для активной внешнеэкономической деятельности; условиям для развития кластеров сельскохозяйственного, промышленного и комплексного значения. Основным условием развития регионов с наличием минерально-сырьевых ресурсов будет привлечение частных и государствен- ных инвестиций на реализацию проектов экономически эффективных месторождений. Регионы с природными ресурсами планетарного значения обычно не представляют интереса для коммерческих структур, старающихся получить прибыль в кратчайшие сроки. Поэтому стратегически их развитие будет целиком зависеть от активности государства в вопросах получения платежей за экономически чистые ресурсы воды и земель от мирового сообщества, а также за сохранность и воспроизводство лесов, выполняющих важные функции жизнеобеспечения населения всей планеты. Предполагается, что в этих субъектах часть государственных ресурсов может быть направлена на создание инфраструктуры экологического туризма. Развитие регионов с выгодным географическим положением прямо связано с осуществлением крупномасштабных транспортных проектов при поддержке со стороны государства в формировании особых экономических зон, создании необходимой пограничной и таможенной инфраструктуры, в определении порядка оформления мигрантов и иностранных предприятий. В перспективе сохранится государственная поддержка слаборазвитых регионов с помощью целевых программ. Одна из наиболее сложных задач территориального развития России — подъем экономики Сибири и Дальнего Востока. Глобальные факторы общемирового масштаба и макроэкономические процессы развития России свидетельствуют о том, что эти огромные регионы могут законсервироваться как топливная и сырьевая базы, что в определенной степени ограничивает их развитие в перспективе. Для преодоления данных возможных негативных тенденций потребуются значительные усилия государства, в том числе направленные на постепенное включение этих огромных пространств в систему мировых хозяйственных связей. В стратегии взаимодействия данного региона с мировым хозяйством приоритетным может быть азиатско-тихоокеанское направление. Особенности социально-экономического положения регионов и намеченных перспектив их развития тесно связано с содержанием и организацией землеустройства их территорий. В составе социально-экономического потенциала доля земельного сельскохозяйственного потенциала наибольшее значение имеет в Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Московской, Калининградской, Рязанской, Волгоградской, Вологодской, Оренбургской, Ростовской, Саратовской, Курганской, Новосибирской, Омской, Амурской областях, республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Башкортостан, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях. Качественные и количественные показатели земельного фонда позволили обеспечить доли в общероссийском производстве продукции сельского хозяйства для ведущих субъектов, %: Белгородской области —2, 1; Воронежской— 2, 3; Московской — 2, 7; Рос- 17 С. Н. Волков товской — 3, 7; Оренбургской — 2, 4; Волгоградской — 2, 4; Саратовской — 2, 7; Новосибирской — 2, 6; Омской области — 2, 5; Краснодарского края — 6, 5; Ставропольского — 2, 6; Алтайского — 3, 3, Красноярского края — 2, 3; республик Башкортостан — 3, 8, Татарстан — 4, 2. В перечисленных субъектах Федерации наряду с ожидаемым ростом объемов работ по становлению и развитию земельного рынка предполагается расширение комплекса землеустроительных мероприятий по обследованию земель и проведению внутрихозяйственного землеустройства, а также работ по совершенствованию системы землевладения и землепользования. Для районов Севера, Сибири и Дальнего Востока будут характерны землеустроительные работы по устройству территорий коренных малочисленных народов. 10.4. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В рекомендациях, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), перед мировым сообществом впервые бьша поставлена задача — обеспечить переход на стратегию «устойчивого развития». В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию отмечается, что она должна обеспечить «сбалансированное решение социально-экономических проблем и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» (Указ Президента России от 1 апреля 1996 г.). В современных условиях и особенно в прогнозируемом периоде землеустройство выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего устойчивое развитие Российской Федерации. По своей сущности землеустройство является комплексным техническим, организационным, правовым, экономическим, экологическим и социальным мероприятием. Устойчивое развитие территорий в результате технических землеустроительных мероприятий достигается за счет проведения геодезических и картографических работ, межевания объектов землеустройства, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий с помощью технических средств. Устойчивое развитие территорий в результате организационных землеустроительных мероприятий охватывает работы, включающие: формирование земельных фондов специального назначения, реформирование сельскохозяйственных организаций в связи с приватизацией земель и передачей земель в долевую и совместную собственность; формирование земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведение личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и др.; установление ограничений (обременении) в использовании земельных участков; инвентаризацию земель; установление границ земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов; природно-сельскохозяйственное районирование земель; определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленных законодательством Российской