![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности метода
В МШ упор делается на количество высказываемых идей, а не на их качество. Во время МШ записывается любая идея, независимо от того, насколько нелепой она может показаться на первый взгляд. Во время изложения идеи не допускается никакой ее критики. Как правило, каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Такая работа продолжается до тех пор, пока участники не исчерпают все свои идеи по рассматриваемому вопросу. В ходе МШ члены группы работают как мощные генераторы идей, ибо они не обременены необходимостью обосновывать свои предложения. После того как МШ закончился, высказанные идеи подвергаются оценке специалистов по решаемой проблеме (экспертов). В рамках Глава 5. Методы тренинга продаж тренинговой группы сами участники на втором этапе могут выступить в качестве «экспертного совета». Конечно, большинство идей будет отвергнуто на основе здравого смысла и логики. Может оказаться так, что ни одна из высказанных идей не содержит приемлемого решения. Однако творческое мышление разработчиков систем, возможно, будет способно развить одну или несколько этих идей, чтобы получить приемлемое решение рассматриваемой проблемы. Свежий и непредвзятый взгляд человека, в голове которого рождаются свободные, ничем не ограниченные ассоциации, способен помочь решению проблемы в тех случаях, когда предлагаемое решение отлично от существующего, традиционного. Отметим также, что результаты МШ на актуальную для компании тему вызывают естественный интерес руководства и заинтересованных лиц и могут послужить отправной точкой для изменений в ее работе (см. пример 2). План проведения занятия по методу мозгового штурма Фаза I. Подготовительная, 10 мин. Подбор участников МШ. (Хорошо, если в группе есть и специалисты и начинающие специалисты по продажам. Последним, не знающим проблемы, значительно легче высказывать нестандартные идеи, предлагать оригинальные варианты.) Формулирование проблемы. Выдача участникам правил МШ (см. приложение 3) и ознакомление с ними. Подготовка технических средств. Фаза II. Разминка, 15—20 минут («интеллектуальный разогрев»). Проведение двух-трех тренировочных МШ. Примеры проблем для разминки: 1. В стране выпущено огромное количество резиновых мячиков для игры в теннис. Вы все — группа экспертов, которая предлагает способы их утилизации. Что можно делать из шариков? Участники по кругу делают свои предложения (делать поплавки для сетей, использовать как деньги и т. д.). 2. Какое применение можно найти для жестяной банки из-под масляной краски (женской шпильки, авторучки и т. п.)? Фаза III. Мозговой штурм, 25—30 минут. Тренинг продаж Разделение группы на 2—3 подгруппы по 4—5 человек. Выбор в каждой подгруппе секретаря для фиксации идей. Собственно мозговой штурм. Фаза IV. Экспертиза идей, 10—15 минут. Оценка и отбор лучших идей проводится в тех же подгруппах, но после взаимного обмена перечнями идей. Фаза V. Подведение итогов, 5—10 минут. Сообщение о результатах МШ. Определение лучших идей, их обоснование и защита. Отметим, что успех и результативность МШ в значительной степени зависят от навыков ведущего, от его способности предложить (переформулировать) проблему для ее решения именно данным методом и его умением вести работу в соответствии с духом метода. Ведущий мозгового штурма обязан: 1) обеспечить соблюдение участниками правил проведения МШ; 2) обеспечить непрерывность высказывания идей, заполнять паузы поощрительными репликами:
□ В свое время предлагалось то-то... □ Давайте три минуты будем высказывать только фантастические идеи. □ А что вы думаете по этому поводу, Володя? □ А каким будет решение задачи, если убрать такое-то ограничение? □ У нас уже 35 идей, давайте дотянем до 40!
3) стремиться расширить своими репликами сферу поиска; 4) следить за регламентом, говорить, сколько времени осталось до конца; 5) интенсифицировать работу последних минут. На этапе оценки идей участникам можно предложить для обсуждения следующие возможные критерии: □ соответствие предпосылкам и удовлетворение требованиям; □ возможность реализации идеи сразу, либо по истечении короткого или длительного периода времени; □ возможность реализации без дальнейших исследований; □ возможность применения идей в других областях. Ниже приведены три примера результатов проведения МШ в процессе тренинга продаж. Глава 5. Методы тренинга продаж
|