Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внедрение новой структуры организации
Процесс внедрения начинается параллельно с диагностикой. Поскольку стимулом к оптимизации часто является нарастание проблем в организации, решение последних по мере определения способов актуально. Также целесообразно проведение изменений, востребованных персоналом: если в воздухе давно носится идея улучшения какой-либо технологии, и ее коренная перестройка не прогнозируется, изменение нужно проводить, поскольку оно готово к принятию работниками организации. В других случаях, преждевременный ввод функции может привести к растерянности персонала и к задержкам во внедрении окончательного варианта: некоторое время персонал выжидает, не будет ли также отменена новая методика. При разработке программы внедрения необходимо в большей степени ориентироваться на конкретную ситуацию, чем на «классические» методики управления. Так, при наличии в организации конфликтующих группировок, сплоченных вокруг двух или более центров власти, не может использоваться способ вовлечения персонала в принятие решений по оптимизации. Если попытаться это сделать, то вместо конструктивной проработки произойдет обострение конфликта между группировками: решение, поддерживаемое одной группой, будет саботироваться другой; необходимость принятия решений сопряжена с необходимостью поддержки одной из группировок. Авторитарное решение высшего руководства организации об изменениях ставит все группы в одинаковое положение. Хотя при этом может возрасти сопротивление решению, сближение группировок за счет общей цели (пусть даже общего недовольства) предпочтительнее эскалации конфликта. Комплекс оптимизации не может быть внедрен сразу в полном объеме. Последовательность действий зависит от многих факторов. Начальный этап внедрения оптимизации структур в «проблемных» организациях должен предусматривать первоочередное снятие или смягчение имеющихся проблем. Может быть необходимо проведение глобальных изменений сразу на начальном этапе. Если оптимизация предусматривает реорганизацию подразделений, перегруппировку персонала и новое распределение его на иерархической лестнице, то такого рода изменения. проведенные первым же приказом, вызовут у персонала кратковременный шок, после которого произойдет постепенная нормализация взаимодействий. Снятию напряжения послужит разъяснительная работа высшего руководства организации и его доступность для любого работника организации в любое время рабочего дня. Следует игнорировать некоторые заявления об уходе, поданные в этот период. Нормализации также способствует сообщение руководства, что это — единственная и окончательная кадровая перестановка. Если такую же реорганизацию проводить постепенно, то напряжение персонала последовательно нарастает: каждому «ясно», что скоро наступит его очередь, и «ничего особо хорошего ждать не следует». В организации начинают циркулировать драматические слухи. У работников появляется время для подготовки запасных вариантов. Вместо текущей работы они занимаются поиском возможных вариантов трудоустройства. Когда действительно наступает «их очередь», непредвзятая оценка ситуации бывает уже невозможна, и в ход идет запасной вариант. Успех внедрения проекта оптимизации структуры в значительной мере зависит от возможности использовать «опорные точки» и методы. В качестве опорных точек могут выступать наиболее компетентные и авторитетные работники и руководители. К ним применяется специальный подход: независимо от наличия или отсутствия группировок, авторитарного или колегиального внедрения с ними проводится предварительное обсуждение планируемых мероприятий. Поддержка изменений ключевыми людьми почти всегда является гарантией успеха. В качестве базовых методов могут быть использованы технологии, в значительной степени привычные для персонала, и в то же время позволяющие регламентировать новые взаимодействия. Наиболее удобным является закрепление новых технологий через автоматизацию. Совершенствование системы автоматизации деятельности организации воспринимается персоналом, как закономерный эволюционный процесс. В то же время технология, «зашитая» в программу, может выполняться единственным образом, т.