Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенствование финансового механизма проведения землеустройства
Финансовый механизм проведения землеустройства должен совершенствоваться в целях: упорядочения структуры и объемов средств, идущих на оплату землеустроительных работ; установления стратегии финансирования и определения цен на землеустроительные услуги. Упорядочение структуры средств, идущих на оплату землеустроительных работ, должно исходить из их состава, государственной, экономической и социальной значимости и инвестиционной политики государства. На оплату землеустроительных работ идут: расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, на проведение работ по землеустройству на землях, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; затраты на землеустроительные работы, имеющие общегосударственное и общественное значение, в том числе зем- леустроительные работы, связанные с получением пространственной информации о количественном и качественном состоянии земель, с территориальным планированием использования земель на различных административно-территориальных уровнях; с определением земель, отнесенных к категориям и видам, установлением границ административно-территориальных образований, разграничением земель государственной собственности, а также расходы по работам, связанным с комплексным изучением и организацией территорий традиционного природопользования в местах обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, иным работам (борьбе с опустыниванием земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, захламления земель и др.); собственные расходы юридических и физических лиц — заказчиков землеустроительных работ, за счет которых оплачивают землеустроительные работы, имеющие непосредственный интерес для заказчиков и основные из которых связаны с оборотом земель, что в дальнейшем должно быть приоритетным. При этом в целях повышения экономического стимулирования в проведении землеустроительных работ и осуществлении землеустроительных мероприятий должен быть рассмотрен вопрос о последующем возмещении (на основе договора) произведенных на эти цели затрат (полностью или частично) из бюджетов различных уровней. Долю возмещения целесообразно определять в зависимости от значения землеустроительных работ и достигнутого эффекта от реализации землеустроительных мероприятий; иные источники (привлечения инвестиций в локальные землеустроительные работы, в том числе за счет международных проектов, возможное получение средств за счет продаж землеустроительной информации, внебюджетные фонды и др.). При установлении стратегии финансирования и определения цен на землеустроительные услуги основное внимание должно быть уделено: совершенствованию системы платежей за землеустроительные услуги и гибкую ценовую политику в отношении землеустроительных услуг, сочетающей приемлемые свободные и фиксированные регулируемые цены; обеспечению финансирования землеустроительных работ за счет средств федерального бюджета субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов и целевого использования этих средств (обеспечение защищенности статей бюджета); привлечению инвестиций в землеустройство, в том числе иностранных; формированию рынка землеустроительных услуг, поддержке предпринимательства и деятельности предприятий малого бизнеса в сфере землеустройства; экономическому стимулированию проведения землеустройства и осуществления землеустроительных мероприятий. Инвестиционную политику в сфере землеустройства необходимо осуществлять на основании формирования и реализации целевых федеральных, региональных и муниципальных программ проведения землеустройства. Упорядочение цен на землеустроительные услуги и снижение стоимости работ возможно за счет: совершенствования технологий выполнения работ по землеустройству; совершенствования порядка отбора разработчиков землеустроительной документации на конкурсной основе (торгах), привлечения частного сектора, имеющего навыки в выполнении землеустроительных работ, и развитии конкуренции между разработчиками; установления или регулирования цены (тарифы, расценки и т. д.) на работы, выполняемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; установление цены за предоставление землеустроительной информации. В дальнейшем стратегия цен в землеустройстве должна базироваться на следующих формах ее определения: цена, основанная на базе фиксированной и меняющейся стоимости производства землеустроительных работ; на спросе рынка землеустроительных работ (базируется на готовности заказчика платить); на конкуренции между исполнителями землеустроительных работ. Оказание платных землеустроительных услуг и финансирование землеустроительных работ за счет средств бюджетных источников позволит создать финансовый механизм, обеспечивающий получение землеустроительной продукции в необходимых объемах и за доступную цену. 11.7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВОМ Исходя из принципов согласования интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и собственников земельных участков, государственная политика в области управления землеустройством должна быть направлена: на совершенствование организации и порядка проведения землеустройства; надежное и эффективное удовлетворение государственных и муниципальных нужд, потребностей юридических и физических лиц в качественной и относительно дешевой продукции землеустройства на федеральном, региональном и местном уровнях; обеспечение необходимыми ресурсами и обоснованное распределение средств всех уровней бюджетов на финансирование работ по землеустройству для общегосударственных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных нужд; организацию и осуществление землеустроительных работ на землях федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; правовое, научное и технологическое обеспечение производства землеустроительных работ; совершенствование отношений между участниками землеустройства, в особенности между государственными органами и саморегулируемыми организациями; управление государственным фондом данных, полученных в результате землеустройства; обеспечение государственного учета и сбора информации о топографической, почвенной и иной землеустроительной изученности территории Российской Федерации; прогнозирование развития землеустройства; организацию и проведение контроля за реализацией государственной политики в сфере землеустройства, в том числе обязательности проведения землеустройства, за соблюдением технических требований, обеспечивающих гарантии качества и достоверности землеустроительной