Федерации; организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков и др. Экономические мероприятия по землеустройству в целях устойчивого развития включают проведение земельно-оценочных работ, формирование и оценку земельно-имущественного комплекса; оценку эффективности землеустроительных работ; планирование рационального использования земель; организацию налогообложения в сфере землепользования; оценку убытков и потерь в результате изъятия земель. Устойчивое развитие территории в результате экологических землеустроительных мероприятий достигается за счет защиты земель от деградации и загрязнения, проявления эрозионных процессов, подтопления, засоления и других негативных явлений, выявления малопродуктивных земель с целью перевода их в другие угодья; рекультивации нарушенных земель; составления проектов на эколого-ландшафтной основе; оценке наличия биологических ресурсов на территориях общинно-родовых хозяйств. Социальный аспект землеустроительных мероприятий в целях устойчивого развития территорий заключается в проведении комплекса работ, направленных на улучшение общих социальных условий жизнедеятельности населения. Многие землеустроительные действия, связанные с подготовкой необходимых документов по приватизации земельных участков и регистрацией прав на землю, передачей (продажей) земельных участков, занятых объектами недвижимости в сельской местности, в собственность гражданам и юридическим лицам, носят правовой характер и обеспечивают реализацию земельной реформы и развитие земельных отношений в Российской Федерации. 10.5. ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ В современных условиях и долгосрочной перспективе конкурентоспособность территорий и производства будет важнейшим условием активного развития материальной и социальной сферы и участия в общероссийском и международном разделении труда. В составе основных факторов, определяющих конкурентоспособ- ность территорий субъектов РФ, важнейшее значение может занять землеустройство. Полная и детальная характеристика и оценка земельно-ресурсного потенциала региона в качественном, количественном и стоимостном отношении, проведенная в результате землеустроительных действий, позволяет осуществлять земельные преобразования, усовершенствовать систему землевладения и землепользования. За счет улучшения территориальной организации сельскохозяйственного производства и использования земель сельскохозяйственного назначения ожидается повышение эффективности сельского хозяйства и соответственно конкурентоспособности его производства. Такие мероприятия особенно необходимы в регионах Южного, Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Землеустройство создает техническую и организационную основу для функционирования земельного рынка, тем самым привлекая все больше участников в процессы купли, продажи, залога, мены и дарения земельных участков. Это, в свою очередь, расширяет масштабы операций с недвижимостью, упрощает задачи регистрации, повышает ликвидность земель, что в целом ведет к росту конкурентоспособности территории. Формирование в районах благоприятных экологических условий, использование земель на эколого-ландшафтной основе в результате землеустроительных действий позволяет расширить ареалы возделывания эколого-чистой сельскохозяйственной продукции, которая все больше будет востребована на рынке продовольственных товаров. Землеустроительные мероприятия в значительной мере увеличивают природно-ресурсный и экономический потенциал территории, что отражается на повышении ее конкурентоспособности. К общим принципиальным условиям активизации землеустроительной политики в целях создания конкурентных преимуществ отдельных регионов относят: формирование долгосрочной стратегии развития землеустройства с учетом разнообразия российских регионов. Задача федерального центра состоит в определении общей политики и содержания землеустройства и установлении места и роли регионов в достижении поставленных задач; формирование долгосрочных целей развития землеустройства, исходя из задач государственной социально-экономической политики в области аграрной сферы, реализации земельной реформы, имущественных отношений и охраны окружающей природной среды; обеспечение сочетания и согласования общегосударственных, региональных, местных и корпоративных интересов при определении целей и содержания землеустройства; расширение финансовой базы землеустройства за счет исполь- зования части земельных платежей, а также средств корпораций, заинтересованных в решении отдельных проблем в осуществлении крупных проектов; повышение конкурентоспособности землеустройства в регионах с высокой ликвидностью земель, заключающееся в обеспечении эффективного функционирования и расширения рынка земель и иного недвижимого имущества, вовлечения в оборот земельных участков, ранее не востребованных на рынке; повышении капитализации земельных участков за счет мероприятий по их охране и воспроизводству плодородия, а также создания необходимой инфраструктуры; обеспечение усиления интеграционных процессов между субъектами Федерации, входящими в один федеральный округ путем разработки схемы землеустройства округа. Это позволит повысить конкурентный потенциал региона, сократить издержки на осуществление землеустроительных мероприятий за счет повышения комплексности решения общих задач; создание условий для перевода отстающих в социально-экономическом развитии регионов на режим саморазвития. С этой целью необходимо за счет рентных доходов, операций с недвижимостью в разы увеличить объем ресурсов, направленных в целевом порядке на развитие экономического потенциала регионов, включая и землеустройство. Необходимо осуществить меры по оценке стоимости экологически чистых природных ресурсов и по включению их в экономический оборот; землеустроительные мероприятия, повышающие конкурентные преимущества приграничного и приморского положения значительной части российских регионов за счет рациональной и эффективной организации их территорий, завершения работ, связанных с перераспределением основных массивов земель, учитывая необходимость предоставления земельных участков для расселения мигрантов, вынужденных переселенцев, военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных сил, и казачьим обществам. J 10.6. