Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стакан вина и три сигареты
Весь день я хожу взад-вперед по камере. Шесть шагов от двери до окна. Поворот. Шесть шагов обратно. Поворот. И снова шесть шагов от двери до окна... Трижды в день — утром, в полдень и вечером с сухим металлическим треском распахивается квадратное оконце, проделанное в двери. Чьи-то бледные руки с длинными грязными ногтями суют в окошко дымящуюся миску с кофе или овощным супом. Одновременно кто-то с сильным акцентом говорит: — Эссен! Наскоро проглотив горячую жижу, я продолжаю ходить по камере. Шесть шагов от двери до окна, шесть шагов — обратно. Мне очень хочется устать. Устать так, чтобы после отбоя сразу же свалиться на тюфяк и заснуть мертвым сном. Вот уже которую ночь я не сплю. Во-первых, меня всерьез тревожит мое новое положение. Почему вдруг в тюрьме Мюнхен-Штательхейм для меня не нашлось другого места, кроме нулевого этажа, где содержатся смертники, ожидающие исполнения приговора? Не вынесло ли по моему делу гестапо закрытый приговор? Ведь такие вещи — не редкость в ведомстве Гиммлера. Правда, угрюмый надзиратель, препроводивший меня в камеру, буркнул что-то насчет того, что это временно, что тюрьма забита до отказа. Но такое объяснение не очень успокоило. Я не могу заснуть еще и потому, что ночью... Ночью, когда за окнами тюрьмы замирает громадный европейский город, в коридорах воцаряется звонкая и чуткая тишина. Каждый посторонний звук воспринимается не только ушами, но и всем телом. Вот гулко звучат тяжелые шаги, сопровождаемые ритмичным позвякиванием металла. Это надзиратель цокольного этажа со связкой ключей в руке совершает обычный ночной обход. А вот где-то далеко раздается сухой, похожий на выстрел треск, и эхо долго не смолкает под сводами многочисленных коридоров. Однако ничего особенного не произошло: это тюремный уборщик — хаузкнехт — уронил где-то на втором этаже швабру... Наконец в полночь в тюрьме наступает полная тишина. И опять, как вчера и позавчера, я начинаю прислушиваться. Ага, вот оно... — Янек, ты не спишь? — раздается осторожный шепот из камеры, расположенной рядом с моей. — Нет, — доносится из камеры напротив. — А что ты сегодня делал? — Да ничего. Как всегда. Думал... Наступает длительная пауза. Потом шепот доносится из камеры, расположенной по ту сторону коридора: — Франек, а Франек? — Что? — Я очень устал... Хоть бы скорее... — Устал или боишься? — Не знаю. Наверное, боюсь... — Бояться не надо. Этим делу не поможешь. Уже не первый раз я вслушиваюсь в ночные разговоры моих соседей. И хотя я ни разу не видел их в лицо, хотя многое в их беседах из-за недостаточного знания языка остается для меня непонятным, я уже имею о них довольно полное представление. Мой сосед справа — чех. Зовут его Франтишек. По всей вероятности, он молод. Но, судя по разговорам, его не страшит предстоящая казнь. Он знает, на что шел. ...Однажды средь бела дня в окно немецкого офицерского казино, расположенного в центре Праги, одна за другой влетели две самодельные бомбы. Два оглушительных взрыва подняли на ноги весь аппарат гестапо и СД протектората. А спустя несколько дней гестаповцы напали на след человека, бросившего бомбы. Им оказался Франтишек. Судили Франтишека одного. Четыре месяца его обрабатывали в гестапо, но он не выдал своих товарищей. И даже сейчас, в тюрьме, за несколько дней до казни, он предпочитает рассказывать о прошлом только так: — Один товарищ следил за кафе, а другой принес мне взрывчатку... Кто и где добыл ее, я не знаю... Мой сосед напротив — поляк Янек. В 1940 году он был насильно вывезен в Германию и стал работать у зажиточного крестьянина. Хозяин смотрел на Янека как на рабочую скотину, обзывал его польской свиньей, при каждом удобном случае пускал в ход кулаки. А когда хозяин в очередном припадке злобы запустил в Янека вилами, терпение поляка иссякло. Он перехватил на лету вилы и метнул их обратно. К вечеру хозяин скончался. И вот теперь Янек часто повторяет: — Я не хотел его убивать... Это просто нелепый случай. А они мне не верят... Янек говорит по-польски, Франек — по-чешски. Но они прекрасно понимают друг друга. Позднее я сотни раз видел, как