![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап 4. Обсуждение результатов ролевой игры. Анализ командных решений, выбор лучшего решения
Заслушиваются «отчеты» капитанов команд, основных участников. Обсуждается: разрешены ли ситуации или могли ли быть разрешены, какими техниками пользовались Продавцы, какие возможности были реализованы или предложены, в чем «открытия»? Были ли общие элементы в подходах команд при поиске выхода из трудной ситуации? Если да, то какие? В чем ценность каждой игры и какая понравилась больше? Почему и чем? Есть ли предложения, как можно было провести игры еще лучше? Итак, возможные источники сюжетов ролевых игр: □ Рассматриваемая в тренинге концептуальная модель продаж — сюжеты строятся на основе ее элементов, по шагам или фазам описываемого процесса. □ Существенные приемы, отдельные техники продаж — сюжеты направлены на их отработку, игры могут носить характер коротких «блицев». □ Хорошо исследованная реальная практика работы продавцов конкретной компании — в сюжетах выделяются наиболее типичные или актуальные задачи. □ Собственное творчество участников тренинга — сюжеты разрабатываются ими самими по более или менее заданной схеме. В соответствии с основной идеей методики тренинга, выделить источники в чистом виде бывает очень трудно, тренинг — активная и творческая форма обучения, но в разных случаях преобладание какого-то определенного из них вполне оправданно. Кроме сюжетов, игры могут различаться вариантами исполнения одного и того же сюжета. Вернемся к заданию, связанному с отработкой первой встречи с клиентом, вступления в контакт с потенциальным покупателем, и рассмотрим предлагаемые подходы*. Комплиментарный подход. Надо научиться делать комплименты в тонкой и искренней манере, так как большинство людей заинтересованы в получении положительных отзывов о себе и своей компа- * Хисрик Р. Д., Джексон Р. В. Торговля и менеджмент продаж / Пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. С. 108-110. Тренинг продаж нии, и помнить о том, что скрытый комплимент более эффективен, чем прямой. Подход со ссылкой. При хорошей подготовке к встрече продавец, агент или торговый представитель в целях установления контакта сможет упомянуть несколько довольных его работой клиентов, знакомых данному покупателю и пользующихся его уважением, сумеет эффектно преподнести рекомендации и отзывы. Подход с представлением образца. Предполагается умение предложить опробовать продукцию, пригласить на презентацию или семинар, найти иной способ подхода к потенциальному заказчику. Гораздо легче совершить продажу, когда потенциальный покупатель уже попробовал товар и остался им доволен. Этот подход подразумевает долгий процесс установления отношений, не за один раз. Подход с указанием преимуществ. Основывается на умении дать четкое описание получаемых покупателем преимуществ и начинается с этого действия, как самого важного. Поскольку обычно лишь один-два мотива существенным образом влияют на принятие решения о покупке, следует формировать навык использования метода «заезженной пластики», чтобы при встрече упоминать их как можно чаще. Драматический подход. Это «изобретение» неожиданного, экстравагантного способа и отработка способности воспользоваться таким способом для привлечения внимания, если все остальные подходы оказались безуспешными. (Примечание: если позволяют время и условия, может быть в тренинге отдельным, самостоятельным заданием, для того чтобы раскрепостить или встряхнуть участников.) Подход с демонстрацией образца товара. Необходимо уметь создать условия и позволить заказчику увидеть, что же именно ему предлагается. Продемонстрировать, дать попробовать — словом, сделать все, чтобы повлиять на его восприятие следующей за этим презентации предлагаемого товара. Подход с вопросами. Научиться вовлекать потенциального заказчика в двухстороннее общение на самом раннем этапе встречи. Именно задавание вопросов способствует такому вовлечению, потому что ответы ожидаются от покупателя; кроме того, можно быстро получить дополнительную информацию о его заинтересованности. (Сравните: «Могу ли я вам помочь?» и «Какие качества или преимущества имеют для вас особое значение, когда вы покупаете продукцию подобную этой?») Глава 2. Ролевая игра Кроме наличия различных вариантов сюжетов, в каждом из них Покупатель может вести себя по-разному, или его роль задается таким образом, чтобы соответствовать какому-то определенному типу. Количество типов может быть от двух-трех