![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2 ролевая игра
Игра — модель деятельности, но если дети через игру познают мир, формируют принятие его, то взрослые сознательно исследуют в ней лишь какую-то значимую для них часть жизни. И в том и другом случае важно как содержательное, так и эмоциональное принятие этой модели. Чем выше включенность участников в игру, тем плотнее она насыщена переживаемыми событиями. Ролевые игры органично входят в жизнь, с их помощью дети исследуют и примеряют на себя доступные для них элементы взрослой жизнедеятельности. В определенном возрасте все мы играем в магазин, особенно тогда, когда, как нам кажется, мы уже всё можем смоделировать, но делать реальные покупки самостоятельно нам почему-то еще не разрешают. Взрослые просто опасаются, что дети, сделав что-то не так, могут оказаться в проигрыше. Ролевая игра как модель в большей степени направлена на сам процесс реализации роли, а не на некий условный выигрыш. Но, как и в любой игре, этот мотив все равно присутствует. Обычно участники тренинга охотно разыгрывают между собой знакомые ситуации ролевого взаимодействия, но требования и условия применения этого метода в тренинге должны соблюдаться и контролироваться: проигравших, а тем более потерпевших поражение, быть не должно. К условиям относятся различия в степени подготовленности участников, понимании ими задач данного эпизода и целей тренинга, отношениях в игре и друг к другу, а также сама динамика и атмосфера тренинга — игра может быть «разминочной» или «зачетной». Требования — правила и ограничения, которые могут задаваться сами ролями, содержащимися в них игровыми целями и предполагаемым результатом. Важно, чтобы они не входили в явное Глава 2. Ролевая игра 57 противоречие со склонностью к импровизации и гибкостью поведения участников; в игре может быть элемент состязательности, который не должен переходить в демонстрацию превосходства. Еще раз подчеркнем: в тренинге продаж важнее отработка профессиональных навыков и умений, а не решение чьих-то личностных проблем за счет других участников и времени, предназначенного не для этого. Итак, успешность ролевой игры определяется достаточным проявлением в ней тренируемых умений и навыков, а также степенью доброжелательной открытости участников. Игра может проходить по достаточно известному для участников сценарию, иногда даже по подробно прописанной инструкции, а может выстраиваться спонтанно на основе «вводной» самого общего вида. В любом случае элемент соревнования присутствует, но контролируется, а непредсказуемость конкретного исхода не только удерживает внимание к происходящему, но и создает творческий настрой. Очень важно при этом вести игру так, чтобы противоречия между требованиями стандартов профессионального поведения и желанием участников проявить собственную уникальность, расширив репертуар ролевых моделей поведения, создавали настрой, соответствующий целям тренинга. Различаться между собой игры могут не только по степени конкретности описания моделируемых в них действий, но и по степени органичности игрового и реального поведения участников, по тому, что именно для них в игре наиболее важно, по степени расширения, а не повторения жизненного и профессионального опыта, и по характеру послеигрового обсуждения. Проведение ролевой игры требует от тренера учета всех этих факторов и способности предложить нужным людям нужный сюжет в нужное время и определенным образом. Причем осмысление и анализ происходившего в игре должны не уступать не только по смысловой, но и по эмоциональной составляющей переживанию и наблюдению ее процесса. Во многом это напоминает режиссерскую задачу: поставить действие, не мешать ему, оценить и поднять уровень мастерства актеров, увеличив их уверенность в успехе, свободу самовыражения и общения, при усилении позитивных норм индивидуального и группового поведения. Ролевые игры в тренинге продаж проводятся с видеозаписью с дальнейшим, не откладываемым надолго разбором и иногда «перепроигрыванием», что зависит от конкретных задач тренировки навыка или подготовки законченного действия, например презентации. Тренинг продаж Этот метод дает возможность участнику увидеть самого себя не только со стороны, но и глазами других участников. Требуется определенная готовность «смотреть в лицо самому себе», исходя из критериев восприятия, которые обычно используются для других, и ожидать еще при этом от них же подчас нестандартных оценок и описаний своего поведения. И опытные продавцы, и новички, оказавшись в такой ситуации впервые, испытывают естественное беспокойство, дискомфорт, выражающийся и в кокетстве, и в излишней самокритичности. Более того, хотя сейчас любительские видеосъемки достаточно привычны, в тренинге из-за направленности видеокамеры персонажи игры испытывают подчас и удивление, и смущение от своей внешности или манер, привычек, иногда настолько сильные, что их внимание фокусируется на этом больше, чем на том, ради чего они тренируются. Но и это может работать на результат, если продавец искренне и безбоязненно стремится производить благоприятное впечатление при встрече лицом к лицу с реальным покупателем. Условие мы помним: доброжелательность и открытость. Встречаются случаи, когда отдельные участники категорически отказываются участвовать в ролевой игре с видеозаписью, чаще всего именно в силу