чехи и поляки обходятся без переводчика. А вот со мной братьям славянам труднее. Они несколько раз пытались завести разговор, но ничего путного не получается. Их я кое-как понимаю, а они меня — нет. Но, пожалуй, мне лишь кажется, что я такой полиглот... Только перед самым рассветом на меня накатывается беспокойный, нервный сон. Я валюсь на тюфяк. Но еще долго сквозь полудрему, сковавшую усталый мозг, я слышу шепот моих соседей. Я знаю, они будут разговаривать до самого утра, до тех пор, пока тюрьма снова не оживет, пока под ее сводами вновь не зазвучат голоса, звон посуды и шорох шагов. И это понятно. Считанные дни, а может быть, часы отделяют смертников от той минуты, когда их поведут на смерть. И они используют каждый удобный момент, для того чтобы высказать недосказанное, осмыслить неосмысленное, еще раз оглянуться на свою жизнь, определить ее ценность со стороны. ...Снова наступает вечер. Затихает город за тюремной стеной, замирает жизнь в самой тюрьме. Последние отзвуки минувшего дня — топот шагов и лязг тяжелых дверей, раскатистая брань надзирателя и звон ключей — растворяются и гаснут в гулкой тишине коридоров. И опять начинается ночная беседа. — Франек! Франек, ты слышишь? На этот раз голос Янека звучит как-то особенно тревожно. И, видимо, Франеку невольно передается эта тревога. — Да, я слышу... Что случилось? — Сегодня мне принесли необычный ужин. Сегодня я получил... — Я знаю... — Что ты знаешь? Ты видел? — Нет. Но знаю. Сегодня тебе принесли стакан вина и три сигареты. — Да, правильно. И еще... — И еще, — нервно перебивает Франек, — бутерброд с колбасой... — Что это значит? — Это значит...— Чувствуется, что Франек старательно подбирает нужное слово. — Это значит... сегодня. — Не может быть! О матка боска! Надолго воцаряется тишина. Потом говорит один Франек. Говорит быстро-быстро, как бы боясь, что он не успеет сказать самого главного. — Не надо, Янек! Днем раньше или днем позже... Я бы очень хотел, чтобы первым был я. Но они рассудили иначе. Я прошу тебя, Янек! Прошу: будь мужчиной... Не вздумай киснуть перед ними... Только теперь я понял, о чем идет речь. Волна нервной дрожи прокатывается по спине, во рту становится горько. А Франек, торопясь и проглатывая слова, продолжает: — Если ты будешь плакать или кричать, я не знаю... Нет, ты не сделаешь этого. Ты ведь мужчина. Правда, Янек? Янек молчит. Слышно, как он тяжело вздыхает. А Франек продолжает: — Если хочешь плакать, то плачь сейчас. Но только не при них. Понял? Не при них, Янек! Ты обещаешь? Откуда-то издалека доносится неясный гул. Но вот уже можно разобрать — это звуки шагов. — Тсс! Они идут, Янек. Ну, ничего... Будь мужчиной! Франек замолкает. Звуки шагов все ближе и ближе. Идут несколько человек. Идут в строю. Вот шаги уже гремят у самых дверей, и кто-то зычно командует: — Абтейлунг, хальт! Грохот кованых сапог обрывается. Я на цыпочках подхожу к двери и прислоняюсь к ней ухом. Звенят ключи, щелкает замок, и тот же зычный голос спрашивает: — Ты готов? Выходи! Быстро! Я ни разу не видел Янека. Я даже по-настоящему не слышал его голоса: ведь шепот не в счет. И все же я представляю себе, как он, бледный и растерянный, выходит из камеры, как его плотным кольцом окружает конвой. И мне кажется, что сейчас он не выдержит и закричит: «Я не хотел убивать его! Это случайность!» И я шепчу про себя, повторяя слова Франека: «Янек, не надо! Янек, будь мужчиной...» И снова под сводами коридора прокатывается зычный голос: — Ин гляйшрит марш! Разом грохочут кованые каблуки. И неожиданно над этим грохотом взвивается звонкий мальчишеский голос Янека: — Прощай, Франек! Прощай, товарищ! Последнее слово Янек произносит по-русски. — Прощай, Янек! — кричит из камеры Франек. — Прощай! — вторю ему я. — Молчать! Тихо! Паршивые псы! — орет обладатель зычного баса. Но мы уже не нуждаемся в таком предупреждении. Мы молчим и жадно вслушиваемся в удаляющиеся шаги. И опять тишина воцаряется под сводами коридора. Как будто бы ничего не случилось. — Русский, ты спишь? — слышу я из-за стены. — Нет... — Он был совсем мальчишка... — Да, голос у него совсем детский... — Вот поэтому я за него боялся... Ох как боялся! Ты понимаешь?
|