е. возвращение к старым методам работы просто невозможно. К сожалению, разработка полного комплекса занимает значительное время, поэтому, как правило, с его помощью перестраивается только сбыт и финансовая информация. Другой базовый метод — документооборот. Если организация «до перестройки» применяла регламентированную систему документооборота, предусматривающую последовательность определенных процедур согласования решений, то часть новых взаимодействий может закрепляться документооборотом. Восприятие его персоналом несколько негативное, как рутины и «бюрократии», но с ним мирятся, как с неизбежным злом. Известно, что проведение непрерывных изменений приносит меньший эффект, чем частые порционные изменения. Это связано с информационной перегрузкой при непрерывных изменениях и с недостатком времени на адаптацию. Программа внедрения проекта оптимизации структуры должна учитывать эту особенность. Изменения должны осуществляться параллельно для разных групп, а не последовательно в каждой группе. В процессе внедрения могут быть выявлены недостатки в технологической проработке изменений. Некоторые методики не приносят ожидаемых результатов, для некоторых возможно улучшение. В этих случаях не следует держаться запланированных схем, а необходимо принимать соответствующие меры. Трудность состоит в том, чтобы определить, действительно ли неоптимальна методика, или сбои вызваны неудовлетворимым качеством работы персонала. Следует ожидать сопротивления новому, а в «проблемных» организациях — вплоть до саботажа. В обычных случаях линейный персонал демонстрирует свое неумение применять новые технологии, обращаясь по каждому частному вопросу к непосредственному руководителю, который может переключить решение на руководителя организации. Другой особенностью внедрения является постепенное изменение ситуации под влиянием эволюционных процессов. Применение и ухудшение части технологии и методик вызывает изменение другой части, не затронутой оптимизацией. При достаточной длительности процесса внедрения, прежние наработки требуют корректировки, а частично, не могут быть применены. Этот процесс позитивен, оптимизация отчасти предназначена для придания организации гибкости, возможности реагирования на изменения потребностей потребителей. Наиболее адекватным решением здесь является анализ ситуации, складывающейся перед каждым этапом внедрения, и принятие решения о применении, модификации, или отмене изменений, запланированных при диагностике. При любой оптимизации с течением времени происходит частичный возврат к прежним методам работы и взаимодействиям. Это объективный процесс, который слабо поддается коррекции. Величина «отката» может быть незначительной или критической в зависимости от качества разработок и качества внедрения. Критический откат, т.е. сводящий на нет все улучшения, недопустим, так как повторная попытка реорганизации не будет иметь кредита доверия со стороны персонала. Минимальный откат свидетельствует о качественно проведенной работе по внедрению. Пример. Проект оптимизации структуры компании оптовой торговли. Предпосылками решения о реорганизации структуры было значительное и устойчивое снижение объемов сбыта основной группы товаров производственного назначения, нарастание конфликта между тремя группировками работников организации. В процессе диагностики были выявлены следующие основные проблемы. 1. Нескоординированный охват рынка сбытом. Распределение продукции через дилеров и оптовые базы осуществлялось через специализированных менеджеров. Подбор дилеров проходил не на системной основе. Продукция на оптовые базы отгружалась без учета существующей задолженности. Агенты и менеджеры могли в некоторых пределах определять размер скидки, бессистемное использование на одной территории агентов, дилеров и оптовых баз проходило в результате конкуренции собственных предложений с максимальной скидкой. Имелись два подразделения сбыта, чьи функции разграничивались лишь частично. Имело место функциональная перегрузка агента при одновременном отсутствии нормального взаимодействия внутри подразделений. На агента, кроме сбытовых функций, возлагались обязанности по согласованию договоров с клиентами (причем без всякого контроля, по собственному усмотрению), обеспечению отгрузки (очередность которой зависела от личных отношений агента с диспетчером транспортной службы), востребованию долгов, в том числе безнадежных. Обслуживание сделок осуществлялось неэффективно. Рассылка счетов заказчикам делалась курьером один раз в сутки в ночное время. Кроме неоправданной задержки в отправке, это означало невозможность немедленного согласования и уточнения отдельных вопросов. Функция демонстрации товара покупателям, привлеченным агентом, закреплялась за ним. Поскольку использовались, в основном, агенты на домашнем телефоне, на демонстрацию образцов товаров единственному покупателю агент терял, минимум, полдня. Функция определения качества работы агентов принадлежала продавцам. Отнести сделку по дозвонившемуся в офис покупателю продавец мог на счет агента или на счет организации. Материальной заинтересованности в выборе продавец не имел, но наличие полномочий фактически определять величину заработной платы агентам способствовало установлению «неформальных отношений» агентов с продавцами. 