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ 1 ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО Геополитические, социально-экономические и природоохранные интересы Российской Федерации, ориентация государства на ускоренный экономический рост путем включения земельно-имущественного комплекса в активный экономический оборот требуют существенного развития системы землеустройства и территориального планирования, которая должна стать основным механизмом целенаправленного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами страны в требуемом экономическом русле. Вместе с тем происшедшие в 1991—2005 гг. изменения в сфере землеустройства, характеризующиеся потерей необходимых государственных функций по управлению земельными ресурсами и контролю за проведением землеустройства, реорганизацией и снижением численности землеустроительной службы с реформированием 87 проектно-изыскательских и научно-исследовательских институтов и предприятий системы «РосНИИЗемпроект», а также институтов по мониторингу земель, практически полное отсутствие финансирования землеустроительных работ со стороны государства в противовес мировым тенденциям по усилению государственного финансирования и регулирования землепользования, не могут обеспечить выполнения поставленных Президентом Российской Федерации задач в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 г. по обеспечению устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста страны не только на ближайшую, но и на отдаленную перспективу. Это объясняется следующим. Стихийно сформировавшийся корпоративный рынок оказания землеустроительных услуг с участием частных землеустроительных предприятий, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемых организаций не позволяет технически правильно, юридически грамотно и экономически обоснованно решить все земельные вопросы. Отсутствие надлежащей организации и финансирования землеустройства, отказ от разработки установленной Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 г. «О землеустройстве» землеустроительной документации, отсутствие или некачественное проведение комплекса работ по землеустройству привели: к потере достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель, которая является базовой для обеспечения механизма регулирования земельного оборота, установления платежей за землю, ведения государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель; несоблюдению собственниками, землевладельцами и землепользователями ограничений и обременении прав в использовании земель, что приводит к их повсеместной деградации, загрязнению, захламлению, разрушению в процессе хозяйственной деятельности; нарушению устойчивости и компактности объектов землеустройства, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, где хозяйствующие субъекты в большинстве своем используют земли одновременно на правах коллективно-долевой или совместной собственности, постоянного пользования, аренды; появлению недопустимых недостатков землепользования (пар-целляризации земель, дальноземелья, чересполосицы, вкраплива-ний, вклиниваний), что наносит существенный ущерб всей экономике страны и уже в ближайшем будущем потребует проведения комплекса землеустроительных работ по консолидации земель, что связано с колоссальными экономическими затратами; задержкам в оформлении землеустроительной документации для юридических и физических лиц и завышению стоимости землеустроительных услуг; утрате границ земельных участков, что не обеспечивает точность и бесспорность положения их на местности, приводит к многочисленным земельным спорам и неразрешаемым судебным делам в сфере оборота земель, затрудняет организацию цивилизованного земельного рынка и не позволяет обеспечить со стороны государства гарантий прав земельной собственности; уменьшению налогооблагаемой базы и невозможности постановки многих земельных участков на кадастровый учет вследствие уклонения ряда землевладельцев и землепользователей от указанных работ, неточного определения площадей и границ земельных участков; самовольному захвату, незаконному предоставлению и изъятию земель; существенному занижению арендных платежей за уже используемые земельные участки и выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости; невозможности надлежащего формирования и оформления земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По названным выше причинам консолидированный бюджет Российской Федерации недополучает около 40 % земельных платежей, примерно 30 % земельных участков предоставлены и изъяты с нарушением земельного законодательства и требований землеустройства, из 10 млн земельных участков, попадающих под разграничение по формам собственности, на начало 2004 г. описано только 300 тыс., а зарегистрировано всего 13 тыс., причем только 3 тыс. с проведением землеустроительных работ, гарантирующих правильность разграничения земель. По данным территориальных управлений Роснедвижимости, число письменных обращений граждан по земельным спорам и вопросам в эти органы постоянно растет. Так, если в 2002 г. число таких обращений составляло 186 319, в 2003 