![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие принципы и методы обучения
Процесс обучения в тренинге продаж осуществляется на основе определенных принципов, позволяющих достигать эффекта, специфичного для обучения в режиме тренинга. Принцип моделирования. Моделируются различные реальные ситуации профессиональной деятельности, в которых участники группы демонстрируют имеющиеся способы решения и формы поведения. Принцип личного проживания. Участвуя в упражнениях, играх, групповых дискуссиях, члены группы приобретают знания, умения и навыки путем преодоления трудностей, эмоционально переживая различные ситуации, проходя этапы фрустрации, поиска и нахождения верных поведенческих и управленческих решений. Полученные знания должны быть лично пережиты каждым участником, должны стать его личным опытом. Исследовательский принцип. Обучение строится таким образом, что любая ситуация, моделирующая профессиональную деятельность, является предметом исследования для группы. Группа исследует ситуацию и стремится найти решение самостоятельно. Тренер направляет деятельность группы в этом поиске, в частности предлагая отталкиваться от некоторых заранее подготовленных материалов теоретического плана, представленных в рабочей тетради. Тренинг продаж В тренинге продаж данный принцип касается, прежде всего, общей атмосферы работы группы, в которой нет «потребления готовых истин». Этот принцип не отрицает того, что тренер может выступать в роли, например, эксперта по вопросам взаимодействия с клиентом или формам сервиса. Принцип новизны. Для поддержания активности участников группы необходимо обеспечивать в каждых последующих играх, упражнениях и дискуссиях новизну — как в содержательном, так и в формальном плане. Новизна обеспечивается также путем смены партнеров в различных видах внутригруппового взаимодействия. Принцип обратной связи. Для получения объективной оценки поведения используется обратная связь о поведении, реализуемом участником группы. Обратная связь обеспечивается с помощью просмотра видеозаписи групповых событий и высказывания мнений другими членами группы. Основные обучающие механизмы связаны с этим принципом. Самодиагностика с использованием опросников также позволяет получать обратную связь о важнейших сторонах своей профессиональной деятельности. Принцип диагностики. Тренер должен постоянно осуществлять следующую диагностику: группы в целом (состояние, сплоченность, активность и т. д.), каждого участника (степень включенности, состояние, усталость и т. д.), рассматриваемой проблемы (насколько она адекватно понимается, какие варианты решений выдвинуты, как далеко группа продвинулась в поиске решения и т. д.). Именно данный навык и принятие решений с учетом полученной информации в значительной степени отличает ведущего, проводящего тренинг продаж на основе социально-психологического подхода. Принцип рефлексии. Тренеру необходимо постоянно осуществлять анализ собственных действий и целей и, опираясь на результаты рефлексии, планировать свои действия на следующем этапе. При этом вначале ставится цель, а затем выбирается средство ее достижения. Принцип целеполагания. Тренеру важно иметь иерархию целей всего обучения, целей на каждый день и в каждый конкретный период жизни группы. Цели должны относиться как к группе в целом, так и к отдельным ее участникам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников. Принцип командной работы. Для получения качественных результатов тренинга и успешного прохождения программы обучения каждым участником группы тренеру необходимо обеспечить соблюдение Глава 3. Общие принципы и методы обучения групповых норм, которые могут вырабатываться совместно с группой или быть заранее подготовленными тренером и объявлены с комментариями. Традиционный список групповых норм совместной деятельности приведен ниже. □ Норма активности предполагает активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу. Активность каждого позволяет достичь большего в обучении других и в собственном обучении. В тренинге каждый обучается и обучает других в той мере, в какой он проявляет собственную активность в осмыслении чувств, мыслей, поступков как своих, так и других членов группы, участвует в групповых упражнениях, высказывает свое мнение. □ Норма доверительности требует открытости и искренности участников в описании своих чувств, демонстрации поведения и высказывании мыслей. Этот принцип обеспечивает обратную связь от участников группы и готовность к ее принятию. □ Норма конфиденциальности заключается в запрещении выносить за пределы группы и обсуждать вне группы все происходящие в процессе тренинга события и всех участников. Такой запрет обеспечивает доверительность и искренность общения, создает чувство безопасности, снижает уровень психологической защиты, повышает открытость членов группы. □ Норма «здесь и сейчас» позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении происходящих в группе явлений. Благодаря этому принципу пресекаются общие отвлеченные разговоры о возможных ситуациях и закономерностях, которые могут быть, в частности, формой психологической защиты. Кроме того, данный принцип повышает эмоциональную включенность участников в процесс обучения и объективизирует закономерности групповых явлений, повышает эффективность обратной связи и обучения в целом. □ Норма персонификации также требует конкретизации высказываний, но не по отношению к пространству и времени, а по отношению к участникам событий. Согласно этой норме, участникам предлагается прямо обращаться к тем членам группы, о которых говорится. Не допускаются безличные рассуждения и ссылки на «кого-то» или «некоторых». Эта норма повышает значимость высказываний, реализует обратную связь и, эмоционально ее окрашивая, превращает знания в личный опыт. Тренинг продаж □ Норма обратной связи рекомендует описывать свои чувства и чувства партнеров при предъявлении обратной связи. При этом снижается оценочность суждений, что ослабляет психологическую защиту реципиента обратной связи. Высказывания о своих состояниях и эмоциях повышают степень доверительности, создают условия для более глубокого понимания процессов межличностного взаимодействия и для принятия решений.
|