2. Неразвитость маркетинга. Хотя маркетинговое подразделение функционировало, однако его функции ограничивались библиотечными — по приобретению всевозможных справочников, оформительскими — формирование и тиражирование прайс-листов, рекламными — почтовая рассылка клиентам по спискам агентов. Участие в выставках готовилось маркетинговым подразделением в основном формально: организация стендов удовлетворительная, комплекс стимулирования сбыта отсутствовал. В области ценообразования подразделение маркетинга информировало руководство организации о ценах конкурентов, собирая их прайс-листы. Неоптимальность закупки. Неудовлетворительно проходил выбор поставщиков. Закупки осуществлялись в значительном несоответствии с потребностями сбыта. Запас некоторых товаров превышал 6-месячную норму, часть ассортимента хранилась на складах без движения. Транспортная служба определяла очередность доставки на основании минимизации расходов. Для некоторых покупателей доставка могла производиться в течение суток, для других — в течение 2-х недель. Обмен внутренней информацией в обе стороны практически отсутствовал. Принятие решений осуществлялось в основном на высшем уровне. В непосредственном подчинении высшего руководителя находилось 20 специалистов и руководителей. При этом существовала должность заместителя руководителя, который обладал правом «вето» на решения «снизу» и активно им пользовался, сам решений не принимая. Делегирование полномочий кому-либо, кроме заместителя высшего руководителя, отсутствовало. Контроль над выполнением решений отсутствовал. Планирование сбыта велось некачественно. Экономист рекомендовал необходимый объем сбыта, а руководитель одного из сбытовых подразделений намерено увеличивал величину плана на бумаге. План закупок, основанный на плане сбыта, соответственно увеличивался и выполнялся, увеличивая избыток товарных запасов на складах. В результате анализа целей и стратегий организации, выявленных проблем, кадрового потенциала, конкретной расстановки кадров, возможностей внедрения изменений были разработаны варианты построения структуры организации. После их детального обсуждения заказчик остановился на одном из вариантов. Для выбранного варианта были детально проработаны функциональные задачи подразделений и отдельных категорий работников, в первую очередь, сбытовых, разработаны рекомендации по объему и порядку изменения существующих технологий. Предусматривались функциональные единицы региональных менеджеров для планирования и координации работы на территориях агентов, дилеров, оптовых баз. Также на менеджеров планировалось возложить обязанности по обслуживанию деятельности агентов: от согласования договоров и выписки счетов, до отслеживания отгрузки и контроля над поступлением оплаты. Продавцы несли нагрузку по обслуживанию покупателей, обратившихся в офис, и демонстрации образцов товара. Структура сбытового отделения продукции офисного назначения планировалась аналогичной. Основное отличие состояло в функциях агентов, которые работали по офисному ассортименту на автоматизированных рабочих местах. На них возлагались обязанности по самостоятельной выписке счетов и наряд-заказов на отгрузку товара. Это позволяло сократить цепочку передачи информации и ускорить процесс обслуживания покупателей. Для обеспечения эффективного взаимодействия сбытовых отделений с транспортной и складской службами была регламентирована процедура обработки заказа. Одной из наиболее сложных проблем представлялась ликвидация лишних центров власти, перевод организации на принцип единоначалия. По одной из проблемных кандидатур — заместителю директора— было сразу принято согласованное решение: увольнение. По главному бухгалтеру такое решение принято быть не могло, так как главный бухгалтер являлся для Заказчика эталоном профессионализма, несмотря на явные свидетельства противного. Потребность организации в адекватной финансовой информации была приоритетна. Для ее обеспечения, постановки финансового контроля и выполнения функции оптимизации финансовых потоков планировалось пригласить специалиста на должность финансового директора. Согласно принятой схеме, бухгалтерию планировалось передать в его подчинение. Осуществление этого плана позволяло одновременно снять проблему «финансовой слепоты» организации и ликвидировать лишний центр