Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВОПРОС 5. Рыночная власть. Рынок труда. Рынок капитала.
Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции.Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех сре дств вл ияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии монопольной власти.Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными. Олигополия (от др.-греч. ὀ λ ί γ ο ς — малочисленный, и π ω λ έ ω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ». Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Антимонопольное регулирование – это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. При организации производства каждой фирме необходимо определиться какие факторы производства приобретать и в каком объёме. При решении данного вопроса фирма учитывает ограничения в виде технологии производства, спроса на факторы и цен факторов производства и исходит из того количества продукции, которое она продаёт на рынке. Чем больше она продает, тем больше ресурсов ей необходимо для производства данной продукции. Поэтому считается, что спрос на факторы производства является производным. Кроме спроса на конечную продукцию, фирма учитывает производительность факторов производства, отдавая, при прочих равных условиях, предпочтение более производительным факторам производства. Для описания поведения фирмы на рынке факторов производства вводится понятие предельного дохода фактора производства в денежной форме (MRP). Предельный доход факторов производства в денежной форме зависит от цены продукции, которую производит фирма, и от объема продукции, которую производит дополнительно нанятая единица фактора производства (предельной производительности). С учётом этого можно расписатьMRPкак: . Если рассмотреть рынок товара как рынок совершенной конкуренции, то цена товара будет оставаться неизменной, так как фирма не может воздействовать на цену равновесия. Предельный продукт фактора производства (МР) в краткосрочном периоде убывает при росте объема используемого фактора в силу действия закона убывающей предельной производительности. Следовательно, при увеличении объёма используемого фактора производства, MRPбудет убывать. Предельный дохода фактора производства в денежной форме показывает дополнительный доход, который получит фирма от использования в производстве дополнительной единицы фактора производства. Вполне естественно, что, решая вопрос о выплате вознаграждения факторам производства, фирма будет ориентироваться на полученный дополнительный доход. Следовательно, MRPможно рассматривать как максимальное вознаграждение, которое рассчитывает фирма уплатить собственнику фактора производства, при покупке дополнительной единицы услуг фактора производства. Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.Понятие рынка труда – главный элемент концепции занятости населения в экономической теории. Рынок труда – это рынок спроса и предложения на рабочую силу, через который происходит продажа рабочей силы на конкретный период. Рабочая сила – это способность человека трудится, она подразумевает умственные и физические возможности, навыки, умения, способности человека при выполнении какого-либо вида работ.Спрос труда – это потребность работодателя в рабочей силе для развития и организации своего производства. Главные особенности – производительность, использование современных технологий, влияние состояния экономики, спрос на товары, необходимые людям.Предложение труда – это экономически активное население, предлагающее свою рабочую силу. Главные особенности – численность трудоспособного населения, уровень его квалификации, уровень зарплаты, социальная и налоговая политика государства.Исходя из этого, можно вывести основные свойства рынка труда: · на этом рынке покупается рабочая сила, а не ее представитель (у нас не рабовладельческий строй); · работа может оплачиваться не только зарплатой, но и разными компенсациями, льготами, поощрениями, премиями; · контракты труда включают не только зарплату, но и условия, содержание труда, субординацию, отношения в коллективе и т.д. заработная плата — это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда, величина, которой определяется рынком труда, т.е. спросом на рабочую силу и ее предложением. Чем больше спрос на конкретную рабочую силу и чем меньше ее предложение, тем выше заработная плата, и, наоборот, чем выше её предложение, тем ниже заработная плата. Процентная ставка — сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год). С позиции теории денег, процентная ставка — это цена денег как средства сбережения. Процентный доход — это доход от предоставления капитала в долг в разных формах (ссуды, кредиты), либо это доход от инвестиций в ценные бумаги. Существует несколько видов процентных ставок: В зависимости от того, изменяется ли ставка в течение времени, выделяют фиксированную и плавающую процентные ставки: · Фиксированная процентная ставка — постоянна, устанавливается на определённый срок и не зависит от каких-либо обстоятельств · Плавающая процентная ставка подлежит периодическому пересмотру. Изменение ставки осуществляется на основании колебаний тех или иных показателей. Классическим примером таких показателей являетсяЛондонская межбанковская ставка предложения(LIBOR, средневзвешенная ставка на лондонском межбанковском рынке кредитных ресурсов). Соответственно плавающая ставка LIBOR+5 % будет означать, что номинальная величина процентной ставки на 5 % выше ставки LIBOR. В зависимости от времени выплаты процентов, существует два типа процентных ставок: · декурсивная ставка — процент выплачивается в конце вместе с основной суммой кредита · антисипативная ставка — процент выплачивается в момент предоставления кредита (авансом) и определяется на основании конечной суммы долга. Различают номинальную и реальную процентную ставку.