документации; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации. Реализация указанных направлений может быть достигнута на основе решения: создания единой системы управления землеустройством на федеральном и " региональном уровнях в структуре Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; обоснованного разграничения функций и взаимного делегирования полномочий в управлении землеустройством между органами государственной власти и органами местного самоуправления в увязке с осуществляемыми административно-территориальными преобразованиями; обеспечения согласования интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, государства и населения, проживающего на территории, на которой осуществляется землеустройство; исключения ведомственной разобщенности при управлении землеустройством; обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления при принятии решений в сфере землеустройства; координации землеустройства с общественными, частными и другими организациями, интересы которых затрагиваются землеустройством, в том числе путем установления эффективной связи между ними и разрешения возникающих конфликтов и земельных споров; развития сферы землеустроительных услуг на принципах рыночных отношений; разработки и реализации концепции и программ развития и проведения землеустройства; совершенствования законодательства, регулирующего землеустройство, разработки новых и совершенствования существующих стандартов, технических регламентов и других технологических документов по видам землеустроительных работ; развития партнерства между государственными органами власти и частным сектором в управлении землеустройством и его совершенствовании; создания условий для повышения уровня квалификации работников землеустроительного производства по мере научно-технического и технологического развития. Совершенствование организации государственного управления землеустройством должно быть ориентировано на повышение эффективности проведения государственной политики в сфере землеустройства не только на федеральном уровне, но в большей мере на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, непосредственно ведущих деятельность по рациональному использованию, перераспределению и охране земель, организации и проведению землеустройства. 11.8. КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В условиях рыночной экономики контроль за проведением землеустройства должен быть неотъемлемой составной частью государственного земельного контроля. Порядок контроля за проведением землеустройства определяет Правительство Российской Федерации. Основные задачи его: соблюдение государственной политики в сфере землеустройства, в том числе в части обязательности в проведении землеустройства; обеспечение прав и законных интересов государства, землепользователей и третьих лиц при проведении землеустройства; выполнение обязанностей землевладельцами и землепользователями по сохранению межевых, геодезических и других специальных знаков на земельных участках, а также проведению обязательных мероприятий, установленных соответствующей землеустроительной документацией; соблюдение стандартов, норм, правил и технических регламентов при проведении землеустройства, обеспечивающих гарантию качества землеустроительной документации; предупреждение и устранение недостатков при разработке землеустроительной документации, а также при ее согласовании и утверждении; анализ расходования средств, выделенных на землеустройство из бюджетов различного уровня, в соответствии с их целевым назначением, а также соблюдения ценовой политики при производстве землеустроительных работ. Усиление контроля за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий со стороны государства должно быть направлено на упорядочение ответственности за нарушение нормативных правовых актов, регулирующих землеустройство, а также мероприятий, установленных землеустроительной документацией. Основные нарушения в ходе землеустройства: принятие соответствующих решений по использованию земель без осуществления землеустроительных работ или без проведения землеустроительной экспертизы, обязательность которых установлена законодательно; нарушение установленного порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, а также внесение изменений в нее без разрешения утвердившего ее органа; уничтожение или порча межевых знаков, знаков опорной межевой сети и других, установленных по границам земельного участка или на его территории и подлежащих обязательной охране со стороны землевладельца или землепользователя; воспрепятствование проведению землеустройства, контролю за проведением землеустройства и производству землеустроительных работ; непредоставление разработчиком землеустроительной документации сведений в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; несоблюдение установленных землеустроительной документацией мероприятий, в том числе в части соблюдения ограничений прав и обременении (сервитутов) при использовании земель. Учитывая то, что граждане и юридические лица при заказе землеустроительных работ за счет своих средств имеют право на свободный выбор разработчика землеустроительной документации по своему желанию (если иное не предусмотрено законом), необходимо усилить контроль за подрядчиками в части надлежащего составления ими технической и проектной документации и выполнения обследовательских и изыскательских работ в соответствии с договором подряда и требованиями к проведению землеустройства. Указанный контроль может быть осуществлен в порядке проверки и анализа землеустроительной документации, пе- редаваемой гражданами и юридическими лицами в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Обеспечение единой государственной политики в сфере землеустройства должно послужить гарантией качества землеустроительной документации, которая обязательна, и предшествовать принятию органами исполнительной власти всех уровней окончательных решений по вопросам устройства земель, находящихся в федеральной собственности, а также землеустройства, проведенного в соответствии с решениями органов федеральной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Главные задачи государственной экспертизы землеустроительной документации — защита прав и интересов государства, землепользователей и иных лиц, проживающих на территории осуществления землеустройства, и обеспечение высокого научно-технического уровня принимаемых землеустроительных решений по перераспределению земель, их рациональному и эффективному использованию и охране как основе жизни и деятельности населения, проживающего на землеустраиваемой территории.
|