![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль штабных (специальных) отделов
Работники штабных отделов могут выполнять следующие функции по обслуживанию других подразделений: а) консультирование (связь специалист — клиент); б) обслуживание (связь поставщик — потребитель); в) контроль (представитель высшего руководства). В организации с отделениями обслуживающая и консультативная роль штабных служб центрального офиса снижается, если отделения не связаны друг с другом. Работники штабных служб, безусловно, могут оказывать влияние, если руководители всегда используют их рекомендации. В любом случае специалист в головном офисе организации может быть руководителем соответствующих специалистов в одном из отделений, благодаря чему формируется иерархия штабных полномочий, параллельная иерархии оперативного руководства. Их полномочия по отношению к другим отделам могут касаться поиска альтернатив, так, они могут иметь полномочия рекомендовать или внедрять альтернативные методы выполнения работ; ограничения альтернатив. Работники производственных подразделений могут нуждаться в согласовании своих действии со специалистами (например, при введении новой формы документа) или быть обязанными следовать решению специалиста по конкретному вопросу (например, относительно процедуры переговоров о закупках). Поскольку использование специалистов является одним из путей ускорения перемен и их вознаграждение часто зависит от их вклада в улучшение организации работ, нередко возникает конфликт между штабным и оперативным персоналом. Это особенно характерно для случая, когда специалист (скажем, Y на рис. 3) подчинен не руководителю подразделения, в котором он работает (В на рис. 3), а главному специалисту в офисе (X на рис. 3). Однако подчинение специалиста руководителю оперативного подразделения может повлечь за собой снижение его квалификации, ограничить его независимость и ослабить координацию данной функции в масштабах организации. Одно из возможных решений заключается в ранее рассмотренной концепции двойного подчинения. Она более работоспособна применительно к инженерным службам и менее эффективна для таких функций, как организация труда, совершенствование управления. Так называемые принципы организации являются рекомендациями высокого уровня обобщения. Принципы должны быть точно сформулированы и на основе эмпирических исследований приведены к некоторой точной количественной форме, показывающей, что каждый принцип в общем случае ближе к истине, чем его противоположность. Консультанты по управлению рассматривают принципы как контрольный вопросник, который может быть использован при проверке проектируемой или существующей структуры.
|