Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. для письменной самостоятельной работы студентов
для письменной самостоятельной работы студентов
№
| Тема
| Вид работы
| Литература
| 1.
| Музыкальный стиль
| Конспект «Музыкальные стили»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 7, 23.
Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш.–М.: Сов.энциклопедия, 1990, 1991.–672 с.: ил.
| 2.
| Музыкальный жанр
| Конспект «Музыкальные жанры по исполнительскому составу»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 9, таблица 1.
Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш.–М.: Сов.энциклопедия, 1990, 1991.–672 с.: ил.
| 3.
| Музыкальное содержание
| Конспект: «Стороны музыкального содержания», «Уровни музыкального содержания»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 10–13, рис. 1, 2.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. І, §§ 3, 4.
| 4.
| Типы анализа музыкальной формы
| Схемы «Целостный и структурный анализ»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 13–22.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. І, § 4.
| 5.
| Классификация музыкальных форм
| Схемы «Классификация музыкальных форм»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 51–53, табл. 7.
| 6.
| Общие понятия музыкальной формы. Функции частей и типы изложения в музыкальной форме
| «Функции частей и типы изложения в музыкальной форме»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 54–57, табл. 8.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. І, §§ 5, 6, 7.
Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин.–7-е изд.–М.: Музыка, 1984. Гл. І, §§ 6–18.
| 7.
| Принципы развития в музыкальной форме
| Конспект: «Пять принципов развития в музыкальной форме»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 54–57.
Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин.–7-е изд.–М.: Музыка, 1984. Введение, §§ 12–17.
| 8.
| Простые формы в инструментальной музыке
| Анализ трех инструментальных произведений по образцу формы-схемы
П.Чайковский – «Детский альбом»,
Р.Шуман – «Альбом для юношества»,
Ф.Шопен – «Прелюдии»,
С.Прокофьев – «Сказки старой бабушки»,
К.Сен-Санс – «Карнавал животных»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 17–18, 62–74.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. 5, 6.
Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин.–7-е изд.–М.: Музыка, 1984. Гл. 2–4.
| 9.
| Вокальные формы: строфические, куплетные, трехчастные
| Анализ двух вокальных произведений по образцу формы-схемы
Романсы: М.Глинка
А.Даргомыжский
П.Чайковский
С.Рахманинов,
Г.Свиридов
Песни советских композиторов:
И.Дунаевский
М.Дунаевский
А.Пахмутова
А.Петров
Ю.Семеняко
И.Лученок
И.Крутой
В.Мулявин
Р.Паулс
Ю.Николаев
О.Елисеенков
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 19–20.
Анализ вокальных произведений / под ред. О.П.Коловского.–Л.: Музыка, 1988. Гл. 3, §§ 1–4.
| 10.
| Сложные формы: трехчастная, рондо, вариации
| Анализ двух инструментальных и одного вокального произведения.
Л.Бетховен – менуэты, скерцо, финалы любых фортепианных сонат
Ф.Шопен – ноктюрны, мазурки, вальсы
В.Моцарт – любые вариации
Л.Бетховен – любые вариации
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 17–20.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. 7–9.
Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин.–7-е изд.–М.: Музыка, 1984.Гл. 5–7.
| 11.
| Сонатная форма
| Анализ одного произведения по форме-схеме.
Первые части сонат, концертов, симфоний:
И.Гайдн,
В.Моцарт,
Л.Бетховен,
Ф.Шопен,
С.Прокофьев
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 91.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. 11.
Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин.–7-е изд.–М.: Музыка, 1984. Гл. 8.
| 12.
| Циклические формы в инструментальной музыке
| Анализ одной сюиты, симфонии по методике анализа циклических форм
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 115–116, 103–122.
Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш.–М.: Сов.энциклопедия, 1990, 1991.–672 с.: ил.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. 13, 15.
Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин.–7-е изд.–М.: Музыка, 1984. Гл. 11.
| 13.
| Циклические формы в вокально-хоровой музыке
| Анализ одного вокального цикла по методике анализа циклических форм.