предыдущего негативного опыта. С другой стороны, смущение или излишнее беспокойство могут приводить к ненужной «расторможенности» перед видеокамерой, которая уводит от выполнения задач. Самоанализ через посредство просмотра и разбора видеозаписи может быть очень эффективным методом, позволяющим осуществить интересный анализ. Однако сошлемся на мнение коллеги: «Участники здесь уже «не отвертятся», когда им будут указывать на любопытные и симптоматичные для типичных ситуаций экспрессивного общения моменты. Но «видео» — это еще и враг, довольно коварный враг для ведущего, поскольку ведущий, включая «видео», получает всегда избыточный для конкретного анализа, яркий и соблазнительный материал. Нередко приходится наблюдать, как «лихие» групповоды, гастролируя по городам и весям с видеокамерой наперевес... вместо того чтобы показать участникам на наглядном материале динамику группового спора, традиционные ошибки, совершенные людьми в ходе полемики, и используя эмоциональную вовлеченность участников, совершить вместе с ними «открытие», как более эффективно вести себя в споре, вместо этого психолог начина- Глава 2. Ролевая игра 59 ет выступать в роли судьи и просветителя, рассказывая каждому из участников и всей группе о том, что означает тот или иной жест, мимическое движение, поза, выхваченные телеобъективом. Такое спекулятивное использование на самом деле далеко не однозначных результатов из области психологии проявлений помогает иной раз «выплыть» ведущему, которому нечего сказать группе. Участники с повышенным интересом смотрят на свое изображение»*. Хотя цитата касается особенностей проведения дискуссии, а задача о продаже лошади используется и нами как мотор, ее запускающий (см. раздел «Дополнительные упражнения»), со всем сказанным трудно не согласиться. В тренинге продаж соблазны для ведущего играть на своем поле необходимо стараться сдерживать, переводя внимание участников на то, как демонстрируемое ими поведение может отражаться на ходе сделки с покупателем. Собственное мнение тренеру лучше оставлять при себе до тех пор, пока участники сами не выскажут свои впечатления и мнения на основе собственного профессионального опыта, особенно когда ролевая игра строится на материале их рабочей деятельности. В идеале первые сцены и задания должны быть простыми и привлекательными, подчеркивать те черты, которые люди хотят в себе видеть. На первых этапах видеотренинга можно вообще обходиться без внешних критических оценок, давая возможность участникам плавно отойти от сфокусированного на себе внимания, выждать, пока они будут готовы к деликатному и регулируемому обсуждению с элементами критики. На наш взгляд, ролевые игры вначале лучше строить не на впрямую профессионально значимом материале, а на узнаваемом, но параллельном (помните «метод параллелей»?), давая возможность играть не свою роль, и тем самым в случае чего «спасти лицо» и спокойно адаптироваться к жанру метода. Еще один момент касается стоимости видеометодов, которая может включать в себя затраты на приобретение оборудования, его доставку и установку или аренду, а также цену того времени, которое занимают съемка, просмотр и обсуждение. Что касается прямых материальных затрат, то они себя окупают — выгоды явно перевешивают; следует только организовать так, чтобы оборудование не простаивало, и не стоит скупиться на покупку хорошего телевизора — он и в офисе никогда не помеша- * Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998. С. 34-34. Тренинг продаж ет, тем более что сейчас интенсивно развивается рынок учебных видеопрограмм. Время, которое уходит в тренинге на использование видеозаписи, действительно может «съедать» значительную его часть, что подчас снижает динамизм занятий, но увеличение интереса, невозможность пассивно отсиживаться или отстраниться от собственного изображения на экране, когда обучаемый является участником ролевой игры, стоит того. Эти эпизоды не только хорошо запоминаются каждым участником, но и позволяют делать общие «открытия». Интерес к самому себе у человека настолько силен, что обучаемые спрашивают разрешения сохранить видеозаписи, чтобы возвращаться к ним уже за пределами тренинговых часов. В этом плане возможности видеосъемки уникальны и превосходят рабочие записи или раздаваемые учебные материалы, которые участники оставляют у себя, — сказывается фактор эмоциональности пережитого. Инструкции и задания в ролевых играх могут быть, например, следующими: □ Отработать ответы на вопрос клиента: «Зачем вы мне звоните?» (подготовка в парах или тройках, с последующей видеозаписью найденных решений). □ Подготовить короткую презентацию, провести ее и затем ответить на вопросы аудитории (готовятся несколько команд, от каждой — один выступающий, все остальные — в роли приглашенных потенциальных клиентов или партнеров компании). □ Использовать определенные техники «нащупывания» потребностей и желаний (подготовка последовательности вопросов, например: открытые — уточняющие — закрытые — альтернативные — наводящие и использование в диалоге с Покупателем техник активного слушания). □ Искать «чувствительные области» * и исследовать их более глубоко, стараясь не вызывать раздражения у того, кто исполняет роль Покупателя. Необходимо не только получить важную информацию из самого содержания разговора, но и повлиять на состояние Покупателя, стараясь