г. — 199 701, то в 2004 г. — уже 370 034. Всего в 2004 г. специалисты территориальных управлений Роснедвижимости приняли примерно 1 млн граждан, пытающихся разрешить свои земельные дела. Кроме того, территориальные управления Роснедвижимости в 2004 г. закончили судебные дела по 18 199 земельным спорам, из которых 13 819 дел (75, 9 %) касались споров по правам на землю, возникших вследствие нарушения процедуры землеустройства (отсутствия протоколов согласования границ). Кроме того, в судебных разбирательствах по земельным вопросам участвовали работники земельных кадастровых палат1. Если считать незаконные судебные дела по земельным вопросам, то в некоторых административных районах их число доходило до 200 в месяц, что не позволяло отдельным руководителям районных служб нормально выполнять свои должностные обязанности. Только в 2004 г. в ходе осуществления частичного земельного контроля работниками территориальных органов Роснедвижимости было выявлено 55 тыс. случаев самовольного захвата земель, а также установлено 117 тыс. нарушений земельного законодательства на площади 11, 5 млн га. В связи с отсутствием требуемого землеустроительного обеспечения Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не исполняется должным образом. Если до 1990 г. каждое сельскохозяйственное предприятие было единственным землепользователем на своей территории, не считая посторонних пользователей земельными участками, находящимися в границах хозяйств, то в 2005 г. в одну сельскохозяйственную организацию входило в среднем 348 владельцев земельных долей, а в отдельных хозяйствах — до 1 тыс. и более, что сильно запутывало земельные отношения2. Из 12 млн граждан, получивших право на земельные доли, оформили эти права 2, 3 млн чел. Получили земельные участки в счет земельных долей для расширения личного подсобного или крестьянского хозяйства только 290 тыс. чел. на площади 3, 6 млн га, 250 тыс. собственников земельных долей к середине 2003 г. потеряли их, внеся в уставной капитал предприятий, которые впоследствии обанкротились. Как уже было отмечено, около 4, 2 млн чел. так и не распорядились земельными долями, а из 41, 9 млн га невостребованной площади 8, 3 млн га остались бесхозными. Это свидетельствует о том, что земельная реформа на землях сельскохозяйственного назначения не закончена и для ее реализации нужно провести большие объемы землеустроительных работ. На землях сельскохозяйственного назначения не проведена ин- 1 Материалы Всероссийской практической конференции «Земля и недвижимость в России. Государственный кадастр объектов недвижимости — одни из основ фискально-правовой системы государства». — М., 12—14 апреля 2005 г. 2Стенограмма заседания Государственной Думы от 06.04.2005 г., пункт 7. вентаризация; в границах территорий бывших сельскохозяйственных предприятий не разграничены земли, используемые сельскохозяйственными организациями и гражданами на различном праве, в связи с чем данные участки не поставлены на кадастровый учет и не зарегистрированы; земельные участки фонда перераспределения не выделены в натуре; не проведены землеустроительные работы по передаче в собственность или пользование (аренду) сельскохозяйственным организациям или гражданам несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель в границах земельных участков, предоставленных им в собственность, а также земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями. Это привело к тому, что: не созданы организационно-территориальные условия для развития ипотеки сельскохозяйственных земель и их цивилизованного рыночного оборота; использование большей части земель сельскохозяйственного назначения и их перевод в другие категории незаконны, а сельскохозяйственные организации и граждане до сих пор не знают точных границ своих земельных участков; происходит дальнейшее разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры (дорог, лесополос, мелиорированных земель) и снижение эффективности использования земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения. В данной ситуации государство несет потери за счет снижения общей суммы бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками; от реализации земельных участков на торгах; от уменьшения госпошлин, взимаемых за юридически значимые действия по сделкам с землей и др. Отложенный экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения государство имеет за счет разрушения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельскохозяйственного назначения. Согласно расчетам общую сумму бюджетных поступлений за счет осуществления юридически значимых действий по сделкам с землей и гербовых сборов при комплексе землеустроительных работ можно увеличить не менее чем в 8—10 раз, что окупит все затраты государства на землеустройство. Исходя из опыта развитых зарубежных стран, отложенные затраты государства и собственников земель делятся между ними поровну (примерно по 15—20 условных единиц на 1 га землеустраиваемой территории). Сбор, хранение и использование пространственных данных о земельных участках и объектах недвижимости требует создания единой непрерывной сети границ земельных участков, которые имеют как технический, так и правовой характер. Решение этой задачи возможно только при наличии единства системы координат, поддерживаемой государством одновременно в системе землеустройства и кадастра недвижимости, в которой определяют и отображают картографически все границы (земельных участков, территориальных зон, административно-территориальных образований, кадастровых кварталов и др., границ субъектов Российской Федерации и т. п.). В этой связи проекты землеустройства будут не только обеспечивать правильность формирования