Реальная процентная ставка — это процентная ставка, очищенная от инфляции. ВОПРОС 6. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Кругооборот доходов и расходов – это поток товаров и услуг в экономике между предпринимателями и населением, посредством денежного обращения, движения денежных средств через финансовые рынки, деятельности правительства, а также движения товаров и услуг из-за границы и за границу. Валовой внутренний продукт(ВВП) – это рыночная стоимость всех товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления и произведенных на территории страны за определенный период времени. ВВП представляет собой обобщающий показатель общественного производства, величина и динамика которого характеризуют состояние экономики. Другим важнейшим показателем является размер ВВП на душу населения, позволяющий примерно судить о жизненном уровне в данной стране. При этом страна может лидировать по абсолютной величине ВВП и отставать ВВП на душу населения. Например, Китай по размеру ВВП сейчас вышел на второе место в мире, но по ВВП на душу населения он проигрывает очень многим странам, включая Россию. Размер ВВП может быть измерен тремя способами: 1. По стоимости произведенного продукта (производственный метод); 2. По сумме расходов всех потребителей (метод конечного использования); 3. По сумме первичных доходов (распределительный метод). Национальный доход - это исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта. Национальный доход (НД) показывает, во сколько обществу обходится с точки зрения потребления ресурсов производство данного объема конечной продукции. Единственным компонентом чистого национального продукта(ЧНП), который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес, поскольку в обмен на налоги государство ничего не вкладывает прямо в производство. В этом случае государство не может расцениваться как поставщик экономических ресурсов (факторов производства). Таким образом, чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема валового национального продукта(ВНП) данного года, следует вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес: НД = ЧНП - косвенные налоги на бизнес. Располагаемый доход — это личный доход, остающийся после уплаты индивидуальных налогов и обязательных платежей и идущий на потребление сбережение. Его величина должна быть скорректирована на величину бюджетных трансфертов. РД = ЛД- ИН + ВТ, где РД - располагаемый доход, ЛД - личный доход, ИН - индивидуальные налоги, БТ – бюджетные трансферты. • доход от трудовой деятельности (заработная плата); • доход от предпринимательства (прибыль); • доход от имущества и ценных бумаг (рента, дивиденд, процент); • факторные доходы; • трансфертные выплаты из общественного сектора (гос-во); • валовые доходы; • индивидуальные налоги и другие обязательные платежи; • располагаемый (чистый) доход семьи. Процесс распределения и использования располагаемого дохода может быть представлен двумя каналами его реализации: личным потреблением и сбережением ИНДЕКС ЦЕН показатель динамики, увеличения или уменьшения цен, характеризующий относительное изменение цен заопределенный период. Различают индивидуальный индекс цен, равный отношению цены на данный товар внаблюдаемом (отчетном) году и в базисном периоде, и сводный индекс, равный отношению стоимости группытоваров, проданных в отчетном периоде, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода. Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. Выделяют следующие виды безработицы: Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы: циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы. сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики. технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. В экономике также существует понятие «капкан безработицы», когда доходы человека, вне зависимости от того, трудится он или нет, разнятся незначительно (вследствие лишения прав, при поступлении на работу, на соотв. компенсации, доп. выплаты, начала выплат значительных взносов страхования и тп.), что снижает интерес человека к началу трудовой деятельности. Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная. Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве. Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).Фрикционная — во время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место. Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, инвалидов) и социальных низов. Молодёжная безработица — среди группы лиц 18-25 лет. также: Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт. Скрытая: формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется[9].наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.
|