власти, лишив бухгалтерию функций универсального контролирующего органа. Возможность осуществления плана оценивалась, как 30 шансов из 100, так как было ясно, что главный бухгалтер постарается не допустить ограничения своей власти и появления в организации компетентного специалиста в своей области, как не допускал этого в других областях. Тем не менее вариант решения был оптимальным, так как других возможностей не существовало. Для обслуживающих подразделений, кроме регламентации их взаимодействия со сбытом, была необходима и организация оперативного управления, регламентирующего взаимодействие складских групп с транспортной службой. Кроме того, в организации прогнозировалось расширение складского комплекса. Максимально эффективная организация могла быть достигнута только с привлечением компетентного специалиста со стороны. В новой структуре организации для этой цели вводилась должность исполнительного директора. Учитывая реальную комплектацию службы сбыта более квалифицированными кадрами и неотложность выполнения названных функций. было решено закрепить эти функции за сбытовыми подразделениями, равно как оставить за закупкой функцию проработки рынка поставщиков (регламентировав процедуру). Первостепенной задачей маркетинга было проведение исследования потребностей и предпочтений покупателей в области сервиса. Группа системного анализа в связке с АСУ предусматривалась для внедрения и закрепления в программном комплексе новых технологий, отслеживания оптимальности взаимодействий и применяемых методов. В перспективе АСУ должна была связать в комплекс всю информацию для всех уровней управления. Принципы стимулирования в реорганизованных сбытовых подразделениях планировались следующие: агенты — оклад + % от реализации + квартальная премия; региональные менеджеры — оклад + % от выполненных заказов агентов + % от реализации через дилеров + квартальная премия; менеджерам по закупкам — оклад + % от разницы между закупочными и отпускными ценами + квартальная премия; руководители подразделений — оклад + % от прибыли + квартальная премия. Оптимизация товарных запасов должна была производиться на основе более четкого планирования сбытовой и закупочной деятельности. Квартальная премия учитывала качество планирования. По завершении фазы диагностики должен составляться отчет, содержащий схему структуры организации и сбытовых отделений с детальной проработкой функциональных задач двух сбытовых подразделений и задач остальных служб в общем виде; принципы материального стимулирования в сбытовых подразделениях; описание комплекса необходимой маркетинговой информации; список неотложных мероприятий. Была разработана программа внедрения, включающая ряд этапов. Внедрение планировалось проводить в максимально включенном режиме, для чего консультант был принят в штат организации на должность системного аналитика с функцией координатора организации. Реорганизация подразделений сбыта, закупки, технологов, продавцов с формированием двух новых подразделений была проведена приказом с предварительным оповещением (лично директором) только одного сотрудника за 15 мин. до общего собрания, на котором обнародовался приказ. Сообщение было кратким и содержало новый порядок подчиненности, а также гарантии сохранения заработных плат перемещаемых сотрудников на прежнем уровне. Также было сообщено, что два последующих дня высший руководитель принимает персонал без ограничения в любое время для ответа на вопросы в индивидуальном порядке. После чего собрание было объявлено закрытым. Сообщение вызвало шок и резкое несогласие большинства присутствующих. Главный бухгалтер, руководители и менеджеры реорганизуемых подразделений заняли весь первый день генерального директора обсуждением сложившейся ситуации. Основной выставляемой претензией было отсутствие предварительного обсуждения с ними проекта реорганизации. Через 2 дня новое положение было принято всем персоналом, за исключением одного менеджера, ранее занимавшегося оптовыми базами, который подал заявление об уходе. По плану руководство приступило к основному этапу оптимизации — внедрению новых технологий взаимодействия. В качестве опорной методики была выбрана АСУ. В подразделении сбыта была детально проанализирована статистическая информация, исследована ее пригодность для планирования сбыта, отслеживания периодичности закупок клиентами, создания бизнес-карты, и построения на ее основе системы поиска выбора дилеров. Концепция программ, обеспечивающих новые технологии, была согласована с программистами, определены сроки разработки. Предполагалось, что комплекс свяжет также и всю