и до восьми-десяти. Таким образом, мы видим, что только на основе одного сюжета могут быть построены десятки игр. В конкретном тренинге все определяется задачами, потребностями тренинга, которые должны хорошо осознаваться основными сторонами: заказчиками или менеджерами, которых привлекли тренеры, направленными на тренинг сотрудниками. В частности, должен быть определен основной уровень глубины продаж, в соответствии с которым и будет выстраиваться основная линия сюжетов ролевых игр и других упражнений, заданий. Подробно об этом будет сказано в следующей главе. Однако необходимо отметить важнейшие моменты, влияющие на успешность проведения ролевых игр. Начнем с того, что необходимо четкое согласование и принятие всеми сторонами того, чего участники должны стараться избегать, проявляя элементы своего рабочего поведения в тренинге продаж или отдельных его упражнениях, включая и ролевые игры. (Существуют еще и специальные нормы и правила как самого тренинга, так и поведения в нем участников.) Это, конечно, не касается вводного тренинга с новичками, которые инструктируются и привыкают к определенным правилам и корпоративным стандартам. Однако указанные «шероховатости» встречаются и в тренингах с опытными продавцами, а это уже недоработки менеджмента. В качестве примера здесь можно привести отдельные рекомендации, касающиеся опять-таки создания и поддержания отношений Продавец—Покупатель, на основе книги одного блестящего английского менеджера*: Если вы известны вашему покупателю и имеете отличную репутацию, то вам все равно надо упорно работать, чтобы первоначальный благоприятный настрой по отношению к вам не был чем-нибудь испорчен. Ваш клиент начнет делать выводы о вас сразу, как только увидит, и будет постоянно оценивать вас. Умный, любезный и спокойный подход — самый безопасный, слишком яркий может быть интересен при дальнейшем знакомстве, но есть сомнения, что он вызовет * Форбс Д. Ф. Секреты успеха в менеджменте / Пер. с англ. Калининград: Янтар. сказ. С. 24-25. Тренинг продаж нужную вам реакцию при первой встрече. Клиент будет интересоваться, сознательно или бессознательно, примерно четырьмя вещами: 1. Можно ли доверять этому человеку? Внешний вид и манера держаться, вести себя, в чем-то всегда индивидуальны, но хорошо, когда вы можете следовать правилам, принятым в вашей компании или в вашей сфере бизнеса. 2. Знает ли этот человек, о чем говорит? Не попадайтесь в западню: не демонстрируйте свою эрудицию и не пытайтесь блеснуть знанием сложных технических вопросов. Гораздо лучше продемонстрировать некоторую осведомленность о самом клиенте, говорить о нем и о том, чего он хочет. Парадоксально, но тогда он будет убежден, что вы знаете, о чем говорите! 3. Имеет ли этот человек достаточные полномочия? Любой клиент заинтересован иметь дело с «сильным игроком», достойным партнером. 4. Действительно ли этот человек мной интересуется? Покупатель хорошо знает, чем вы зарабатываете на жизнь. Дайте ему понять, что для вас лучший способ заработать на жизнь — успешно делать свое дело. Никогда не говорите: «Я не пытаюсь вам что-то продать». Досадно, когда приходится тратить время и усилия на обсуждение вопросов, которые интересны не всем участниками или не всем понятны. Общая этика поведения и преподнесения себя, в частности, — в общем-то азбучные истины для тренинга продаж. Если здесь есть непонимание или рассогласование, то они могут происходить из-за слабостей отбора или мотивации участников к работе. Чаще приходится сталкиваться с проблемой полномочий продавцов, которые не всегда выверены. И это сбивает ход ролевых игр или уводит обсуждение «не туда». В ролевых играх, как уже говорилось, основательно затрагивается осознание человеком самого себя и того, как он взаимодействует с другими. Поэтому хорошо, когда какие-то психологические рекомендации или правила идут рука об руку с теми нормами отношений, которые приняты в группе. Последние, естественно, отражают характер этих отношений и атмосферу в компании, на работе, как между коллегами, так и между «верхами и низами». Иначе говоря, хорошо, когда нет особого разночтения между тем, как проходят и интерпретируются роле- Глава 2. Ролевая игра вые игры на тренинге и установки на практике. В качестве примера приведем четыре закона успешной «обработки» клиента: Закон 1 Все мы (а значит, и каждый из нас) способны на всё. Один и тот же человек может быть покупателем и продавцом, «удавом» и «кроликом», праведником и грешником, готовым рисковать