Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние занятий фитбол-аэробикой на организм занимающихся
Сегодня возрастает разнообразие способов применения фитбола на оздоровительных занятиях. Если изначально он использовался как тренажер для реабилитации больныхпосле травм опорно-двигательного аппарата, то теперь фитбол является основой нового направления оздоровительной аэробики и служит эффективным средством развития силы, гибкости, выносливости и координации движений. Большие возможности его применения в различных целях обусловлены оздоровительной направленностью и широким спектром воздействия на физическую подготовленность и физическое развитие занимающихся. Рассматривать влияние занятий фитбол-аэробикой на организм занимающихся необходимо с учетом двух составляющих, сочетание которых усиливает положительный эффект от занятий. Это непосредственно свойства самого фитбола, а также специфические особенности аэробики как одного из видов двигательной деятельности. По данным научных исследований выявлено, что занятия на фитболах воздействуют не только на опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, но и способствуют развитию двигательных способностей, а также влияют на психоэмоциональное состояние занимающихся. Эффективность воздействия на организм занимающихся в значительной мере обусловлена свойствами самого фитбола: его формой, размером, цветом и упругостью. Каждое из этих качеств оказывает свое влияние на их физическое и психоэмоциональное состояние, и в то же время их сочетание усиливает оздоровительный лечебно-профилактический эффект от занятий. Это подтверждается как опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров разных стран (Швейцарии, Италии, Германии, США), так и исследованиями, проведенными в нашей стране. Оздоровительный эффект обусловлен целым рядом биомеханических факторов — это и функционирование мышц и систем организма, обеспечивающих поддержание позы и сохранение равновесия при выполнении упражнений в седе на мяче, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов. Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях с применением фитболов, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических вибраций, проявляющиеся на уровне всего организма и отдельных его систем. Одной из важных оздоровительных задач, которую решают упражнения на фитболах, является их влияние на опорно-двигательный аппарат как с профилактической, так и с лечебной целью. Выполнение упражнений на мяче имеет специфическую особенность — необходимость постоянно удерживать равновесие, — которая способствует длительному поддержанию мышечного тонуса, особенно мышц спины. Это имеет большое значение для формирования правильной осанки и закрепления навыка правильной позы сидения (особенно для школьников). Методически правильно построенная программа занятий и оптимальная нагрузка обеспечивают создание сильного мышечного корсета за счет включения в работу более глубоких мышечных групп. Упражнения верхом на мяче способствуют разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, а также лечению остеохондроза, сколиоза и т.д. Многочисленные исследования, проведенные в этой области, подтверждают эффективное решение данной проблемы. Следует подчеркнуть, что одной из особенностей мяча является его вибрационное воздействие на организм занимающихся, возникающее при выполнении пружинящих покачиваний, которое он оказывает практически на все органы и системы жизнедеятельности человека. Фитболы оказывают вибрационное воздействие в области низкозвукового спектра частот. Непрерывная вибрация действует успокаивающе, если выполняется с небольшой амплитудой движений в медленном темпе. В свою очередь прерывистая вибрация в быстром темпе обладает возбуждающим эффектом. Вместе с тем механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому мяч может применяться в процессе реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников. Все вышеперечисленное показывает весьма разнообразные механизмы лечебного действия вибрации. Так, например, при сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник, включая область основания черепа, это способствует изменению динамики спинно-мозговой жидкости. А. А. Потапчук и М.Д.Дидур (2001) утверждают, что почти каждый четвертый ребенок имеет разную длину нижних конечностей. Это приводит к перекосу таза и деформации позвоночника. Мяч за счет своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры, тем самым выравнивает таз и корректирует сколиотические отклонения позвоночника в грудинно-поясничном отделе без всяких дополнительных приспособлений. Авторы также отмечают, что упражнения, выполняемые сидя на фитболе, тренируют и мышцы тазового дна, функциональная несостоятельность которых часто выявляется при патологии мочевыводящей системы. Кроме лечебного эффекта, который оказывают мячи на организм занимающихся, и укрепления опорно-двигательного аппарата, занятия с использованием фитболов способствуют развитию двигательных способностей, что подтверждается многими исследованиями. Необходимо также отметить, что упражнения, выполняемые на фитболе, способствуют формированию и коррекции фигуры, поэтому его часто используют в качестве опоры для силовой части комбинированных занятий по разным направлениям фитнеса. Регулярные занятия фитбол-аэробикой благотворно влияют и на развитие сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, активизируют обмен веществ, повышают уровень физической подготовленности и улучшают показатели двигательных способностей. Фитбол-аэробика, как и другие оздоровительные направления аэробики, имеет в своем арсенале такие важные средства воздействия на организм и психику занимающихся, как музыка и танец. Сочетание грамотного музыкального сопровождения, танцевальных движений и воздействий механической вибрации создает оздоровительный эффект на занятиях фитбол-аэробикой. Музыкальное сопровождение способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта, мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Красивая, с выразительной мелодией музыка организует, дисциплинирует группу, обладает большим эмоциональным воздействием, помогает добиваться заданного темпа движений, амплитуды, нужного напряжения мышц и ускоряет процессы овладения техникой движения. Музыкальное сопровождение помогает бороться с влиянием однообразия, способствует преодолению нарастающего утомления. Комплексное воздействие музыки и упражнений фитбол-аэробики на психоэмоциональное состояние человека и его организм многогранно и только при правильном использовании может проявить свое положительное воздействие, которое отражается в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе тренировки активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Грамотное музыкальное обеспечение занятий призвано решать не только задачи эстетического, нравственного, умственного воспитания занимающихся, привития музыкального вкуса, но и в значительной степени содействовать решению задач физического и психического оздоровления детей, создавать благоприятный эмоциональный фон. Подбор музыки, знание и понимание ее воздействия на организм и психику является необходимым компонентом профессиональных знаний специалиста по фитбол - аэробике. В то же время большое влияние на оздоровление физического и психического состояния занимающихся, развитие их двигательных способностей и формирование эстетического вкуса оказывает использование в занятиях фитбол-аэробикой различных танцевальных движений, что обусловлено большим эмоциональным воздействием танца. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве. Танцующий человек испытывает неповторимое ощущение от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения. Все это само по себе служит источником эстетического удовлетворения. В то же время на психоэмоциональное состояние занимающихся фитбол-аэробикой большое влияние оказывает не только музыкальное сопровождение и танец, но также форма и цвет мячей. Фитбол имеет форму шара. Шар — самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Крупнейший теоретик дошкольного обучения, организатор первых детских садов Фридрих Фрёбель утверждал, что первой игрушкой, подаренной ребенку, должен быть шар — мяч. Именно он является «идеальным средством для упражнений», так как наиболее удобен ребенку. При этом он сравнивал шар с символом движения, символом бесконечности. Шарообразная форма мяча также дает возможность максимального соприкосновения ладони с поверхностью, что немаловажно в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики рук. Большое значение имеет цветовая гамма мячей. В педагогике и медицине уже давно используется направленное влияние цвета на организм (цветотерапия). Так, по выбору ребенком какого-либо цвета можно выявить его эмоциональное состояние. Оно может существенно меняться в зависимости от ситуации. Кроме того, можно выяснить, остается ли постоянным выбор цвета или меняется. В том случае, если цветовые предпочтения у человека сохраняются в большинстве ситуации, можно сделать выводы об индивидуальных особенностях его личности, более или менее постоянных чертах характера. Если же выбор часто меняется, то можно предположить, что человек характеризуется эмоциональной неустойчивостью, непостоянством настроения, существенной зависимостью его поведения от переживаний. Так, люди, предпочитающие синий цвет, стремятся к согласию, доверию, пониманию, сочувствию. Выбирающие зеленый хотят самоутвердиться, повысить свое положение, приобрести уверенность, независимость, признание, превосходство. Выбор красного цвета говорит о стремлении людей к достижению успеха, проявлению инициативы, к наступлению, деятельности, борьбе, возбуждению. Желтый цвет символизирует стремление к изменению, выходу, освобождению, расслаблению, ожиданию, надежду на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем. Серый выражает желание избежать участия, скрыться, замаскироваться. Фиолетовый — стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение. Исследования ученых свидетельствуют о том, что различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное и физиологическое состояние человека. Так, теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Это в свою очередь приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению артериального давления, учащению дыхания. Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропное влияние, т. е. повышают активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, в связи с чем снижаются ЧСС, АД, ухудшаются скоростно-силовые качества. Желтый и зеленый цвет способствуют проявлению выносливости. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Теплые цвета усиливают восприятие температуры окружающего воздуха, холодные цвета — уменьшают. Таким образом, очевидно, что с помощью подбора цвета мяча можно направленно регулировать физиологическое и психоэмоциональное состояние занимающихся. Гиперактивному ребенку можно предложить синий мяч, так как этот цвет будет действовать успокаивающе на его психику; красный же, наоборот, повысит активность и выносливость пассивных детей; желтый снимет возбуждение, напряжение, стимулирует деятельность мозга; зеленый снимет усталость и раздражительность; белый уменьшит раздражение и напряжение и т. д. Яркий большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный психоэмоциональный настрой у занимающихся, избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение. Таким образом, можно констатировать, что занятия фитбол-аэробикой способствуют укреплению здоровья занимающихся, их физическому и умственному развитию, содействуют развитию двигательных способностей и профилактике различных заболеваний. Они также создают позитивный психологический и эмоциональный настрой, а, как известно, на положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам, что способствует повышению интереса к занятиям физической культурой.
|