финансовую и маркетинговую информацию, на нем будет построена система планирования. Предварительно концепция «увязки» также была детально проработана. Технологии, планировавшиеся для сбыта, также были частично пересмотрены: нагрузка менеджеров выпиской счетов для агентов наряду с аналитической функцией продолжала вызывать противодействие, поэтому выписку вновь поручили продавцам, оставив за менеджерами обязанности по координации территориального охвата рынка. Невозможность построения адекватной системы планирования без использования АСУ заставила пересмотреть способ оптимизации товарных запасов. Поскольку функции закупок и сбыта находились под общим управлением в одной структуре, стало возможным применение материального стимулирования через формулу, связывающую величины товарного запаса, дебиторской и кредиторской задолженностей, учитывающую реальную прибыль подразделения на его торговый капитал. Система оплаты была упрощена: агенты — оклад + % от реализации; продавцы — оклад; региональные менеджеры — оклад + % от валовой прибыли; руководители — оклад + % от чистой прибыли. Также всем категориям работников отделения насчитывалась квартальная премия (25% от «сверхприбыли» — разницы между полученной прибылью на капитал и возможной прибылью на тот же капитал на финансовом рынке). В итоге от проведения реорганизации повысилась управляемость организации: высший руководитель разгрузился от рутины, получил возможность заниматься стратегическими вопросами; финансовая информация стала поступать, хотя и не в полном объеме. Была построена структура сбыта, в наибольшей степени учитывающая требования потребителей, имеющая все необходимые функции взаимодействия с потребителями. Упорядочено подразделения сбыта с обслуживающими подразделениями организации. Реализована система стимулирования оптимизации товарных запасов (за 6 месяцев был высвобожден оборотный капитал около 1/4 от общей стоимости запасов в учетных ценах). Определены перспективные задачи финансово-экономической службы и маркетинга. Немедленный экономический эффект выразился больше в реструктуризации капитала, чем в увеличении объемов сбыта. Долгосрочный эффект может быть получен благодаря последующему эволюционному развитию структуры, проработке намеченных возможностей, при обязательном условии ликвидации узла противоречий в финансово-экономической области. ЧАСТЬ II. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЛОГИСТИКИ Глава 1. Сетевые организации Перенесение рыночных отношений внутрь организации вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации. В условиях возрастания конкуренции в глобальном масштабе происходит отход от централизованно координированной, многоуровневой иерархии. Создаются разнообразные, более гибкие структуры, напоминающие скорее сети, чем традиционные пирамиды. Сети представляют собой объединение организаций или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами для обеспечения эффективного продвижения продукции. Функциональная организация позволяла многим организациям достигать необходимых размеров и эффективности, отвечать на потребности растущего внутреннего рынка. Дивизиональные организации нацелены на различные рынки, дифференцированные в основном по целям. Продуктовые подразделения работают как автономные фирмы, производя продукцию для своих клиентов, а корпоративное руководство осуществляет функции финансового инвестора и органа, ориентирующего на новые рынки. Матричная форма сочетает в себе элементы функциональной и диви-зиональной форм. Она была создана для эффективного использования специалистов, инженеров и ученых при адаптировании широкого спектра новых продуктов к потребностям рынка. Технический и специализированный персонал перемещается от функциональных подразделений к продуктовым или проектным группам, от одной команды к другой, где требуются их знания. Многие современные матричные организации сочетают глобальные продуктовые подразделения с географически ориентированными маркетинговыми группами. Движение к сетевой форме началось в 80-х годах. Существует, много видов сетевых организаций. Так на рис. 1 показано объединение поставщиков, производителей и органы по реализации продукции на основе долгосрочных стабильных отношений. Другие сети гораздо более динамичны. Хозяйствующие субъекты связаны между собой на время реализации проекта. После его окончания сеть разъединяется чтобы стать частью создания нового бизнес-проекта. Поскольку взаимоотношения реализуются на контрактной основе, то можно легко заменить поставщиков, вследствие чего у организации с сетевой структурой снижаются затраты ресурсов. Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков. Во-первых, за несколько последних десятилетий организации, использующие классические структуры, предпочитали накапливать у себя все ресурсы, необходимые для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие ресурсы нескольких организаций. Во-вторых, в основе функционирования сетевых организаций лежат рыночные механизмы. В-третьих, сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников. Такое добровольное активное поведение улучшает конечные результаты, способствует выполнению контрактных обязательств. В-четвертых, сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участниками группы —производителями, поставщиками, торговыми и финансовыми организациями. Рис. 1. Сетевые организации Сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм. Типы сетевых организаций — стабильные, динамичные и внутренние — включают в себя элементы разных структур как базовых составляющих новых форм. Например, функционально организованная компания может осознать, что ей требуется вступить в союз с определенными дистрибьюторами продукции, чтобы сосредоточиться только на той деятельности, для которой у нее имеются лучшее оборудование и оснащенность. Результатом этих изменений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро соединяется с ограниченным количеством тщательно отобранных партнеров. Наряду с этим крупная матричная многонациональная организация, состоящая из различных проектных, производственных и торговых единиц, может решить заменить централизованное ценообразование отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый внутренним рынком. Наконец, в некоторых отраслях быстрые технологические и рыночные изменения могут побудить дивизиональные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектировщиков, поставщиков, производителей и продавцов. В итоге сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов матричной организации. Однако сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений. Чтобы понять слабые стороны сети, целесообразно рассмотреть причины присущих ей недостатков. Тем более что сходные процессы и противоречия наблюдались у всех ранних организационных форм. Итак, характерны два вида типичных ошибок: расширение формы за пределы ее внутренних возможностей; появление модификаций, не соответствующих внутренней логике данного организационного образования. Рассмотрим характеристики каждого вида сетевой организации. Стабильная сеть. Эта форма в своей основе близка к функциональной организации. Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем соединения специализированных ресурсов в соответствии с заданной цепочкой создания добавленной стоимости. Однако вместо единственной вертикально интегрированной организации стабильная сеть заменяет ряд компонентов организации, каждый из которых тесно связан с центром конкретными соглашениями. Каждый компонент поддерживает свою конкурентоспособность посредством обслуживания клиентов вне сети. Наиболее распространенная угроза эффективности и стабильности сети — это требование полного использования ресурсов организации для получения максимальной прибыли. В этом случае цены, качество и технические параметры организации не регулируются рыночной конкуренцией. Этот процесс может привести к неспособности поставщика конкурировать на рынке использовать весь потенциал данного поставщика в полной мере. В интересах максимизации центр организации, и его постоянные партнеры должны рассматривать пределы своей взаимозависимости. Стабильная сеть также может быть нарушена диктатом центра. Некоторые центральные организации пытаются определить все условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмешательство в процесс поставки и распределения со стороны центральной организации может отвергаться другими компаньонами. Если добровольность в цепи не соблюдается, подавляется творческое начало. В результате предприятие-центр превращает сетевую организацию в вертикально интегрированную функциональную систему. Внутренняя сеть. Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует создания механизма рыночной экономики внутри организации. В ней организационные единицы (подразделения) продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на внешнем рынке. Очевидно, если внутренние операции отражают рыночные цены, различные компоненты должны иметь постоянную возможность оценивать качество товаров и их цены путем покупки-продажи вне организации. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной формы, получить конкурентные преимущества путем предоставления предпринимательской свободы с нацеленностью на конечный результат. Но как и матричная структура, внутренняя сеть может быть ослаблена факторами, которые перегружают ее рыночные механизмы, и модификациями, ведущими к разбалансированности взаимоотношений между покупателями и продавцами. Внутренние сети могут испытывать трудности из-за чрезмерного расширения, но еще в большей степени из-за неправильно сориентированной модификации. Наиболее частая ошибка руководства — это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Не все взаимодействия во внутренней сети вытекают из определяемых на местах решений в области спроса-предложения. Корпоративные руководители могут также видеть выгоду в том, чтобы внутренние структурные единицы осуществляли закупки у вновь созданной или приобретенной компании (отдела), даже если ее цены несколько выше, чем на рынке. Руководители, поддерживая жизнеспособность сети, создают стимулы и направляют деятельность структурных единиц на получение прибыли. Этот процесс повышает надежность рыночно ориентированных внутренних структур. Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизованно планируемых иерархичных структур к структурам внутреннего рынка набирает силу. Динамичная сеть. Данный тип сети связан с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на адаптивность путем нацеливания независимых подразделений на отдельные, но связанные рынки. Централизованная оценка результатов и местная оперативная автономия сочетаются с динамичной сетью, где независимые предприятия соединяются вместе для одноразового производства товара или услуги. Для достижения полной реализации потенциала динамичной сети необходимо множество фирм (или подразделений фирм), действующих в создании добавленной ценности цепи, готовых соединиться вместе для выполнения определенной задачи, а затем разъединиться, чтобы стать частью другого временного союза. Наличие множества потенциальных партнеров, желающих применить свои умения и ресурсы для достижения общей цели динамичной сети, является не только залогом успеха, но и источником потенциальных проблем. Фирмам приходится осваивать достаточно широкий сегмент рынка в формировании добавленной ценности цепи, чтобы справиться с задачей и защитить свой вклад в общее дело. Проектировщику необходимо постоянно поддерживать сеть в состоянии наибольшей эффективности, а производителю — экспериментировать с новыми технологиями. Фирмы, у которых основа вклада либо слишком узка, либо слабо определена, на рынке легко опережаются конкурентами. Следовательно, организации с четко очерченной компетентной позицией в цепи поставок, поддерживаемой постоянными инвестициями в технологию, высокой квалификацией работников, могут претендовать на взаимодействие с партнерами сети. Связи в сетевой организации структурируются адекватно условиям функционирования организации. Рыночные отношения внутри организаций нацеливают каждого партнера на определенные точно измеренные результаты. Однако это не означает, что требуются формальные, юридически оформленные контракты. Контракт может предусматривать только время и стоимость. В начале каждого крупного проекта определяются и разделяются обязанности, создается механизм эффективных рабочих отношений и разрешения споров. Отношения в сети не диктуются какой-либо одной стороной остальным участникам. Главное условие — добровольность. Конечно, может случиться, что партнеры не свободны в выходе из этой сети отношений даже если они представляются им несправедливыми. Тогда возможно вмешательство корпоративных руководителей в операции внутреннего рынка. Положительные черты сетевой организации могут помочь руководителям в адаптации к новой среде в соответствии с принципами организации каждого предприятия. Любые изменения, ограничивающие добровольность, становятся потенциальной угрозой для эффективности всей сети. Организации, особенно большие и сложные, испытывают затруднения, приспосабливаясь к изменениям окружающей действительности. Адаптация к изменениям на рынке и в технологии невозможна в рамках старой организации, без рассмотрения направлений преобразования системы, без принятия организационных мер, обеспечивающих стабильность деятельности в новых условиях. По своей природе сетевые организации всегда находятся в процессе обновления, а их основные элементы — в состоянии корректировки в соответствии с рынком, технологиями и другими факторами окружающей среды. Этот последовательный процесс адаптации, ориентированный на результаты, должен помочь руководителям углубить понимание современных способов достижения целей организации в изменяющейся обстановке.
|