Анализ одной кантаты или оратории по методике анализа кантатно-ораториальных форм
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 115–116, 120–122.
Коленько, Р.Г. Кантатно-ораториальные формы и жанры (в музыке до ХХ века): Учеб.пособие.–Мн.: Бел.ун-т культуры, 2000.
Коленько, Р.Г. Кантатно-ораториальные формы и жанры в музыке ХХ века: Учеб.пособие.–Мн.: Бел.ун-т культуры, 2002.
| 14.
| Опера, балет, мюзикл, рок-опера
| Конспект по данным жанрам и формам.
Анализ сольных, ансамблевых, хоровых или оркестровых номеров (по одному номеру)
В.Моцарт «Свадьба Фигаро»
Ж.Бизе «Кармен»
Дж.Верди «Травиата», «Аида»
М.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
А.Даргомыжский «Русалка»
М.Мусоргский «Борис Годунов»
П.Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама»
Д.Шостакович «Катерина Измайлова»
Д.Смольский «Седая легенда»
А.Рыбников «Юнона» и «Авось»
Л.Бернстайн «Вестсайдская история»
Ф.Лоу «Моя прекрасная леди»
М.Дунаевский «Три мушкитера»
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 123–142.
Анализ вокальных произведений / под ред. О.П.Коловского.–Л.: Музыка, 1988. Раздел 4. Гл. 1–3.
Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учеб.пособие / В.Н.Холопова.–СПб.: Лань, 2001. Гл.11 § 1, 2, 2.1.
Гринберг, М. Современный мюзикл / М. Гринберг, М. Тараканов // Советский музыкальный театр: проблемы жанров: [сборник статей] / ред.-сост. М.Е. Тараканов; введение М.Е. Тараканов.–М.: Советский композитор, 1982.
Кампус, Э.Ю.О мюзикле / Э.Ю. Кампус; под общ. ред. А.А. Орелович; пер. В.А. Самойлов.–Л.: Музыка, 1983.–128 с.
Феофанов, О.А. Музыка бунта. М.: Детская литература, 1975.–111 с.
| 15.
| Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, метр, лад, тональность, гармония, фактура
| Анализ мелодии в первоначальном изложении из одного инструментального произведения по методике анализа средств выразительности
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 45–47.
Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш.–М.: Сов.энциклопедия, 1990, 1991.–672 с.: ил.
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учеб.пособие / Л.А.Мазель.–М.: Музыка, 1986. Гл. 2, 3.
Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин.–7-е изд.–М.: Музыка, 1984. Введение, §§ 3–5.
Анализ вокальных произведений / под ред. О.П.Коловского.–Л.: Музыка, 1988. Гл. 1.
| Анализ мелодии в первоначальном изложении из одного вокального произведения по методике анализа средств выразительности
| 16.
| Средства музыкальной выразительности: тембр, регистр, диапазон, темп, агогика, динамика, артикуляция
| Конспект по всем семи средствам выразительности из второй группы. Определение каждого из них с выделением ключевых слов, характерные черты
| Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие / Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств.–Минск: БГУКИ, 2013. С. 8.
Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш.–М.: Сов.энциклопедия, 1990, 1991.–672 с.: ил.
Музыка: Энциклопедия / Под.ред. Г.В.Келдыш.–М.: Большая Рос.энцикл., 2003.–672 с.: ил.
Элементы музыки и средства музыкальной выразительности: учеб.-метод. указания / сост. И.В.Ухова.–Мн.: МИК, 1985.–Вып. 1; 1988.–Вып. 2.
|
* Период может быть формой самостоятельной миниатюры, например в жанре прелюдии.
* Открытые периоды чаще всего используются в тех случаях, если начальная тема повторяется дважды, например в танцевальных жанрах.
* В вариациях по сравнению с темой, кроме обязательного интонационно-ритмического, фактурного и регистрово-тембрового варьирования, возможны изменения размера, темпа, лада при сохранении в каждой из них формы, масштабов и тонально-гармонического плана темы.
* В жанре классической инструментальной сонаты используются оба типа сонатно-симфонического цикла.
|