вызвать у него расположение и доверие к себе, товару, компании (напоминает задание: определить «скрытый» мотив в социально-психологическом тре- * Цитата одной из участниц тренинга продаж медицинской техники и оборудования: «Если раньше нужно было воздействовать на " болевые точки" клиента, то теперь — на " эрогенные"». Глава 2. Ролевая игра нинге, где мотив задумывается Покупателем заранее и сообщается группе, но не Продавцу, который должен на него «выйти» так, чтобы Покупатель позволил ему это сделать). □ Соблюдать баланс доминирования, меняясь функциями «ведомый—ведущий». □ Если основной упор в игре делается на отработку отдельных приемов или элементов поведения, необходимо сверить, какие вопросы или реплики, использованные участниками в диалогах, соответствовали тем или иным приемам или элементам. Для этого лучше предварительно дать небольшое задание или провести опрос. Например, вернемся к концу предыдущей главы, где приводятся советы, касающиеся проведения последнего этапа процесса продажи — завершения сделки. К каким из них относятся следующие фразы Продавца: «Как вы думаете, вашей жене тоже понравится это решение?» (Ответ: п. 11 — желание Покупателя представить покупку другим, небезразличным для него людям представляет собой хороший тест на степень его удовлетворенности.) «Давайте еще некоторое время обдумаем это, обсудим еще раз. Всё ли мы учли?» (Ответ: п. 12.) «Я думаю, это действительно то, что нам подойдет, но давайте уточним еще у вашего мужа и потом уже оформим заказ». (Ответ: п. 13 или 15.) «Кажется, мы разобрались в том, что вам нужно, и убедились, что наш товар очень хорошо подходит, соответствует условиям и возможностям, но, может быть, я смогу еще чем-нибудь помочь вам перед тем, как мы подтвердим ваш заказ?» (Ответ: п. 14). Как лучше сказать: «Мы не позже чем завтра доставим и установим для вас вертикальные жалюзи выбранного вами размера и тона, действительно идеально подходящего под цвет стен (не каждый покупатель так тонко это чувствует), сейчас действительно слишком яркое солнце... и мы постараемся приехать пораньше» или: «Так, эти жалюзи, те, что голубоваты, ждите завтра, может быть, с установкой еще придется повозиться»? Тренинг продаж Почему? (Ответ в п. 15 и 16.) Важно, чтобы участники почувствовали и поняли, что они персонально могут получать «выигрыш» через обратную связь после игры, включая видеозапись, а также через изучение отдельных техник. Тогда они будут мотивированы настолько же, насколько и в настоящей работе, хотя, конечно, «рисунок» индивидуальной мотивации будет несколько иным. Хорошей подготовкой к игре обычно служат лекции о товаре, особенностях и опыте его продажи, объяснение конкретных техник и приемов, их анализ и обсуждение, а иногда и просмотры специальных фильмов. Перед началом ролевых игр необходимо описать ожидаемые стандарты поведения участников и особенно то, как оно будет оцениваться. Когда обучаемые поймут и примут данные им критерии, они готовы вступить в игру с последующим ее воспроизведением на экране телевизора и разбором. Используемый по шагам, этот метод однозначно будет повышать эффективность процесса тренинга, не приводя к излишнему проявлению защитных реакций. В реальной работе продавец может повторять одни и те же ошибки, не осознавая этого. В ролевой игре немедленная обратная связь позволяет увидеть, что и как должно быть исправлено, неслучайный характер ошибок предполагает серию повторяющихся и пересекающихся игр. Исходя из задач конкретного тренинга и состава его участников, следует предлагать им самим разработать сюжеты ролевых игр с последующим исполнением. Как правило, такое задание оказывается привлекательным, а его результаты полезными с точки зрения большей неожиданности и приближенности к актуальной проблематике обучающихся. Только всегда следует помнить о двух вещах: участники должны быть готовы к такому заданию и настроены на него, а требования и условия инструкции — создавать рамки, как временные, так и сюжетные. Приведем примеры двух различающихся в этом, но решающих одну задачу подходов — повышение уверенности и компетентности продавцов в трудных случаях и с трудным клиентом. Первый подход определяется характером корпоративной и учебной информации, сюжеты предлагаются как иллюстрация, поддерживающая основную информацию, и как возможность проверить, насколько она работает на практике и соответствует навыкам и опыту обучаемых. Глава 2. Ролевая игра Второй подход не привязан к конкретным условиям корпоративной продажи и дает возможность самим участникам проявить как особенности «фирменного стиля», так и собственные практические умения и знания. 1. Программа «Selling Beer the Heineken Way» (Продажа пива так, как это делает Хайникен), HEINEKEN university*. До проведения ролевых игр участники знакомятся со следующими разделами программы: □ История Heineken. □ Компания Heineken. □ Корпоративные марки. □ Краткая история пива. □ Обращение с пивом, правила его хранения и продажи. Перед проведением ролевых игр участники в подгруппах разрабатывают профили продукта, представляют свои решения по возможной его сегментации и получают информацию по основам коммуникации в продажах, психологической типологии клиентов, рекомендации по эффективному поведению в различных трудных случаях, а также выполняют упражнение по технике интервью, задаванию вопросов клиенту.
|