объектов недвижимости, но и создавать пространственные, правовые и технические гарантии функционирования системы кадастра объектов недвижимости, как это делают в развитых зарубежных странах. Учитывая то, что земельно-кадастровую информацию готовили в соответствии с принятым земельно-кадастровым делением страны без проведения необходимого комплекса землеустроительных работ, а также в электронном или бумажном исполнении, полную достоверность проводимых земельно-кадастровых работ гарантировать нельзя, так как наполнение цифровой информацией кадастровых кварталов, по оценкам экспертов, составляет примерно 30 % в целом по Российской Федерации. Вместе с тем взаимоувязанное проведение землеустроительных и земельно-кадастровых работ, как во всем мире, позволит безболезненно перейти к созданию земельно-информационных систем, т. е. систем более высокого уровня, позволяющих обоснованно принимать решения по управлению земельными ресурсами в государстве, регионах и на местах. За последние 10 лет необходимые землеустроительные работы по изучению земель были свернуты практически полностью. Вместе с тем для любого государства они имеют огромное значение. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 г., поставлены задачи, связанные: с существенным увеличением доходов от использования земель, находящихся в федеральной собственности; усилением роли государства в регулировании охраны, организации рационального использования и устойчивого воспроизводства земельных ресурсов, в том числе созданием эффективной системы земельного контроля; формированием модели долгосрочного развития экономики, базирующейся на эффективном использовании земельно-имущественного комплекса страны; повышением эффективности государственного регулирования в сфере рынка земли и иной недвижимости. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.), утвержденной Правительством Российской Федерации 19.01.2006 г., данные задачи также получают дальнейшее развитие. При этом указано на необходимость совершенствования деятельности в области землеустройства, улучшения нормативной правовой базы в целях создания условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости всех форм собственности и их государственного кадастрового учета. Большие объемы землеустроительных работ предстоят также и на территории муниципальных и иных административно-территориальных образований. Это связано с установлением их границ, инвентаризацией и разграничением земельных участков с постановкой их на кадастровый учет, а также с необходимостью территориального планирования землепользования и застройки и организации рационального использования земель и их охраны. Кроме того, отдельные собственники земель, землевладельцы и землепользователи в перспективе будут являться инициаторами проведения землеустроительных работ за свой счет в связи с необходимостью рациональной и эффективной организации принадлежащих им территорий и охраны земель. Данные задачи будут особенно актуальны и в ближайшей перспективе, так как проведение земельной реформы в нашей стране будет находиться в это время в самой активной стадии. Это определяет необходимость и значительную важность налаживания системы землеустройства, в рамках которой решаются вышеперечисленные задачи. Таким образом, осуществление землеустроительных работ позволит: завершить разграничение и формирование объектов недвижимости с постановкой их на кадастровый учет, установлением их местоположения, границ, площадей и принадлежности, что даст возможность " укрепить, гарантировать и реализовать права собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей; повысить эффективность использования и обеспечить охрану земли и иной недвижимости на основе инвестиционных землеустроительных проектов и за счет этого дать импульс развитию экономики государства, отдельных регионов, территорий муниципальных и других административно-территориальных образований, стимулировать инвестиционную деятельность на рынке недвижимости; осуществить эффективное управление земельными ресурсами на основе планирования и организации рационального использования земель и их охраны, обоснованного размещения объектов капитального строительства, производственной и социальной инфраструктуры; систематически проводить изучение и инвентаризацию земель, что обеспечит актуализацию данных государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель, совершенствовать формы и методы государственного земельного контроля; установить на местности границы муниципальных и других административно-территориальных образований, территорий с особым правовым, природоохранным и иными режимами использования земель, что позволит ввести систему местного самоуправления и дифференцировать правовой режим землепользования; закончить земельную реформу на землях сельскохозяйственного назначения; ликвидировать обезличку в использовании земельных долей, несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель; надлежащим образом оформить земельные участки сельскохозяйственных организаций; осуществить предоставление и изъятие земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, а также их использование на основе документов территориального планирования с учетом намечаемого зонирования территории, установленных регламентов и видов разрешенного использования, что обеспечит социальную справедливость перераспределения земель, соблюдение государственных, общественных (коллективных) и личных интересов в области землепользования; сформировать цивилизованный земельный рынок, создать условия для развития ипотеки и оборота земельных участков; выявить новые земли для сельскохозяйственного и иного народно-хозяйственного освоения.
|