и предельно осторожным. В зависимости от вида и интенсивности внешнего воздействия поведение человека может измениться в любой момент. Стабильность и предсказуемость в работе ценятся, но от этого можно устать и утратить внутренний блеск. Чем более гибок и разумен клиент, тем больше вероятность, что он изменит свое мнение, конечно, при условии, что его сумеют в этом убедить. Клиент может и сам «додуматься» до нужного решения. Ему следует только помочь. А кто, кроме продавца, может сделать это лучше? С этого момента может начаться новый этап рабочих отношений. Закон 2 Человеческий мозг способен на многое, кроме одно- го: он не может в один и тот же момент «обрабатывать» более одной мысли. Вспомним басню о вороне и лисице. О чем она говорит нам? А о том, что высказанная вашим партнером мысль имеет лишь относительное значение. То, о чем думает, а тем более говорит ваш клиент в данный момент, — лишь единственная мысль, единственное представление из множества ожидающих своей очереди появиться на свет, а пока толкающихся между собой в «черном ящике» его мозга. Что занимает нас в первую очередь? Мы сами! Так о ком мы должны говорить, чтобы клиент, образно говоря, «каркнул во все воронье горло»? Закон 3 При любых обстоятельствах оставляйте клиенту воз- можность выбора. Почаще напоминайте и призывайте («Я убежден, что вы...», «Это вас наверняка заинтересует», «Вы же видите, чего...») клиента к тому, чтобы он сделал то, Тренинг продаж что сам хочет. Хотя в конечном счете вам решать, оставлять клиенту свободу выбора или нет. Закон 4 Клиент домыслит самостоятельно. Этот закон содержит вопрос: как обставить все таким образом, чтобы клиент принял правильное решение? Хотя эти четыре закона сформулированы продавцом*, их можно считать достаточно универсальными: они пригодны и для тренинга с его обработкой клиента, в том числе и ролевыми играми, и для менеджмента как перманентной обработки своего клиента — сотрудника. Но это не все наши представления. Представления определяют поступки, и реальность воспринимается нами не такой, какая она есть, а через фильтр наших представлений. Об этом тоже пишет автор приведенных выше четырех законов, констатируя: «В тех же случаях, когда представление не равно реальности, у нас остаются две возможности реагировать на данную ситуацию: Изменить представления: это мы называем «учиться». Изменить реальность: это мы называем «действовать». Впрочем, для людей инертных, трудных на подъем остается открытой еще одна возможность: злиться!» Ролевые игры действительно помогают если не изменить, то скорректировать представления и подталкивают, мотивируют к тому, чтобы и действовать по-другому. Специальные и дополнительные упражнения призваны поддержать и усилить эти процессы в тренинге и после него. Но вот злиться ни на самих себя, ни на окружающих, включая покупателей и собственный менеджмент, никак не входит в тренинговые задачи. Хотя опять-таки, в роли Покупателя можно «дуться» или «фыркать» на Продавца, но это же будет злость понарошку. Подведем краткий итог этих двух непростых и для ролевых игр и для тренинга в целом моментов. Тренинг продаж, как и реальная продажа, не должен «скакать по верхам» и «спотыкаться на ровном месте» (но неровном или неочевидно «кривом» для участников, тренеров или менеджмента заказчика). Целый ряд вопросов требует предварительного согласования с менед- 4 Штемман П., Венцель М. Секреты удачливого продавца / Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1998. С. 33-40. Глава 2. Ролевая игра 77 жментом заказчика и с участниками группы. Эффективность ролевых игр — следствие предварительной подготовленности тренинга. Цели тренинга и игр лучше ставить широко и разнообразно, с точки зрения сюжета, но разумно ограничивая ожидаемый результат (законы 1 и 2). Законы 3 и 4 отражают как задачи или возможности сделать выводы по проведенным ролевым играм, так и внедрение результатов в жизнь. Почему мы для этого ссылались на работы других авторов? Потому что эта книга — о тренинге, а не о консультировании. Хотя каждый проведенный тренинг — всегда консультирование. Мы хотим предоставить вам, проницательный читатель, возможность почувствовать себя тренером или консультантом. Поэтому, заканчивая эту главу, мы приведем с сохранением особенностей устной речи «стенограммы» двух ролевых игр, которые состоялись на тренинге с сотрудниками одной успешной и динамично развивающейся компании, торгующей, в частности, приборами и мебелью для химических лабораторий.
|